Йач чандрамаси йач чагнау тат теджо виддхи мамакам

теджах – сияние; йат – которое; адитйа-гатам – исходит от солнца; (и которое) бхасайате – озаряет; акхилам – всю; джагат – вселенную; тат – это; теджах – сияние; йат – которое; чандрамаси – присуще луне; ча – и; йат – которое; агнау – есть у огня; виддхи – знай; (что оно) мамакам – Мое.

Знай, что сияние солнца, озаряющего вселенную, свет луны и огня исходит от Меня одного.

Бхаванувада

«Я один помогаю обусловленной дживе, даруя ей свет солнца, луны и огня, чтобы она могла получить все необходимое». Таков смысл этого и следующих двух стихов. «Поскольку свет восходящего солнца, что поднимается утром над горой Удая, – это Я Сам, Я озаряю вселенную и даю начало карме (деятельности), которая исполняет осознанные и неосознанные желания дживы, стремящейся удовлетворять чувства. Свет луны и огня – тоже Мое сияние. Я Сам ношу такие имена, как Сурья, Чандра и прочие. Все они – Мои вибхути, ибо являются частью Моего великолепия».

Пракашика-вритти

Человек, лишенный бхакти и потому находящийся в невежестве, по ошибке принимает тело за свое «я». Он не в силах понять, что за всем многобразием существ, чувств, стихий, поступков и качеств, встречающихся в этом мире, стоит изначальная причина – Парамешвара. Такой человек думает, что основой бытия является земля, вода, огонь, воздух, эфир, луна, солнце, электричество и т.п. Но здесь Шри Кришна ясно говорит, что солнце, луна, огонь и электричество исходят из Него одного. Только Верховный Господь дарует дживе все виды наслаждений и спасение. Он создает для джив множество виданных и невиданных наслаждений, наделяя лишь частью Своего сияния такие светила, как солнце или луна.

Джива легко сможет постичь эту истину, если будет заниматься бхакти-йогой. С ее помощью она поймет, что такое великолепие Шри Бхагавана (вибхути-йога), о котором здесь говорится. Но тот, кто сбит с толку майей, никогда не осознает эту истину. Из-за влияния ложного эго такая душа тщетно пытается подчинить себе материю – воду, воздух, солнце, луну, ветер – чтобы использовать все это для своего наслаждения. Лучше всего оставить эти бесполезные попытки и встать на путь бхакти, вручив себя Верховному Господу. Этот несложный метод позволит душе обрести мир и вечное счастье. Иного пути не существует.

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие слова: «Если ты спросишь, как обитающая в материальном мире джива, которая не способна представить себе ничего, кроме материи, может размышлять о духовном, Я отвечу тебе, что сияние Моего духовного бытия проявляется и в материальном мире. Найдя прибежище в этом бытии, душа постепенно может достичь чистого духовного состояния, которое положит конец ее материальному бытию. Сияние солнца, луны и пламени, что озаряет весь мир, исходит от Меня одного».

Текст 13

Гам авишйа ча бхутани дхарайамй ахам оджаса

Пушнами чаушадхих сарвах сомо бхутва расатмаках

оджаса – с помощью Моей энергии; авишйа – которая входит; (в) гам – землю; ахам – Я; дхарайами – поддерживаю; (все) бхутани – существа; ча – и; бхутва – превращаясь; раса-атмакам – нектароподобную; сомах – луну; пушнами – Я вскармливаю; сарвах – все; аушадхих – растения.

Наполняя землю Своей энергией, Я один поддерживаю жизнь всех живых существ. Я становлюсь исполненной нектара луной и даю питание растениям.

Бхаванувада

«Насыщая землю Своей энергией, Я поддерживаю жизнь всех движущихся и неподвижных живых существ. Я один становлюсь Чандрой, луной, и дарую пищу растениям».

Текст 14

Ахам ваишванаро бхутва пранинам дехам ашритах

Пранапана-самайуктах пачамй аннам чатур-видхам

ашритах – пребывая; дехам – в телах; пранинам – живых существ; (и) бхутва – став; ваишванарах – огнем пищеварения; прана-апана-самайуктах – вместе с исходящим и входящим потоками воздуха; ахам – Я; пачами – перевариваю; чатух-видхам – четыре вида; аннам – пищи.

Став огнем пищеварения в телах живых существ, Я соединяюсь с исходящим и входящим потоками воздуха, чтобы переваривать четыре вида пищи.

Бхаванувада

«Став огнем пищеварения вместе разжигающими его потоками воздуха – праной и апаной – Я перевариваю четыре вида пищи: ту, что жуют, пьют, лижут и сосут». Все, что во время еды нужно размельчать зубами – например, нут – относится к пище, которую жуют. Сахарный леденец лижут, сахарный тростник сосут, а сок этого тростника пьют.

Пракашика-вритти

Ни одно из воплощенных в теле существ – будь то муравей или человек – не может само даже переваривать пищу. Верховный Господь говорит: «Став огнем пищеварения, Я перевариваю пищу в телах живых существ». На что еще способно существо, которое не в силах даже переварить съеденную пищу? Поэтому так важно укрыться в сени лотосных стоп Господа и отбросить ложное стремление полагаться лишь на собственные силы и разум. Нужно также понять, что только Парамешвара пронизывает землю и Своей энергией поддерживает жизнь всех существ. Ничто не может свершиться без энергии Господа.

Текст 15

Наши рекомендации