Вопрос 12.Структура органов ОВД и их значение
ОВД обеспечивается органами ОВД поставщиков аэронавигационного обслуживания, которые создаются и определяются следующим образом:
а) органы диспетчерского обслуживания - для предоставления ДО, полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения в пределах диспетчерских районов, диспетчерских зон и контролируемых аэродромов;
Органы диспетчерского обслуживания подразделяются на органы районного ДО, ДО Подхода и аэродромного ДО. (Для более подробных сведений об органах ДО см. вопрос 13)
б) органы полетно-информационного обслуживания - обеспечивают полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение в пределах ВП класса G районов полетной информации, если ответственность за обеспечение такого обслуживания не возлагается на орган диспетчерского обслуживания воздушного движения; обеспечивают контролируемое ВП классов А и С (диспетчерских районов и диспетчерских зон) и на контролируемых аэродромах: соответствующие органы ДО.
С целью равномерного распределения нагрузки на диспетчеров ВП, в котором орган ОВД предоставляет диспетчерское обслуживание, разделяется на диспетчерские пункты (секторы), при этом:
а) для каждого диспетчерского пункта (сектора) определяется своя зона ответственности по ОВД; б) диспетчерский пункт (сектор) состоит из одного или нескольких рабочих мест - количество диспетчерских пунктов (секторов) и рабочих мест в структуре ОВД, определяется с учетом обоснования обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов при ОВД.
Структура органов ОВД по количеству диспетчерских пунктов, секторов ОВД и рабочих мест, а также численность персонала органов ОВД должны обеспечивать выполнение задач обслуживания ВД в установленной части ВП при обеспечении приемлемого уровня безопасности полетов с соблюдением требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников ( приказ Минтранса России от 30 января 2004 г. № 10).
Объединение диспетчерских пунктов (секторов) допускается по решению РП дежурной смены в период малой интенсивности ВД и низкой рабочей нагрузке на диспетчеров органа ОВД при условии, если зоны ответственности диспетчерских пунктов (секторов) являются смежными и имеют одинаковое (однотипное) радиотехническое оборудование. Во всех случаях для работы на объединённых диспетчерских пунктах (секторах) персонал ОВД должен иметь допуск к самостоятельной работе на каждом из совмещаемых диспетчерских пунктов (секторов).
Режим работы органов ОВД на аэродромах должен обеспечивать постоянно действующий регламент работы данного аэродрома, опубликованный в установленном порядке.
Руководящий состав разрабатывает технологии работы диспетчеров на конкретных диспетчерских пунктах, структурная схема построения которых должна содержать следующие разделы: общие положения; подготовка к дежурству и приём дежурства; рубежи приёма/передачи обслуживания воздушного движения; порядок координации и взаимодействия со смежными органами ОВД, диспетчерскими пунктами (секторами); особенности ОВД; особенности ОВД при полётах в особых условиях и особых случаях в полёте; необходимые приложения. Наряду с технологией работы диспетчеров для каждого диспетчерского пункта (сектора) разрабатываются технологии работы диспетчеров при объединении функций диспетчерских пунктов (секторов).
ОВД (управление полётами) при одновременных полетах государственных (экспериментальных) и гражданских ВС на аэродроме совместного базирования (использования) осуществляет объединенная группа обслуживания (управления полетами) ВД, состоящая из группы руководства полётами государственной (экспериментальной) авиации и дежурной смены диспетчеров гражданской авиации.
На аэродроме совместного базирования (использования) объединенная группа обслуживания (управления полетами) воздушного движения может не создаваться. В этом случае ОВД (управление полётами) осуществляется группой руководства полётами государственной (экспериментальной) авиации либо дежурной сменой диспетчеров УВД гражданской авиации. В этом случае все должностные лица группы руководства полётами государственной авиации должны быть допущены к ОВД гражданских ВС в соответствии с установленными требованиями для ГА, а должностные лица дежурной смены диспетчеров УВД гражданской авиации – к управлению государственными (экспериментальными) ВС в соответствии с требованиями, установленными для государственной (экспериментальной) авиации.
Вопрос 13. Организация оперативных органов (пунктов) диспетчерского ОВД и рубежей
ОВД обеспечивается органами ОВД:1) органами диспетчерского обслуживания - для предоставления ДО, полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения в пределах диспетчерских районов, диспетчерских зон и контролируемых аэродромов (органы районного ДО, ДО Подхода и аэродромного ДО)
2) органы полетно-информационного обслуживания - обеспечивают полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение в пределах ВП класса G районов полетной информации.
ДО обеспечивается: a) все полеты по ППП в ВП классов А и С; б) все полеты по ПВП в ВП класса С; в) все виды аэродромного движения на контролируемых аэродромах.
Органы ДО подразделяются на органы районного диспетчерского обслуживания, диспетчерского обслуживания подхода и аэродромного диспетчерского обслуживания.
1) Районное ДО обеспечивается:
- районным диспетчерским центром (РДЦ), районным центром (РЦ), местным диспетчерским пунктом (МДП); РДЦ осуществляет обслуживание в установленных границах и состоит из одного или нескольких секторов. Функции каждого отдельного сектора РДЦ могут выполняться на одном или нескольких рабочих местах диспетчеров в зависимости от рабочей загрузки сектора.
- органом, предоставляющим ДО Подхода (ДПП) в диспетчерском районе ограниченных размеров, который установлен главным образом для обеспечения диспетчерского обслуживания подхода, когда не создан районный диспетчерский центр, районный центр и/или МДП;
2) Диспетчерское обслуживание подхода обеспечивается:
а) диспетчерским пунктом аэродрома (АДЦ) или РДЦ, или РЦ, в случае объединения в рамках ответственности одного органа функции диспетчерского обслуживания подхода с функциями аэродромного диспетчерского обслуживания или районного диспетчерского обслуживания;
б) диспетчерским органом подхода (ДПП) в случае создания отдельного органа. ДПП осуществляет ОВД в установленных границах и состоит из одного или нескольких секторов.
3) Аэродромное диспетчерское обслуживание обеспечивается одним или несколькими диспетчерскими пунктами аэродрома или аэродромными диспетчерскими центрами и осуществляется на аэродроме и вблизи аэродрома в границах диспетчерской зоны.
АДО в зависимости от интенсивности или сложности ВД осуществляется, как правило, с диспетчерского пункта «Вышка», в организационной структуре которого могут находиться секторы (направления) с определённой для каждого из них зоной ответственности, либо осуществляться с самостоятельных ДП: ДПК, СДП, ВСДП, ПДП, ДПР, пункт диспетчера старта и руления – ПДСР, диспетчерский пункт системы посадки (далее - ДПСП), объединяющий зоны ответственности ДПК и ПДП для ОВД по аэродромному кругу полетов, на предпосадочной прямой и/или ВПП, на площади маневрирования, исключая ВПП.
В случае одновременного использования нескольких ВПП на аэродроме при необходимости организуются рабочие места диспетчеров на каждую ВПП.
На крупных аэродромах с большой площадью перрона, когда орган, предоставляющий АДО, не может наблюдать за всем перроном из-за сложности его конфигурации, по решению главного оператора аэропорта может дополнительно создаваться специальное подразделение по обеспечению управления на перроне. При интенсивном ВД и сложной организации ВП в РА (аэроузла) может быть дополнительно организован пункт обслуживания вылета («Деливери») с выделением отдельной частоты радиосвязи и возложением функциональных обязанностей по выдачи информации о маршруте выхода; оперативной информации об ограничениях, запретах по коридорам, трассам и аэродромам назначения и запасным; информации о режиме; информации об изменении на аэродроме вылета (назначения, запасном или по маршруту полета) метеоусловий, которые не соответствуют правилам принятия решения на вылет или влияют на правила движения по маршруту; предупреждения об опасных явлениях погоды; код индивидуального опознавания вторичного обзорного радиолокатора (при необходимости) и иной информации, связанной с безопасным выполнением полета. На диспетчерских пунктах (секторах) в зависимости от рабочей нагрузки могут дополнительно организовываться рабочие места диспетчеров-ассистентов по планированию и координации.
Границы зоны ответственности для каждого органа ОВД устанавливаются руководящим органом Единой системы.Границы отдельных секторов в структуре одного органа ОВД устанавливаются поставщиками аэронавигационного обслуживания.В тех случаях, когда в одном органе ОВД или диспетчерском пункте (секторе) имеется несколько рабочих мест диспетчеров, определяются обязанности для каждого диспетчера.
Рубежи передачи ОВДустанавливаются, как правило, на границах диспетчерских зон и районов в пределах устойчивого поля радиосвязи и наблюдения и указываются в технологиях работы диспетчеров, инструкциях по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов) или аэронавигационных паспортах аэродромов (вертодромов) и публикуются в документах аэронавигационной информации.
ОВД начинается при входе ВС в закрепленное за органом ОВД ВП и заканчивается при выходе ВС из него.В отдельных случаях рубеж передачи ОВД может быть смещен в каждом конкретном случае по времени или в такую точку, которые были согласованы между двумя смежными органами ОВД.
ОВД передается одним органом ОВД другому следующим образом:
а) между двумя органами, обеспечивающими районное диспетчерское обслуживание:ОВД передается органом районного диспетчерского обслуживания в одном диспетчерском районе, органу районного диспетчерского обслуживания в соседнем диспетчерском районе, при пересечении общей границы диспетчерских районов в точке (пункте), на эшелоне и в момент времени, которые согласованы между этими двумя органами;
б) между органом, обеспечивающим районное диспетчерское обслуживание, и органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода: ОВД передается органом районного диспетчерского обслуживания органу диспетчерского обслуживания подхода, и наоборот, в точке, на эшелоне или в момент времени, которые согласованы между этими двумя органами;
в) между органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, и органом, обеспечивающим аэродромное диспетчерское обслуживание:
ОВД прибывающего воздушного судна, передается органом диспетчерского обслуживания подхода органу аэродромного диспетчерского обслуживания, когда это воздушное судно: - находится на рубеже передачи обслуживания воздушного движения и считается, что оно сможет завершить заход на посадку и выполнить посадку визуально по наземным ориентирам; - находится в установленной (согласованной) основной точке (предписанном пункте) или на предписанном эшелоне.
ОВД вылетающего воздушного судна передается органом аэродромного диспетчерского обслуживания органу диспетчерского обслуживания подхода: - если в РА преобладают визуальные метеорологические условия – перед выходом ВС из РА, перед переходом ВС к полету в метеорологических условиях полета по приборам, или когда ВС находится в установленной (согласованной) основной точке (в предписанном пункте), или на предписанном эшелоне, как это указано в технологии работы диспетчера органа ОВД и/или в инструкции по производству полётов в районе аэродрома; - если на аэродроме преобладают метеорологические условия полета по приборам – непосредственно после отрыва ВС от поверхности или когда ВС находится в предписанном пункте, или на предписанном эшелоне, как это указано в технологии работы диспетчера органа ОВД и/или в инструкции по производству полётов в районе аэродрома.
Между диспетчерскими пунктами (секторами) или рабочими местами диспетчеров в одном органе ОВД – обслуживание воздушного движения передается от одного диспетчерского сектора (с одного рабочего места диспетчера) в другой диспетчерский сектор (на другое рабочее место диспетчера) в одном органе ОВД в пункте, на эшелоне или в момент времени, определяемые технологиями работы диспетчеров органа ОВД, инструкциями по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов) или аэронавигационных паспортах аэродромов (вертодромов) и публикуемыми документами аэронавигационной информации.
Передача ответственности по обслуживанию воздушного движения должна осуществляться в таком месте, на таком эшелоне (высоте) или в такое время, чтобы воздушному судну можно было своевременно выдать необходимые разрешения.Ответственность за ОВД не передается одним органом диспетчерского обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением) другому без согласия принимающего органа.
Принимающий диспетчерский орган:
а) заявляет о своей способности принять управление движением ВС на условиях, указанных передающим диспетчерским органом, если заключенным ранее между двумя соответствующими органами соглашением не предусматривается, что отсутствие любого такого заявления рассматривается как согласие с указанными условиями, либо сообщает о любых необходимых изменениях к этим условиям; б) указывает любую другую информацию или разрешение в отношении последующей части полета, которые, по его мнению, необходимо иметь ВС в момент передачи управления.
Когда принимающий диспетчерский орган устанавливает двустороннюю речевую связь и/или связь по линии передачи данных с соответствующим воздушным судном и берет на себя управление его движением, ему не требуется уведомлять передающий орган об установлении связи и/или связи для передачи данных с передаваемым воздушным судном и о принятии управления движением этого воздушного судна, если между двумя соответствующими органами ОВД не достигнута иная договоренность. Принимающий орган ОВД уведомляет передающий орган в том случае, когда связь с воздушным судном, как ожидалось, не установлена.