Вопрос 15. Непосредственное УВД

Процесс оперативного управления включает планирование, координирование, непосредственное УВД, установление режимов и ограничений полетов, контроль за соблюдением ЭВС порядка ИВП.

Обслуживание всех полетов в ВП в РФ обеспечивается в виде управления ВД. Конечная цель ОВД(управления) – обеспечение безопасности, регулярности и эффективности полётов.

Планирование ВД производится с учётом пропускной способности ВП, аэродромов и возможностей органов УВД в обеспечении управления.

Различаютпланирование предварительное — за несколько суток до дня полёта для составления расписаний полётов, потоков движения воздушных судов, графиков использования аэродромов и т. д., суточное — накануне дня полётов и текущее — в процессе выполнения суточного плана полётов для корректировки условий полётов отдельных воздушных судов.

*По лекциям Мошкина Н.А. различают следующие виды планирования: стратегическое (ГЦ, ЗЦ), предтактическое (ГЦ, ЗЦ, РЦ), тактическое (ЗЦ, РЦ), послетактическое (РЦ).

Координирование заключается в согласовании полётов ВС с другими видами деятельности в ВП, одновременных полётов ВС различных ведомств в соответствующих районах и зонах, включая перераспределение потоков движения ВС по воздушным трассам страны, МВЛ и др.
Непосредственное УВД начинается с момента пуска двигателей воздушного судна (начала руления, буксировки) и продолжается до их выключения после заруливания на стоянку.

Непосредственное УВД включает:
1) информацию ЭВС о метеоусловиях и воздушной обстановке в районе полёта, о состоянии аэродромов, работе средств связи и радиотехническом обеспечении полётов и посадки, передачу других данных, необходимых для безопасного выполнения полёта;
2) предотвращение опасных сближений и столкновений воздушных судов в полёте и с препятствиями на аэродроме посредством их эшелонирования (рассредоточения) в движении на безопасные интервалы, установленные правилами УВД;
3) принятие своевременных мер по оказанию помощи экипажу воздушного судна, терпящему бедствие или встретившемуся в полёте с особыми случаями, угрожающими его безопасности;
4) извещение органов, осуществляющих поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы, о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие.


Непосредственное УВД в зависимости от технической оснащённости осуществляется: при наличии непрерывного РЛК за полётами — с соблюдением принципа «вижу, слышу — управляю», а при отсутствии такого контроля — с соблюдением принципа «слышу — управляю». Без радиосвязи полёты не разрешаются. Поддержание ВС постоянной радиосвязи с органами УВД является обязательным. При нарушении связи КВС и орган УВД обязаны принять неотложные меры к её восстановлению. При невозможности восстановления связи они должны действовать в соответствии с установленными для таких случаев правилами, соблюдение которых обеспечивает предупреждение столкновения данного ВС с другими ВС и его посадку на основном или запасном аэродроме. Непосредственное УВД всеми воздушными судами в определённом районе, зоне осуществляет только один орган УВД. Передача непосредственного УВД от одного органа УВД другому производится на установленных рубежах, определяемых, как правило, на границах их соответствующих районов и зон.
Обеспечение порядка и безопасности в воздушном движении достигается посредством передачи КВС диспетчерских разрешений и указаний, касающихся курса, высоты (эшелона) и скорости полёта. Они обязательны для исполнения. В случае явной угрозы безопасности полёта, а также в целях спасения жизни людей, находящихся на борту ВС, его командир может принимать решения, касающиеся продолжения полёта, с отступлением от диспетчерских указаний и разрешений. О предпринятых действиях он обязан немедленно сообщить органу УВД, под непосредственным управлением которого находится ВС. УВД как форма обеспечения полётов ВС по своим подходам к решению возлагаемых на него задач существенно отличается от ОВД, рекомендованного для этих целей Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). ОВД осуществляется в виде или полётно-информационного, или консультативного, или диспетчерского обслуживания, каждое из которых может быть самостоятельным видом обслуживания. УВД, осуществляемое в нашей стране, является общим для всех ВС видом ОВД. Оно обеспечивается различными органами управления во всём воздушном пространстве. При этом в процессе управления решаются все задачи, которые определены для ОВД.
УВД иностранных ВС в ВП страны по ВТ и в РА, выделенных для международных полётов, производится в целом по тем же правилам, что и УВД национальных ВС. Правила УВД для иностранных ВС в ВП страны опубликованы в Сборнике аэронавигационной информации.
В районах ВП над открытым морем, в которых наша страна на основе международных соглашений обеспечивает ОВД, УВД осуществляется с некоторыми особенностями. УВД российских ВС производится в том же объёме, что и при полётах в воздушном пространстве страны. УВД иностранных ВС осуществляется в порядке, рекомендованном ИКАО. На международных ВТ им предоставляется полётно-информационное и диспетчерское обслуживание, а также аварийное оповещение, в остальном ВП — полётно-информационное обслуживание и аварийное оповещение.
УВД в ВП страны отечественных ВС производится на русском языке, а иностранных ВС — на английском или русском языках, если об этом имеется соответствующее соглашение с государством регистрации ВС.





Непосредственное управление осуществляется персоналом ОВД. Кол-во секторов и дисп. пунктов устанавливается на определения нормативов пропускной способности этих пунктов. При ОВД управление гориз.скоростью применяется для выдерживания установленного интервала продольного эшелонирования. Управление путем применения метода «Числа Маха» осуществляется в пределах ЛТХ конкретного ВС. Управление верт. скоростью применяется для выдерживания установленного минимума вертикального эшелонирования при наборе или снижении высоты. Также диспетчер может потребовать от ЭВС выполнения полета по смещенной траектории полета использованием зональной навигации, т.е. по линии пути параллельной оси маршрута слева или справа. При внедрении оперативного бокового смещения (ОБС) учитывается следующее:

1) ОБС разрешается в океаническом ВП при полете по маршруту; 2) ОБС не оказывает влияние на минимумы бокового эшелонирования и разрешается для выполнения маршрутов в одном/двух направлениях; системы параллельных машрутов, где расстояние м/у осями составляет не менее 60 км. ОБС устанавливается на расстоянии 2/4 км вправо от осевой линии маршрута относительно направления полета.

Процесс непосредственного управления включает несколько отдельных задач и операций:

1 процесс УВД – сбор и восприятие диспетчером инф-ции о действительной воздушной обстановке (ДВО) (операции идентификации ВС, определение координат и оценка ситуации на основе ДВО). На основе прогноза диспетчер принимает решение о неоходимости вмешательства в развитие ДВО.

2 процессом в УВД является выработка решения о способе действия: а) приведение ДВО в соответствие с планом, выдача команд ЭВС и контроль за их выполнением; б) разработка нового текущего плана полета

ОВД осуществляется путем передачи ЭВС диспетчерских указаний, разрешений, рекомендации, информации.

Наши рекомендации