Обряды, которые мы совершаем

Через эти десять источников гуны материальной природы проникают в жизнь человека и связывают его. Однако, человек по своему выбору может определить, какому писанию ему следовать, какие жидкости употреблять и т.д., и таким образом изменить влияние гун.

«Десять основных источников проникновения гун в сознание человека».

ПРОВОДНИК ГУН САТТВА (благость) РАДЖАС (страсть) ТАМАС (невежество)
Писание Дхарма-шастры, Библия, Коран Кама-сутра и подобная литература, бизнес книги Черная магия, боевики
Жидкости Чистая вода, молоко Чай, кофе, кока-кола и т.п напитки. Алкогольные напитки.
Круг общения Святые люди и люди, ведущие чистый образ жизни. Люди, вовлеченные в активную деятельность, совершаемую ради обретения плодов. Люди, занятые деятельностью, связанной с причинением насилия другим живым существам, а также алкоголики, наркоманы и т.п.
Место проживания Лес, деревня, природа Город Ночные клубы, казино, метро
Время бодрствования Утро День Вечер и ночь
Деятельность Деятельность, совершаемая ради очищения, а также обучение, проповедь, подвижничество. Деятельность, совершаемая ради собственной выгоды и наслаждения. Бессмысленная и греховная деятельность, приносящая беспокойство другим живым существам.
Происхождение Семья брахманов или духовная семья. Семья правителей или семья торговцев. Семья рабочих или семья греховных людей.
Объект медитации (сосредоточения) Брахман, вечная душа Деньги и другие драгоценности, райские наслаждения. Постель, телевизор, опьяняющие средства, продукты насилия, сцены насилия.
Произносимые звуки Воспевание ведических мантр и песен прославляющих Бога и преданность Ему. Разговоры о прибыли, песни о чувственном наслаждении. Разговоры о насилии, а также тюремные песни и песни алкоголиков и наркоманов.
Обряды Ведические обряды, проводимые с целью очищения существования человека. Обряды, совершаемые с целью извлечения выгоды и наслаждения чувств. Обряды, совершаемые с целью доставить беспокойство или насилие другим.

· Также в Бхагавад-гите Кришна описывает различные сферы жизни человека, такие как пища, подача милостыни, отношение к предписанным обязанностям, знание, деятельность, работник, разум, решимость, счастье и следующая жизнь. Эти сферы жизни могут быть либо в благости, либо в страсти, либо в невежестве. В зависимости от того, в какой гуне протекают эти сферы жизни, человек будет достигать соответствующего результата.

«Сферы жизни человека в различных гунах материальной природы».

СФЕРА ВЛИЯНИЯ САТТВА (благость) РАДЖАС (страсть) ТАМАС (невежество)
Пища (БГ 17.8-10) Пища, которая увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу пища. Пища чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая. Является источником горя, страданий и болезней. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков.
Пожертвования (БГ 17.20-22) Сделанные из чувства долга, а не в расчете на вознаграждение, которые делаются в надлежащее время, в надлежащем месте достойным людям Совершаются в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться их плодами или же неохотно Совершаются в нечистом месте, в неурочное время, по отношению к недостойному человеку и сделанные без должного внимания и уважения
Отношение к предписанным обязанностям (БГ 18.7-9) Выполняет предписанные обязанности из чувства долга, без привязанности к плодам. Отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха. Перестает выполнять свои обязанности, введенный в заблуждение.
Знание (БГ 18.20-22) Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную форму Знание о том, что в разных телах находятся разные по природе живые существа Знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как к единственно важному, не дающее представление об истине и отличающееся узостью и скупостью
Деятельность (БГ 18.23-25) Упорядоченная деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго Деятельность, вызванная заблуждениями, противоречащая указаниям священных писаний, без учета ее порабощающих последствий, или деятельность с применением насилия, которая причиняет страдания другим живым существам
Работник (БГ 18.26-28) Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом и кто остается невозмутимым в успехе и неудаче Привязан к деятельности и ее результатам, движим желанием насладиться плодами своего труда, жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям Постоянно поглощенный деятельностью, противоречащей указаниям священных писаний, материалистичный и упрямый, обманывающий и постоянно оскорбляющий других, ленивый, всегда угрюмый, откладывающий все на потом
Разум (БГ 18.30-32) Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению Разум, не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от действия запрещенного Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути
Решимость (БГ 18.33-35) Непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами Побуждает человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений Лишена рассудительности и не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии
Счастье (БГ 18.37-39) В начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару; пробуждает человека к самоосознанию Возникающее от соприкосновения чувств с их объектами; в начале кажется нектаром, а в конце становится подобно яду Ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое вначале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией
Следующая жизнь (БГ 14.14,15,18) Попадает на высшие, чистые планеты великих мудрецов Рождается на планете типа Земля и занимается корыстной деятельностью Рождается среди животных или на низших (адских) планетах


Таким образом, если Вы, используя свою свободу выбора, выберете определенную сферу своего существования либо в благости, либо в страсти, либо в невежестве, тогда Вы обязательно получите результат, приносимый влиянием этой конкретной гуны материальной природы (см. таблицу ниже).

«Результаты влияния различных гун материальной природы на человека».

Результат влияния различных гун на человека (ШБ11.25.16-18) Благость приносит человеку счастье, радость, праведность, знание, самообладание и другие достоинства. Страсть является причиной страданий, привязанности, сепаратизма, активности, тяжелой работы ради завоевания престижа и удачи, переживаний и борьбы. Невежество делает человека глупым, тупым, погруженным в безумие, скорбь и иллюзию. Он спит слишком много, углублен в ложные надежды и проявляет насилие.

Воспользовавшись этими таблицами, Вы сможете определить, какая гуна влияет на вас и понять, что Вам нужно делать, для того чтобы возвыситься до гуны благости. Так Вы сможете изменить свою жизнь к лучшему.

  1. Чтобы избавиться от влияния даже материальной гуны благости, нужно развить в себе качества, присущие трансцендентной благости (вишуддха-саттве).

Для этого необходимо, живя в гуне благости, выполнять все свои обязанности как подношение Кришне. В противном случае, любые действия человека будут причиной его рабства в материальном мире. Кришна говорит об этом в Бхагавад-гите 3.9:

йаджнартхат кармано ‘нйатра

Локо ’йам карма-бандханах

Тад-артхам карма каунтейа

Мукта-сангах самачара

„Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру. Поэтому, о сын Кунти, исполняй свой долг ради удовлетворения Вишну, и ты навсегда освободишся от материального рабства“.

Поскольку у человека есть два вида потребностей, - материальные и духовные, поэтому у него есть и два вида обязанностей:

· Материальные обязанности – это действия, совершаемые для удовлетворения материальных потребностей 3-х видов:

- физических

- социальных или эмоциональных

- интеллектуальных

· Духовные обязанности – это действия, совершаемые для удовлетворения потребностей вечной души.

Итак, если человек все свои действия посвящает Кришне, он постепенно осознает свою духовную природу и освободится из материального рабства. Так ложный эгоизм человека превращается в истинное эго.

Наши рекомендации