Обряды, которые мы совершаем
Через эти десять источников гуны материальной природы проникают в жизнь человека и связывают его. Однако, человек по своему выбору может определить, какому писанию ему следовать, какие жидкости употреблять и т.д., и таким образом изменить влияние гун.
«Десять основных источников проникновения гун в сознание человека».
ПРОВОДНИК ГУН | САТТВА (благость) | РАДЖАС (страсть) | ТАМАС (невежество) |
Писание | Дхарма-шастры, Библия, Коран | Кама-сутра и подобная литература, бизнес книги | Черная магия, боевики |
Жидкости | Чистая вода, молоко | Чай, кофе, кока-кола и т.п напитки. | Алкогольные напитки. |
Круг общения | Святые люди и люди, ведущие чистый образ жизни. | Люди, вовлеченные в активную деятельность, совершаемую ради обретения плодов. | Люди, занятые деятельностью, связанной с причинением насилия другим живым существам, а также алкоголики, наркоманы и т.п. |
Место проживания | Лес, деревня, природа | Город | Ночные клубы, казино, метро |
Время бодрствования | Утро | День | Вечер и ночь |
Деятельность | Деятельность, совершаемая ради очищения, а также обучение, проповедь, подвижничество. | Деятельность, совершаемая ради собственной выгоды и наслаждения. | Бессмысленная и греховная деятельность, приносящая беспокойство другим живым существам. |
Происхождение | Семья брахманов или духовная семья. | Семья правителей или семья торговцев. | Семья рабочих или семья греховных людей. |
Объект медитации (сосредоточения) | Брахман, вечная душа | Деньги и другие драгоценности, райские наслаждения. | Постель, телевизор, опьяняющие средства, продукты насилия, сцены насилия. |
Произносимые звуки | Воспевание ведических мантр и песен прославляющих Бога и преданность Ему. | Разговоры о прибыли, песни о чувственном наслаждении. | Разговоры о насилии, а также тюремные песни и песни алкоголиков и наркоманов. |
Обряды | Ведические обряды, проводимые с целью очищения существования человека. | Обряды, совершаемые с целью извлечения выгоды и наслаждения чувств. | Обряды, совершаемые с целью доставить беспокойство или насилие другим. |
· Также в Бхагавад-гите Кришна описывает различные сферы жизни человека, такие как пища, подача милостыни, отношение к предписанным обязанностям, знание, деятельность, работник, разум, решимость, счастье и следующая жизнь. Эти сферы жизни могут быть либо в благости, либо в страсти, либо в невежестве. В зависимости от того, в какой гуне протекают эти сферы жизни, человек будет достигать соответствующего результата.
«Сферы жизни человека в различных гунах материальной природы».
СФЕРА ВЛИЯНИЯ | САТТВА (благость) | РАДЖАС (страсть) | ТАМАС (невежество) |
Пища (БГ 17.8-10) | Пища, которая увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу пища. | Пища чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая. Является источником горя, страданий и болезней. | Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков. |
Пожертвования (БГ 17.20-22) | Сделанные из чувства долга, а не в расчете на вознаграждение, которые делаются в надлежащее время, в надлежащем месте достойным людям | Совершаются в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться их плодами или же неохотно | Совершаются в нечистом месте, в неурочное время, по отношению к недостойному человеку и сделанные без должного внимания и уважения |
Отношение к предписанным обязанностям (БГ 18.7-9) | Выполняет предписанные обязанности из чувства долга, без привязанности к плодам. | Отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха. | Перестает выполнять свои обязанности, введенный в заблуждение. |
Знание (БГ 18.20-22) | Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную форму | Знание о том, что в разных телах находятся разные по природе живые существа | Знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как к единственно важному, не дающее представление об истине и отличающееся узостью и скупостью |
Деятельность (БГ 18.23-25) | Упорядоченная деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами | Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго | Деятельность, вызванная заблуждениями, противоречащая указаниям священных писаний, без учета ее порабощающих последствий, или деятельность с применением насилия, которая причиняет страдания другим живым существам |
Работник (БГ 18.26-28) | Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом и кто остается невозмутимым в успехе и неудаче | Привязан к деятельности и ее результатам, движим желанием насладиться плодами своего труда, жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям | Постоянно поглощенный деятельностью, противоречащей указаниям священных писаний, материалистичный и упрямый, обманывающий и постоянно оскорбляющий других, ленивый, всегда угрюмый, откладывающий все на потом |
Разум (БГ 18.30-32) | Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению | Разум, не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от действия запрещенного | Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути |
Решимость (БГ 18.33-35) | Непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами | Побуждает человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений | Лишена рассудительности и не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии |
Счастье (БГ 18.37-39) | В начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару; пробуждает человека к самоосознанию | Возникающее от соприкосновения чувств с их объектами; в начале кажется нектаром, а в конце становится подобно яду | Ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое вначале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией |
Следующая жизнь (БГ 14.14,15,18) | Попадает на высшие, чистые планеты великих мудрецов | Рождается на планете типа Земля и занимается корыстной деятельностью | Рождается среди животных или на низших (адских) планетах |
Таким образом, если Вы, используя свою свободу выбора, выберете определенную сферу своего существования либо в благости, либо в страсти, либо в невежестве, тогда Вы обязательно получите результат, приносимый влиянием этой конкретной гуны материальной природы (см. таблицу ниже).
«Результаты влияния различных гун материальной природы на человека».
Результат влияния различных гун на человека (ШБ11.25.16-18) | Благость приносит человеку счастье, радость, праведность, знание, самообладание и другие достоинства. | Страсть является причиной страданий, привязанности, сепаратизма, активности, тяжелой работы ради завоевания престижа и удачи, переживаний и борьбы. | Невежество делает человека глупым, тупым, погруженным в безумие, скорбь и иллюзию. Он спит слишком много, углублен в ложные надежды и проявляет насилие. |
Воспользовавшись этими таблицами, Вы сможете определить, какая гуна влияет на вас и понять, что Вам нужно делать, для того чтобы возвыситься до гуны благости. Так Вы сможете изменить свою жизнь к лучшему.
- Чтобы избавиться от влияния даже материальной гуны благости, нужно развить в себе качества, присущие трансцендентной благости (вишуддха-саттве).
Для этого необходимо, живя в гуне благости, выполнять все свои обязанности как подношение Кришне. В противном случае, любые действия человека будут причиной его рабства в материальном мире. Кришна говорит об этом в Бхагавад-гите 3.9:
йаджнартхат кармано ‘нйатра
Локо ’йам карма-бандханах
Тад-артхам карма каунтейа
Мукта-сангах самачара
„Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру. Поэтому, о сын Кунти, исполняй свой долг ради удовлетворения Вишну, и ты навсегда освободишся от материального рабства“.
Поскольку у человека есть два вида потребностей, - материальные и духовные, поэтому у него есть и два вида обязанностей:
· Материальные обязанности – это действия, совершаемые для удовлетворения материальных потребностей 3-х видов:
- физических
- социальных или эмоциональных
- интеллектуальных
· Духовные обязанности – это действия, совершаемые для удовлетворения потребностей вечной души.
Итак, если человек все свои действия посвящает Кришне, он постепенно осознает свою духовную природу и освободится из материального рабства. Так ложный эгоизм человека превращается в истинное эго.