Перечислите основные отличия, существующие между материальным телом и душой (не менее 3).
Ссылки: НС, р.1, стр.26, стр.45-46, 49, 53-54; БГ, 2.2, 2.16-30, БГ, введение, стр.29.
«Душа обладает качествами сат-чит-ананда, т.е. исполнена вечности, знания и блаженства. А материальное тело – асат-ачит-нирананда – временно, лишено сознания и источник страданий для обусловленной души».
1.Первое отличие между материальным телом и душой, это то, что душа вечна (сат), а тело временно (асат), подтверждается в Бхагават-Гите:
Б-г 2.12.
«Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование».
«Господь ясно говорит, что Он Сам, Арджуна и все цари, собравшиеся на поле битвы, есть вечные индивидуальные существа, и что Господь вечно поддерживает жизнь в этих индивидуальных живых существах, как в обусловленном их состоянии, так и в освобожденном. Верховная Божественная личность есть Верховная индивидуальная Личность, и Арджуна, вечный спутник Господа, и все цари, собравшиеся там, являются вечными индивидуальными личностями»(комментарий Шрилы Прабхупады).
Б-г. 2.13.
«Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает».
Б-г. 2.16.
«Те, кто видят истину, заключили, что несуществующее (материальное тело) – преходяще, а вечное (душа) – не претерпевает изменений. Они пришли к этому выводу, изучив природу того и другого».
«Изменяющееся тело недолговечно. Современная медицина признает тот факт, что в каждый данный момент, вследствие деятельности различных клеток, тело изменяется. Таким образом происходит рост тела и его старение. Однако душа существует постоянно и остается той же самой, несмотря на все изменения тела и ума. В этом состоит различие между материей и духом. По своей природе тело непостоянно, а душа - вечна. К этому заключению приходят все мудрецы, как имперсоналисты, так и персоналисты» (комментарий Шрилы Прабхупады).
Б-г. 2.20.
«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело».
2. Второе отличие между материальным телом и душой, в том, что душа обладает сознанием (чит), а тело не имеет сознания (ачит). Это подтверждается в Б.г.:
Б-г 2.17.
«Знай же, что то, что пронизывает все тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу».
«В этом стихе объясняется истинная природа души, распространяющая свое влияние на все тело. Любой может понять, что именно пронизывает все тело: это – сознание. Каждый человек, испытывая боль или удовольствие, ощущает их какой-то частью тела или всем телом сразу. Такое распространение сознания ограничивается одним данным телом. Боль и удовольствие, испытываемое одним телом, неизвестны другому. Поэтому каждое тело является воплощением индивидуальной души, а признаком присутствия души является индивидуальное сознание» (комментарий Шрилы Прабхупады).
Б-г. 13.34.
«О потомок Бхараты, как одно солнце освещает всю вселенную, так и воплощенное живое существо одно озаряет сознанием все тело».
3. Третье отличие между материальным телом и душой, в том, что душа исполнено блаженства (ананда), а тело – источник страданий для воплощенной души. Это подтверждается в Б-г.:
Б-г. 18.54.
«Тот, кто полностью осознает себя душой, сразу постигает Верховный Брахман и испытывает блаженство. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне (Кришне)».
Ш.Б. 3.9.9.
«О мой Господь, на самом деле для души не существует материальных страданий. Но пока обусловленная душа считает, что ее тело создано для чувственных наслаждений, она будет оставаться под властью Твоей внешней энергии и не сможет избавиться от оков материальных страданий».
Вопрос №2
а) Какое положение занимает живое существо по отношению к Верховной Личности Бога?
б) Принимаете ли вы Господа Кришну как Верховную Личность Бога?
Ссылки: БГ, введение, стр.27, 31-32, 38; НС, р.1, стр.37-41, ИВН, предисловие.
а)Живое существо по отношению к Господу занимает следующее положение:
* Слуги и господина;
* Части и целого;
* Бесконечно малого к бесконечно большому;
* Подчиненной индивидуальности к высшей индивидуальности;
* Ачинтья бхеда абхеда таттва – непостижимое положение одновременного единства и отличия живого существа и Кришны. Качественно мы едины с Кришной, но количественно отличаемся от Него, т.к. несоизмеримо малы.
Ч.Ч. Мадхья 18.133
«Живое существо и Абсолютную Личность Бога никогда не считают равными, подобно тому как искру никогда не считают изначальным пламенем».
Ч.Ч. Мадхья 20.108-109
«Изначальное положение живого существа (дживы) – вечный слуга Кришны, потому что джива относится к пограничной энергии Кришны и одновременно едина с Господом и отлична от Него, подобно как молекула солнечного света или искра огня. У Кришны есть три различные энергии (внутренняя, пограничная и внешняя)».
«Живое существо никогда не может обладать теми же свойствами, что Шива, Вишну или Господь Шри Кришна. В полной мере развив 78% трансцендентных качеств, живое существо может стать божественным, но никогда – Богом. Совершенные живые существа, полностью развившие 78% упомянутых качеств, оставив нынешнее материальное тело, могут попасть на Кришналоку!» (комментарий Шрилы Прабхупады).
б) Верховная Личность Бога – это тот выше кого уже никого нет, из кого все исходит, кто всем управляет, всем наслаждается и для всех является благодетелем.