Вопрос 57. Организация поисково-спасательного и аварийно-спасательного обслуживания полетов. Сигналы бедствия в радиотелефонном и телеграфном режимах.
Для выполнения АСР создается аварийно-спасательная команда:
- штатная (пожарно-спасательный расчет);
- нештатная (мед, АТБ, аэродромная служба, ЭРТОС, спецтранс, линейный отдел полиции).
Для сбора расчета АСК применяются сигналы оповещения: тревога, готовность.
«Тревога» - произошло АП внезапно или до ожидаемой посадки ВС, терпящего бедствие, остается 30 минут.
«Готовность» - подается, когда до ожидаемой посадки остается 30 минут и более.
Сигналы бедствия передаются на рабочей частоте канала УВД, находящегося в использовании во время бедствия, а также на международных аварийных частотах 121,5 МГц в радиотелефонном режиме; при запросе помощи у морских служб на частотах 2182 кГц или 4125 кГц в радиотелефонном режиме. Сигнал бедствия по радиотелеграфу буквами SOS, «терплю бедствие», при международных полетах «мэйдей».
Сигнал бедствия с борта воздушного судна передается в случаях:
- отказа двигателя (двигателей);
- пожара на воздушном судне;
- потери ориентировки;
- нарушения устойчивости, управляемости и прочности воздушного судна;
- нападения на экипаж или пассажиров;
- вынужденной посадки вне аэродромов;
- потери радиосвязи.
Сигнал бедствия и сообщение об его характере должны передаваться в следующей последовательности:
- фраза "ТЕРПЛЮ БЕДСТВИЕ" (или "МЭЙДЭЙ"), повторяемая три раза;
- позывной воздушного судна, повторяемый три раза;
- сведения о характере бедствия;
- решение командира воздушного судна и действия экипажа;
- местонахождение воздушного судна;
- магнитный курс, скорость и высота (эшелон) полета;
- характер необходимой помощи;
- другие сведения, которые могли бы облегчить оказание помощи и выяснение причин происшествия;
- слово "прием".
Наземная радиостанция пункта УВД, в зоне ответственности которого находится терпящее бедствие воздушное судно, и которая приняла сообщение о бедствии, обязана немедленно подтвердить прием сообщения о бедствии и указать экипажу воздушного судна продолжать радиосвязь на рабочей частоте или перейти на частоту аварийного канала связи 121,5 МГц в диапазоне МВ или 2182 кГц в диапазоне ВЧ и поддерживать связь на указанной частоте с терпящим бедствие воздушным судном.
Вопрос 58. Профессиональная подготовка персонала ОВД
Профессиональная переподготовка специалистов, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, для выполнения нового вида профессиональной деятельности в установленной сфере проводится в рамках дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования гражданской авиации. Профессиональная переподготовка осуществляется по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, техники и технологии, для выполнения нового вида профессиональной деятельности «Диспетчер УВД»
Профессиональная переподготовка диспетчеров УВД должна обеспечить приобретение необходимых знаний в следующих областях: - основы воздушного законодательства Российской Федерации, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (документы, регламентирующие деятельность диспетчера УВД):
- принципы, использование и ограничения оборудования, применяемого при обслуживании воздушного движения;
- аэродинамика и летно-технические характеристики воздушных судов, принципы полета и эксплуатации воздушных судов;
- применение и понимание метеорологической информации, возникновение и характеристики опасных явлений погоды, измерение метеоэлементов;
- основные положения аэронавигации, принципы, ограничения и точность навигационных систем и визуальных средств;
- теория и практика обслуживания (управления) воздушного движения, виды обслуживания (управления) воздушного движения, основные положения типовых технологий работы диспетчеров УВД органов обслуживания воздушного движения (управления полётами), общие правила радиообмена и типовой фразеологии;
- практические методы обеспечения безопасности полетов при обслуживании (управлении) воздушного движения, авиационные происшествия, авиационные инциденты, связанные с недостатками при обслуживании воздушного движения;
- английский язык (для кандидатов, предполагающих осуществлять функциональные обязанности с применением английского языка).
Конкретные наименования предметов в указанных областях определяются программой подготовки.
Профессиональная переподготовка персонала в соответствии с перечнем должностей авиационного персонала Российской Федерации проводится в образовательных учреждениях в рамках дополнительного профессионального образования. На профессиональную переподготовку персонала ПВД направляются лица, имеющие образование, как правило, не ниже среднего профессионального, а также лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в области авиации. Лица, направляемые на профессиональную переподготовку, должны иметь соответствующее направление на обучение. Направление выдается работодателем после проведения собеседования.