Физминутки для детей с нарушением зрения

(по Шабановой П., Выгодской И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенской Л.П.)

Дождик

Капля первая упала — кап! Сверху пальцем показать

И вторая побежала! траекторию её движения и

проследить взглядом.

Мы на небо посмотрели, Смотрят вверх.
Капельки «кап-кап» запели,
Намочились лица.

Мы их вытирали Вытирают лицо руками.

Туфли — посмотрите — Показывают руками вниз

Мокрыми стали. и смотрят.

Плечами дружно поведем Движение плечами.
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,

Под кусточком посидим. Приседают.

Стрекоза

Вот какая стрекоза, Соединить большие и ука-

Как горошины глаза. зательные пальцы, подне-

сти их к глазам.

Влево — вправо, Соответственно смотреть

Вниз — вперед. глазами, не поворачивая

головы. Ну, совсем как вертолет!

Синички

Мы летаем высоко, Соответственно смотреть

Мы летаем низко, глазами, не поворачивая

Мы летаем далеко, головы.

Мы летаем близко.

Жук

В группу к нам жук влетел, Грозят пальцем.

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел, Указывают рукой, следят

Каждый вправо посмотрел, за ней.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, Правой рукой производят

Не дадим ему присесть. направленное движение к

носу со стороны.

Жук наш приземлился, Приседают.

Зажужжал и закружился:

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Вращательные движения ру-

ками, проследить глазами.

Жук, вот правая ладошка, Протягивают руки и смот-

Посидим немножко. рят на них.

Жук наверх полетел Протягивают руки вверх и

И на потолок присел. смотрят.

На носочки мы привстали, Встают на носки, руки

Но жука мы не достали. вверх, смотрят на них.

Хлопнем дружно: хлоп-хлоп,

Чтоб улететь он смог. Имитируют полёт жука и

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». садятся на места.

Пальминг (погружение)

Лечь на пол, закрыть глаза.

■ Представьте себе море, песчаный берег. Мы все ле­
жим на теплом песке, загораем. У нас хорошее на­
строение. Поболтаем ногами, опустим их.

■ Разгребли теплый песок руками. Перевернулись на
спину, сели, дотянулись руками до носочков. Быст­
ро встали, побежали к морю.

■ Поплыли — вода прохладная. Рассекаем воду рука­
ми — то правая, то левая рука впереди (имитация





движения пловца). Сейчас будем нырять: остановим­ся, быстро разведем руки через стороны вверх, ныр­нули, плаваем под водой, рассекая воду двумя рука­ми перед собой. Вынырнули, выходим из воды. Бе­рем полотенце, обтираемся.

Пальминг

Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... (2 раза) Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Отдыхают... засыпают... (2 раза) Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Будто мы лежим на травке... На зеленой мягкой травке... Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас... Жарче солнышко сейчас... Ноги теплые у нас... Дышится легко... ровно... глубоко... Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебно­го сна».

Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали... Громче, быстрее, энергичнее: Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Зарядка

А сейчас все по порядку:

Встанем дружно на зарядку, Встают, руки на поясе. Руки в стороны, согнули, Выполняют движения, про-Вверх подняли, помахали, слеживая за ними глазами. Спрятали за спину их,

оглянулись: Через правое плечо, Через левое плечо.

Дружно присели, Приседают и обхватывают

Пяточки задели, пятки руками.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз. Прослеживают глазами за

руками.

Самолет

Пролетает самолет, Смотрят вверх и водят паль-

С ним собрался я в полет. цем за пролетающим само­лётом.

Правое крыло отвел, Отводят руки попеременно

Посмотрел. и прослеживают взглядом.

Левое крыло отвел, Поглядел.

Я мотор завожу Делают вращательные дви-

И внимательно гляжу. жения грудью и прослежи-

вают взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу, Встают на носки и выиолня-
Возвращаться не хочу. ют летательные движения.

Мы учимся письму

Мы учимся письму Руками указывают на тет-

Для чего и почему? радь.

Из крючков, из крючков Пальцем рисуют в воадухе

Сможем буквы написать. крючки, кружки, буквы.





Если будем мы стараться, Наклоны головы в сторо-

Буквы будут получаться. ны, руки на поясе.

Пальцы наши потрудились Поочерёдно сгибать и раз-

И немножко утомились. гибать пальцы.
Дружно мы их встряхнем
И опять писать начнем!

Мы рисуем

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата, Рисуем указательным паль-

А на них — огромный круг, цем в воздухе, смотрим.

А потом еще кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развеселый Чудачок!

Линии

На прямой дорожке — палка Рисуем в воздухе, просле-На кривой дорожке - галка, живаем за пальцем. По наклонной едут сани, По волнистой — кот с усами.

Прогулка в зимнем лесу

Мы пришли в зимний лес, Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес, Разводят руки.
Справа — березка Отводят руку, смотрят.

в шубке стоит, Слева — елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся, Выполняют движение «фо­нарики» и смотрят вверх.

На землю красиво ложатся. Кружась, приседают1.
Вот и зайка прискакал, Прыжки.

От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет, Наклоны в стороны.

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас, Приседают, прячась.

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь Имитируют сон.

в берлоге спит, Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири, Имитируют полёт птиц.

Как красивы они!

В лесу красота и покой, Разводят руки в стороны,
А нам пора уже домой. садятся на свои места.

Упражнения для глаз

(метод Бейтса)

Наши рекомендации