Борьба заканчивается, как только ты сдаешься тому, что есть, — и просто наблюдаешь, как Оно разворачивает у тебя перед глазами твою жизнь.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ВОСЬМОЙ ГЛАВЫ

Как превзойти счастье

• Эго — первая искра страха.

• Эго пытается вернуть себе чувство защищенности, манипулируя вещами и кон-тролируя их.

• Все эмоции — даже счастье — порождаются страхом.

• Другое название страха — психологическое время. Время порождает страх, а страх порождает время.

• Устраняя время, мы устраняем страх.

• Чувства обусловлены. Эйфо-чувства не обусловлены ничем; они порождаются осознанием Истинного Я.

• Чем напряженнее конфликт, тем бодрее чувствует себя эго. Иллюзия счастья порождает разительные контрасты, которые наполняют эго бодростью.

• Потерять надежду означает полностью сдаться тому, что есть здесь и сейчас.

• Каждый миг содержит в себе решение, требующееся прямо сейчас.

Глава 9

ПАМЯТЬ НЕ РАЗУМНА

Сложные проблемы не могут быть решены

на том же уровне мышления,

на котором мы их создали.

Альберт Эйнштейн

Куда уходит подуманная мысль?

Куда уходит мысль после того, как ты ее додумаешь?

Интересный вопрос, правда? Этот вопрос может озадачить даже больше, чем «Откуда приходит мысль?», «Существуют ли разные виды мыслей?» и «Влияют ли мысли на мое мышление и на мои чувства и если да, то как?» Если в данный момент твоими мыслитель-ными процессами управляет правое полушарие мозга, то ты можешь также спросить себя: «А какая разница?» Если этот последний вопрос действительно возник в твоей голове, то все же не прерывай чтение. Полагаю, что дальнейшая беседа увлечет тебя.

Давай рассмотрим первый вопрос несколько внимательнее. Куда уходят мысли? Мысли суть ментальная энергия. После того как мысль додумана, рассеивается ли эта энергия, сли-ваясь с источником, откуда пришла? Если да, то от мыслей не должно оставаться никакого следа. А это не так. Следы от мыслей остаются. Они находятся в уме, и мы называем их воспоминаниями.

Прежде чем продолжать, нам нужно определиться с парочкой терминов, чтобы не усложнять весьма простую концепцию. Мышление происходит прямо сейчас — в настоя-щем. Мысли же имели место в прошлом. Мысли — это результаты прошлого мышления, и они хранятся в памяти. Итак, мышление осуществляется в настоящем, а мысли были выра-ботаны в прошлом.

Ученые утверждают, что каждая когда-либо возникавшая у нас мысль хранится в на-шей памяти. Если мы что-то забываем, это не означает, что информация стерлась из памяти — просто в данный момент нам не удается перенести ее в сознание. И из того, что мы что-то забыли, отнюдь не следует, что забытая информация не оказывает на нас никакого влияния.

Бессознательные мысли вызывают множество неприятностей в нашей жизни. Факти-чески, бессознательное мышление является источником всех наших проблем.

Нам кое-что известно о бессознательных мыслях. Это старый хлам, хранящийся где-то в памяти. Но как возможно бессознательное мышление? Разве мы не осознаем то, о чем думаем сейчас? В девяноста девяти процентах случаев — НЕТ, не осознаем. Это неосознан-ное мышление и называется автомыслием. И оно представляет проблему.

Память — это «я»

В первой главе мы рассматривали разницу между Я и я.

Мы говорили, что Я универсально и безгранично. С другой стороны, я состоит из част-ностей, которые мы обычно используем для того, чтобы дать определение себе. Малое я — это то, кто мы есть, что мы делаем, во что верим, кого любим и т.д. Малое я это память. Если мы знаем только я, то знаем лишь свои ограничения, дающие очень мимолетный взгляд на то, кем мы являемся на самом деле. Если наш ум часто отправляется в прошлое, мы живем в памяти. Память удерживаете от познания Я. Малое я — это прошлое. Малое я не существует сейчас.

Память накладывает мысли поверх мышления. Большое Я скрывается за малым я. Большое Я оказывается оттеснено нашим прошлым. А мы уже знаем, что прошлого не существует. «Хм, — скажешь ты, — если прошлого не существует, тогда как оно может влиять на настоящее?» Это серьезный вопрос. И ответ на него может разрушить цепи, прико-вывающие тебя к прошлому и даже к будущему.

Если ты думаешь о будущем или прошлом, когда ты думаешь это? Правильно, ты ду-маешь прямо сейчас. Невозможно думать в прошлом или будущем. Однако думать о прош-лом или о будущем вполне можно. Мышление о чем-то происходит прямо сейчас, в настоя-щем. Так что, как видишь, у тебя нет прошлого. Только воспоминания о нем. И воспомина-ния эти происходят сейчас. Это всего лишь иллюзия. Это сон о том, что прошлое я более важно, чем Я нынешнее. Если ты веришь в эту иллюзию, то живешь во сне. Если нет, то бодрствуешь.

А разве память не необходима для выживания? Да, память — это очень мощный инс-трумент, совершенно необходимый для нашего благополучия. И сейчас, когда мы уличили память в стольких злодействах, я должен сказать, что виновата во всем этом вовсе не она. Если ты заснул за рулем и машина улетела в кювет, разве машина в этом виновата? Человек засыпает, а память творит что попало. Она — как и автомобиль — представляет собой всего лишь инструмент. Ею нужно управлять, о ней нужно заботиться.

Если память перебирает на себя управление, то от кого? Кто перестает обращать внима-ние на происходящее? Это, конечно же, Я. Большое Я представляет собой осознание теку-щего момента. Когда Я начинает верить, что у Него есть прошлое, оно превращается в я. Оно полностью попадает во власть этой иллюзии и выстраивает сложнейшую матрицу для поддержания своего миража. Когда Я засыпает, на его место проникает наш старый враг эго и берет управление на себя. Пока Я не обращает на происходящее никакого внимания, эго использует память для того, чтобы убедить нас в том, что будущее и прошлое существуют на самом деле, что они обладают достаточным весом и значением, чтобы определять наш душевный покой.

Теперь ты видишь, насколько умным и извращенным является наше жадное эго? Прош-лое рассказывает нам о том, что мы сейчас не так счастливы, как могли бы быть, но если будем совершать правильные поступки или любить правильных людей, то сможем стать счастливыми в будущем. Многие из нас погружаются в сон прямо в этот момент, Возможно, ты сейчас говоришь себе: «Все правильно, я должен многое сделать для обретения счастья в будущем» Видишь, как мы соскальзываем в автомыслие? Работая над книгой, ты уже ощу-тил состояние «без мыслей», а затем научился наблюдать свое мышление. При этом ты вполне мог размышлять о будущем или о прошлом, но при этом осознавал процесс мышле-ния. Твое Я наблюдало за я. Ты практиковал внутримыслие.

Автомыслие представляет собой нечто противоположное. Автомыслие — это когда ты забываешь о том, что ты думаешь. Твой ум тычется во все стороны, расходует жизненную энергию на иллюзию того, что счастье может прятаться непосредственно за следующей мыслью. Это как умирающий от жажды человек, бредущий через барханы к миражу. Он видит перед собой прохладную животворящую воду, однако до нее не дойти.

Вот пример, который поможет тебе понять разницу между внутримыслием и автомыс-лием. Тебе когда-нибудь приходилось прочесть абзац в книге и в конце осознать, что ты совершенно не помнишь прочитанного? Твой ум метался между прошлым и будущим, совершенно не осознавая, чем ты занимаешься сейчас. И даже если ты анализировал или оценивал то, что читаешь, ты все равно осуществлял автомыслие. Когда же ты просто читаешь и обращаешь внимание на то, что читаешь, это внутримыслие. Вот так. Разница очень проста. И это простое различие оказывается решающим.

Память не разумна

Память не разумна. Она очень полезна для осуществления таких автоматических дейст-вий, как ходьба, вождение автомобиля или процедура знакомства. Если я спрошу, как тебя зовут, ты ответишь быстро, не задумываясь. Если я спрошу, что ты ел вчера на завтрак, тебе придется затратить больше времени на обдумывание ответа. Придется немного «порыться» в памяти. Этот поиск ответа в памяти — изуми тельный процесс, и на самом деле он не таков, как кажется.

Мы привыкли считать, что хранящаяся в памяти информация подобна архиву снимков — точных отпечатков прошедших моментов. Ученые выяснили, что память вовсе не статич-на. Оказывается, память — процесс динамический. Она не обеспечивает точного описания реальности. Она изменяется в соответствии с нашими потребностями и желаниями. В ходе одного из экспериментов исследователи памяти показали испытуемым ролик по безопас-ности дорожного движения и попросили обращать внимание на детали. По окончании ро-лика всем участникам эксперимента выдали опросники. Один из вопросов гласил: «Остано-вился ли водитель до того, как загорелся красный свет, или после?» Кто-то ответил «до», кто-то — »после». На самом деле, никакого красного сигнала в кадре вообще не было. Чтобы ответить на вопрос, память каждого испытуемого дорисовала недостающую деталь. Память смоделировала собственную реакцию в соответствии с ситуацией.

Наша память подобна скорее цифровому образу на компьютерном экране, чем фикси-рованному отпечатку на фотобумаге. Обладая необходимым программным обеспечением, мы можем убрать эффект красных глаз, подсветить или затемнить какие-то участки картин-ки, убрать или добавить людей — в результате наша картинка может утратить всякое сходство с оригиналом.

Когда я спрашиваю, что ты ел вчера на завтрак, в твоем мышлении образуется неболь-шая пауза — время на «вспоминание». Эта пауза идентична той, которая возникает при остановке мышления (первое упражнение). Если я задам более сложный вопрос (например: «В чем смысл жизни?»), пауза будет продолжительнее, тишина и неподвижность глубже. Обычно мы не фокусируемся на промежутке между мыслями, поскольку ждем ответа. На самом деле порой мы так торопимся получить ответ, что этот зазор между постановкой вопроса и возникновением ответа вызывает у нас нетерпение и даже раздражение.

Случалось ли так, что ты был уверен в том, что знаешь ответ на какой-то вопрос, но он никак не хочет всплывать в сознании? В таких случаях говорят, что ответ «вертится на язы-ке». И чем больше ты стараешься вспомнить, тем глубже нужная информация погружается в недосягаемые глубины ума. Потом, как только ты прекращаешь усилия, ответ приходит. Почему? Почему стоит прекратить поиски — и ответ легко и отчетливо проявляется в твоем сознании? А потому, что твоя память не статична, она не выточена из камня.

Память — гибкий и пластичный инструмент. Она принимает форму, наиболее выгод-ную для пользователя. А пользователем является либо твое эго, либо Истинное Я. Эго ис-пользует ум для накопительства и обретения власти. Оно борется с тишиной, как ребенок со сном. Оно скачет от одной мысли к другой в поисках волшебной комбинации, которая сде-лает его царем. Эго хаотично и фрагментарно.

Однако когда твоя память парит в тишине Истинного Я, она обретает поддержку со стороны беспредельной целостности, безмятежности и порядка. Истинное Я реорганизует память таким образом, чтобы ответы легко всплывали на поверхность сознания. Память неразумна. Это безмолвное Истинное Я дает нам ответы посредством памяти.

Когда ты с кем-то ссоришься, ум выстреливает мысли, словно наугад пущенные пули. Контроль над ситуацией полностью переходит к эго. Тишине приказано утихнуть, Ты пыта-ешься выжать из памяти все возможное, а память неразумна. Ты даешь волю автомыслию и порой говоришь нелепые, обидные и совсем глупые вещи, которых ни за что не сказал бы в другой ситуации. Когда перепалка закончена и вы с «противником» расходитесь, ты начи-наешь понемногу успокаиваться. По мере того как к тебе возвращается относительное спо-койствие, ты можешь подумать: «Нужно было сказать ему... Это бы его поставило на место».

Проходит еще немного времени, ты успокаиваешься еще больше, твой ум наполняется тишиной и неподвижностью, и ты становишься менее подвержен эмоциональному влиянию прошлого. В этот момент у тебя возникает некоторое сострадание к сопернику в споре, и ты начинаешь искать решения вашего конфликта. Теперь твоя память переходит из рук эго в распоряжение Истинного Я. Спокойный задумчивый ум не может причинить кому-то вред.

Наши рекомендации