Упражнения для развития пространственного восприятия, ориентировки и точности движений

Определение названия, цвета, формы, величины предметов, рисунков при выключении центрального и периферического зрения. Ходьба и бег между предметами с последующим изображением пути по схеме. Ходьба и бег соответственно нарисованному на схеме-рисунке пути. Нахождение и прятание предметов в комнате по нарисованной схеме. Ходьба на звуковой сигнал, ходьба за звуковым сигналом в различных направлениях ограниченного пространства (без зрительного контроля).

Строевые упражнения. Построение в колонну по одному, в круг, шеренгу, с помощью ориентиров, к концу года самостоятельно (без использования ориентиров), перестроение в колонну по два, по три, по четыре на ходу, из одного круга в два, три. Расчет на первый-второй и перестроение из одной шеренги в две, равнение в колонне, шеренге, в кругу по зрительным ориентирам, к концу года без них; размыкание и смыкание приставным шагом (по размеченным дорожкам), к концу года без них; повороты направо, налево, кругом.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для головы и шеи. Наклоны и повороты головы в разных направлениях (вправо, влево, вперед, назад, кругом), оказывая сопротивление руками, выполняя упражнения и с закрытыми глазами.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Поднимать руки вверх, вперед и в стороны, поднимаясь на носки из положения стоя, пятки вместе, носки врозь; из положения руки к плечам, прослеживая действия рук глазами. Поднимать и опускать плечи. Энергично разгибать согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулак) вперед и в стороны, выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч), кистями вправо и влево (руки вытянуты вперед, движения кистей прослеживать). Вращать обруч, мяч одной рукой, прослеживая движение глазами. Разводить, сводить пальцы сбоку, впереди, при сведении фиксировать глазами. Поочередно соединять все пальцы с большим пальцем, соединять пальцы рук, выполняя простые фигуры (веер, лодочка, канат и т. д.), прослеживая действия пальцев глазами.

Упражнения для ног и ступней. Выставлять ногу вперед на носок скрестно, приседать, держа руки за головой; пружинисто сгибать ноги (стоя ноги врозь), приседать из положения ноги врозь. Выполнять выпад в сторону, одной рукой держась за опору; касаясь носком выпрямленной ноги (махом вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и разноименной); свободно размахивать ногой, при необходимости держась за опору. Захватывать ступнями ног мелкие игрушки, палочки, выполнять игровые действия, собирать полотенце, катать пальцами мяч; из шнура, веревки делать круг, треугольник, квадрат; захватывать палку ступнями ног и поворачивать ее в разных направлениях.

Упражнения для туловища. Поворачивать туловище в стороны, поднимая руки вверх, вперед, в стороны из положения руки к плечам, из-за головы. Наклоняться вперед, держа руки в стороны, вперед. В упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув носки, удерживая ноги в этом положении), переносить прямые ноги через скамейку, сидя на ней в упоре сзади. Ложиться из положения сидя, ногами держась за опору, и снова садиться без опоры на руки. Перегибаться, лежа на животе. Из положения лежа на спине поднимать обе ноги одновременно, плавно опускать их. Поочередно поднимать прямую ногу и согнутую в колене, держась за опору.

УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ

Упражнения для рук. Выполнять одноименные движения рук в разных направлениях поочередно и одновременно (вперед — в сторону, вверх — в сторону, вверх — вперед, вверх — в сторону).

Упражнения для ног. Поочередно и одновременно отводить ноги из исходных положений (лежа на спине, животе) в стороны, прижимать ноги к животу из исходного положения сидя; поднимать ноги вверх, сгибать ноги в коленях, лежа на спине.

Упражнения для рук и ног. Выполнять одновременные и поочередные движения рук и ног из разнонаправленных исходных положений с использованием зрительного контроля и без него, под хлопки, удары в бубен.

СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Катание на санках. Скатываться с горки по ограниченному пространству (коридор шириной 2—3 м), размеченному кеглями; снежками, цветными линиями. Во время спуска выполнять разнообразные игровые задания: попасть снежком в цель, сделать поворот, остановку; спускаясь, позвонить в звонок, снять ленту. Участвовать в коллективных играх: «Кто дальше?», «Почтовый поезд», «Кто быстрее?», «Не сбей предмет».

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам (ширина 60— 70 см) в положении стоя, руки в стороны; между снежными комьями; скользить вдвоем, держась за руки.

Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом, заложив руки за спину, по размеченным цветным линиям. Ходить попеременным двухшажным ходом (с палками). Проходить на лыжах расстояние 500—600 м в среднем темпе, 2—3 км в медленном темпе. Выполнять повороты переступанием на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, елочкой. Спускаться с горки (до 20 м) в средней и высокой стойках, тормозить.

Участвовать в играх на лыжах: «Шире шаг», «Кто самый быстрый?».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Совершенствовать движения глазами в различных направлениях из разных исходных положений. Последовательно переводить взгляд с предмета на предмет, находящихся в разных местах спортивного зала, комнаты; фиксировать взгляд на предметах, находящихся на различных участках площадки, зала, комнаты; находить предметы вблизи, вдали; прослеживать глазами действия мяча на разном расстоянии, прослеживать движущиеся цветные световые сигналы.

Упражнения для снятия зрительного утомления. Смотреть вдаль прямо перед собой 2—3 с, перевести взор на кончик носа на 3— 5 с; смотреть на конец пальца вытянутой руки; медленно сгибая палец, приблизить его к глазам, смотреть 3—5 с; отводить правую руку в сторону, медленно передвигать палец согнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцами, затем слева направо; медленно передвигать палец снизу вверх и сверху вниз, следить за ним глазами; производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30—35 см от глаз, следить при этом за концом пальца; сделать круговые движения против часовой стрелки; совершать движения глазами: вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы при закрытых веках.

Упражнения для совершенствования центрального и периферического зрения. Упражнения проводятся при выключении центрального и периферического зрения.

Ходьба в обход спортивного зала, площадки в различном темпе при выключении центрального и периферического зрения.

Передача мяча друг другу, стоя друг против друга (при выключении периферического зрения); боковые передачи друг другу (при выключении центрального зрения); выполнение общеразвивающих упражнений на точность с предметами и без предметов; прыжки в длину; метание мячей в цель с различных расстояний: «Не задень», «Найди по следу» и др.

Катание на коньках. Самостоятельно надевать ботинки с коньками. Сохранять равновесие (на плотно утрамбованном снегу), при необходимости пользуясь опорой. Принимать правильное исходное положение (ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, голову держать прямо, смотреть перед собой). Выполнять пружинистые приседания, держась за опору одной рукой (и без нее). Скользить на двух ногах, делать повороты направо, налево во время скольжения, торможения (при страховке взрослого). Скользить на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь. К концу года кататься на коньках по прямой (15—20 м), по кругу такого же диаметра, сохраняя правильную позу.

Участвовать в играх: «Пружинки», «Фонарики», «Бег по кругу вдвоем», «Кто быстрее?», «Перегони», «Змейка».

Катание на велосипеде. Самостоятельно ездить на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить.

Проезжать до 100 м по прямой. Участвовать в играх: «Достань предмет», «Правила дорожного движения» и др.

В начале года можно пользоваться страховочными, поддерживающими роликами на заднем колесе.

Плавание. Выполнять вдох, затем выдох в воду (от 3 до 10 раз). Выполнять разнообразные подготовительные упражнения в воде. Передвигаться в воде по пояс, делать гребковые движения руками. Приседая, погружаться до подбородка, до носа, с головой (не открывая глаз в воде). Двигать ногами (вверх — вниз), передвигаться по дну бассейна на руках. Плавать с надувным кругом в руках; выполнять движения руками. Пытаться плавать без поддержки, проплывать произвольно небольшое расстояние (5—10 м). Участвовать в играх на воде: «На буксире», «Не боюсь воды», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Лягушки», «Смелые люди» и др.

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Городки. Принимать правильное исходное положение, бросать биты сбоку, от плеча. Знать 4—5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит (расстояние до кона 3—4 м, полукона — 2—2,5 м); размер городков, их цветовая насыщенность подбираются соответственно зрению детей.

Элементы баскетбола. Передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении, ловить мяч, летящий на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину (кольцо не выше 2 м) двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях по сигналу. Усвоить основные правила игры.

Элементы футбола. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

Элементы хоккея. Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота с места и после ведения.

Проводится без коньков — на траве, на снегу.

Элементы бадминтона. Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и воланом.

Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке, стараясь не пропустить волан.

Элементы настольного тенниса. Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом об пол, о стенку. Подавать мяч через сетку после отскока от стола.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игры с бегом: «Быстро возьми — быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери звонок», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка».

Игры с прыжками: «Лягушка и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».

Игры с метанием и ловлей: «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».

Игры с ползанием и лазаньем: «Перелет птиц», «Ловля обезьян».

Игры-эстафеты: «Кто скорее — через препятствия к флажку?», «Веселые соревнования», «Чья команда больше мячей забросит в корзину?», «Дорожка препятствий» (выполнять 2—3 задания).

Игры на развитие зрительно-двигательной ориентации: «Прокати мяч палкой», «Иди по следу», «Кто самый зоркий?», «Кто попал в цель?».

Игра на ориентировку в пространстве: «Найди по описанию». Игры на развитие слухового восприятия. Народные игры.

К концу года дети должны уметь:

• выполнять все виды ходьбы и бега, пользоваться ими в зависимости от условий;

• выполнять правильно различные виды прыжков, метания, лазанья;

• прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; мягко приземляться, спрыгивать с высоты 40 см;

• прыгать в длину с места на расстояние до 100 см, с разбега — 130—160 см; в высоту с разбега — 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами; » бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цели с расстояния 3 м и более, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5 — 10 м, метать предмет в движущуюся цель; свободно выполнять пропедевтические упражнения;

• перестраиваться в 3—4 колонны, в 2—3 круга на ходу, в 2 шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы вовремя передвижения;

• выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, согласуя действия рук и ног, ориентируясь в пространстве, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции, по звуковым и зрительным ориентирам;

• сохранять правильную осанку и равновесие; ходить на лыжах переменным и скользящим шагом на расстояние 2—3 км, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске; активно участвовать в играх с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей, настольный теннис;

• проплывать произвольно расстояние 5—10 м.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи трудового обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте включают формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда. По мере роста и развития ребенка в трудовом воспитании выделяется формирование навыков с последующим расширением содержания.

Одной из важных задач трудового воспитания является развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям, ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату, умения работать совместно. Надо учить детей с нарушением зрения быть организованными в труде, прививать им навыки планирования трудовых действий и умения действовать в соответствии с планом.

В дошкольном возрасте предусмотрены такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Разнообразные виды труда не одинаковы по своим педагогическим возможностям: значение каждого из них меняется в зависимости от возраста детей.

Самообслуживание как часть хозяйственно-бытового труда имеет важное значение в младшем дошкольном возрасте, так как оно является первой ступенью в трудовом воспитании детей и направлено на формирование у детей волевых, трудовых усилий, предпосылок к становлению самостоятельности. Если в младшем дошкольном возрасте самообслуживание представляет определенные трудности, то для детей старшего дошкольного возраста оно становится привычным, само собой разумеющимся. Повседневность выполнения круга обязанностей по самообслуживанию обеспечивает слабовидящим детям возможность проявлять самостоятельность как одно из важнейших качеств личности человека.

Дети с нарушением зрения при поступлении в специальное дошкольное учреждение иногда оказываются беспомощными в самообслуживании. Это может быть результатом большой недооценки слабовидящих детей со стороны взрослых. Поэтому в детском саду следует обеспечивать условия для преодоления таких недостатков и проводить систематическую работу по воспитанию самостоятельности.

Регулярное участие в трудовой деятельности повышает общее развитие слабовидящих детей, придает им уверенность в своих силах, по существу меняет положение ребенка в среде сверстников и его взаимоотношения с окружающими взрослыми. У детей появляются простейшие формы сотрудничества: помощь сверстнику и взаимопомощь, участие в труде взрослых (мытье игрушек, приготовление стола к завтраку, обеду).

Дежурства по столовой, в уголке природы, на занятиях и др. развивают ответственное отношение к поручениям и обязанностям, служат предпосылкой к возникновению общественных чувств и отношений.

В старших группах детского сада необходимо организовать систематическое участие детей в разных видах труда: в ручном труде, в дежурствах; особенно важен труд в природе (уход за животными и растениями в уголке природы, труд на огороде, в саду, в цветнике). В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируются нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.

Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, чтобы для работы в помещении и на участке был подобран инструмент и материал (например, из дерева).

Сознавая большую воспитательную значимость разных видов труда, педагогам следует вместе с тем проявлять осторожное, внимательное отношение к увеличению объема труда с точки зрения педагогической целесообразности, к созданию для трудовой деятельности необходимых офтальмогигиенических условий.

Это особенно касается содержания и методики организации ручного труда. В условиях детского сада для детей с нарушением зрения отдельные виды труда требуют создания специальных условий и методов.

Основным методом работы является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах — по словесному пояснению, инструкции.

В процессе трудовых действий следует развивать зрительные способности, формировать предметные образы и предметно-практические действия.

При этом важно обеспечить удобные условия для зрительного восприятия приемов показа действий, когда педагог приглашает детей подойти ближе, четко и лаконично дает словесные пояснения.

В ручном труде все детские поделки следует использовать в различных видах деятельности: в игре, на занятиях, дети могут делать подарки малышам, взрослым. Важно воспитывать у детей с нарушением зрения понимание важности, необходимости доводить начатое дело до конца. Это воспитывает у них уверенность в своих силах, самостоятельность, желание трудиться.

1-й год обучения

Самообслуживание. Учить детей сохранять правильную позу за столом, самостоятельно и аккуратно есть разнообразную пищу, свободно и правильно пользоваться ложкой, пить из чашки, пользоваться салфеткой, благодарить по окончании еды взрослых.

Учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности и выполнять действия: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону; пуговицы застегивать, расстегивать; завязывать шнурки ботинок. Проявлять самостоятельность в раздевании, одевании.

Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом. Замечать неопрятность (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок, спустился гольф, развязался шнурок), самостоятельно устранять ее, а в случае необходимости обращаться за помощью к взрослому.

Учить детей мыть руки и лицо по мере загрязнения и перед едой, самостоятельно засучивать рукава, пользоваться полотенцем, насухо вытираться, вешать полотенце на место.

Побуждать детей к выполнению элементарных поручений в хозяйственно-бытовом труде: раскладывать ложки, салфетки, расставлять хлебницы, тарелки (со второй половины года допускается организация дежурства по столовой); раскладывать материалы к занятиям (коробки с карандашами, кисти, доски для лепки и пр.) и убирать их; собирать листья и другой мусор на своем участке, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.

Приучать детей соблюдать порядок и чистоту в помещении, на участке детского сада, выполнять поручения взрослого по поддержанию порядка; воспитывать у детей чувство удовлетворения от чистоты и порядка.

Воспитывать желание участвовать в труде в группе и на участке: протирать крупные листья комнатных растений, кормить рыбок, птиц, животных, сеять крупные семена цветов, огородных культур (горох), сажать лук и другие овощи, поливать растения на грядке и в группе. Формировать элементарные трудовые умения (полив, посадка). Учить выполнять работу самостоятельно, правильно, доводить дело до конца.

2-й год обучения

Учить детей тщательно выполнять индивидуальные поручения и обязанности дежурных. Прививать чувство ответственного отношения к заданиям (умение и желание доводить дело до конца, стремление к качественному его выполнению). Разъяснять детям значимость труда.

Воспитывать целенаправленность деятельности, желание трудиться, умение прилагать волевые и трудовые усилия, поощрять инициативу детей.

Учить детей выполнять коллективные поручения (формировать элементарные способы сотрудничества; договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания).

Самообслуживание. Воспитывать у детей самостоятельность, желание быть всегда аккуратными, опрятными. Дети должны овладеть навыками одевания, раздевания, соблюдать установленную последовательность (зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы). Аккуратно складывать и вешать одежду. С помощью взрослого своевременно приводить ее в порядок (чистить, просушивать и пр.).

Хозяйственно-бытовой труд. Приучать детей поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки, мыть их, стирать кукольное белье, подклеивать вместе с воспитателем книги, коробки из-под настольных игр; протирать пыль со стульев, столов, стеллажей. В весенне-осенний период убирать участок от мусора (камней, палок, листьев), в зимний — от снега. Подметать веранду. Перекапывать песок в песочном дворике, периодически мыть выносные игрушки, приводить в порядок стеллажи для них, протирать от пыли скамьи, столы на участке, зимой сметать с них снег.

Учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой: расставлять посуду на столе (хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы), раскладывать приборы (ложки, вилки, ножи); на занятиях: раскладывать материалы, пособия, подготовленные воспитателем, убирать их после занятия.

Труд в природе. Формировать умение самостоятельно производить поверхностную уборку и уход за обитателями уголка природы: поливать растения, кормить рыб по мерке, мыть кормушки и поилки, поддоны, наливать воду в поилки и класть готовый корм в кормушки; сажать крупные семена и луковицы.

Учить детей оказывать помощь воспитателю при пересадке растений, замене воды в аквариуме, сборе сухих листьев, расчистке от снега, подкормке зимующих птиц на участке, в парке. Принимать участие в устройстве огорода, цветника (убирать мусор, разбивать грядки, посыпать дорожки песком), ухаживать за огородом (поливать, рыхлить), приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

3-й год обучения

Учить детей самостоятельно выполнять поручения (индивидуальные, коллективные), обязанности дежурного (с начала года вводить дежурство по природе), участвовать в коллективном труде, в еженедельной уборке групповой комнаты или участка.

В ИДЫ ТРУДА

Самообслуживание. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, чистить), за спортивным инвентарем (лыжи, велосипед).

Уметь замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично подсказывать товарищу о неполадках в его костюме, обуви; помогать устранять их.

Хозяйственно-бытовой труд. Приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в окружающей обстановке, поощрять стремление быть полезным другим людям. Самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного, полностью сервировать стол, раздавать второе и третье блюда, убирать посуду после еды; раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия, мыть и убирать их, протирать столы.

Вытирать пыль со шкафов, в раздевальной, групповой, умывальной комнатах, протирать игрушки и пособия, подоконники; мыть игрушки, строительный материал, ремонтировать книги, игрушки, протирать пол после умывания.

На участке детского сада подметать и расчищать дорожки от мусора, зимой от снега, перекладывать и поливать песок в песочнице, помогать дворнику в уборке участка, воспитателям младших групп — в поддержании чистоты на участке детского сада, няне — в раскладывании комплектов белья, развешивании полотенец. После сна самостоятельно убирать постель.

Труд в природе. Воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям и животным, умение своевременно заботиться о них.

Самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм (мыть, резать, тереть на терке), менять воду, кормить животных, рыб по мерке, убирать рабочее место (стереть со стола, подмести, вытирать брызги и пр.). Вместе с воспитателем менять подстилку у животных (песок, опилки, сено), менять воду в аквариуме, осуществлять уборку уголка природы. Вместе с воспитателем выполнять разнообразную сезонную работу.

Осенью принимать участие в уборке овощей с огорода, в сборе семян, выкапывании луковиц, клубней цветов. Перекапывать грядки, огород, землю вокруг деревьев, кустарников, пересаживать цветущие растения из грунта в уголок природы, принимать посильное участие в заготовке овощей и фруктов на зиму (мытье огурцов, отбор крепких, зрелых, неиспорченных овощей — моркови, помидоров).

Зимой сгребать к стволам деревьев и кустарников снег, выращивать зеленый корм для птиц и животных, в уголке природы устраивать зимний огород (посадка корнеплодов, лука), выгонка луковиц нарциссов, тюльпанов для выращивания цветов к праздникам (дни рождения детей и взрослых, Международный женский день, праздники России и др.). Весной принимать участие во вторичной перекопке земли, выращивании рассады цветов и овощей, устройстве цветника, уходе за посевами, посадками. Черенковать и пересаживать комнатные растения.

Летом рыхлить землю на грядках, в цветнике, поливать их, окучивать, пропалывать растения, участвовать в заготовке сена, песка, в сборе семян растений для зимней подкормки птиц.

Ручной труд. Формировать интерес к ручному труду, желание изготовить поделку своими руками: игрушку, сувенир, украшение.

Научить делать из природного, бросового материала, бумаги и картона игрушки-самоделки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, книжки, игрушечную мебель, салфеточки, платочки), сувениры в подарок родителям, сотрудникам детского сада, малышам.

Побуждать детей принимать участие в изготовлении пособий для занятий, самостоятельной деятельности (коробочки, игольницы, счетный материал и пр.).

4-й год обучения

Труд детей подготовительной группы (поручения, дежурства, коллективный труд) организуется в часы, отведенные на самостоятельную работу. Преимущество имеет коллективный труд с общей целью, который объединяет несколько детей или всех воспитанников группы.

Воспитывать у детей трудолюбие и другие нравственные качества: ответственность, бережливость, самостоятельность. Формировать у них настойчивость, способность к преодолению трудностей, целеустремленность, привычку к волевым усилиям. Совершенствовать имеющиеся трудовые навыки, расширять их объем при овладении новыми видами труда.

Воспитывать у детей элементарные навыки культуры трудовой деятельности: формировать элементы планирования, самоконтроля, стремление достичь качественного результата; учить бережному отношению к материалам и инструментам, экономным приемам работы, способам ее организации. При совместной трудовой деятельности обучать способам сотрудничества.

ВИДЫ ТРУДА

Самообслуживание. Воспитывать у детей привычку к чистоте и порядку, потребность своевременно устранять небрежность во внешнем виде, исправлять допущенные оплошности. Формировать организованность и целенаправленность у детей в процессе самообслуживания, навыки культуры поведения.

Привлекать детей к уборке кроватей, постельного белья, его смене; своевременной стирке личных вещей (носовых платков, лент, мешочков для спортивной формы, носков), чистке обуви и одежды (особенно в дачных условиях и круглосуточных группах важно научить пришивать пуговицы).

Хозяйственно-бытовой труд. Воспитывать умение поддерживать чистоту и порядок в помещении детского сада и на участке, поддерживать желание работать на общую пользу. Учить детей самостоятельно красиво расставлять посуду, приборы, хлебницы; знать, как сервировать стол к завтраку, обеду, полднику. Учить готовить материалы для занятий в соответствии с содержанием, убирать их на место. Дети должны уметь поддерживать порядок в шкафах с игрушками, материалами и пособиями; мыть игрушки, протирать столы, стулья, подоконники, стирать и гладить белье для кукол; поддерживать чистоту и порядок в раздевальной, умывальной комнатах, на участке детского сада; устранять беспорядок по собственному побуждению; уметь подметать веранду, игровые и спортивные площадки, дорожки, расчищать их от снега, сметать со столов и скамеек песок, снег, приводить в порядок песочный дворик.

Воспитывать у детей желание и умение помогать детям младших групп в уборке и ремонте игрушек, в стирке белья для кукол, в уборке участка.

Труд в природе. Организовывать труд детей на участке и в уголке природы в течение всего года. Связывать труд с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных. Воспитывать у детей трудовые навыки по уходу за животными и растениями: самостоятельно и ежедневно кормить рыб по норме, просеивать песок, менять воду, готовить корм по норме для птиц, менять подстилку, готовить корм и питье для животных, мыть посуду и убирать рабочее место; поливать, протирать и опрыскивать растения, рыхлить землю, мыть цветочные горшки и поддоны. Учить детей выкладывать корм на кормушки; сеять овес, сажать корнеплоды для корма животных.

Важное воспитательное значение имеет труд детей на участке. Надо научить их в течение всего года принимать посильное участие в работе на территории детского сада: перекапывать грядки и клубни, сажать многолетние цветущие растения, высаживать рассаду, мелкие семена, поливать, пропалывать, окучивать, подвязывать растения. Рассказать детям о значении этих работ.

Ручной труд. Формировать у детей желание делать своими руками полезные вещи, игрушки; воспитывать устойчивое стремление к достижению результата; развивать умение преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно, тщательно изготовлять предметы, имеющие привлекательный вид.

Формировать умение планировать свою деятельность: намечать последовательность действий, отбирать необходимые детали, заготовки, экономно расходовать материалы.

Формировать умение использовать в качестве образца рисунок, владеть некоторыми инструментами: лекалом, ножницами, иглой, молотком, пилой, вязальными спицами и крючком.

Ручной труд организуется в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, проводится с небольшой группой детей (с учетом их интересов).

Работа с бумагой и картоном. Уметь определять фактуру и качество бумаги и картона (гладкие или шероховатые, плотные или тонкие, с рисунком или однотонные), уметь сочетать эти материалы между собой. Уметь подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. При этом уметь сгибать, склеивать, вырезать ножницами по выкройке и на глаз. Выполнять работу аккуратно и красиво.

Примерный перечень изделий: геометрическое лото, лото «Парные картинки», кукольная мебель, коробочки, елочные игрушки.

Работа с тканью и нитками. Учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, сшивать простейшие изделия швом «вперед иголку», шить мешочек для семян, фартук для кукол, игольницу (в виде книжечки), очешник для очков, салфетку для протирания стекол очков. Учить набирать петли на спицы и крючок, вязать шарфик для куклы и тд.

Использовать кусочки ткани для изготовления аппликаций: наносить контур на ткань с помощью лекала и трафарета, вырезать форму и составлять несложные аппликации.

Подбирать ткань по расцветке и фактуре в соответствии с задуманным предметом (например, шелк для бабочки, байка для зайчика и др.).

Работа с древесиной. Учить детей распиливать древесные прямоугольные брусочки, дощечки (из мягких пород дерева: ели, сосны, березы), пользуясь пилой-ножовкой или лучковой пилой; отмерять необходимую длину, пользуясь приемом наложения или меркой; зачищать края распила наждачной шкуркой, сколачивать детали, подбирать гвозди соответствующей длины. Формировать навыки работы с молотком, клещами, пилой.

Примерные изделия: кукольная мебель, лесенка, мостик, полочка, решетка, ящик, кормушка для птиц. С использованием полуфабрикатов: санки, качели, пароход и пр. Раскрашивать изделия красками, подбирать материалы для художественной отделки (ткань, мех, бумага и пр.).

Работа с природным материалом. Учить детей подбирать разнообразный материал для изготовления настенных панно, декоративной мелкой пластики, макетов для украшения комнаты, для подарков: шишки, глину, камешки, листья, цветы, травы, ветки, корни, соломку. Уметь сочетать их по цвету, форме, фактуре. В процессе работы развивать фантазию, воображение детей, прививать чувство бережного отношения к природе. Ветки для поделок не ломать, а собирать после подрезания деревьев, кору срезать только с пня или спиленных деревьев.

Работа с дополнительным материалом. Подбирать и сочетать между собой разные по окраске и качеству материалы: синтетические нити, шелк, шнуры, целлофан, полиэтилен и т.д. Делать из них кукол, гирлянды, детали карнавальных костюмов.

Перечисленные виды ручного труда проводятся в зависимости от конкретных условий жизни группы, сезона года и т.п.

ИГРА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща.

В игре дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, самостоятельность.

Если не создавать условий для детей с нарушением зрения, при которых бы они могли правильно понимать и отражать в играх окружающий мир, развитие игры у этих детей может отставать от нормально видящих детей.

Для преодоления отставания в программе предусмотрено проведение специальных пропедевтических (индивидуальных и подгрупповых) занятий по обучению детей игре, в задачу которых входят формирование действий с предметами и игрушками, специальные наблюдения за деятельностью взрослых, тренировочные задания по принятию роли, проигрыванию отдельных ролевых ситуаций и объединение их в единый сюжет. Специальной задачей в развитии игры детей с нарушением зрения является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры. Для этого проводятся специальные экскурсии и наблюдения, в процессе которых осуществляется слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни.

Необходимым условием возникновения самостоятельных форм детской игры является педагогическая помощь ребенку, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов совместной деятельности в процессе активного участия самого педагога в играх с детьми. Воспитатель и тифлопедагог, руководя игрой, учат детей с нарушением зрения видеть окружающее и отображать увиденное в своих играх. Формируя эти умения, педагоги используют игру как форму организации детской жизни, учат строить сюжет, действовать с предметами, использовать предметы-заместители. Игра служит для педагога эффективным средством преодоления недостатков развития личности ребенка с нарушением зрения. В программу включены разные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры-драматизации, строительные. Они делятся на две группы. Первая — включает игры с правилами. К ней относятся подвижные и дидактические игры. Вторая (так называемые творчески

Наши рекомендации