Эвадарбхакам адайа сванкам аропйа бхамини
праснутам пайайам аса станам снеха-париплута
пита-прайасйа джанани сутасйа ручира-смитам
мукхам лалайати раджан джримбхато дадрише идам
кхам родаси джйотир-аникам ашах
суренду-вхни-швасанамбудхимш ча
двипан нагамс тад-духитри ванани
бхутани йани стхира-джангамани
са викшйа вишвам сахаса раджан саиджата-вепатхух
саммилйа мригашавакши нетре асит сувисмита
«Однажды Кришна сидел на коленях у Яшода-майи. Яшода кормила Его грудью и целовала в щеки, украшенные Его кроткой улыбкой. Тут малыш Кришна зевнул и у Себя во рту показал Яшоде Свой вселенский образ. Необычное зрелище, увиденное во рту сына, крайне поразило Яшоду. Она вся затрепетала и закрыла глаза. ‘Что это было?’ – подумала Яшода. Испугавшись, что кто-то сглазил ее ребенка или наслал на него заговор, она позвала семейного жреца и попросила прочитать для Кришны защитные мантры. Потом Яшода омыла Кришну и только после этого почувствовала облегчение».
Шрила Санатана Госвами, комментируя эти стихи, объясняет одну сокровенную истину: «Как Яшода могла увидеть вишварупу Кришны, если у нее не было дивья-чакшу? Дело в том, что служанка Лакшми-деви (энергии блаженства), желая наполнить игры Кришны (лила пушти) новыми красками, неизменно обновляет любовь Яшода-майи и дает ей возможность изведать вкус висмайа-расы (нектара изумления), которой полна айшварья шакти Шри Кришны».
А вот как комментирует эту историю из «Бхагаватам» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур: «Эта айшварья шакти не может ослабить ватсалья гьяну Яшода-майи. Айшварья шакти Шри Хари явилась лишь для того, чтобы испытать Прему деви, богиню любви, но, увидев безграничное могущество Премы деви, она решила стать ее служанкой. Под Премой деви здесь подразумевается ватсалья према Яшоды».
Кроме того, в «Шримад-Бхагаватам» (10.8.32-39) рассказывается:
экада кридаманас те рамадйа гопа-дараках
кришно мридам бхакшитаван ити матре нйаведайан …
…этад вичитрам саха-джива-кала-
свабхава-кармашайа-линга-бхедам
сунос танау викшйа видаритасйе
враджам сахатманам авапа шанкам
«Однажды у Брахманда-гхата Шри Кришна играл вместе со Шридамом, Субалой, Баларамой и несколькими другими пасушками. Малыш Кришна тайком съел немного глины, а пастушки заметили это и рассказали обо всем Яшоде. Яшода спешно пришла туда и, взяв Кришну за руку, стала Его отчитывать. Кришна задрожал от страха и сказал: ‘Мама, Я не ел глину. Если не веришь, загляни Мне в рот и убедись сама’. Сказав это, Кришна открыл рот, и Яшода увидела в нем всю вселенную, вместе с движущимися и неподвижными существами, небом и всем остальным, включая саму обитель Кришны».
Хотя айшварья не воспринимается в мадхурья-лиле, она все же проявляется, когда нужно. Иначе говоря, хотя айшварья Шри Кришны не проявлена в Его мадхурья-лиле, это не значит, что мадхурья-лила лишена айшварьи. Шри Кришна – источник всей айшварьи и мадхурьи. В особых играх, когда возникает необходимость в айшварье, она проявляется сама собой. Побуждаемая энергией сатья-санкалпа (способностью говорить только истину), айшварья шакти проявилась и погрузила Яшоду в висмайя-расу, показав ей вишварупу Кришны. Это заставило Яшоду забыть о своем гневе на сына. Так айшварья шакти послужила Преме деви. Шри Кришна играет подобно обычному ребенку и ради совершенства Своей лилы, а также чтобы усилить прему Своих преданных, Он иногда проявляет айшварью.
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» рассказывается, как Адвайта Ачарья попросил однажды Шри Чайтанью Махапрабху показать вишварупу, что описана в «Бхагавад-гите». В ответ Шри Чатанья Махапрабху показал Адвайте все, что происходило тогда на Курукшетре и явил ему Свою вишварупу. Увидев вселенский образ Господа, Адвайта Ачарья закрыл глаза. Тогда Чайтанья Махапрабху скрыл вишварупу и принял Свой естественный облик, позволив Адвайте Ачарье успокоиться и прийти в себя.
Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие разъяснения: «Ты – Мой бхакта. Взирая на Меня глазами чистой премы, ты можешь видеть Меня в образе Кришны. А Моя айшварья связана с прявленным материальным миром, поэтому она не имеет смысла для тех, кто наделен чистой премой, и не заметна для них. Грубое материальное зрение тоже не позволяет увидеть Мою айшварью. Тех же, кто, обладая трансцендентным видением, не исполнен чистой любви ко Мне и имеет некоторую связь с миром материи, называют дивья-чакшу. Я дарую тебе именно такое дивья-чакшу: с его помощью ты сможешь увидеть Мою айшварью. Люди, наделенные божественным зрением и способностью логически мыслить, привязываются к Моей айшварья сварупе, которая имеет отношение к сотворенному миру. Но что касается Моей трансцендентной Кришна-сварупы, то она имеет совсем иную природу. Вот почему обладатели дивья-чакшу не видят того, что видят бхакты, наделенные чистой премой».
Текст 9
санджайа увача
эвам уктва тато раджан маха-йогешваро харих
даршайамаса партхайа парамам рупам аишварам
санджайа увача – Санджая сказал; раджан – о царь; татах – потом; уктва – сказав; эвам – так; маха-йогешварах – великий повелитель мистических сил; харих – Шри Хари; даршайамаса – показал; партхайа – Партхе; рупам – Свой образ; парамам – высочайшего; аишварам – совершенства.
Санджая сказал: О царь, молвив эти слова, Маха-йогешвара Шри Хари явил Арджуне Свою величайшую айшварью.
Пракашика-вритти
Сказав Арджуне Свои слова, Верховный Господь явил ему вишварупу. В этом и следующих пяти стихах Санджая описывает происходящие события слепому царю, Дхритараштре. Он называет Шри Кришну не просто великим, но самым великим из всех мистиков – Маха-йогешварой. Чтобы Арджуна мог увидеть вишварупу, Кришна наделил его божественным зрением, и это значит, что Арджуна очень дорог Кришне, а потому победа Арджуне обеспечена – должно лишь придти время. Нет сомнений в том, что по милости Бхагавана Арджуна обретет все материальные и духовные блага. Так Санджая дает Дхритараштре понять, что все его надежды на победу своих сыновей абсолютно напрасны.
Тексты 10-11