Чит-шакти, джива-шакти, ара майа-шакти

«Господь Кришна обладает тремя энергетическими преобразованиями, которые известны как:

· Внутренняя энергия (духовная или высшая).

· Пограничная энергия (живые существа или души).

· Внешняя энергия (материальная или низшая).

Духовный мир является проявлением внутренней энергии. Материальный мир – проявление внешней энергии. Живые существа относятся к пограничной энергии. Они вечные духовные частички, но, являясь очень маленькими (ану) они склонны принимать прибежище либо духовного, либо материального миров.

В каждой из этих 3-х реальностей присутствуют другие 3 вида энергии, о которых уже упоминалось ранее:

· Энергия вечности (сат, или сандхини).

· Энергия знания (чит, или самвит).

· Энергия блаженства (ананда, или хладини).

В результате воздействия энергий вечности, знания и блаженства на внутреннюю, пограничную и внешнюю энергии, возникают следующие сочетания:

Энергия Вечности (сандхини) Знания (самвит) Блаженства (хладини)
Внутренняя Духовный мир, Имена Бога, Его различные формы, качества и игры Господа с Его спутниками, объекты и все, что необходимо для игр Верховного Господа. Весь спектр трансцендент-ных любовных умонаст-роений (бхава), т.е. образов мысли. Чистая духовная любовь, приносящая величайшее наслаждение. (Према)
Пограничная Духовное существование живого существа, его вечные имя, духовная форма, и качества. Имперсональное знание о Брахмане. Блаженство реализации Брахмана и положения в Нем.
Внешняя Материальная Вселенная, состоящая из 14-ти планетных систем, грубые и тонкие тела живых существ. Материальные чувства и материальные цели, такие как достижение рая. Материальные имена, формы, качества, и действия воплощенных существ Обусловленное мышление живых существ, надежды, беспокойства, воображе-ния и суждения. Счастье, получаемое от гру-бых материальных наслаж-дений живых существ, а также от утонченных материальных наслаждений на высших планетах.

Следует отметить, что для живого существа (дживы) материальные наслаждения совершенно незначительны. Природа живого существа не незначительна, однако недостаточна. Без соприкосновения с хладини-шакти во внутренней энергии, живое существо никогда не испытает абсолютного, безграничного счастья. Однако достичь его невозможно без милости Кришны или Его чистого преданного.

Что из себя представляют внешняя, внутренняя и пограничная энергии Господа?

16. МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР –

ПРОЯВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ЭНЕРГИИ КРИШНЫ

Что собой представляет внешняя энергия? Почему ее называют «внешней»?

Внешняя энергия проявляет себя как материальный мир и является причиной возникновения бесчисленных вселенных, в которых действуют различные материальные энергии. Она называется внешней, т.к. качественно отделена от вечно духовного тела Верховной Личности Бога, подобно тому, как молоко, являясь энергией коровы, отделено от нее.

В Бхагавад-гите (7.4) Кришна так описывает Свою внешнюю энергию:

Бхумир апо 'нало вайух

Кхам мано буддхир эва ча

Аханкара итийам ме

Бхинна пракритир аштадха

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию».

За счет чего происходит отделение внешней энергии от Кришны?

Об этом говорится в «Шримад Бхагаватам» (3.10.12):

«Время (кала) - непроявленный безличный аспект Господа - отделяет материальный космос (как материальную энергию Всевышнего) от Самого Верховного Господа. Мироздание существует как объективное проявление Господа и находится под властью все той же материальной энергии Вишну»

Таким образом, материальный мир отделен от Высшей Личности могущественным безличным аспектом времени.

«…Материальный мир подобен человеческому голосу, записанному на магнитную ленту и существующему отдельно от человека. Подобно тому, как звуки голоса закрепляются на магнитной ленте, весь материальный космос покоится на материальной энергии и, благодаря времени, кажется отделенным от Господа». (Бхаг., 3.10.12, комм.).

Означает ли это, что материальная энергия независима от Господа?

Хотя материальная энергия и отделена от Кришны, тем не менее, она не независима.

Майадхйакшена пракритих

Суйате са-чарачарам

Хетунанена каунтейа

Джагад випаривартате

«Будучи одной из Моих энергий, о сын Кунти, материальная природа действует под Моим присмотром, производя на свет все движущиеся и неподвижные существа. Под ее началом мироздание снова и снова возникает и уничтожается». (Бхагавад-гита 9.10)

Поскольку материальная природа связана с Богом и послушна Его воле, она называется Божественной. Поэтому как бы не пытались люди преодолеть ее влияние, или подчинить ее своей воле, у них ничего не получится.

Дайви хй эша гуна-майи

Мама майа дуратйайа

Мам эва йе прападйанте

Майам этам таранти те

«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из под ее власти». (Бхагавад-гита 7.14)

А зачем, собственно, преодолевать эту материальную природу? Что за проблемы?

В Бхагавад-гите (8.15) материальный мир описывается двумя словами:

1. Духкха-алайам – «место страданий»

2. Ашашватам – «временный»

Таким образом, материальный мир является «местом страданий». Люди пытаются быть оптимистами и не замечать этого. Имея оптимистическое настроение, они пытаются приспособиться к любым условиям жизни и извлекать крохи наслаждений. Однако страдания вновь и вновь дают о себе знать. Подобно тому, как человек, пытающийся насладиться прекрасным тортом, страшно опечаливается, обнаружив, что в торт подмешан песок, также и человек, стремящийся извлечь наслаждение из этого материального мира, неминуемо будет огорчен из-за песка неизбежных страданий. И что же это за страдания? Любой в материальном мире страдает от:

· рождения

· смерти

· старости

· болезней

Весь научно-технический прогресс современной цивилизации направлен на то, чтобы избавить человека от этих страданий. Однако человечеству никогда не удастся избежать этих проблем, поскольку материальный мир, по определению, это «место страданий». Даже если человек сможет достичь «райских планет» он все равно столкнется с этими страданиями. Господь подтверждает это в Бхагавад-гите (8.16):

А-брахма-бхуванал локах

пунар авартино ‘рджуна

Мам упетйа ту каунтейа

Пунар джанма на видйате

«Все планеты материального мира, от высшей до низшей, - это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, о сын Кунти, уже никогда не родится здесь».

Помимо рождения, смерти, старости и болезней, человек на протяжении жизни в материи, вынужден испытывать другие три вида страданий:

· адхидайвика-клеша – страдания от стихийных бедствий, вызываемых высшими силами природы;

· адхибхаутика-клеша – страдания, которые причиняют другие живые существа;

· адхйатмика-клеша – страдания, которые причиняют нам собственные тело и ум.

Так, став узницей материального мира, душа лишается покоя. Она изо всех сил пытается избежать всех этих видов страданий, но они настигают ее вновь и вновь. Иногда, однако, ей кажется, что ее не беспокоят эти страдания. Эти мгновения жизни человек обычно воспринимает за счастье, хотя, в действительности это только временное прекращение страданий. Такие мгновения «счастья» быстро заканчиваются, поскольку материальный мир имеет еще одно свойство – он ашашватам – «временный». То есть все, чего достигает человек в этом мире, является временным достижением и ему непременно придется расстаться с этим. И это обстоятельство становится причиной страха, скорби и беспокойств.

«Временный» означает, что все объекты в материальном мире, начиная с микроскопического уровня и, кончая Вселенским, проходят через три состояния:

· Сотворение, начало

· Поддержание, сохранение, середина

· Уничтожение, конец

Веды учат, что за внешними, видимыми процессами сотворения, подержания и уничтожения стоят скрытые, тонкие силы, которые пронизывают собой все в материальном мире. Эти силы называются гуны. Слово гуна переводится как качество, модус, режим, а также верёвка.

Что это за силы, гуны материальной природы, как они проявляются и каково их влияние на человека?

Наши рекомендации