Понятие и классификация индексов.
Наиболее широко в экономической практике и статистическом анализе при исследовании сложных социально-экономических явлений применяется индексный метод.
Статистический индекс (index - показатель) – это относительная величина сравнения сложных совокупностей и их отдельных единиц. Сложной называется статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не поддаются суммированию (например, характеристика продукции разных видов в натурально-вещественной форме; объем товарооборота).
Основой индексного метода является переход от натурально-вещественной формы выражения сложных явлений к стоимостным измерителям.
Индексный метод позволяет решить три основные задачи статистических исследований:
1) сравнить характеристики совокупностей, состоящих из не суммируемых элементов;
2) провести факторный анализ, то есть измерить влияние различных факторов на обобщающий показатель (сложное явление);
3) проанализировать влияние структурных сдвигов, то есть изменений в структуре изучаемого сложного явления, на обобщающий показатель.
Классификация индексов.
1) В зависимости от сущностей показателей, характеризующих изучаемое явление (совокупность) индексы делятся на индексы количественных показателей (количества продукции, физического объема товарооборота, национального дохода и т. п.) и индексы качественных показателей (индексы цен, себестоимости, производительности труда и т. д.). Деление условное.
2) В зависимости от степени охвата единиц совокупности (элементов изучаемого сложного явления) индексы делятся на индивидуальные и общие.
Индивидуальные индексы характеризуют изменение во времени (или в пространстве) отдельных единиц статистической совокупности. Обозначаются "i", выражаются в коэффициентах или в процентах. Так, индивидуальный индекс цен рассчитывается по формуле: (1) , где
P1 – цена товара в текущем периоде,
P0 – цена товара в базисном периоде.
Например, изменение цены в рублях стандартной булки хлеба в текущем квартале по сравнению с предыдущим составит:
или 123,1%, то есть цена товара выросла за рассматриваемый период на 23,1%
Индивидуальный индекс количества проданных товаров (физического объема реализации) в натуральных единицах измерения рассчитывается по формуле:
(2) , где
q1 - количество товара, реализованное в текущем периоде
q0 - количество товара, реализованное в базисном периоде
Индивидуальные индексы, характеризующие изменение явления во времени, являются, по сути, относительными показателями динамики (темпами роста), поэтому они могут рассчитываться по данным за несколько периодов времени в цепной или базисной формах.
Общие индексы (сводные) выражают обобщающие результаты изменения во времени (или в пространстве) всех единиц, образующих статистическую совокупность (сложного явления в целом). К ним относятся: общий индекс цен, общий индекс динамики товарооборота, общий индекс затрат, общий индекс продукции и т. п. Обозначаются как "I". Так общий индекс товарооборота рассчитывается по формуле:
(3) , где
- фактический товарооборот отчетного периода
- фактический товарооборот базисного периода
Разновидностью общих индексов являются групповые индексы, они охватывают часть единиц совокупности.
Каждый общий индекс имеет две составные части: индексируемая величина и веса.
Основным элементом индекса является индексируемая величина – это значение признака статистической совокупности, изменение которого является объектом изучения. Так, при изучении изменения цен индексируемой величины будет цена единицы товара "p", а весами – количество товара в натуральных единицах измерения – "q". При изучении изменения физического объема товарооборота индексируемой величиной является количество товара в натуральных измерителях – "q", а весами – цена единицы товара – "p".
По методологии расчета общие индексы делятся на агрегатные и средние из индивидуальных индексов.