Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ

Рядом динамики называется ряд чисел, характеризующих изменение явления во времени. моментные и интервальные ряды динамики.абсолютные, относительные и средние величины.

Формулы показателей анализа ряда динамики

Показатели Способ расчета
базисный цепной Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru
Абсолютный прирост Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru
Темп роста Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru
Темп прироста Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru или Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru или Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru
Абсолютное содержание 1% прироста Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

уi - уровень текущего периода; уi-1- уровень периода, предшествующего текущему; уб - базисный уровень.

Методы расчета среднего уровня ряда динамики зависят от его вида и способов получения статистических данных.

В интервальном ряду динамики с равностоящими во времени уровнями расчет среднего уровня ( Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru ) производится по формуле средней арифметической простой:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

где n – количество хронологических дат.

Не равноотстоящие уровни, то средний уровень вычисляется по формуле:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

где t – количество периодов времени, в течение которых уровень не изменяется.

В моментных рядах:

1) дан ряд с равными интервалами времени между датами:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

2) ряд с разными интервалами времени между датами и неизвестным характером изменений уровней между датами:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

где Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru - средний уровень явления между двумя соседними датами.

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

где Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru - начальный и конечный уровни на і-м интервале; Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru - длительность интервала времени между двумя соседними датами.

3) дан ряд с неравными интервалами времени между датами, но с исчер-пывающими данными об изменении явления между теми же датами:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

где yi – размер явления, который оставался неизменным в течение ti интервала времени.

Средний абсолютный прирост:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

где Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru - конечный уровень ряда.

Средний темп роста:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

Средний темп прироста:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru или Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

Среднее абсолютное содержание 1% прироста:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

Смыкание рядов динамики применяется в случае несопоставимости уровней.

1. Использование коэффициентов пересчета. K=x1/x0

2. Замена абсолютных уровней относительными, выраженными в базисных темпах роста. (база, тот год в котором изменения)

Для оценки роста показателей сравниваемых параллельных рядов динамики за один и тот же период времени рассчитывают коэффициент опережения.

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru или Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

При этом в качестве первого ряда динамики берется тот ряд, темпы роста для которого выше.

Для характеристики скорости изменения уровней одного и того же ряда динамики за отдельные периоды времени определяют коэффициент ускорения (замедления).

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

Тема 8. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ

Укрупнение интервалов времени.

Метода скользящей средней

Наиболее эффективным способом выявления основной тенденции развития является аналитическое выравнивание. При этом уровни ряда динамики выражаются в виде функции времени: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru .

Вид уравнения Системы уравнений
Обычный способ рас- чета параметров Упрощенный способ расчета параметров
Прямая: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru
Парабола второго порядка: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru
Показательная кри-вая: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru
Гипербола: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

В рядах, не имеющих ярко выраженной тенденции развития (или она не наблюдается совсем), изучение сезонности основано на методе простой средней.индекс сезонности исчисляется по формуле:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

В рядах динамики, имеющих тенденцию развития, для определе-ния индексов сезонности вначале рассчитывают уровни, сглаженные методом скользящей средней или выравненные по определенной функции. Индексы сезонности вычисляются отношением фактического уровня за определенный квартал или месяц ( Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru ) к выравненному за этот же период ( Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru ). В результате при использовании, например, квар-тальных данных за три года получают двенадцать индексов сезонности:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru .

Затем исчисляют средние индексы сезонности для одноименных кварталов за рассматриваемые годы:

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru .

Тема 9. ИНДЕКСЫ

С т а т и с т и ч е с к и е п о к а з а т е л и
количественные качественные (показатели уровня) объёмные
символ название символ название символ название
q количество продукции p цена C выручка, товарооборот
q количество продукции z себестоимость Z общие затраты на производство
h посевная площадь u урожайность V валовой сбор
T затраты труда w выработка q количество продукции
T затраты труда f средняя зарплата F фонд заработной платы
q количество продукции t трудоемкость T затраты труда
ОФ стоимость ос-новных фондов f0 фондоотдача q количество продукции
Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru средние товарные запасы с скорость товарооборота ТО товарооборот


Индивидуальные индексы.

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru .

Агрегатные индексы.

Общие индексы объёмных показателей строятся аналогично индивидуальным индексам.: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru .

Ø индекс стоимости: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru или Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru , т.к. Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru ;

Ø индекс общих затрат: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru или Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru , т.к. Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru ;

Ø индекс валового сбора: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru или Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru , т.к. V = h · u .

количественныепоказателей, суммируемых в натуральном выражении: индекс затрат труда: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru ; индекс посевных площадей: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru .

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru общих индексов количественныхпоказателей, непосредственно несуммируемых в натуральном выражении,


При построении агрегатных индексов качественныхпоказателей Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

Разность между числителем и знаменателем - абсолютную величину изменения объемного показателя в целом, а также под влиянием отдельно количественного и качественного показателей-факторов. рост (+) или снижение (–).

Адитивная инд.модель: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru - Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru - Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru - Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru

Мультипликативная индексная модель: Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru = Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru = Тема 7. АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДИНАМИКИ - student2.ru .

Наши рекомендации