Почти к каждой мысли привязано то или иное чувство и наоборот. Отыскав эмо-цию, связанную с мыслью, ты обнаружишь мотивы, стоящие за логическими построе-ниями.
Я рассказываю тебе все это не для того, чтобы ты лучше контролировал свою жизнь, но для того, чтобы ты мог наблюдать гений своего Истинного Я, как он отражен в уме. Это во-истину замечательный опыт.
Гнев как вещь
Замечал ли ты такую штуку: стоит подумать о чем-то, что тебя разозлило, и ты снова начинаешь злиться? Событие кануло в лету, возможно, прошли годы, но ты все равно злишь-ся, когда о нем вспоминаешь. Как это получается? То же самое касается и других чувств: вины, ревности, страха и желания отомстить. Почему тебя клинит на этих чувствах? И как от них избавиться?
Проблема в том, что мы думаем о чувствах. Когда мы думаем о предмете, мы его во-площаем. Мысли о гневе отделяют его от нас и внушают нам, будто мы можем разобраться с ним примерно так же, как ремонтировали бы мотор автомобиля. Нам кажется, что нужно просто изменить свое поведение, или устранить источник гнева, или нейтрализовать гневные мысли кроткими. Во всех этих случаях мы просто меняем одну поломанную деталь на дру-гую такую же. Все это не помогает. Возможно, нам удастся взять под контроль или подавить гнев (или сожаление, или ужас) — но такой подход не устраняет причину вредоносных эмоций.
Бом предлагает нам думать гнев, вместо того чтобы думать о гневе. Думая о гневе, мы лишь мысленно возвращаемся к эмоциям, присутствующим в нас. По существу, думая о предмете, мы обращаемся к хранящимся в памяти ярлыкам. Мы убеждены, что получаем новую ценную информацию о человеке, вещи или событии. На самом же деле то, что ка-жется нам новым, представляет собой всего лишь перетасовку хранящихся в уме карточек.
С другой стороны, думая гнев, мы можем заново пережить случай, чтобы пронаблюдать весь его механизм в действии. Наблюдая, мы естественным образом втягиваемся в пережива-ние. Мы испытываем те же чувства, которые испытали изначально, и наши тела реагируют на гнев точно так же. Все негативные эмоции возбуждают ум и тело. Обычно, пережив негативное событие, вызывавшее в нас гнев, или страх, или горе, мы склонны снова и снова оживлять его в своем уме. Это жизненная сила для эго. Событие может не давать нам покоя, даже если мы не хотим думать о нем. Мы не в силах остановить эти мысли. Самый распро-страненный способ борьбы с нежелательными эмоциями — попытки заглушить их наркоти-ками, или сном, или бездумными видеоиграми, или телевидением, или «активной деятель-ностью». Таким способом мы пытаемся убежать от своего ума. Мы пытаемся отключить ту часть ума, которая причиняет боль. Пытаемся отделить я от я. А это невозможно. Вообще-то отделение от ума — верная идея, но делать это следует другими способами. А теперь скажи мне, как отделиться от ума, пытающегося властвовать над нами? Правильно: это делается посредством внутримыслия — когда ты становишься наблюдателем и тем самым выходишь за пределы ума.
Когда гнев пробуждается впервые, он очень стремителен. Он завладевает нами, и мы начинаем плясать под его дудку прежде, чем успеваем что-то сообразить. Где-то посередине эпизода или сразу после его окончания мы осознаем, что злимся. Думая гнев, мы получаем возможность пересмотреть событие во второй раз, только теперь в замедленном режиме. Когда вентилятор вертится быстро, мы видим на месте лопастей один сплошной круг. Если же отключить ток и продолжать смотреть на вентилятор, мы скоро увидим, что на самом деле сплошного диска нет, а есть отдельные лопасти. Когда мы думаем гнев, это, по сущест-ву, внутримыслие, чьим объектом становится машина гнева, работающая в замедленном режиме.
Наблюдая машину гнева, делай это без вмешательства и осуждения. Просто смотри, как она функционирует. Не проявляй намерения избавиться от гнева. Если ты попытаешься «исправить» эту конкретную ситуацию, то тебе будет нечего наблюдать. Каждая отдельная ситуация порождается некими общими глубоко скрытыми эмоциями. Коррекция одного события не устранит причину гнева. Изменится только твое отношение к этому отдельному случаю. Желание анализировать и удалять гнев хирургическим путем — результат влияния эго; если ты пойдешь у него на поводу, то так и будешь выковыривать симптомы до своего последнего вздоха.
Или же ты можешь ощутить потребность понять, почему в тебе возник гнев. Если ты займешься этим, то тоже будешь играть на руку эго и интеллектуальная составляющая ума вовлечет тебя обратно в иллюзию. Но если бесполезно исправлять такое чувство, как гнев, и бесполезно изучать, как оно функционирует, тогда что еще можно сделать? Наблюдать. Это просто и это — единственное, что нужно. Когда ты невинно наблюдаешь гнев, происходит нечто волшебное.
Вращающиеся лопасти гнева замедляются и наконец останавливаются! Регулярное наблюдение воспоминаний о гневе, или страхе, или вине вскоре приводит к способности наблюдать подобного рода эмоционально заряженные события в тот момент, когда они происходят. И тогда, став воспоминанием, гнев сразу же утрачивает свою напряженность. Хотя ты и помнишь о событии, но оно не несет в себе столько болезненных эмоций, которые истощают твою конструктивную жизненную энергию. Это как исчезающий буквально на глазах конденсат на зеркале в ванной... очень скоро, не прилагая никаких усилий, ты видишь отчетливое отражение своего Истинного Я.