Полная дезориентация в пространстве
(в хорошем смысле)
Может ли Я наблюдать Я? Конечно, может. Вспомни Я Есть — везде. Кто же тогда есть Я? Ч го за вопрос! Это Ты с большой буквы, это Истинное Я.
Я не имею в виду материально-умственного тебя со всеми твоими мыслями и чувства-ми, с телом и работой. Я имею в виду Тебя, который вне всего этого. Ты — Истинное Я, Ты — Я Есть, Ты — чистое осознание и вселенское присутствие. Ты хоть отчасти начал осо-знавать собственное величие?
Когда ты вошел в зазор между мыслями, Ты все равно продолжал осознавать происхо-дящее. Однако мыслей в сфере Твоего осознания не было. Ты не осознавал ни движения, ни времени. Был только Ты, наблюдающий Себя же, — Истинное Я, наблюдающее Истинное Я. Когда ладони прошли мимо твоих глаз и пространство расширилось до бесконечности, ты на миг узрел беспредельное пространство. Внепространственность — это тоже Истинное Я!
Твой ум, скорее всего, противится самой мысли, что ты можешь быть пространством. Ведь в конце концов существует мой ум, заставляющий двигаться мое тело. Однако спроси себя: «Кто заставляет работать тело и ум?» Ты осознаешь, что они существуют, верно? Но кто именно осознает это? Что есть осознание?
Ты есть осознание, а осознание безгранично. Загвоздка в том, что, когда Ты сосредото-чиваешься на мышлении и действии, ты тем самым привычно фокусируешься на формах, забывая об их вневременных и внепространственных корнях. Забываешь, что ты есть со-знание, и отождествляешь себя с умом и телом.
Когда же ты осознаешь только свое Истинное Я, ты пребываешь в состоянии чистого бодрствования, осознания и присутствия. И когда ты так ощущаешь собственное чистое при-сутствие, ты свободен от таких форм, как мысли, чувства и тело, — ты пребываешь вне мира. Наблюдая чистое осознание, ты не думаешь. Ты просто осознаешь! Твое бытие исхо-дит из-за пределов ума. Представляешь, насколько это может быть чудесно?
Ты забываешь о том, кто есть Я, лишь когда увязаешь в испытаниях и травмах повсед-невной жизни. Ты ведешь себя как человек, не знающий о существовании экрана и отож-дествляющий свою жизнь с кинофильмом. Симптом такой ложной самоидентификации — страдание. Оглянись вокруг. Считаешь ли ты, что наш биологический вид в целом знает что-то о чистом осознании? Нас всегда учили, что человек отличается от животных наличием самосознания. Но наше самосознание есть осознание малого я с его малыми нуждами, кото-рые служат источником наших вредоносных желаний. Именно это осознание малого я про-буждает нашу разрушительную животную природу. С другой стороны, Я-осознание(то есть осознание Истинного Я) освобождает нас от ограниченного пространством-временем ума, который служит источником всех горестей и страдании, ассоциирующихся у нас с челове-ческой жизнью.
Хорошая новость состоит в том, что ты можешь в любой момент всё изменить.
А теперь внимание. Когда твои ладони исчезли из поля зрения, проплыв мимо висков, и заключенное между ними пространство расширилось до бесконечности, разве окружающие предметы исчезли? Разве в этом бесконечном пространстве растворилась стена, или пись-менный стол или далекий горизонт? Нет, конечно. Что же тогда случилось?
В тот момент, когда твои ладони исчезли из виду, твое сознание расширилось за пре-делы заключенного между ними пространства. Ограниченное пространство стало безгранич-ным. Когда с тобой произошла эта вспышка озарения, все предметы в комнате оставались на своих местах, однако они имели второстепенное значение.
Ты-наблюдатель наблюдал беспредельное пространство, и при этом все явления и предметы окружающего мира оставались на своих местах — на заднем фоне. Эти предметы находились в своем маленьком пространстве, но твое сознание было везде. Чтобы осознавать беспредельность пространства, твое сознание должно быть беспредельным. Может ли быть что-то более волнующее? Или, как я люблю говорить, «Ключ к прекращению страданий — у тебя в руках». (Хотя я опасаюсь, как бы мне не пострадать от рук моих читателей, задумав-ших этот ключ отнять.)
Внутримыслие
Давай посмотрим на все это с другой стороны. Когда ты останавливаешь мышление, задавая себе вопрос, откуда придет твоя следующая мысль, Ты-наблюдатель созерцаешь Тебя-вневременное-пространство, в котором перед этим находились мысли. И когда мысли снова появляются, Ты-наблюдатель остаешься на своем месте. Просто теперь Ты созерцаешь мысли там, где только что было лишь пустое пространство. Это и есть внутримыслие. Внутримыслие — это наблюдение за своими мыслями, эмоциями, приемом пищи, работой и т. д. с сохранением отстраненного осознания того, что все эти действия выполняешь ты. Вначале ты остановил мышление, а затем осознал, что наблюдал не-мышление. В тот момент там присутствовал Ты и наблюдал, как мышление началось снова. И затем Ты продолжал наблюдение — наблюдение мышления. Это свидетельство того, что Ты не тождествен своим мыслям.
Лишь некоторое время спустя ты снова забыл о своем Истинном Я, и ум продолжил свое функционирование на автопилоте. Это состояние противоположно внутримыслию, и оно называется автомыслием.
Все это настолько просто, что мы склонны отмахиваться от этого процесса, считая, что в нем нет ничего ценного. Это ошибка — не допусти ее! Этот ключ открывает небесные врата. И не стоит выбрасывать ключ, считая его бесполезным лишь из-за того, что он прост в использовании. Испытай его в деле — и получишь награды, какие тебе и не снились.
Монетки с небес
Первые опыты внутримыслия — бесконечно маленькие порции небесного блаженства. Подобно колбасе в нищенском сэндвиче, они служат лишь тонюсенькой прослойкой между ломтями автомыслия — вот насколько они малы. Большую часть времени тебя контро-лирует ум, и он твердит тебе (помни, что ты не ум), что эти крошечные точечки безмятеж-ности и блаженства на твоем радаре вообще не заслуживают внимания. Но они заслуживают.
Крошечные точечки блаженства накапливаются. Они монетки в космической копилке. Этих разменных монет внутримыслия скоро набирается изрядная сумма — и безмятежность начинает играть все большую роль в твоей повседневной жизни. И ничего особенного для этого не нужно. Просто постоянно добавляй в копилку по денежке внутримыслия до тех пор, пока не окажется, что ты уже можешь жить на одни проценты. Именно это я и называю обретением импульса.
Хорошая новость (даже великолепная) состоит в том, что ты можешь в любой момент, когда захочешь, выйти из-под власти ума. Сделай это сейчас. Обращай внимание на свои мысли. Наблюдаешь ли ты за ними? Если да, значит, ты опять сделал это. Ты осуществляешь внутримыслие. Ты наблюдатель подобен родителю, а твой ум — шаловливому ребенку. Если не следить за ним хорошенько, он напроказничает.
От наблюдения за своими мыслями всего один шаг к наблюдению за своими действия-ми, а затем — и за чужими действиями. Как это делается? Просто будь внимателен. Отключи автопилот и будь внимателен. Проснувшись, нюхай розы. Буквально. Стань любознатель-ным наблюдателем. Нe просто смотри на облака, но наблюдай за ними. Воспринимай их так, как будто никогда раньше не видел облаков ощущай ладонями кору деревьев, смакуй запах воздуха и вкус зубной пасты.
Неужели все так просто? Ум не хочет, чтобы ты верил в эту простоту. Он попытается отговорить тебя. К счастью, Ты не ум. Ты видишь картину мира в целом. Ты и есть эта кар-тина. Картина в целом пребывает в мире сама с Собой (со своим Истинным Я). Когда ты снимаешь со своих глаз шоры, ты познаешь целостность, приносящую с собой внутреннее умиротворение. Да, вот как все просто.
В начале ты заметишь, что мысли спешат вернуться. Секунда-вторая тишины и безмя-тежности — и мысли снова заполняют пустоту, словно стая вспугнутых птиц небесную синь. После того как ты ощутишь промежуток, твой ум может выдать мысли такого рода: «Ну и что это вообще было? Ничего. А ничто и не стоит ничего. Согласен, что это было очень, мило. Однако я не слышал пения ангелов и не видел феерверков. Похоже, это всего лишь какая-то мистификация... Так, кажется, шпинат застрял между зубами. И куда я все-таки засунул сырный соус?»
Мысли будут уводить тебя все дальше и дальше от тишины и неподвижности, которая есть Ты. Может пройти несколько часов или даже дней, прежде чем ты поймешь, какую шутку сыграл с тобой ум. Тысячи мыслей барабанят, словно дождь по железной крыше, и от их мерного шума ты сновa погружаешься в сон.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ПЯТОЙ ГЛАВЫ
Внутримыслие
• Самое ценное, что у тебя есть, — сознание.
• Каждое состояние сознания характеризуется уникальными функциями ума и тела.
• Внутримыслие освобождает нас от иллюзии, что мы — только ум, и тем самым избавляет от страданий.
• Внутренняя безмятежность порождается внутримыслием.
• Внутримыслие позволяет тебе выйти за пределы разладившегося ума на время ремонта.
• Идея пространства, как и идея времени, берет начало в уме.
• Беспредельное пространство и время тождественны безмятежности.
• Состояние, когда ты думаешь или действуешь без осознания своего Истинного Я, называется автомыслием. Оно противоположно внутримыслию.
• Практикуя внутримыслие, ты всякий раз усиливаешь осознание своего Истин-ного Я.
Глава 6
КАК ОБУСТРОИТЬ БУДУЩЕЕ
Глаза многих людей обозревают луг,
но не видят цветов.
Ральф Уолдо Эмерсон
Как преодолеть тревогу
Не получается ли так, что твой ум всегда не там, где ты? Не забываешь ли ты, что толь-ко что делал, лишь потому, что твой ум забежал куда-то далеко вперед? Не угнетают ли тебя «вещи», которые нужно сделать? Тебя раздражает медлительность дорожного движения? Ты заканчиваешь предложения за других людей? Расчищаешь завалы в своем уме во время бесе-ды с сотрудником? Все это симптомы того, что я называю впередмыслием.
Есть два типа мыслей о будущем: продуктивные и непродуктивные. Продуктивные мысли о будущем повышают качество твоей жизни и приносят пользу твоим близким, знако-мым и вообще всем окружающим. Продуктивная мысль фактически касается настоящего. Впередмыслие представляет собой непродуктивные мысли о будущем, и они приносят вред. Даже если результат оказывается позитивным, у нас всегда остается ощущение стресса и неудовлетворенности. Такие мысли порождают тревогу, беспокойство, напряженность, нервозность, страх и разного рода фобии.
Будущее никогда не наступает по определению. Единственное, о чем ты можешь знать наверняка, так это о том, что происходит сейчас. Представь себе свой ум в виде резиновой ленты. Чем дальше он вытягивается в будущее, тем больше напрягается. В какой-то момент резинка рвется — и бьет тебя высвободившимся концом. Эта отдача проявляется как при-ступы ярости, мигрени, инфаркты, инсульты и нервные срывы. Когда ты практикуешь внутримыслие, твой ум сосредоточен на настоящем; резинка не натянута — ты спокоен, продуктивен и бодр.
Помнишь ли ты, каково это — быть ребенком? Пусть твой ум вернется во времена, ког-да ты был очень мал. Отыщи раннее воспоминание о том, как ты играешь один. (Если не удается вспомнить собственное детство, тогда просто понаблюдай за играющим малышом.) Вспомни, насколько легко и плавно протекала игра. Вспомни, насколько полно ты был по-гружен в игру со своим пупсом или грузовичком, или в разглядывание божьей коровки, пол-зущей по пальцу, или как самозабвенно лежал на прохладной траве, а безмолвная сила земли несла тебя под белеющими наверху облаками. Помнишь? Это было полное осознание и аб-солютная удовлетворенность. Это ключ к обретению детского сердца в зрелости — научить-ся сосредоточивать свое внимание на том, что ты делаешь СЕЙЧАС!
Давай выполним упражнение, призванное продемонстрировать ценность внутримыс-лия. Подумай о чем-то в будущем, что тебя огорчает. Это может касаться взаимоотношений, денег, работы или семьи. Выбери особенно неприятный сценарий и обрати внимание, на-сколько сильные чувства вызывают у тебя мысли о нем. Оцени силу этого беспокойства о будущем по десятибалльной шкале, где десятка обозначает самый худший сценарий. Теперь мы готовы начать.
Опыт третий
Как преодолеть тревогу
Расположи ладонь на уровне глаз и посмотри на нее. Рассмотри ее как она есть: ладонь. Воздерживайся от суждений вроде: «Мои ладони слишком малень-кие» — и от любых комментариев: «Помню, как я сломал вот этот палец». Просто разглядывай ладонь, словно видишь ее впервые или словно она принадле-жит другому человеку. Обращай внимание на текстуру кожи, на то, как кожа обтекает сустав, на то, какой палец второй по длине.
Медленно сожми ладонь в кулак и проследи, какие суставы начнут сгибаться первыми. Ощути, как при этом работают мышцы и сухожилия. Помаши рукой и почувствуй, как воздух проходит между пальцев. Погладь свое предплечье и ощути ладонью прикосновение кожи и волосков. Затем обрати внимание, что чувствует предплечье, когда его гладит ладонь.
Исследуй разные предметы (ручка, стакан или что там еще оказалось под рукой), ощупывая их ладонью и пальцами. Обращай внимание на живой мир чувств и ощущений — особенно на специфические особенности каждого объекта.