Построение развивающей среды
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не позволяет решить какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции "сверху", а ребенок — "снизу". Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый "диктует" свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок или протестует, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа "глаза в глаза".
Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым — это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднений мог "спуститься", приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог "подняться" до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы и соответствующие стулья, которые позволяют взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавляют его от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.
Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Сложность здесь в том, что у каждого человека — и у ребенка, и у взрослого —свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, "короткой", дистанции, другие — на более "длинной". Кроме того, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д.
В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно. Нам представляется, что эта — последняя из перечисленных здесь "дистанция" взаимодействия детей и взрослых оптимальна для большинства детских занятий.
Принцип активности
Впроекте дошкольного учреждения должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка — творцами своей личности и своего здорового тела.
По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах могут быть развешены рамки (паспарту) на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко вставлены различные репродукции или рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.
Функционально оправданный в семье емкий спортивный комплекс в комнате детского учреждения может только усугубить своей голостью и безликостью неинтимность, неприкаянность быта детей. Он должен быть включен (даже еще с большей функциональной многовариантностью) в композиции игровой среды.
Одна из стен — рисовальная "стена творчества" — предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.
Регулятором и индикатором настроения детей, их эмоционального состояния может служить изменение освещения. Поэтому электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения — "цветосветовой дизайн".
В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т.п. и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера, нести познавательную и эстетическую нагрузку. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.
В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком "взрослых" форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе "настоящей" и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые способности ребенка.
Если для группы детского сада наличие кухонного блока может обсуждаться, то для детского дома такой кухонный блок обязателен со всеми соответствующими атрибутами: плитой, рабочими столиками, оснащением, с тем чтобы дети могли участвовать в подготовке праздничного обеда, в выпечке пирогов и т.п.
Пока при организации групповых ячеек детского сада этот принцип не находит отражения. В жилых ячейках детских домов в ряде случаев администрация, педагоги принимают решение об оборудовании фрагмента спальни и гостиной квартирным кухонным гарнитуром. Представляется, что в небольших дошкольных учреждениях — малокомплектных детских садах, мини-детских садах, где вся планировка напоминает обычную квартиру, этот принцип может быть реализован более органично и естественно. Этот маленький пищеблок может быть доступен и для участия детей в приготовлении пищи. (Это учтено в Рекомендациях АПЦ АПИО по новой типологии детских дошкольных учреждений,
1990 г.)
Для этих же целей используются ванные комнаты, в которых можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; мастерские с наборами простых инструментов; инструменты для уборки помещений, улицы, обработки огорода, клумб и т.д.
Наличие ванной комнаты и душа (отдельная душевая кабина, например) в детском доме способствует тому, что процедура
Другие стены могут быть использованы для размещения намытья приобретает присущую ей в семье интимность и изолированность от других. Старшие дети могут помыться сами, а взрослый купает одновременно не более чем двух малышей.
Ребенка и взрослого
Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим образом: для тогочтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать здоровый и гармонический человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ееразличными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
При этом надо учитывать иинтересы взрослых, взаимодействующих с детьми.
Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и "гасить", тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы, их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах и своем внутреннем мире), экологических представлений, знакомству с разными "языками" (музыки, движений, графики, красок, пантомимы, поэзии, компьютера, символов и т.д.).
Занятия с детьми (слово "занятие" мы употребляем в широком смысле, имея в виду не занятия типа школьных уроков, а беседы, дискуссии, игры, рисование, лепку и т.д.) проводятся в той части среды, которая помогает стимуляции желаемой деятельности.
Желательно, чтобы в помещении детского сада была и "гостиная для взрослых", куда имеют свободный доступ идети. Они здесь хотя ижеланные, но все же гости. В интерьере гостиной — торшеры, бра, ковры, письменный стол с печатной машинкой, книги, круглый стол, мягкие диваны икресла — ничто даже отдаленно не напоминает административный кабинет. Взрос-. лому здесь так же хорошо и комфортно, как и ребенку. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из взрослых, которые в это время не заняты своими делами, либо наблюдает за поведением взрослых и учится у нихкультуре общения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.
В такой гостиной хорошо проводить праздники, а в детском доме — семейные праздники.
Мы говорим о желательности"гостиной для взрослых" применительно к задачам обустройства детского сада и вместе с тем подчеркиваем, что наличие такой гостиной комнаты совершенно обязательнодля детского дома.
Необходим для него и дизайн прихожей, соответствующий понятию "родимый порог".
Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа "Я".Этому способствует наличие в помещениях разновеликих зеркал.Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал, систему зеркал разной кривизны.
В пособии по проектированию детских дошкольных учреждений (ЦНИИЭП учебных зданий, 1987 г.), других рекомендательных материалах содержатся советы по цветовой отделке стен помещений для детей, регламентирующие применение спокойной гаммы (бледно-зеленый, бледно-розовый и т.д.). Однако известны результаты исследований зарубежных специалистов, показывающие, что "вялая", без контрастных акцентов цветовая гамма отнюдь не стимулирует активность детей. В школах, где стены выкрашены в монотонно-салатовый или аналогичный цвет, дети быстрее утомляются.
В то же время существуют наблюдения, показывающие, что на повышение активности людей, находящихся постоянно в одном помещении, влияет не столько определенная цветовая среда, сколько сам факт смены конкретного цветового решения.
К стимулирующему материалу можно отнести также и игровое оборудование.
Детский сад нуждается в унифицированном каркасном (крупноблочном, облегченном, декоративном) игровом оборудовании, соразмерном с ребенком, и в комплектной кукольной мебели, используемой на участке и в помещениях (ширмы-домики, лесенки, конструкторы, мягкие надувные игрушки и т.п.). Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий должны быть соразмерны емкостям для хранения (в шкафах, стеллажах, витринах и т.п.) и по использованию. Особое внимание следует обращать на дизайн зоны ближайшего окружения ребенка: его предметно-игровую среду (кукольно-игровые уголки), поскольку формы, цветовая гамма, планировка этой среды воспринимаются ребенком как эталонные.
Для создания индивидуальной комфортности ребенка необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других. В нормах проектирования детских дошкольных учреждений предусматриваются детские кабины с самозакрывающимися дверками. Очевидно, ребенку нужно предоставить возможность запереться изнутри; взрослый же — в случае необходимости — имеет возможность открыть кабину.
Каждому ребенку в детском доме должно быть обеспечено личное пространство: это могут быть кроватка со стульчиком и ковриком, письменный стол, тахта и полка для школьника, собственный "уголок". В эту систему включаются и структурные емкости для личных вещей, игрушек, книг, пластинок и т.п., принадлежащих только ребенку.
Принцип сочетания привычных
Организации среды
Постижение детьми категории эстетического начинается с "элементарных кирпичиков", своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие "классические" произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и др. авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т.д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
Выбор места для картин, скульптур, воспроизводящей музыкальной аппаратуры должен быть определен заранее в помещениях основного пребывания детей, наряду с выделенным местом более масштабных экспозиций — временных выставок. В детском садике "Пярну-КЕК" выставочная экспозиция была развернута вдоль стен крытого перехода, соединяющего здание детского сада с жилым многоквартирным домом. Для больших экспозиций подойдут рекреационные или коммуникационные пространства. Желательно оборудовать помещения для художественного творчества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте разместить колокольчики, тарелки различного тембрового звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном. Или же комната "Волшебные краски" с оптическим смешением цветового освещения при смене светофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприя-тия предметной среды, ее изменений в соответствии с программой развития чувства цвета, культуры цветовосприятия окружающего (привычная окраска предметной среды меняет свою окраску). В сочетании с музыкальной полифонией и системой зеркал с экранной проекцией (слайды) можно получить эффектное зрелище.
ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ1
В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А. Смывина, Л.П.Стрелкова
Уважаемые коллеги!
Предлагаемая вам Концепция построения развивающей среды является составной частью стратегической Программы Министерства образования. В ней заложены подходы кардинального преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении.
У читателя справедливо может возникнуть вопрос и даже недоумение: своевременно ли появление данного документа? В условиях экономического кризиса ограничено, а в ряде территорий прекращено строительство объектов образования. Финансирование системы дошкольных учреждений переживает серьезные трудности. Производство детской мебели, игрушек, оборудования сокращается, как сворачиваются и другие виды производства в стране. Самое актуальное сейчас — решить проблему "выживания", сохранения сети детских садов от разрушения. И насколько уместно в этот момент думать об отдаленных перспективах?
Вопрос не простой. Однако уже сегодня, несмотря на все трудности, в среде практических работников нарастает стремление жить и работать по-новому, быть на уровне современных требований общества. Это означает, что наряду с задачей стабилизации (сохранения) нецелесообразно забывать и о развитии. Появляются новые формы организации дошкольных учреждений, меняется профессиональное сознание педагогов, осуществляется активный поиск нового содержания и методов взаимодействия с ребенком. Педагоги-практики имеют сегодня новую правовую основу для педагогического творчества и готовы использовать свои новые права.
Эти процессы обновления содержания не могут быть оторваны от той развивающей среды, в которой они должны воплощаться. Именно поэтому уже сейчас педагогам необходимо представлять себе подходы к ее организации в более отдаленной перспективе. Совершенно очевидно, что все сразу изменить нельзя, особенно в такой трудный период в развитии нашего общества. Естественно, что передовые педагогические технологии: программы, методики — появятся раньше, чем решатся экономические проблемы и начнут строиться современные здания, производиться игрушки и оборудование другого качества. Однако педагогам необходим целостный образ дошкольного учреждения нового поколения.
Вместе с тем процесс обновления предметно-развивающей среды уже начался в тех территориях России, где сложилась более благоприятная ситуация, где удается привлечь дополнительные источники финансирования на основе благотворительности и спонсорства. Поэтому Министерством образования России был сформирован заказ и впервые создан творческий межпредметный коллектив специалистов — представителей разных профессий: психологов, педагогов, дизайнеров, архитекторов с целью разработки "Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования".
Ядро авторского коллектива составили специалисты-авторы Концепции дошкольного воспитания, утвержденной Комитетом СССР по народному образованию в июле 1989 года. Именно поэтому в данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. На основе данной Концепции уже разработаны функционально-габаритные схемы помещений дошкольных учреждений, рабочие макеты зданий и отдельных помещений сотрудниками Архитектурно-проектного центра (АПИО) под руководством Л.А. Смывиной, а также создано 11 программ проектирования дошкольных учреждений.
Концепция обсуждалась с практическими работниками дошкольных учреждений г.Москвы. Участники обсуждения в основном поддержали Концепцию, высказав при этом немало проблемных замечаний. Так, вызвали безусловное одобрение сами принципы построения развивающей среды, направленные на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Нашли положительный отклик и идеи оснащения дошкольных учреждений трансформирующимся оборудованием.
Вместе с тем было отмечено, что в Концепции содержится слишком резкая критика "казарменной" системы воспитания, примеры из жизни детских садов поданы утрированно, с ориентировкой на "слабого" воспитателя, не умеющего использовать тот позитивный опыт, который накоплен в дошкольном воспитании.
Прочитав Концепцию вы заметите, что не все направления построения развивающей среды раскрыты одинаково полно, у вас, возможно, возникнет впечатление некоторой незавершенности. В разработке нуждается проблема гигиенических требований к построению развивающей среды. Здесь необходимо объединение усилий со специалистами по гигиене, детской психиатрии. Нуждаются в конкретизации и положения по оборудованию мебелью, по перепланировке, освещению и окраске помещений.
На взгляд практиков особую трудность как с педагогической, так и с гигиенической точки зрения составляют предложения авторов об устройстве в группах детских садов кухонных блоков, ванных комнат, "барных стоек" и пр.
Действительно Концепция вызывает немало вопросов, заставляет задуматься, но вместе с тем она вызвала живой интерес со стороны практических работников, желание использовать новые оригинальные предложения в практике работы дошкольных учреждений.
Министерство образования России организовало на базе нескольких дошкольных учреждений города Москвы, проявивших желание участвовать в апробации основных положений Концепции, экспериментальные площадки. О ходе их работы практические работники получат специальную информацию.
Начальник Главного управления
развития дошкольного воспитания Р. Б. Стеркина
Каким мы хотим видеть дошкольное учреждение. Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования
Среда, окружающая детей в детских садах и детских домах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Непременным условием построения развивающей средыв дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модельвзаимодействия между людьми.
Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориентированной моделивоспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: "не рядом, не над, а вместе!".Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности — доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка — не "запрограммированность", а содействие развитию личности; знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения — понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция взрослого — исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка — как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способствующей игре средой является та, которая дает широкую возможность двигаться, по возможности не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы — своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2) принцип активности, самостоятельности, творчества;
3) принцип стабильности — динамичности;
4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7) принцип открытости — закрытости;
8) принцип учета половых и возрастных различий детей. Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.