Построение развивающей среды

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Первоочередным условием осуществления личностно-ориен­тированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не по­зволяет решить какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установ­лению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции "сверху", а ребенок — "снизу". Этому соответствует и психоло­гическая разница в их позициях: взрослый "диктует" свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребе­нок или протестует, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, до­верительные беседы ведутся на основе пространственного прин­ципа "глаза в глаза".

Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым — это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднений мог "спуститься", приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог "подняться" до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы и соответствующие стулья, которые по­зволяют взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавляют его от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Сложность здесь в том, что у каждого человека — и у ребенка, и у взрослого —свои особые представления о комфортной дистанции взаимодей­ствия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, "короткой", дистанции, другие — на более "длинной". Кроме того, эти пред­ставления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д.

В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: до­статочно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позво­ляющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматри­вающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно. Нам представляется, что эта — последняя из перечисленных здесь "дистанция" взаимодействия детей и взрослых оптимальна для большинства детских занятий.

Принцип активности

Впроекте дошкольного учреждения должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка — творца­ми своей личности и своего здорового тела.

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в до­школьном учреждении должна быть более интенсивно развиваю­щей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах могут быть развешены рамки (паспарту) на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко встав­лены различные репродукции или рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настро­ения или новых эстетических вкусов.

Функционально оправданный в семье емкий спортивный ком­плекс в комнате детского учреждения может только усугубить своей голостью и безликостью неинтимность, неприкаянность быта детей. Он должен быть включен (даже еще с большей функ­циональной многовариантностью) в композиции игровой среды.

Одна из стен — рисовальная "стена творчества" — предостав­лена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуаль­ные, так и коллективные картины. них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

Регулятором и индикатором настроения детей, их эмоцио­нального состояния может служить изменение освещения. Поэ­тому электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения — "цветосветовой дизайн".

В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т.п. и всего того, что может выполнять функции домашней психотера­пии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера, нести познавательную и эстетическую на­грузку. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.

В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком "взрослых" форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе "настоящей" и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом разви­вает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые способности ребенка.

Если для группы детского сада наличие кухонного блока может обсуждаться, то для детского дома такой кухонный блок обязателен со всеми соответствующими атрибутами: плитой, рабочими столиками, оснащением, с тем чтобы дети могли участвовать в подготовке праздничного обеда, в выпечке пирогов и т.п.

Пока при организации групповых ячеек детского сада этот принцип не находит отражения. В жилых ячейках детских домов в ряде случаев администрация, педагоги принимают решение об оборудовании фрагмента спальни и гостиной квартирным кухон­ным гарнитуром. Представляется, что в небольших дошкольных учреждениях — малокомплектных детских садах, мини-детских садах, где вся планировка напоминает обычную квартиру, этот принцип может быть реализован более органично и естественно. Этот маленький пищеблок может быть доступен и для участия детей в приготовлении пищи. (Это учтено в Рекомендациях АПЦ АПИО по новой типологии детских дошкольных учреждений,

1990 г.)

Для этих же целей используются ванные комнаты, в которых можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; мастерские с наборами простых инструментов; инструменты для уборки помещений, улицы, обработки огорода, клумб и т.д.

Наличие ванной комнаты и душа (отдельная душевая кабина, например) в детском доме способствует тому, что процедура

Другие стены могут быть использованы для размещения намытья приобретает присущую ей в семье интимность и изолиро­ванность от других. Старшие дети могут помыться сами, а взрос­лый купает одновременно не более чем двух малышей.

Ребенка и взрослого

Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим образом: для тогочтобы определить структуру опти­мальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать здоровый и гармонический человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ееразличными элементами, повы­шая тем самым функциональную активность ребенка. Окруже­ние должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечат­ления.

При этом надо учитывать иинтересы взрослых, взаимодейст­вующих с детьми.

Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и "гасить", тормозить двигательную ак­тивность детей, когда это необходимо.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы, их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интел­лекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах и своем внутреннем мире), экологических представлений, знакомству с разными "языками" (музыки, дви­жений, графики, красок, пантомимы, поэзии, компьютера, сим­волов и т.д.).

Занятия с детьми (слово "занятие" мы употребляем в широком смысле, имея в виду не занятия типа школьных уроков, а беседы, дискуссии, игры, рисование, лепку и т.д.) проводятся в той части среды, которая помогает стимуляции желаемой деятельности.

Желательно, чтобы в помещении детского сада была и "гос­тиная для взрослых", куда имеют свободный доступ идети. Они здесь хотя ижеланные, но все же гости. В интерьере гостиной — торшеры, бра, ковры, письменный стол с печатной машинкой, книги, круглый стол, мягкие диваны икресла — ничто даже отдаленно не напоминает административный кабинет. Взрос-. лому здесь так же хорошо и комфортно, как и ребенку. Ребе­нок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из взрослых, которые в это время не заняты своими делами, либо наблюдает за поведением взрослых и учится у нихкультуре об­щения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.

В такой гостиной хорошо проводить праздники, а в детском доме — семейные праздники.

Мы говорим о желательности"гостиной для взрослых" при­менительно к задачам обустройства детского сада и вместе с тем подчеркиваем, что наличие такой гостиной комнаты совершенно обязательнодля детского дома.

Необходим для него и дизайн прихожей, соответствующий понятию "родимый порог".

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа "Я".Этому способствует нали­чие в помещениях разновеликих зеркал.Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал, систему зеркал раз­ной кривизны.

В пособии по проектированию детских дошкольных учрежде­ний (ЦНИИЭП учебных зданий, 1987 г.), других рекомендатель­ных материалах содержатся советы по цветовой отделке стен помещений для детей, регламентирующие применение спокой­ной гаммы (бледно-зеленый, бледно-розовый и т.д.). Однако из­вестны результаты исследований зарубежных специалистов, по­казывающие, что "вялая", без контрастных акцентов цветовая гамма отнюдь не стимулирует активность детей. В школах, где стены выкрашены в монотонно-салатовый или аналогичный цвет, дети быстрее утомляются.

В то же время существуют наблюдения, показывающие, что на повышение активности людей, находящихся постоянно в одном помещении, влияет не столько определенная цветовая среда, сколько сам факт смены конкретного цветового реше­ния.

К стимулирующему материалу можно отнести также и игровое оборудование.

Детский сад нуждается в унифицированном каркасном (круп­ноблочном, облегченном, декоративном) игровом оборудовании, соразмерном с ребенком, и в комплектной кукольной мебели, используемой на участке и в помещениях (ширмы-домики, ле­сенки, конструкторы, мягкие надувные игрушки и т.п.). Ком­плекты игрового и дидактического оборудования и пособий должны быть соразмерны емкостям для хранения (в шкафах, стеллажах, витринах и т.п.) и по использованию. Особое внима­ние следует обращать на дизайн зоны ближайшего окружения ребенка: его предметно-игровую среду (кукольно-игровые угол­ки), поскольку формы, цветовая гамма, планировка этой среды воспринимаются ребенком как эталонные.

Для создания индивидуальной комфортности ребенка необхо­димо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других. В нормах проектирования детских дошкольных учреждений предусматри­ваются детские кабины с самозакрывающимися дверками. Оче­видно, ребенку нужно предоставить возможность запереться изнутри; взрослый же — в случае необходимости — имеет возмож­ность открыть кабину.

Каждому ребенку в детском доме должно быть обеспечено личное пространство: это могут быть кроватка со стульчиком и ковриком, письменный стол, тахта и полка для школьника, соб­ственный "уголок". В эту систему включаются и структурные емкости для личных вещей, игрушек, книг, пластинок и т.п., принадлежащих только ребенку.

Принцип сочетания привычных

Организации среды

Постижение детьми категории эстетического начинается с "элементарных кирпичиков", своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроум­ной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие "клас­сические" произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и др. авторов, ставших традиционными для украше­ния детских домов, лагерей, пансионатов и т.д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графичес­кого языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реа­листическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети (с по­мощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

Выбор места для картин, скульптур, воспроизводящей музы­кальной аппаратуры должен быть определен заранее в помеще­ниях основного пребывания детей, наряду с выделенным местом более масштабных экспозиций — временных выставок. В детском садике "Пярну-КЕК" выставочная экспозиция была развернута вдоль стен крытого перехода, соединяющего здание детского сада с жилым многоквартирным домом. Для больших экспозиций подойдут рекреационные или коммуникационные пространства. Желательно оборудовать помещения для художественного твор­чества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте разместить колокольчики, тарелки различного тембрового звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комнату пере­звоном. Или же комната "Волшебные краски" с оптическим смешением цветового освещения при смене светофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприя-тия предметной среды, ее изменений в соответствии с програм­мой развития чувства цвета, культуры цветовосприятия окружа­ющего (привычная окраска предметной среды меняет свою ок­раску). В сочетании с музыкальной полифонией и системой зеркал с экранной проекцией (слайды) можно получить эффект­ное зрелище.

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ1

В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А. Смывина, Л.П.Стрелкова

Уважаемые коллеги!

Предлагаемая вам Концепция построения развивающей среды является составной частью стратегической Программы Министерства образования. В ней заложены подходы кардинального преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

У читателя справедливо может возникнуть вопрос и даже недоумение: своевременно ли появление данного документа? В условиях экономического кризиса ограничено, а в ряде территорий прекращено строительство объектов образования. Финансирование системы дошкольных учреждений переживает серьезные трудности. Производство детской мебели, игрушек, оборудования сокращается, как сворачиваются и другие виды производства в стране. Самое актуальное сейчас — решить проблему "выживания", сохранения сети детских садов от разрушения. И насколько уместно в этот момент думать об отдаленных перспективах?

Вопрос не простой. Однако уже сегодня, несмотря на все трудности, в среде практических работников нарастает стремле­ние жить и работать по-новому, быть на уровне современных требований общества. Это означает, что наряду с задачей стабилизации (сохранения) нецелесообразно забывать и о развитии. Появляются новые формы организации дошкольных учреждений, меняется профессиональное сознание педагогов, осуществляется активный поиск нового содержания и методов взаимодействия с ребенком. Педагоги-практики имеют сегодня новую правовую основу для педагогического творчества и готовы использовать свои новые права.

Эти процессы обновления содержания не могут быть оторваны от той развивающей среды, в которой они должны воплощаться. Именно поэтому уже сейчас педагогам необходимо представлять себе подходы к ее организации в более отдаленной перспективе. Совершенно очевидно, что все сразу изменить нельзя, особенно в такой трудный период в развитии нашего общества. Естественно, что передовые педагогические технологии: программы, методики — появятся раньше, чем решатся экономические пробле­мы и начнут строиться современные здания, производиться игрушки и оборудование другого качества. Однако педагогам необходим целостный образ дошкольного учреждения нового поколения.

Вместе с тем процесс обновления предметно-развивающей среды уже начался в тех территориях России, где сложилась более благоприятная ситуация, где удается привлечь дополнительные источники финансирования на основе благотворительности и спонсорства. Поэтому Министерством образования России был сформирован заказ и впервые создан творческий межпредметный коллектив специалистов — представителей разных профессий: психологов, педагогов, дизайнеров, архитекторов с целью разработки "Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования".

Ядро авторского коллектива составили специалисты-авторы Концепции дошкольного воспитания, утвержденной Комитетом СССР по народному образованию в июле 1989 года. Именно поэтому в данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. На основе данной Концепции уже разработаны функционально-га­баритные схемы помещений дошкольных учреждений, рабочие макеты зданий и отдельных помещений сотрудниками Архитектурно-проектного центра (АПИО) под руководством Л.А. Смывиной, а также создано 11 программ проектирования дошкольных учреждений.

Концепция обсуждалась с практическими работниками до­школьных учреждений г.Москвы. Участники обсуждения в ос­новном поддержали Концепцию, высказав при этом немало про­блемных замечаний. Так, вызвали безусловное одобрение сами принципы построения развивающей среды, направленные на со­здание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Нашли поло­жительный отклик и идеи оснащения дошкольных учреждений трансформирующимся оборудованием.

Вместе с тем было отмечено, что в Концепции содержится слишком резкая критика "казарменной" системы воспитания, примеры из жизни детских садов поданы утрированно, с ориентировкой на "слабого" воспитателя, не умеющего использовать тот позитивный опыт, который накоплен в дошкольном воспитании.

Прочитав Концепцию вы заметите, что не все направления построения развивающей среды раскрыты одинаково полно, у вас, возможно, возникнет впечатление некоторой незавершен­ности. В разработке нуждается проблема гигиенических требова­ний к построению развивающей среды. Здесь необходимо объ­единение усилий со специалистами по гигиене, детской психи­атрии. Нуждаются в конкретизации и положения по оборудо­ванию мебелью, по перепланировке, освещению и окраске поме­щений.

На взгляд практиков особую трудность как с педагогической, так и с гигиенической точки зрения составляют предложения авторов об устройстве в группах детских садов кухонных блоков, ванных комнат, "барных стоек" и пр.

Действительно Концепция вызывает немало вопросов, застав­ляет задуматься, но вместе с тем она вызвала живой интерес со стороны практических работников, желание использовать новые оригинальные предложения в практике работы дошкольных уч­реждений.

Министерство образования России организовало на базе не­скольких дошкольных учреждений города Москвы, проявивших желание участвовать в апробации основных положений Концеп­ции, экспериментальные площадки. О ходе их работы практические работники получат специальную информацию.

Начальник Главного управления

развития дошкольного воспитания Р. Б. Стеркина

Каким мы хотим видеть дошкольное учреждение. Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования

Среда, окружающая детей в детских садах и детских домах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Непременным условием построения развивающей средыв дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модельвзаимодействия между людьми.

Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориентированной моделивоспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в об­щении с детьми придерживается положения: "не рядом, не над, а вместе!".Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспе­чить чувство психологической защищенности — доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); фор­мирование начал личности (базис личностной культуры); разви­тие индивидуальности ребенка — не "запрограммированность", а содействие развитию личности; знания, умения, навыки рассмат­риваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения — понимание, признание и приня­тие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрос­лых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция взрослого — исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноцен­ного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманиза­ции, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка — как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Исключительное значение в воспитательном процессе прида­ется игре, позволяющей ребенку проявить собственную актив­ность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способ­ствующей игре средой является та, которая дает широкую воз­можность двигаться, по возможности не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для ис­пользования их в игре. Организация пространства должна предо­ставить возможность для многовариантных игр. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно опреде­ляемые элементы — своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобре­тательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнару­живают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2) принцип активности, самостоятельности, творчества;

3) принцип стабильности — динамичности;

4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфорт­ности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрос­лого;

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) принцип открытости — закрытости;

8) принцип учета половых и возрастных различий детей. Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Наши рекомендации