Органы (пункты) и функции пунктов непосредственного УВД
Диспетчерским обслуживанием обеспечиваются:
а) все полеты ППП в воздушном пространстве классов A и C;
б) все полеты ПВП в воздушном пространстве класса C;
в) все виды аэродромного движения на контролируемых аэродромах.
Органы диспетчерского обслуживания подразделяются на органы районного диспетчерского обслуживания, диспетчерского обслуживания подхода и аэродромного диспетчерского обслуживания.
Районное диспетчерское обслуживание обеспечивается:
а) районным диспетчерским центром (далее - РДЦ), районным центром (далее - РЦ), местным диспетчерским пунктом (далее - МДП);
б) органом, предоставляющим диспетчерское обслуживание подхода (диспетчерский пункт подхода) в диспетчерском районе ограниченных размеров, который установлен главным образом для обеспечения диспетчерского обслуживания подхода, когда не создан районный диспетчерский центр, районный центр и/или МДП.
Диспетчерское обслуживание подхода обеспечивается:
а) диспетчерским пунктом аэродрома (АДЦ), или РДЦ, или РЦ, в случае объединения в рамках ответственности одного органа функции диспетчерского обслуживания подхода с функциями аэродромного диспетчерского обслуживания или районного диспетчерского обслуживания;
б) диспетчерским органом подхода (ДПП) в случае создания отдельного органа.
АДО обеспечивается одним или несколькими диспетчерскими пунктами аэродрома или АДЦ.
Районный диспетчерский центр осуществляет обслуживание в установленных границах. РДЦ состоит из одного или нескольких секторов. Функции каждого отдельного сектора РДЦ могут выполняться на одном или нескольких рабочих местах диспетчеров в зависимости от загрузки.
ДПП осуществляет обслуживание воздушного движения в установленных границах и состоит из одного или нескольких секторов. Функции каждого отдельного сектора могут выполняться на одном или нескольких рабочих местах диспетчеров в зависимости от рабочей загрузки сектора.
АДО осуществляется на аэродроме и вблизи аэродрома в границах диспетчерской зоны.
Аэродромное диспетчерское обслуживание в зависимости от интенсивности или сложности воздушного движения осуществляется, как правило, с диспетчерского пункта "Вышка", в организационной структуре которого могут находиться секторы (направления) с определенной для каждого из них зоной ответственности, либо осуществляться с самостоятельных диспетчерских пунктов: ДПК); СДП, ВСДП); пункт диспетчера посадки (ПДП); ДПР; пункт диспетчера старта и руления (далее - ПДСР); диспетчерский пункт системы посадки (далее - ДПСП), объединяющий зоны ответственности ДПК и ПДП, либо при необходимости в сочетании с диспетчерского пункта "Вышка" и с самостоятельных диспетчерских пунктов, перечисленных в настоящем пункте, для обслуживания воздушного движения:
по аэродромному кругу полетов;
на предпосадочной прямой и/или взлетно-посадочной полосе (далее - ВПП);
на площади маневрирования, исключая ВПП.
В случае одновременного использования нескольких ВПП на аэродроме при необходимости организуются рабочие места диспетчеров на каждую ВПП.
Диспетчерский пункт (сектор), осуществляющий обслуживание воздушного движения на ВПП, при выполнении работ на летной полосе:
дает разрешение на выезд техн. и других автотранспортных средств на ВПП только с разрешения РП;
информирует руководителя полетов и при наличии диспетчера, осуществляющего ОВД на предпосадочной прямой, о начале и окончании работ на летной полосе;
заблаговременно, до расчетного (уточненного) времени посадки воздушного судна, а также непосредственно перед взлетом ВС дает команду на освобождение летной полосы от технических и других автотранспортных средств и контролирует выполнение этой команды;
немедленно докладывает РП о прекращении (неустойчивой) связи с руководителем работ на летной полосе и недостатках в работе светосигнального оборудования летной полосы.
В аварийной обстановке и/или в случае прекращения (неустойчивой) связи с руководителем работ на летной полосе мигание огнями ВПП является сигналом о необходимости немедленного освобождения ВПП.
На крупных аэродромах с большой площадью перрона, когда орган, предоставляющий АДО, не может наблюдать за всем перроном из-за сложности его конфигурации, по решению главного оператора аэропорта может дополнительно создаваться специальное подразделение по обеспечению управления на перроне. В этом случае следует обязательно заключить конкретные соглашения между соответствующим органом ОВД и главным оператором аэропорта и подробно оговорить соответствующие зоны ответственности на аэродроме, а также процедуры, которые необходимо соблюдать при обслуживании наземного движения.
На небольших и средних аэродромах, где орган, предоставляющий АДО, может вести наблюдение за всем перроном, организация управления на перроне, как правило, осуществляется этим органом, так как это позволяет сохранить единство обслуживания и избежать смены ответственности за обслуживание в переходной зоне между перроном и площадью маневрирования.
При интенсивном ВД и сложной организации ВП в РА может быть дополнительно организован пункт обслуживания вылета ("Деливери") с выделением отдельной частоты радиосвязи и возложением функциональных обязанностей:
- по выдаче информации о маршруте выхода;
-оперативной информации об ограничениях, запретах по коридорам, трассам и аэродромам назначения и запасным; информации о режиме;
-информации об изменении на аэродроме вылета (назначения, запасном или по маршруту полета) метеоусловий, которые не соответствуют правилам принятия решения на вылет или влияют на правила движения по маршруту;
-предупреждения об опасных явлениях погоды; код индивидуального опознавания вторичного обзорного радиолокатора (при необходимости) и иной информации, связанной с безопасным выполнением полета.
На диспетчерских пунктах (секторах) в зависимости от рабочей нагрузки могут дополнительно организовываться рабочие места диспетчеров-ассистентов по планированию и координации.
Устройства, регистрирующие внутренние переговоры и звуковой фон на рабочих местах диспетчеров управления воздушным движением, сохраняют записанную информацию, по крайней мере, в течение последних 24 часов работы.
17 эшелонирование ВС
–общий термин, означающий вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы:
эшелонирование вертикальное – рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы;
эшелонирование продольное – рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути;
эшелонирование боковое – рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути;
В воздушном пространстве Российской Федерации устанавливаются следующие минимальные интервалы вертикального эшелонирования при полетах воздушных судов по правилам полетов по приборам:
а) 300 м - до эшелона полета 12500 м (эшелона полета 410);
б) 600 м - выше эшелона полета 12500 м (эшелона полета 410).
68(1). В воздушном пространстве Российской Федерации с сокращенным интервалом вертикального эшелонирования (RVSM) от эшелона полета 8850 м (эшелона полета 290) до эшелона полета 12500 м (эшелона полета 410) включительно запрещаются полеты воздушных судов, не допущенных к полетам с сокращенным интервалом вертикального эшелонирования (RVSM), кроме государственных воздушных судов, воздушных судов, выполняющих полет в составе группы, воздушных судов, по любым причинам потерявших в полете способность выдерживать заданный эшелон полета, в том числе выполняющих полет с отказавшей радиосвязью. В этих случаях между указанными воздушными судами устанавливается минимальный интервал вертикального эшелонирования 600 м.
68(2). Порядок допуска воздушных судов и эксплуатантов к полетам с сокращенным интервалом вертикального эшелонирования (RVSM), а также контроля за характеристиками выдерживания высоты воздушными судами (мониторинг) определяется Министерством транспорта Российской Федерации.
68(3). Минимальный интервал вертикального эшелонирования между воздушными судами, выполняющими полеты по правилам визуальных полетов выше эшелона перехода до эшелона полета 8100 м (эшелона полета 265), устанавливается 300 м.
68(4). Минимальный интервал вертикального эшелонирования выше эшелона перехода между воздушными судами, выполняющими полет по правилам визуальных полетов, и воздушными судами, выполняющими полет по правилам полетов по приборам, должен быть не менее 300 м.
69. Вертикальное эшелонирование воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации осуществляется по полукруговой системе относительно истинного меридиана согласно приложению.
70. В районе контролируемого аэродрома, в зоне аэродромного диспетчерского обслуживания, в зоне диспетчерского обслуживания подхода и в зонах ожидания вертикальное эшелонирование устанавливается независимо от направления полета воздушного судна.
71. Минимальный интервал вертикального эшелонирования между воздушными судами, выполняющими полет на сверхзвуковой скорости, а также между воздушными судами, выполняющими полет на сверхзвуковой и дозвуковой скорости, должен быть 1000 м.
73. Минимальный интервал между эшелоном перехода и высотой перехода должен быть не менее 300 м.
74. В районе контролируемого аэродрома, ниже эшелона перехода, вертикальный интервал должен быть не менее 150 м при продольном интервале не менее 5 км - для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуального полета и правилам полета по приборам со скоростью полета 300 км/ч и менее.
При необходимости смены эшелона над поворотным пунктом маршрута из-за изменения общего направления полета, занятие нового эшелона должно выполняться по разрешению органа ОВД, с соблюдением установленных интервалов.
Занятие нового эшелона должно быть завершено за 20 км до пролета указанного пункта.
Если заданные истинные путевые углы большинства участков воздушной трассы (маршрута) находятся в пределах одного полукруга, а отдельных участков – в пределах другого, то для всей воздушной трассы (маршрута), могут устанавливаться единые эшелоны.
В РА (аэроузла) и в ЗО вертикальное эшелонирование устанавливается независимо от заданных путевых углов полета, но с соблюдением установленных интервалов.
Правила продольного эшелонирования
Минимальные интервалы продольного эшелонирования устанавливаются:
при полетах воздушных судов по ППП при наличии радиолокационного контроля, при отсутствии радиолокационного контроля;
при полетах воздушных судов по ПВП.
Минимальные интервалы продольного эшелонирования при полетах воздушных судов по ППП, при наличии радиолокационного контроля устанавливаются:
между воздушными судами, следующими по одному маршруту на одном эшелоне (высоте):
на ВТ и маршрутах вне их– не менее 30 км, а при использовании – не менее 20 км;
в РА (в зоне подхода) –не менее 20 км, с АСУ или средств вторичной радиолокации– не менее 10 км;
в ЗВП – не менее10 км при следовании за воздушным судном с взлетной массой 136 тонн и более;
во всех остальных случаях – не менее 5 км;
между ВС, следующими по пересекающимся маршрутам (при углах пересечения не менее 45° на одном эшелоне (высоте) и при пересечении эшелона (высоты), занятого другим воздушным судном:
на воздушных трассах и маршрутах вне их– не менее 40 км,а при использовании АСУ или средств вторичной радиолокации – не менее 30 км;
в РА (в зоне подхода) –не менее 30 км,а при использовании АСУ или средств вторичной радиолокации – не менее 20 км;
между ВС при пересечении эшелона (высоты), занятого встречным воздушным судном в момент пересечения:
на ВТ и маршрутах вне их– не менее 30 км при использовании АСУ или средств вторичной радиолокации, при условии обеспечения установленных интервалов вертикального эшелонирования к моменту расхождения воздушных судов. При отсутствии АСУ или средств вторичной радиолокации – не менее 30 км с соблюдением бокового интервала не менее 10 км;
в РА (в зоне подхода) –не менее 30 км, а при использовании АСУ или средств вторичной радиолокации – не менее 20 км при условии обеспечения установленных интервалов вертикального эшелонирования к моменту расхождения воздушных судов;
между ВС при пересечении эшелона (высоты), занятого ВС, следующим в попутном направлении, в момент пересечения – не менее 20 км, а при использовании АСУ или средств вторичной радиолокации – не менее 10 км.
Минимальные временные интервалы продольного эшелонирования при полетах ВС по ППП, при отсутствии радиолокационного контроля устанавливаются:
между ВС, следующими по одному маршруту на одном эшелоне (высоте):
по ВТ, МВЛ, по установленным маршрутам и в зоне подхода – 10 минут;
в ЗВП при выполнении маневра захода на посадку – трех минут;
при пересечении попутного эшелона (высоты), занятого другим ВС– 10 минут в момент пересечения;
при пересечении встречного эшелона (высоты), занятого другим ВС– 20 минут в момент пересечения;
между ВС, следующими по пересекающимся маршрутам на одном эшелоне (высоте)– 15 минут в момент пересечения.
Минимальные интервалы продольного эшелонирования при полетах ВС по ПВП устанавливаются:
между ВС, следующими по одному маршруту на одном эшелоне (высоте)– 2 км;
в момент пересечения эшелона (высоты) полета, занятого другим ВС, а также пересечения маршрута полета на одном эшелоне (высоте):
5 км – для воздушных судов со скоростями полета более 300 км/ч;
2 км – для воздушных судов со скоростями полета 300 км/ч и менее.
Для обеспечения интервалов продольного эшелонирования ВС с турбореакт двигателями может быть задана скорость полета в РЦ путем назначения числа «М» в пределах ЛТХ ВС данного типа.
Экипаж должен выдерживать установленное органом ОВД число «М» и запрашивать разрешение на его изменение.
В случае если ЛТХ ВС не позволяют выдерживать назначенное число числа «М», экипаж должен информировать об этом орган ОВД.
Правила бокового эшелонирования
Минимальные интервалы бокового эшелонирования устанавливаются:
при полетах воздушных судов по ППП при наличии радиолокационного контроля;
при полетах воздушных судов по ПВП.
При отсутствии радиолокационного контроля боковое эшелонирование при полетах по ППП запрещается.
Минимальные интервалы бокового эшелонирования при полетах воздушных судов по ППП, при наличии радиолокационного контроля устанавливаются:
на ВТ и маршрутах вне их, при пересечении эшелона (высоты), занятого ВС, следующим в попутном направлении – не менее 10 км в момент пересечения;
в РА (в зоне подхода), при пересечении эшелона (высоты), занятого ВС, следующим в попутном направлении – не менее 10 км в момент пересечения, а при АСУ или средств вторичной радиолокации – не менее 5 км в момент пересечения;
при пересечении эшелона (высоты), занятого ВС, следующим во встречном направлении при АСУ или средств вторичной радиолокации – не менее 10 км в момент пересечения эшелона, занятого другим ВС, а при отсутствии АСУ или средств вторичной радиолокации – не менее 10 км с соблюдением продольного интервала не менее – 30 км;
в ЗВП – не менее 10 км, а при АСУ или средств вторичной радиолокации – не менее 5 км.
Минимальные интервалы бокового эшелонирования при полетах воздушных судов по ПВП устанавливаются:
при обгоне впереди летящего воздушного судна на одной высоте – не менее 500 м;
при полете воздушных судов на встречных курсах –не менее 2 км.
При одновременном использовании двух и более параллельных или почти параллельных оборудованных взлетно-посадочных полос нормы эшелонирования могут быть иные, определенные в установленном порядке.
Дистанции и интервалы между воздушными судами при выполнении групповых полетов устанавливаются актами Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации соответственно для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Эшелонирование групп воздушных судов относительно одиночных воздушных судов (групп воздушных судов) осуществляется в соответствии с нормами вертикального, продольного и бокового эшелонирования.