Где девочки, а где мальчики?

Автобус

Все участники толпятся на одном условно ограниченном пространстве. Ведущий говорит о том, что они оказались в автобусе в час пик и ему с задней площадки нужно пробраться к водителю за билетом. Далее все как в настоящем автобусе: реплики, локти и т.д. Но все-таки участники, стоящие на пути ведущего, позволяют ему пройти, хоть и с усилием.

Затем следующий игрок находит причину для продвижения по автобу­су и начинает свой путь.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не пройдет этот сложный путь.

Это упражнение можно использовать и как разогревающее в самом начале занятия, оно способствует мобилизации участников и группообразованию.

Ага!

Ведущий просит участников закрыть глаза и медленно двигаться по комнате. Затем кладет кому-либо руку на плечо. Этот участник сначала продолжает двигаться молча, а примерно через 5 секунд говорит «Ага!», после чего все останавливаются, не открывая глаз.

Задача участников, не открывая глаз, угадать, откуда раздалось «Ага!», и кто его произнес. Участники показывают рукой направление и произносят громко имя члена группы, который, по их мнению, сказал «Ага!». После этого участники открывают глаза и проверяют, кто это был на самом деле. Затем игра продолжается.

Апельсин

Необходим определенный предмет (чаще всего это апельсин или что-то другое, традиционно круглое), который передается по кругу. Сначала он прижимается головой к плечу, затем передается по коленям сидящих участников без помощи рук, затем передается зажатым между коленями и, наконец, по стопам ног. Можно придумать массу других способов передачи или внести «дух соревновательности», разделившись на команды, передавая апельсин, кто быстрей.

Арифмометр

Участники сидят в кругу, кто-то называет число, следующий по кругу – арифметический знак («+» или «-»), следующий – снова число и т.д. Любой участник может сказать «равно», тогда следующий называет результат. Ведущий должен строго следить за правильностью вычислений.

А ты кто?

Попросите участников собраться в круг. Найдите добровольца, который возьмет на себя роль «тренера памяти». Один из участников представляется следующим образом: к имени прибавляется прилагательное, начинающееся с той же буквы. Например: «Привет, я — замечательная Зина». Желательно, чтобы прилагательное характеризовало говорящего.

Потом игрок спрашивает любого члена группы (кроме непосредственных соседей справа и слева): «А ты кто?». Тот отвечает: «Привет, замечательная Зина, я — обиженный Олег», обращается к следующему и спрашивает: «А ты кто?». Третий участник говорит: «Привет, обиженный Олег, я — ласковая Лилия». И так продолжается дальше.

В игру включается «тренер памяти». Прежде чем говорящий задаст вопрос «А ты кто?», «тренер» может указать на одного из ранее представленных игроков и спросить: «А это кто?». В этом случае вся группа должна ответить подобно греческому хору, провозгласив, например: «Это замечательная Зина».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не будет представлен и, по меньшей мере, один раз назван всей группой в общем хоре.

А я еду…

Участники сидят в кругу. Один стул свободен.

1-й участник пересаживается на свободный стул и говорит: «А я еду», следующий пересаживается на освободившийся стул и говорит: «А я рядом», 3-й: «А я заяц», 4-й: «А я с…» и называет имя кого-либо из круга, например, «Васей». Вася бежит со своего места на освободившийся стул.

Участник, сидящий рядом со свободным стулом, садится на него и снова говорит: «А я еду», и игра продолжается.

Напомните участникам, что желательно, чтобы в процессе игры были названы все.

Во время этого упражнения ведущему необходимо следить за высоким темпом игры, и во многом его корректировать, для того, чтобы игровое взаимодействие прошло эффективно.

Для этого после произнесения инструкции дайте участникам 1-2 раза попробовать выполнить ее медленно, а затем увеличивайте темп, подсказывая участникам и подбадривая их.

Когда почувствуете, что все участники слышали хотя бы 1 раз свое имя и динамика игры уже теряется, закончите ее, незаметно убрав лишний стул или просто остановив игру.

Барашки ходят

Ведущий показывает участникам какой-либо предмет и просит всех выйти из комнаты. Оставшись один, ведущий кладет предмет на то место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при достаточно внимательном осмотре комнаты. Когда участники по приглашению ведущего возвратятся в комнату, каждый старается как можно быстрее обнаружить предмет. Увидев его, играющий на ухо сообщает ведущему о находке, садится, тихо приговаривая: «Барашки ходят, барашки ходят и ничего не видят, и ничего не видят».

Барьер

Все играющие делятся на две команды. «На ринг» выходят по одному играющему из обеих команд, между ними натягивается покрывало. Затем, на счет «три», покрывало опускается, и задача каждого из двоих увидев второго, назвать его. Тот, кто успеет сделать это раньше, остается, а второй уходит, и его заменяет следующий из команды. И так далее, пока одна из команд не кончится.

Бег рук

Участники разбиваются на команды по 6 человек. Каждая команда образует круг. Все игроки вытягивают правые руки к центру и кладут ладони одна на другую. Теперь участники перекладывают ладони: самая нижняя рука начинает путешествие наверх, за ней следует рука второго игрока, которая теперь оказалась внизу и т.п. Руки должны перемещаться строго по очереди, причем в один и тот же момент двигать рукой может только один игрок.

После того как члены команд научатся работать быстро и слаженно, начинается соревнование между командами: кто быстрее. Как только команда успешно завершит перегруппировку, все ее игроки должны будут закричать «Готово!».

Для удобства можно пометить руку первого игрока, например, крестиком. Можно также провести соревнование с левыми руками и обеими. В последнем случае руки одного и того же участника не должны лежать одна на другой.

Биг-Мак

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе. (Например: один партнер говорит: «Биг», другой – «Мак»; один: «Ореховое», другой – «Масло» и т.д.) Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

Бинго

Группа делится на 2 части (внешний - 1 и внутренний - 2 круг). Участники 1 - двигаются по часовой стрелке, участники 2 – против, и при этом проговаривают следующие слова:

Мой мохнатый серый песик у окна сидит,

Мой мохнатый серый песик на меня глядит.

Б-И-Н-Г-О,

Бинго звать его.

Затем участники обоих кругов останавливаются друг перед другом, таким образом, образуя пары. Партнеры обмениваются рукопожатиями и называют свои имена. И т.д. несколько раз.

БИП

Участники сидят в кругу, водящий стоит в центре. Водящий закрывает глаза, раскручивается и с закрытыми глазами начинает аккуратно идти назад до тех пор, пока не сядет на колени кому-либо из участников. Участник, к которому водящий сел на колени, говорит «Бип!». Задача водящего – угадать к кому он сел на колени.

Болото

Группа должна переправиться через «болото». В распоряжении группы – 3 «кочки», но если кочка лишается контакта с человеком, то она тонет и все начинается заново. Если человек наступает на «болото», все начинается заново. Группе дается время на обсуждение того, как она выполнит задание.

Ботанический сад

Каждому игроку необходимо выбрать, кем он будет, каким растением (цветком, деревом, кустарником и т.п.). Все участники по очереди говорят, кем они будут.

Водящий стоит в кругу, и один стул остается свободным. Сидящим участникам необходимо следить за стулом справа от себя. Когда он освобождается, нужно быстро постучать по нему два раза и одновременно два раза назвать любое растение из вашего сада. Тот, кого назвали, должен быстро пересесть на этот стул. Задача водящего – успеть сесть на только что освободившийся стул, пока по нему не постучали и не назвали растение. Тот, кто ошибается, становится водящим.

Бревно

Группа встает на бревно, никто из участников не должен упасть, поэтому всем нужно друг друга держать. Стоя на бревне, участники рассчитываются по порядку. Их задача – перебраться по бревну так, чтобы они рассчитывались по порядку, но в другую сторону. Все происходит молча. Если кто-то падает или разговаривает, все начинают заново.

Буги-вуги

Взявшись за руки все идут по кругу и напевают:

«Мы танцуем буги-вуги,

поворачиваясь в круге,

и в ладоши хлопаем вот так».

(Играющие хлопают в ладоши).

Далее все движения сопровождаются такой песней:

« Руку правую вперед,

а потом ее назад,

а потом опять вперед

и немного потрясем».

Танец повторяется:

«Мы танцуем буги-вуги…»

Продолжая танец-игру, подчеркнутые слова заменяют на: «руку левую», «ногу…», «ухо» и т.д. (на сколько хватит фантазии и сил).

Бумажный бум

Для этой игры понадобятся листы бумаги или газеты. Участники делятся на две команды. Одна команда оказывается на левой части комнаты, другая – на правой, территории каждой команды очерчивается линией. Участникам передаются листы газет или бумаги, поровну и сминаются в мячики. Задача каждой из команд: все те мячики, которые оказались на ее территории перебросить на территорию соперника.

Веревка

На полу растянута веревка. Задача группы – перейти от одного конца веревки к другому, перепрыгивая через нее, но так, чтобы подряд стоящие участники были по разные стороны веревки.

Верблюд

Играющие встают в круг и кладут руки друг другу на плечи. Ведущий говорит, что сейчас каждому на ухо скажет название какого-то животного, а потом встанет в центр и будет произносить названия, и чье животное будет названо, должен поджать ноги и повиснуть на соседях. Ведущий подходит к каждому и говорит: «Верблюд». Это надо делать очень аккуратно, чтобы другие не слышали, что говорится соседу. Затем ведущий встает в центр круга и говорит: «Слушайте внимательно! Сейчас я буду называть животных. Возможно, что некоторых я вообще не называл, так что точно помните свое животное. Итак: Кошка! Лошадь! Верблюд!»

Для того, что бы усыпить бдительность играющих, можно одному их них сказать слово «Кошка», а другому – «Лошадь».

Вернись!

Группа разбивается на пары. Пусть игроки определятся, кто из них будет участником «А», а кто – участником «Б». «А» опускается на одно колено – так, чтобы «Б» мог на него сесть. «Б» закрывает глаза и всю игру их не открывает. Затем «Б» встает, делает пять шагов в сторону, после чего возвращается назад и пытается снова присесть на колено «А». «А» должен следить за тем, чтобы его партнер не упал. (1-2 минуты, потом участники меняются ролями).

Ветер дует

Участники сидят в кругу на стульях (лишних стульев не должно быть). Водящий выходит в центр и говорит: «Ветер дует на тех, кто…», и называет внешний признак, который есть у участников. Например: на тех, кто в черных ботинках. Участники в черных ботинках меняются между собой местами (с соседями местами меняться нельзя). Задача водящего – занять свободное место. Тот, кто не успел занять место, становится водящим.

Внешний признак

Участникам необходимо поздороваться друг с другом (каждый с каждым), при этом увидеть как можно больше внешних изменений в каждом, никого не пропуская.

В этом упражнении учитывается только внешний признак (новая коф­та, прическа и т.д.).

Это упражнение уместно проводить утром или после достаточного долгого перерыва между занятиями. Оно позволяет участникам сосредоточиться друг на друге и наладить то взаимодействие, которое необходимо для эффективного проведения занятия.

Внимательно!

Участники выполняют различные действия и движения, но только те, которые ведущий показывает со словом «внимательно!». Сначала ведущий говорит медленно, акцентируя внимание на слове «внимательно!», а потом начинает постепенно увеличивать темп и постепенно усложняет задачи.

Водяной

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой,

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Круг останавливается. «Водяной» встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. «Водяной» может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Голову трогать нельзя. Если водящий угадал, он меняется ролью.

Вслепую

Группа встает, один участник (доброволец) становится в угол, спиной к остальным.

Группа придумывает какой-либо жест, и все вместе его показывают. (Должно сопровождаться звуком.)

Стоящий в углу должен догадаться, что показывает группа.

Ведущему необходимо быть готовым к тому, что группе может быть нелегко прийти к единому мнению — что показывать, каким звуком сопровождать выбранный жест. Особенно необходимо поддержать добровольца, ведь по звуку — «вслепую» — не так-то просто угадать какой жест показывает группа.

Выйти из круга

Группа делится на две команды. От каждой команды выбирается один доброволец, и оба выходят за дверь. Оставшиеся встают в два отдельных круга, держась за руки. Им дается следующая инструкция: «Сейчас в центр каждого круга встанет участник из другого круга. Его задача – выйти из круга любыми способами, но только без слов. Ваша задача – выпустить только в том случае, если хорошо, вежливо попросят».

Инструкция для тех, кто за дверью: «Сейчас вы войдете и увидите, что команды стоят каждая в своем кругу. Вы должны войти в центр круга другой команды. Ваша задача – любым способом выйти из круга и вернуться к своей команде, но при этом, не говоря ни слова».

Смысл: попросить жестами пропустить в свой круг.

Выясни: кто же ты?

К спинам игроков прикрепить карточки с именами известных людей, знаменитостей (игрокам «их» имена не известны). Они ходят, задавая другим игрокам вопросы, чтобы выяснить, кто они и как их зовут.
Вопросы типа: «Я жив?», «Была ли я известна своей красотой?», «Ты знаешь меня?» и т.д.

Когда игрок выяснить свою «личность», он садится на стул.

Гром-Ураган-Землетрясение

Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и является «жильцом». Когда водящий говорит «Гром!», «жилец» выбегает из «дома» и ищет себе другой «домик». Когда ведущий говорит «Ураган!», «домик» «взлетает» и пытается найти себе другого «жильца». При слове «Землетрясение!» все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки. Водящий пытается занять свободное место, а тот, кому места не хватило, становится новым водящим.

Рекомендуем проводить это упражнение в первой части программы занятий, т.к. оно дает возможность: освоения пространства, повысить уровень эмоционального состояния и начать процесс группообразования.

Гули-гули

Ведущий говорит слова и совершает определенные движения, остальные повторяют за ним, постепенно увеличивая темп.

Слова:

Трам-пам-пам

Трам-пам-пам

(стучит ладонями по коленям)

Гули-гули, гули-гули

(стучит пальцами правой руки по макушке, левой – по подбородку)

Трам-пам-пам

(стучит по коленям)

Салями, салями

(крутит кистями рук в воздухе)

Гули-гули, гули-гули

(стучит пальцами правой руки по макушке, левой – по подбородку)

Трам-пам-пам

(стучит по коленям)

Далее «трам-пам-пам» делаем соседу слева, «гули-гули» – соседу справа.

Да-нет-да

Выбираются шесть желающих (3 девушки, 3 молодых человека), пять человек выходят за дверь, шестому ведущий объясняет правила: «Сейчас я буду задавать вопросы. На первый ты отвечаешь: «да», на второй: «нет», на третий: «да». Берет игрока за руку. Вопросы:

1. Ты знаешь, что это?

2. Ты знаешь, для чего этого?

3. Хочешь – покажу?

Если игрок девушка, то рука целуется, если молодой человек – пожимается. Затем те же вопросы задаются, показывая на плечо, и участник обнимается. Затем – на губы, но в конце ведущий наклоняется к игроку и играет на своих губах пальцем. Затем из-за двери приглашается игрок противоположного пола, и с ним играет тот, с кем только что играл ведущий и т.д.

Дальние коммуникации

Все участники сидят в кругу. Каждый находит себе партнера по игре, сидящего напротив (желательно, чтобы это не были друзья.) В течение одной минуты партнеры стараются узнать друг о друге как можно больше. Вставать с места нельзя. Когда время заканчивается, партнеры презентуют друг друга, рассказывая о том, что они узнали.

Два автобуса

Группа делится примерно на 2 равные части. На середину комнаты ставятся 2 пары стульев спинками на внешнюю сторону. Каждая пара стульев находится на расстоянии 2-3 метра от другой пары. Ведущий говорит о том, что 2 группы людей стоят на остановках и ждут своих автобусов. Команды постепенно заполняют свои автобусы. В них очень тесно (час пик), но нужно удержаться всем. Но произошла поломка 1-го из автобусов, однако доехать нужно всем, поэтому все пассажиры садятся в один автобус. Нужно продержаться хотя бы 20 секунд.

Два ряда

Участники выстраиваются в два ряда друг напротив друга. Игроки в одном ряду закрывают глаза, а во втором остаются с открытыми глазами и пытаются изобразить некие статуи, принимая выразительное положение тела. (Например, лучник, танцовщица, роденовский «Мыслитель» и т.д.) Статуи должны быть интересными и легко узнаваемыми. Принятое положение нужно суметь удержать несколько минут.

Когда все «статуи» готовы, «слепые» начинают ощупывать их руками, пытаясь составить внутреннее представление. На выполнение задания отводится 2 минуты. Затем «слепые» возвращаются на свое место и насколько возможно точно копируют положение тела статуи, которую запоминали.

После этого «слепые» открывают глаза и сравнивают оригинал со «слепком». Насколько точно удалось воспроизвести положение тела партнера?

Дождик

Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга и когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий снова не подойдет к нему, заглянет в глаза и поменяет движение. Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам, трет ладошкой о ладошку, на 2-ом – щелкает пальцами, на 3-ем – хлопает ладонями по коленям, на 4-ом – неритмично хлопает в ладоши, на 5-ом – стучит по коленям, на 6-ом – хлопает в ладоши, на 7-ом – щелкает пальцами, на 8-ом – шуршит ладошками. Дождик заканчивается и затихает.

Дотронься до синего...

Все участники хаотично двигаются по комнате.

Ведущий говорит: «Дотронься до...» и называет какой-либо цвет; все долж­ны найти этот цвет на одежде других участников и дотронуться до него. До своей одежды дотрагиваться нельзя. Тот, кто дотронулся последним, выбывает из игры.

Это упражнение можно использовать и как разогревающее в самом начале занятия, оно способствует мобилизации участников и группообразованию.

Елочка

Первый участник называет свое имя, следующий называет имя первого и свое. Далее каждый участник называет имена двух участников перед собой и свое.

Зажигалочка

Выбираются две пары. Молодые люди встают на стул, девушки берут зажигалки и должны провести их через брюки, засунув снизу в одну штанину и вытащив из другой, не дотрагиваясь до зажигалки голыми руками. Игра носит соревновательный характер.

Затем девушки встают на стул, а молодые люди должны провести зажигалку через кофточку, засунув в один рукав и вытащив из другого.

Замотало-размотало

Цель: Снятие зажимов, путем установления телесного контакта. Описание игры: Все участники повторяют за ведущим движения: «Замотало»- каждый обнимает себя. «Размотало»- каждый разводит руки как можно шире. «Замотало» - все поворачиваются направо и обнимают соседа. «Размотало»- каждый разводит руки как можно шире. Ведущий может менять направления команды «Замотало». Необходимое время: 5 мин.

Запрещенный день

Ведущий называет дни недели, а участники после каждого дня все вместе хлопают в ладоши один раз. Среда – «запрещенный день», нужно быть внимательным и не хлопнуть. Потом ведущий постепенно увеличивает темп и называет дни вперемешку.

Змея

Все участники стоят в кругу. Водящий идет в центре круга и говорит: «Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу». Подходит к кому-либо из участников и говорит: «Хочешь стать моим хвостом?», тот проползает у «Змеи» под ногами, цепляется за ведущим и становится продолжением «Змеи». Они идут по кругу, и игра продолжается. Когда все участники присоединились к «Змее» и остался один участник, он начинает ползти под «Змеей», участники замыкают круг, и он может ползать очень долго.

Золотые ворота

Выбираются двое водящих, которые стоят лицом друг к другу, держаться за руки, как в ручейке, но обеими руками. Остальные участники выстраиваются змейкой, тоже держась за руки. Водящие начинают произносить стишок, остальные двигаются, проходя под руками водящих:

«Золотые ворота,

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается,

Второй раз – разрешается,

А на третий раз – не пропустим вас!»

На последних словах водящие опускают руки, и те, кого они «поймали» также становятся воротами. Игра продолжается до тех пор, пока большинство участников не станут воротами.

Зоопарк с хлопками

Участники сидят в кругу.

Каждый называет себя любым животным (названия животных не должны повторяться). Самое главное — запомнить, какие животные есть в зоопарке.

Далее все вместе начинают отбивать общий ритм: два раза хлопают в ладоши, два раза – по коленям. Хлопают все одновременно, а говорит кто-то один (начинает ведущий). Хлопая в воздухе, одновременно два раза называем себя, то есть то животное, которым являемся. Хлопая по коленям, два раза называем любое животное из круга. Тот, кого назвали, продолжает: называет себя и кого-то из зоопарка. Если участник ошибается, название животного меняется на звук этого животного, далее звук – на соответствующее движение.

Зум

Участники сидят в кругу. Ведущий говорит, что сейчас мы попали на трассу, где с огромной скоростью проносятся машины. А едем мы так: я резко поворачиваю голову к правому соседу и передаю ему звук «ЗУМ», он передает его следующему и т.д. Если кто-то хочет притормозить или остановиться, то он немного отклоняется назад и издает звук тормозов, а «ЗУМ» передается в обратном направлении.

Имя «+»

Участники передают друг другу игрушку. Тот, у кого она в руках называет свое имя и прилагательное на первую букву его имени, которое его характеризует.

Имя + стихотворение

Участники по очереди называют свое имя и читают свое любимое стихотворение.

Имя как Оракул

Участники рассаживаются по кругу. Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя, из букв которого ему предстоит составить новые слова. Если в имени слишком мало букв (например, Ия) или из них по каким-то причинам невозможно составить несколько новых слов (допустим, среди членов группы есть «неудобные» имена Анна или Петр), участник должен записать свою фамилию. Составление новых слов из букв имени/фамилии — задание для разминки. Каждую букву можно использовать сколько угодно раз. С другой стороны, каждое новое слово необязательно должно состоять из всех имеющихся в имени/фамилии букв. Придуманные слова могут быть правильно написаны на каком-нибудь европейском языке или быть словами какого-то воображаемого языка. На выполнение задания дается 5 минут.

Спросите членов группы, сколько слов им удалось придумать. Пусть кто-нибудь из участников прочитает получившиеся слова. Этого достаточно для подготовки к замечательному эксперименту, который каждый проведет над своим именем. Для начала буквы имени (теперь фамилия не нужна) записываются в обратном порядке. Каждая буква — это начало слова, которое участнику предстоит придумать и записать. Последовательно прочитанные, эти слова могут нести важную информацию: некое напутствие для носителя имени. Оно может содействовать тому, что жизнь данного человека примет удачный оборот, потечет счастливо и продуктивно. Как звучит это пожелание?

Кто полагает, что его имя содержит слишком мало букв, имеет возможность попросить дополнительную букву у одного из членов группы. При этом нельзя требовать определенную букву, нужно принять именно ту, которую согласится «одолжить» другой участник. Когда все запросы относительно дополнительных букв будут удовлетворены, группа может приступить к работе. На выполнение задания отводится 5 минут. Теперь каждый участник называет себя, зачитывает группе свое перевернутое имя и получившееся напутствие.

Имя на ушко

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Сначала участники ходят по комнате и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут на ухо каждому встречному свое имя. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен.

Предупредите игроков, что в один прекрасный момент они услышат звон колокольчика, и это будет сигналом: надо остановиться и ждать новых указаний. Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, позвоните в колокольчик. Скажите, что теперь нужно снова ходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя.

Забытое или неизвестное имя игрока не должно стать основанием для уклонения от встречи. Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебя зовут». Игра заканчивается со звоном колокольчика.

Ипподром

Все сидят в кругу. Ведущий сидит так, чтобы его было всем хорошо видно, его стул как бы отделен от всех остальных. Можно посадить участников полукругом. Ведущий говорит: «Есть ли у нас ладони? (участники показывают) А колени? (кто-то неизбежно хлопает ладошкой по коленке) Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе, - медленное поочередное похлопывание по коленям. — Кони вышли на старт, - одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю. - Старт! Побежали! - быстрое похлопывание. - Бежим! Бежим! По мостовой! - удары кулаками в грудь поочередно (а-ля Кинг-Конг) - По песочку, - быстро тереть ладонями друг о друга. - По болоту! - быстро захватить пятернями колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем. - Барьер! - руками описывается полукруг на уровни груди». И так далее. Можно придумать свои варианты «пересеченной местности». Все это быстро чередуется в любой последовательности. Финал: Скоро финал! - быстро хлопаем - Приближаются трибуны! Трибуна девочек. Девочки, кричим! А вот трибуна мальчиков! Ребята, давай! - Возгласы. - Вот финиш. Ура! Мы победили!

Можно провести несколько забегов. Игра проводится с постоянным увеличением ритма.

Карта метро

Ведущий становится в центр комнаты и изображает Кремль, определяет стороны света: север, юг, запад, восток. Далее он предлагает участникам построить карту московского метрополитена и встать на то место, где находится его станция метро.

Касание спинами

Участники объединяются в пары разного пола, и каждая садится на один стул, касаясь спинами. Им предлагается описать друг друга (внешний вид). А теперь они задают друг о друге более тонкие вопросы, ответ на которые требует значительных эмоций.

Квадрат

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:

- Квадрат пошел влево. - Квадрат идет влево.

- Квадрат садится. - Квадрат с криками и воплями пытается сесть.

- Квадрат прыгает. - Квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.

Колдуны

Играющие встают в круг с закрытыми глазами, после чего ведущий дотронувшись до плеча, назначает двух-трех из них колдунами. Затем все открывают глаза и начинают совершать хаотичное движение, пожимая друг другу руки. Каждый из колдунов может (но не обязан!) при рукопожатии заколдовать играющего, которому он пожимает руку, незаметно почесав его ладонь. Заколдованный, совершив еще два рукопожатия с кем-нибудь уходит в угол для заколдованных (выходит из игры). Задача играющих-неколдунов, приглядываясь друг к другу, всех колдунов разоблачить, задача тех, в свою очередь, заколдовать всех.

Коленочки

Играющие сидят вплотную друг к другу.

Левая рука каждого играющего лежит на правой коленке левого соседа, а правая — на левой коленке правого соседа. Если круг не замкнут, то крайние кладут одну руку себе на колено. Задача — по очереди рук хло­пать по коленкам.

В процессе игры нужно быстро хлопать ладонью по колену, не нарушая последовательности в руках.

Если кто-то хлопнул не в свою очередь или далее просто поднял руку, то его «ошибившаяся» рука выбывает из игры (убирается за спину). В итоге остается один или несколько победителей. Для повышения ин­тереса нужно в процессе игры держать высокий темп, а в конце — вру­чить призы, что, впрочем, необязательно.

Еще одним вариантом этой игры, придуманным студентами факультета педагогики и психологии МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, может стать отбивание, ритма известной детской пе­сенки «Чебурашка».

Играя с подростками, можно обратить внимание на то, что мы кла­дем руки не на свои, а на соседские коленки, что вызывает много смеха и, таким образом, еще и снимает психосексуальное напряжение.

Комплименты

Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч. Комплимент должен получить каждый участник группы.

Кошечки

Игроки садятся в круг на корточки, соединив пальцы перед собой по кругу (большие пальцы правой и левой руки соединяются с мизинцами соседей). Ведущий серьезным тоном обращается к своему соседу справа со словами: «Мишенька, ты умеешь играть в игру «кошечки»?». Сосед отвечает, называя имя ведущего: «Нет, я не умею играть в игру «кошечки». Затем он обращается к своему соседу с тем же вопросом. Если в ходе игры кто-то из играющих засмеётся, то игра начинается сначала. Наконец, когда вопрос доходит до ведущего и его сосед слева спрашивает его, умеет ли он играть в игру «кошечки», ведущий отвечает: «Нет, я не умею играть в игру «кошечки», но если никто не умеет, так зачем мы здесь собрались?».

Краш-бум-бэнг

Все участники сидят в кругу и вместе выполняют следующие действия: 1 раз стучат по коленям, 1 раз хлопают в ладоши, 1 раз щелкают пальца­ми правой руки, 1 раз щелкают пальцами левой руки. Водящий начинает и на щелчок правой руки называет свое имя, а на щел­чок левой руки — имя кого-нибудь из круга.

Тот человек, чье имя назвали, на щелчок правой руки, называет свое имя, а на щелчок левой руки — имя любого участника из круга и т.д.

Это упражнение можно проводить в малознакомой группе. Оно способствует лучшему запоминанию имен и с помощью ритмичных хлоп­ков создает ощущение единства в группе.

Крест – Параллель

Игра – Загадка. Есть 4 положения: крест-крест, крест-параллель, параллель-крест и параллель-параллель. Нужно сказать соседу одно такое положение, догадываясь об их значении и логики. Ведущий говорит верно или не верно это сказано.

Разгадка: крест обозначает скрещение ног, а параллель – рядом стоящие ноги. Например, у меня ноги скрещены и у соседа, тогда я говорю крест-крест.

Круг

У участников есть одна минута, чтобы внимательно посмотреть друг на друга.

Далее все разворачиваются спиной в круг.

После этого одному из участников задается вопрос, например: «Кто сидит пятым слева от тебя?» А затем целый ряд вопросов, например: «Есть ли часы?», «Накрашены ли ногти?» и т.д.

Если участник дает неправильный ответ, необходимо повторить вопрос до правильного ответа.

В конце упражнения все поворачиваются и ведущий просит еще раз всех посмотреть друг на друга.

Это упражнение уместно проводить утром или после достаточно долгого перерыва между занятиями. Оно позволяет участникам сосре­доточиться друг на друге и наладить то взаимодействие, которое необ­ходимо для эффективного проведения занятия. Возможно, провести его в конце сбора-знакомства, что позволит участникам целенаправ­ленно «вглядеться» друг в друга.

Круг, треугольник, квадрат

Участники стоят в кругу, держась за руки. Ведущий просит их, держась за руки, построить геометрические фигуры круг, треугольник или квадрат. Далее задача усложняется: нужно построить эти фигуры с закрытыми глазами, молча.

Кто я?!

На карточках нужно написать 5 ответов на вопрос «Кто я?». Нельзя писать свое имя. На вопрос можно отвечать таким образом: мужчина, женщина, мерцающая звезда, водопад, орел и т.д. Нужно ответить на вопросы: «Чем я отличаюсь от других?», «Чем я для себя внутренне узнаваем?». Запишите на карточке главный лозунг своей жизни.

Затем каждый зачитывает свой лозунг и сдает карточку. Выразительные, интересные лозунги встречаются аплодисментами. После того, как карточки сданы, необходимо зачитывать ответы на предыдущие вопросы и пытаться угадать, кто это написал.

К.У.Б.О.У.

Выбирается несколько добровольцев, которые выходят за дверь, где им объясняют правила: что каждому из них будут показывать пантомимой (т.е. только жестами, но без слов) какое-то словосочетание, которое нужно будет записать на бумаге, а потом показать следующему добровольцу. Выбирается один человек, который первый будет показывать это словосочетание и так идет, пока все добровольцы не покажут. В конце зачитывается листок со всеми вариантами словосочетаний, в том порядке, в котором их записывали. А словосочетание такое – Каратист Убил Быка Одним Ударом.

Курочка

Участники вслед за ведущим напевают и показывают соответствующие движения:

Купим мы с бабушкой себе курочку,

Купим мы с бабушкой себе курочку,

Курочка по зернышку: «Кудах-тах, тах». (одной ладошкой «клюет зернышки из другой).

Купим мы с бабушкой себе уточку,

Купим мы с бабушкой себе уточку,

Уточка: «Та-ти, та-та»,

(волнообразные движения правой рукой)

Курочка по зернышку: «Кудах-тах, тах».

Купим мы с бабушкой себе индюшонка,

Куп

Наши рекомендации