Перечень Тем расчетно-графических заданий, входящих в курсовую работу
Методические указания
к выполнению курсовой работы
по учебной дисциплине
«механика»
для студентов специальности
«Управление инновациями» – 220601
Москва – 2009
УДК 531/534 (072)
М 54
Методические указания к выполнению курсовой работы по учебной дисциплине «Механика» // Сост.: П.Г.Курилов, А.А.Фаюстов; ГУУ. – М., 2009 – 49 с.
Составители
доктор технических наук, профессор
П.Г.Курилов
кандидат экономических наук, доцент
А.А.Фаюстов
Ответственный редактор
заведующий кафедрой инновационных технологий,
доктор технических наук, профессор
П.Г.Курилов
Обсуждено
на заседании кафедры инновационных технологий
Протокол от « 15 » апреля 2009 г. № 7
Обсуждено и одобрено
на заседании методического совета
Института управления в промышленности и энергетике ГУУ
Протокол от « 28 » апреля 2009 г. № 8
© П.Г.Курилов, А.А.Фаюстов, 2009
© ГОУВПО «Государственный университет управления», 2009
Введение
Методические указания разработаны на основе программы учебной дисциплины «Механика». В них отражены цель курсовой работы, её содержание, правила оформления, порядок подготовки и защиты, приводится перечень конкретных заданий с различными вариантами, выполняемых студентами в курсовой работе.
Целью данной дисциплины является изучение общих законов, которым подчиняются движение и равновесие материальных тел и возникающие при этом взаимодействия между телами.
В итоге изучения дисциплины «Механика» студент должен знать основные понятия и законы механики и вытекающие из этих законов методы изучения равновесия и движения материальной точки, твердого тела и механической системы, понимать те методы механики, которые применяются в прикладных дисциплинах, уметь прилагать полученные знания для решения соответствующих конкретных задач техники, самостоятельно строить и исследовать математические и механические модели технических систем, квалифицированно применяя при этом основные алгоритмы высшей математики, и используя возможности современных компьютеров и информационных технологий.
Изучение теоретической механики дает также тот минимум фундаментальных знаний, на основе которых будущий специалист сможет самостоятельно овладевать новой информацией, с которой ему придется столкнуться в производственной и научной деятельности.
Курсовая работа по механике является первой самостоятельной работой студента, представляющей собой решение конкретных задач и в ходе которой студенты знакомятся с основными, наиболее существенными элементами инженерной подготовки специалиста по управлению инновациями.
Студент должен получить представление о предмете теоретической механики, возможностях ее аппарата и границах применимости ее моделей, а также о междисциплинарных связях дисциплины «Механика» с другими естественнонаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Он должен приобрести навыки решения типовых задач по статике, кинематике и динамике, а также начальный опыт компьютерного моделирования таких задач.
Последовательность изучения классических разделов механики, а именно: статики, кинематики и динамики рассмотрена на конкретных примерах решения типовых задач по определению параметров различных конструкций, нагруженных различными видами внешних воздействий. Поэтому поставленные задачи носят частный характер, но на данных примерах студенты должны получить четкое представление об основных этапах инженерных проектных расчетов, начиная с постановки конкретной задачи в форме технического задания, и заканчивая работу выдачей конкретных значений технических параметров будущего объекта, необходимых для его проектирования и эксплуатации.
В процессе выполнения курсовой работы студенты приобретают навыки работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера, со справочной и методической литературой, а также проектными материалами. Студенты учатся отбирать, систематизировать фактический материал, статистические данные, обобщать и анализировать их, делать определенные выводы и предложения.
Подготовка курсовых работ и проектов играет большую роль в развитии навыков самостоятельной работы по избранной профессии, так как позволяет приобщить будущих специалистов к достижениям науки, техники и практики управления инновациями, воспитывает у них чувство ответственности, прививает навыки исследовательской деятельности. В результате реализации системы курсовых проектов (работ) студенты подготавливаются к решению более сложной управленческой или научной проблемы – выполнению дипломного проекта (работы).
Цель курсовой работы
Курсовая работа выполняется с целью:
· расширить практические навыки и знания студентов по основным разделам учебной дисциплины «Механика»: статика, кинематика и динамика;
· систематизировать знания во взаимной увязке нескольких смежных дисциплин, таких как «Физика и концепции современного естествознания», «Высшая математика», «Прикладная математика», «Компьютерная подготовка», «Технологии и материаловедение», «Промышленные технологии и инновации», «Управление качеством» «Метрология, стандартизация и сертификация» и др.;
· привить студенту творческие навыки самостоятельной научно-исследовательской работы;
· научить студента методам аналитической и практической работы в области постановки и решения прикладных общеинженерных задач;
· подготовить студента к будущей работе в области технико-экономического обоснования различных инновационных проектов.
Объем курсовой работы и
общие требования к её выполнению
В соответствии с темой и объемом задания курсовая работа должна состоять из следующих материалов:
задания, выданного руководителем работы (преподавателем кафедры) и оформленного в соответствии с приложением В;
расчетно-пояснительной записки объемом 20-25 страниц, выполненной студентом на бумаге формата А4 (297х210 мм) и содержащей все необходимые описания, технические и технико-экономические расчеты. Текст должен быть исполнен на одной стороне листа, как правило, через 1,5 интервала шрифтом Time New Roman-12 -- на принтере. Для заголовков рекомендуется использовать шрифты гарнитуры Arial.
Следует использовать следующие размеры полей: левое – 2 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. При печати текстового материала следует использовать двухстороннее выравнивание и автоматическую расстановку переносов слов (кроме заголовков, выполненных прописными буквами);
графической части, включающей необходимые рисунки, схемы, пояснения, раскрывающей сущность и результаты расчетов и одновременно служащей иллюстративным материалом для защиты работы.
Общие требования к оформлению структурных элементов курсовой работы должны соответствовать «Методическим указаниям к оформлению дипломных и курсовых работ (проектов), научных рефератов, отчетов по практике и научно-исследовательской работе студентов» [7].
Заключение
Механика, наряду с математикой и физикой, имеет огромное общеобразовательное значение: изучение этой дисциплины развивает у студентов логическое мышление, вводит их в понимание широкого круга явлений, относящихся к простейшей форме движения материи – механическому движению. Учебная дисциплина «Механика» является научной базой современной техники, а глубокие и широкие знания по теоретической механике необходимы специалистам различных направлений. На основе теорем и принципов механики решаются многие инженерные задачи и осуществляется проектирование новых машин, конструкций и сооружений, в т.ч., основанных и на новых физических принципах действия.
В то же время данная курсовая работа является для студентов первой самостоятельной работой по решению конкретной инженерной задачи, знакомит их со справочной литературой, Государственными стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами, а также с различными методами технико-экономических обоснований принятых решений и их графическим оформлением.
Выполнение курсовой работы позволит студентам изучить механическое поведение реальных твердых тел под нагрузками в различных условиях, освоить общие принципы, методы и способы решения конкретных задач расчета деталей, конструктивных элементов и узлов на внешние силовые и другие воздействия, познакомиться с основами современных кинематических и динамических методов расчета элементов конструкций на работоспособность, прочность, жесткость и т.д.
Результатом обучения становится овладение будущим специалистом практическими умениями и навыками. Он должен знать, на чем основываются общие принципы инженерных расчетов в конструкциях, типовых элементах и узлах, иметь представления о статических, кинематических, динамических и других расчетах.
В результате выполнения курсовой работы студенты должны научиться:
· проводить анализ изучаемого процесса (явления) с целью понять его физическую природу;
· корректно ставить задачу исследования и строить модели изучаемого в этой задаче процесса (явления);
· выбирать рациональные методы решения поставленных задач и выносить практические рекомендации по результатам их решения;
· находить оптимальные решения прикладного характера в задачах по своей специальности.
Умение студентов применять в своей деятельности современные программные средства при решении проектно-конструкторских задач позволит понять им искусство и творческий процесс проектирования инженерных объектов в различных областях: машиностроения, строительства, мостостроения и транспортного строительства, специальных сооружений и др.
Таким образом, выполнение курсовой работы не только тесно связывает теоретическую и практическую части курсов ряда дисциплин, но и является одним из важнейших средств привития студентам навыков самостоятельной работы, умения ориентироваться и по возможности решать возникающие перед ними задачи комплексного характера.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
варианты Заданий для курсовой работы
Настоящие методические указания содержат 8 видов заданий, каждое – в 30 вариантах, соответствующих основным темам учебной программы по дисциплине.
Задание № 1. Плоская система произвольно расположенных сил. Определение реакций опор твердого тела
На схемах (рис. 1 – 4) показаны три способа закрепления бруса, ось которого – ломаная линия. Задаваемая нагрузка (см. табл. 1) и линейные размеры элементов бруса (м) во всех трех случаях одинаковы.
Определить все реакции опор для того способа закрепления бруса (а, б или в), при котором искомая реакция, указанная в табл. 1 имеет наименьший модуль, т.е. наименьшее по абсолютной величине значение.
Таблица 1
Номер варианта (рис. 1 – 4) | Р, кН | М, кН·м | q, кН/м | Иссле-дуе- мая реак-ция | Номер вари-анта (рис. 1 – 4) | Р, кН | М, кН·м | q, кН/м | Иссле-дуе- мая реакция |
YA | MA | ||||||||
MA | YA | ||||||||
YB | XA | ||||||||
YB | RB | ||||||||
– | XB | – | YA | ||||||
MA | MA | ||||||||
XA | YA | ||||||||
RB | MA | ||||||||
– | YA | YA | |||||||
XA | XA | ||||||||
RB | MA | ||||||||
YA | XA | ||||||||
YA | YA | ||||||||
YA | – | MA | |||||||
XA | RB |
Рис. 1. Варианты схем нагрузки бруса к заданию № 1
Рис. 2. Варианты схем нагрузки бруса к заданию № 1 (продолжение)
Рис. 3. Варианты схем нагрузки бруса к заданию № 1 (продолжение)
Рис. 4. Варианты схем нагрузки бруса к заданию № 1 (окончание)
Задание № 2. Центр тяжести. Определение
Задание № 3. Определение равновесия сил, приложенных
Задание № 4. Определение скорости и ускорения точки
Задание № 5. Определение скоростей и ускорений точек твёрдого тела при поступательном и вращательном движениях
Движение груза 1 должно описываться уравнением
x = c2t2 + c1t + c0,
где t – время, c; с0-2 – некоторые постоянные.
В начальный момент времени (t = 0) координата груза должна быть x0, а его скорость – v0.
Кроме того, необходимо, чтобы координата груза в момент времени t = t2 была равна x2.
Определить коэффициенты с0, с1 и с2, при которых осуществляется требуемое движение груза 1. Определить также в момент времени t = t1 скорость и ускорение груза и точки М одного из колес механизма.
Схемы механизмов показаны на рис. 11 – 13, а необходимые данные приведены в табл. 4.
Таблица 4
Рис 11. Схемы механизмов к заданию № 5
Рис. 12. Схемы механизмов к заданию № 5 (продолжение)
Рис. 13. Схемы механизмов к заданию № 5 (окончание)
И механической системы
Задание № 6. Применение основных теорем динамики к
Задание № 7. Применение теоремы об изменении
Механической системы
Механическая система под действием сил тяжести приходит в движение из состояния покоя; начальное положение системы показано на рис. 17 – 19. Учитывая трение скольжения тела 1 (варианты 1 – 3, 5, 6, 8 – 12, 17 – 23, 28 – 30) и сопротивление качению тела 3, катящегося без скольжения (варианты 2, 4, 6 – 9, 11, 13 – 15, 20, 21, 24, 27, 29), пренебрегая другими силами сопротивления и массами нитей, предполагаемых нерастяжимыми, определить скорость тела 1 в тот момент, когда пройденный им путь станет равным s.
В задании приняты следующие обозначения: m1, m2, m3, m4 – массы тел 1, 2, 3, 4; R2, r2, R3, r3 – радиусы больших и малых окружностей; i2x, i3ξ – радиусы инерции тел 2 и 3 относительно горизонтальных осей, проходящих через их центры тяжести; α, β – углы наклона плоскостей к горизонту; f – коэффициент трения скольжения; δ – коэффициент трения качения.
Необходимые для решения данные приведены в табл. 6. Блоки и катки, для которых радиусы инерции в таблице не указаны, считать сплошными однородными цилиндрами.
Наклонные участки нитей параллельны соответствующим наклонным плоскостям.
Задание № 8. Применение общего уравнения динамики
С одной степенью свободы
Для данной механической системы определить ускорения грузов и натяжения в ветвях нитей, к которым прикреплены грузы. Массами нитей пренебречь. Трение качения и силы сопротивления в подшипниках не учитывать. Система движется из состояния покоя.
Варианты механических систем показаны на рис. 20 – 22, а необходимые для решения данные приведены в табл. 7.
Блоки и катки, для которых радиусы инерции в таблице не указаны, считать сплошными однородными цилиндрами.
Рис. 17. Варианты начальных положений механических систем
к заданию № 7
Рис. 18. Варианты начальных положений механических систем
к заданию № 7 (продолжение)
Рис. 19. Варианты начальных положений механических систем
к заданию № 7 (окончание)
Рис. 20. Варианты механических систем к заданию № 8
Рис. 21. Варианты механических систем к заданию № 8
(продолжение)
Рис. 22. Варианты механических систем к заданию № 8
(окончание)
Приложение Б
Таблица вариантов заданий, входящих в курсовые работы
________
Источник: Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике / Под ред. А.А.Яблонского. – М.: Интеграл-Пресс, 2007. – 367 с.
Приложение В
Форма задания на курсовую работу
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный университет управления»
Задание
на курсовую работу по учебной дисциплине «Механика»
1. Студента(ки)____курса________группы_________формы обучения _____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
2. Тема курсовой работы: Расчеты параметров твердых тел, материальных точек, механических систем, находящихся под действием различных сил, методами статики, кинематики и динамики.
3. Структура работы
В работе привести расчеты параметров элементов различных механических систем по следующим заданиям:
Задание № 1 – расчетная схема (рис. _____), вариант № _____
Задание № 2 – расчетная схема (рис. _____), вариант № _____
Задание № 3 – расчетная схема (рис. _____), вариант № _____
Задание № 4 – расчетная схема (рис. _____), вариант № _____
Задание № 5 – расчетная схема (рис. _____), вариант № _____
Задание № 6 – расчетная схема (рис. _____), вариант № _____
Задание № 7 – расчетная схема (рис. _____), вариант № _____
Задание № 8 – расчетная схема (рис. _____), вариант № _____
4. Базовая литература: ________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Срок сдачи студентом законченной работы _______________________
Дата выдачи задания:___________________________
Руководитель курсовой
работы ___________________________________________________________
(подпись) (ученая степень, звание, инициалы и фамилия)
Задание принял к исполнению:__________________ _____________________
(подпись студента) (инициалы и фамилия)
Приложение Г
Курсовая работа
по учебной дисциплине
«Механика»
название темы)
Исполнитель:
Студент____курса____группы______________________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
Руководитель курсовой работы:
________________________________________________________
(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)
Москва – 200… г.
Приложение Д
Справочное
Рекомендуемая Литература
1. Аркуша А.И. Техническая механика: теоретическая механика и сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2005. – 352 с.
2. Аркуша А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике. – М.: Высшая школа, 2004. – 336 с.
3. Бать М.И., Джанелидзе Г.Ю., Кельзон А.С. Теоретическая механика в примерах и задачах. Т. 1, 2. – М.: Наука, 1990. – 672 с.
4. Бутенин Н.В., Лунц Я.Л., Меркин Д.Р. Курс теоретической механики. – СПб.: Лань, 2007. – 729 с.
5. ГОСТ 8.417–2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2003. – 28 с.
6. Кирсанов М.Н. Решебник. Теоретическая механика / Под ред. А.И.Кириллова. – М.: Физматлит, 2002. – 384 с.
7. Методические указания к оформлению дипломных и курсовых работ (проектов), научных рефератов, отчетов по практике и научно-исследовательской работе студентов // Сост.: Н.И.Заичкин, Н.С.Куприянов. – М.: ГУУ, 2008. – 52 с.
8. Сабодаш П.Ф. Теоретическая механика. – М.: Дрофа, 2004. – 352 с.
9. Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике / Под ред. А.А.Яблонского. – М.: Интеграл-Пресс, 2007. – 367 с.
10. Справочник для студентов технических вузов: Высшая математика: физика: теоретическая механика: сопротивление материалов / А.Д.Полянин, В.Д.Полянин, В.А.Попов и др. – 3-е изд. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 735 с.
11. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. – М.: Высшая школа, 2007. – 416 с.
12. Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – М.: Академия, 2007. – 320 с.
13. Яблонский А.А., Никифорова В.М. Курс теоретической механики: Статика. Кинематика. Динамика. – М.: Интеграл-Пресс, 2007. – 608 с.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Цель курсовой работы……………………………….………………………..4
2. Перечень тем расчетно-графических заданий, входящих в курсовую работу………………………………………………….……………………………5
3. Объем курсовой работы и общие требования к ее выполнению………6
4. Структура пояснительной записки к курсовой работе……………………6
5. Организационные вопросы при выполнении курсовой работы………...8
Заключение……………………………………..……………………..................10
Приложения……………………………………………………………………….12
Приложение А. Варианты заданий к курсовой работе ……………………12
Приложение Б. Таблица вариантов заданий, входящих в курсовые
работы …………………………………………………………………………….44
Приложение В. Форма задания на курсовую работу………………………45
Приложение Г. Образец титульного листа курсовой работы…………….46
Приложение Д. Соотношения между основными и производными единицами механических величин Международной системы единиц СИ и
аналогичными внесистемными единицами, применяемыми в расчетных задачах прикладной механики ………………..........................……………..47
Рекомендуемая литература…………….…………………………….………..48
Методические указания
к выполнению курсовой работы
по учебной дисциплине
«механика»
для студентов специальности
«Управление инновациями» – 220601
Москва – 2009
УДК 531/534 (072)
М 54
Методические указания к выполнению курсовой работы по учебной дисциплине «Механика» // Сост.: П.Г.Курилов, А.А.Фаюстов; ГУУ. – М., 2009 – 49 с.
Составители
доктор технических наук, профессор
П.Г.Курилов
кандидат экономических наук, доцент
А.А.Фаюстов
Ответственный редактор
заведующий кафедрой инновационных технологий,
доктор технических наук, профессор
П.Г.Курилов
Обсуждено
на заседании кафедры инновационных технологий
Протокол от « 15 » апреля 2009 г. № 7
Обсуждено и одобрено
на заседании методического совета
Института управления в промышленности и энергетике ГУУ
Протокол от « 28 » апреля 2009 г. № 8
© П.Г.Курилов, А.А.Фаюстов, 2009
© ГОУВПО «Государственный университет управления», 2009
Введение
Методические указания разработаны на основе программы учебной дисциплины «Механика». В них отражены цель курсовой работы, её содержание, правила оформления, порядок подготовки и защиты, приводится перечень конкретных заданий с различными вариантами, выполняемых студентами в курсовой работе.
Целью данной дисциплины является изучение общих законов, которым подчиняются движение и равновесие материальных тел и возникающие при этом взаимодействия между телами.
В итоге изучения дисциплины «Механика» студент должен знать основные понятия и законы механики и вытекающие из этих законов методы изучения равновесия и движения материальной точки, твердого тела и механической системы, понимать те методы механики, которые применяются в прикладных дисциплинах, уметь прилагать полученные знания для решения соответствующих конкретных задач техники, самостоятельно строить и исследовать математические и механические модели технических систем, квалифицированно применяя при этом основные алгоритмы высшей математики, и используя возможности современных компьютеров и информационных технологий.
Изучение теоретической механики дает также тот минимум фундаментальных знаний, на основе которых будущий специалист сможет самостоятельно овладевать новой информацией, с которой ему придется столкнуться в производственной и научной деятельности.
Курсовая работа по механике является первой самостоятельной работой студента, представляющей собой решение конкретных задач и в ходе которой студенты знакомятся с основными, наиболее существенными элементами инженерной подготовки специалиста по управлению инновациями.
Студент должен получить представление о предмете теоретической механики, возможностях ее аппарата и границах применимости ее моделей, а также о междисциплинарных связях дисциплины «Механика» с другими естественнонаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Он должен приобрести навыки решения типовых задач по статике, кинематике и динамике, а также начальный опыт компьютерного моделирования таких задач.
Последовательность изучения классических разделов механики, а именно: статики, кинематики и динамики рассмотрена на конкретных примерах решения типовых задач по определению параметров различных конструкций, нагруженных различными видами внешних воздействий. Поэтому поставленные задачи носят частный характер, но на данных примерах студенты должны получить четкое представление об основных этапах инженерных проектных расчетов, начиная с постановки конкретной задачи в форме технического задания, и заканчивая работу выдачей конкретных значений технических параметров будущего объекта, необходимых для его проектирования и эксплуатации.
В процессе выполнения курсовой работы студенты приобретают навыки работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера, со справочной и методической литературой, а также проектными материалами. Студенты учатся отбирать, систематизировать фактический материал, статистические данные, обобщать и анализировать их, делать определенные выводы и предложения.
Подготовка курсовых работ и проектов играет большую роль в развитии навыков самостоятельной работы по избранной профессии, так как позволяет приобщить будущих специалистов к достижениям науки, техники и практики управления инновациями, воспитывает у них чувство ответственности, прививает навыки исследовательской деятельности. В результате реализации системы курсовых проектов (работ) студенты подготавливаются к решению более сложной управленческой или научной проблемы – выполнению дипломного проекта (работы).
Цель курсовой работы
Курсовая работа выполняется с целью:
· расширить практические навыки и знания студентов по основным разделам учебной дисциплины «Механика»: статика, кинематика и динамика;
· систематизировать знания во взаимной увязке нескольких смежных дисциплин, таких как «Физика и концепции современного естествознания», «Высшая математика», «Прикладная математика», «Компьютерная подготовка», «Технологии и материаловедение», «Промышленные технологии и инновации», «Управление качеством» «Метрология, стандартизация и сертификация» и др.;
· привить студенту творческие навыки самостоятельной научно-исследовательской работы;
· научить студента методам аналитической и практической работы в области постановки и решения прикладных общеинженерных задач;
· подготовить студента к будущей работе в области технико-экономического обоснования различных инновационных проектов.
перечень Тем расчетно-графических заданий, входящих в курсовую работу
В соответствии с программой учебной дисциплины «Механика» содержание курсовой работы должно обеспечить практическую проработку студентами комплекса расчетных заданий общеинженерного характера.
Курсовая работа состоит из 4-5 типовых заданий, отражающих основные важнейшие разделы учебной дисциплины. Направленность тематики заданий отражена в следующем примерном перечне тем конкретно решаемых задач, выполняемых в рамках курсовой работы:
Задание № 1. Плоская система произвольно расположенных сил. Определение реакций опор твердого тела.
Задание № 2. Центр тяжести. Определение положения центра тяжести различных тел.
Задание № 3. Определение равновесия сил, приложенных к механической системе, с учетом сцепления (трения покоя).
Задание № 4. Определение скорости и ускорения точки по заданным уравнениям ее движения.
Задание № 5. Определение скоростей и ускорений точек твердого тела при поступательном и вращательном движениях.
Задание № 6. Применение основных теорем динамики к исследованию движения материальной точки.
Задание № 7. Применение теоремы об изменении кинетической энергии к изучению движения механической системы.
Задание № 8. Применение общего уравнения динамики к исследованию движения механической системы с одной степенью свободы.
Различные варианты условий заданий приведены в приложении А. На курсовую работу студенты получают индивидуальный вариант по каждому выполняемому заданию (вариант № «X»). Конкретное количество и сложность выполняемых заданий из указанного перечня определяет преподаватель в зависимости от фактического количества аудиторных часов в учебном семестре и форм обучения (очная или очно-заочная).
Набор вариантов индивидуальных заданий, входящих в курсовую работу, студент может определить по своему шифру, пользуясь специальной таблицей, составленной с помощью датчика случайных чисел и приведенной в приложении Б. Шифр каждому студенту устанавливает преподаватель и отмечает в своем индивидуальном журнале.
Темой курсовой работы могут стать и конкретные задания по разработке компьютерных программ проведения расчетов типовых задач, поставленных в данных методических указаниях, которые в дальнейшем могут быть использованы как техническое средство обучения (ТСО) в учебном процессе.
Объем курсовой работы и
общие требования к её выполнению
В соответствии с темой и объемом задания курсовая работа должна состоять из следующих материалов:
задания, выданного руководителем работы (преподавателем кафедры) и оформленного в соответствии с приложением В;
расчетно-пояснительной записки объемом 20-25 страниц, выполненной студентом на бумаге формата А4 (297х210 мм) и содержащей все необходимые описания, технические и технико-экономические расчеты. Текст должен быть исполнен на одной стороне листа, как правило, через 1,5 интервала шрифтом Time New Roman-12 -- на принтере. Для заголовков рекомендуется использовать шрифты гарнитуры Arial.
Следует использовать следующие размеры полей: левое – 2 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. При печати текстового материала следует использовать двухстороннее выравнивание и автоматическую расстановку переносов слов (кроме заголовков, выполненных прописными буквами);
графической части, включающей необходимые рисунки, схемы, пояснения, раскрывающей сущность и результаты расчетов и одновременно служащей иллюстративным материалом для защиты работы.
Общие требования к оформлению структурных элементов курсовой работы должны соответствовать «Методическим указаниям к оформлению дипломных и курсовых работ (проектов), научных рефератов, отчетов по практике и научно-исследовательской работе студентов» [7].