Когда закончишь, вернись к тому событию, с которого ты начинал упражне-ние. Опять оцени эмоции по десятибалльной шкале. Ты обнаружишь, что уровень эмоционального дискомфорта значительно снизился.
Процесс трансформации настроения дает тебе кое-что, незаметное на первый взгляд. Да, настроение улучшится, и уровень негативных эмоций снизится. Но дает ли эта практика что-то, помимо смутных приятных ощущений? Уверенно отвечаю: ДА.
Когда ты проводишь такого рода наблюдение, интенсивность эмоций, связанных с не-гативным событием, значительно снижается. Многие люди обнаруживают, что уже через несколько минут уровень негативных эмоций не достигает даже одного балла. Напряжен-ность ситуации всегда снижается, когда смотришь на нее без попыток как-то ее исправить или убежать. (Бегство — один из вариантов исправления.) Это потрясающе. Достаточно немного отодвинуться от кипящего котла, и ты начинаешь ощущать изысканные ароматы воспоминаний. Ты уже больше не являешься одним из ингредиентов блюда. Ты — едок, а не еда. И теперь ты можешь без всяких страданий насладиться пищей, которую подает тебе жизнь. Ладно, хватит пищевых аналогий. Наверное, я просто проголодался. Прости, я отлу-чусь ненадолго — нужно перекусить.
Ну, вот я и вернулся. Трансформация настроений стирает все эмоциональные записи. Ты можешь воспроизвести это же событие завтра, или через неделю, или через год и оно по-прежнему будет на нижнем конце эмоциональной шкалы. Мало того: трансформация на-строений проникает глубоко в память, пуская корни и нейтрализуя все эмоции, которые были связаны с исходным событием, но не ассоциировались с ним на сознательном уровне.
Помни: твоя память постоянно изменяется. Неприятное событие — например, то, кото-рое ты прорабатывал в пятом упражнении, — сопряжено с рядом базовых эмоций, таких как гнев, зависть и скорбь. И с каждым базовым эмоциональным воспоминанием может ассоци-ироваться много разных событий. В свою очередь, эти базовые эмоции происходят от еди-ной первичной эмоции — страха. Если ты провел упражнение по трансформации настроений до самого конца и эйфо-чувства в тебе полностью вытеснили негативные эмоции, значит, ты эффективно рассеял базовые эмоции. Помимо этого, ты устранил страх, отраженный в ис-ходном событии и во всех других событиях, ассоциирующихся с этой областью памяти. И это очень хорошо. Это означает, что тебя больше не будут донимать скрытые воспомина-ния. Сами воспоминания останутся, но теперь они лишены своего эмоционального заряда. Ты словно сжег канат. Представь себе, что ты бросил в огонь канат и наблюдаешь, как он сгорает дотла — остается только пепел. Этот пепел до сих пор держит форму каната, однако теперь с его помощью тебя не связать. Если ты попытаешься взять пепел в руки, он рассып-лется. Подвергшиеся наблюдению воспоминания сохраняют свою форму, но они утрачивают способность влиять на тебя. Возможно, ты даже улыбнешься, вернувшись к воспоминаниям, которые прежде причиняли тебе боль. Они уже сослужили свою службу. Они углубили твое осознание.
Из всех упражнений трансформация настроений требует наибольшего внимания, ибо только полная расслабленность принесет плоды. Помни, что это упражнение по наблюдению, а поэтому должно выполняться без усилий. Главное при трансформации настроения не стре-миться к определенным результатам, а просто принимать любые результаты. Попытки контролировать процесс только усиливают страдания.
Начинать лучше всего с незначительных жизненных переживаний. Когда ты освоишь эту мощнейшую технику, сможешь перейти к более тяжелым событиям и нейтрализовать их. На первых порах можно попросить друга, чтобы он тебе ассистировал. Пускай задает во-просы: «Что ты чувствуешь?» (Следи за тем, чтобы определять именно чувства, а не общие состояния. Общие состояния скрывают чувства, как дымовая завеса. Примеры общих сос-тояний: недовольство, усталость, растерянность, безразличие, нерешительность, раздраже-ние и т.п.), «Ощущается ли чувство в теле или вне его?», «Где именно?», «Какая у него форма, цвет, текстура?», «Звучит ли оно?», «Обладает ли запахом?», «Каково оно на ощупь?». Ассистент задает вопросы только такого рода, и никаких других. Очень важно, чтобы он воздерживался от анализа, суждений, образных ассоциаций и прочих действий, вовлекающих ум.
Такая помощь полезна тем, что ассистент постоянно напоминает тебе о необходимости наблюдать. На первых порах мысли и эмоции то и дело отвлекают нас от процесса и мы зна-чительную часть времени предаемся автомыслию. Ассистент может ускорить процесс трансформации настроения. Ему вовсе не нужно знать, что конкретно тебя беспокоит. Ты вполне можешь держать это при себе. Я помог избавиться от болезненных эмоций мно-гим людям и при этом никогда не знал, что конкретно их беспокоит. Частности не имеют значения. Здоровая эмоциональная жизнь начинается с осознания Истинного Я. Это все, что нужно знать. Ассистенту требуется только задавать простые вопросы о цвете, месте распо-ложения и т.д., которые помогут передвинуть твой умственный переключатель на режим «струя».
Иногда, когда ты впервые обращаешься к неприятному воспоминанию или ожидаемо-му событию, первый порыв — отвернуться. Помни о том, что эго нуждается в темноте. А осознание — свет. При первых попытках наблюдать негативность ты можешь поймать себя на мысли: «Может, лучше не будить лихо, пока оно тихо?» — после хочется снова переключить свой шланг в режим распылителя. Это результат темной магии эго. Когда ты впервые обращаешься к негативному событию, проблема кажется непосильно огромной. Тебе кажется, что незачем ворошить прошлое, поскольку ты все равно не сможешь прорабо-тать такую сложную и запутанную проблему. И это было бы верно, если бы ты действитель-но собирался «прорабатывать» ее. Такие дела лучше оставить профессионалам — психоло-гам и психиатрам. Однако ты не собираешься применять психоанализ или другие методы работы с умом. Ты выходишь за пределы ума и просто наблюдаешь, что происходит.
Эго надеется, что чудовища из прошлого напугают тебя и ты убежишь. Вполне возмож-но, что в первый момент тебя и вправду захлестнет волна страха — особенно если эго по-чувствует, что ему грозит реальная опасность. Страх — это базовая эмоция, из которой происходят все остальные эмоции. Если ты ударишь слишком близко от логова эго, оно пустит в тебя мощнейший разряд страха. Если ты станешь сражаться со страхом, это озна-чает, что ты сам исполнен страха. Ты пытаешься избавиться от страха потому, что боишься его. Из этого ничего не получится.
Осуществляя наблюдение, мы ничего не пытаемся исправить или изменить. Мы просто смотрим, что происходит. Видишь ли, мы впали в заблуждение, подчинившись законам, которые сформировались в результате фильтрации реальности через искаженное восприятие эго. Когда мы свидетельствуем происходящее, не вмешиваясь, мы тем самым устраняем искажающее влияние эго. Наблюдение — начало жизни без проблем. Ничего не нужно исправлять. Мы уже прибыли в пункт назначения. Все, что было скрыто за пеленой обмана, обретает ясность. Нам уже не нужно ничего делать.
Есть древняя восточная поговорка о победе Истинного Я над эго: «Все вещи — хоро-шие и плохие — рассыпаются в пыль при приближении стоп Господних». Если мы хотим заменить что-то «плохое» чем-то «хорошим», нам вначале нужно определить, что хорошо, а что плохо. Затем — решить, что необходимо сделать, чтобы заменить плохое хорошим. Эти решения непосильны для ограниченного человеческого ума. Если мы думаем иначе, то лишь потому, что в этом нас убедило эго. Чистое наблюдение подразумевает выход из «игры в Бога», чтобы созерцать непринужденное течение мира.
Прекращая попытки исправить то, что есть, мы обретем свободу просто наблю-дать течение жизни. Созерцая то, что есть, мы утрачиваем интерес к тому, что могло бы быть, и к тому, что было. И тогда страдание тихо уплывает из нашего мира.
Дай мне мои страдания
Освоив искусство наблюдения, ты научишься сразу чувствовать те моменты, когда эго возвращается в игру. Контраст разительный. Эго несет с собой напряжение. Если жизнь утратила непринужденность, это верный симптом того, что тобой манипулирует эго. Ты сосредоточиваешься на какой-нибудь цели и прилагаешь колоссальные усилия, чтобы ее достичь. Усилия — результат трения, порожденного ощущением двойственности. Такое чувство, будто тебя противостоит какой-то объект, или человек, или идея, или ситуация. И получается, что твое я преодолевает преграды на пути к своей цели. А это очень тяжелая обуза. Если тебе кажется, будто жизнь каким-то образом ставит перед тобой преграды, которые нужно преодолевать, добиваясь более полного контроля над ситуацией, — это опасное ощущение. Оно порождает проблемы, а затем само же и питается ими. Да-да, проблемы — пища для этого ощущения.
Когда мы не знаем Истинного Я, наше я лишено чувства целостности. Без якоря осо-знания, который прикреплял бы я к непоколебимому Я, наше малое я беспорядочно бол-тается на волнах случайности. Маленькое я снова и снова бьется о скалистый берег относи-тельного мира, и это ему нравится. «А ну-ка, приложи меня покрепче! — кричит я, превоз-могая боль.— Дай мне мои страдания!» Тебе это кажется абсурдным? Твой ум рассудитель-но твердит, что никто бы добровольно не выбрал страдания? По-видимому, нам нужно подробно рассмотреть мотивацию нашего я.
Знаешь ли ты человека, который любил бы свои проблемы? Знаешь ли ты людей, кото-рые просто расцветают во время кризисов и чья жизнь — самая настоящая мыльная опера? Безмятежность — их враг, и они отчаянно сопротивляются любой возможности решить их проблемы. Наблюдая злоключения такого человека, мы спрашиваем себя: «Да он вообще поддается обучению? Сколько можно наступать на одни и те же грабли?» Их самоощущение неразрывно связано с треволнениями. Они не прислушиваются к голосу рассудка. Если бы они просто послушали тебя, ты научил бы их, как подняться над страданием. Но как этого добиться? И так ли уж сильно ты отличаешься от них?
Я не знаю ответа на последний вопрос. Возможно, и ты не знаешь. Но ты должен задать его себе. Не совершаешь ли ты ту же фундаментальную ошибку восприятия, что и человек, которому требуется эмоциональная боль, чтобы наполнить жизнь смыслом? Отличается ли твоя жизнь лишь потому, что ты обретаешь цель и смысл через семью, деньги, политику или религию?