Концепция развития науки Пола Фейерабенда. Принципы пролиферации и консервации.
Пол Фейерабенд выдвинул теория эпистемиологиского (познавательного) анархизма. В его модели окончательно разрывается связь между сменой научной теории и фактов.
Старая теория является господствующей не потому что она лучше подтверждается имеющимися фактами, чем другими теориями, а потому что её сторонники занимают важное положение в научном сообществе.
Это влияние моральное и они обладают организационными ресурсами, они распределяют гранты, выделяют средства для финансирования. Позиция этих ученых связана с теориями, которые они разработали.
Смена теории приведет к утрате их положения и они будут её отстаивать. Смена теории происходит когда старой поколение просто вымирает.
Предлагается два принципа: принцип прониферации и принцип консервации.
Первый – следует формировать альтернативные теории. Если одна из теорий выглядит более предпочтительной, лучше согласуется с фактаи, это не значит что на не следует замкнуться и не искать другие решения имеющихся проблем. Могут появиться новые факты, может быть разработан более совершенный вариант той или иной теории и вдруг окажется, что новая теория сможет лучше объяснить мир.
Принцип консервации - не следует слишком быстро отбрасывать старые теории, если появляются какие то факты, которые она не может объяснить. Теория может быть усовершенствована. Может оказаться что нет нужды в выдвижении новой теории. Сочетание этих двух процессов может привести к научному прогрессу.
Проблема и гипотеза как формы научного познания.
Наблюдение и эксперимент
Наблюдение это целенаправленное систематическое восприятие исследуемого объекта, которое осуществляется без преднамеренного воздействия на исследуемый объект.
Наблюдением может быть вооруженным и невооруженным. Невооруженное - это наблюдение посредством одних органов чувств без применения каких-либо инструментов.
Вооруженное - осуществляется с помошью научных инструметов. То есть если мы взяли телеском или микроскоп.
Есть другое деление. Наблюдение - лабораторное и полевое.
Полевое - наблюдение за объектом в его естественных условиях.
Лабораторное - наблюдение в специально созданных условиях.
Мы всё время воспринимаем объекты. Но это не будет ещё наблюдением.
Во первых наблюдение производится по определенной программе. Прежде чем приступить к наблюдению мы определяем в каких условиях оно будет произведено, сколько по времени.
Во вторых, нейтральность наблюдения. В процессе наблюдения воздействие наблюдателся на исследуемый объект должно быть сведено к минимуму. Мы не должны изменять объект (в отличие от эксперимента). С точки зрения классической науки это требование может быть выполнено, а не классической - не всегда (напрмер исследуя микромир).
В третьих - протоколирование результатов. Если мы произвели наблюдение, но не зафиксировали результат, то такое наблюдение будет иметь мало научной ценности. Результаты должны тщательно фиксироваться.
В четвертых - интерсубъективность наблюдения. Наблюдение должно быть осуществимо для нескольких наблюдателей.
Эти наблюдатели должны иметь возможность сравнить полученные результаты
Эксперимент (Э.) есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимое с целью познания этого объекта.
В Э. обычно выделяют следующие элементы:
1) цель;
2) объект экспериментирования;
3) условия, в которых находится или в которые помещается объект;
4) средства Э.;
5) материальное воздействие на объект.
Каждый из этих элементов может быть положен в основу классификации Э., их можно разделять на физические, химические, биологические и т.д. в зависимости от различия объектов экспериментирования. Одна из наиболее простых классификаций основывается на различиях в целях Э.: напр., установление закономерности или обнаружение фактов. Э., проводимые с такой целью, называются «поисковыми». Результатом поискового Э. является новая информация об изучаемой области. Однако чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой Э. называется «проверочным». Первоначально вопрос формулируется в языке теории, т.е. в теоретических терминах, обозначающих абстрактные, идеализированные объекты. Чтобы Э. мог ответить на вопрос теории, этот вопрос нужно переформулировать в эмпирических терминах, значениями которых являются чувственно воспринимаемые объекты.
Метод остатков.
Метод остатка формулируется таким образом: если из множества последующих явлений вычесть те явлении, причины которых были установлены ранее, то причинами оставшихся последующих явлений будут оставшиеся предшествующие. Пример: открытие планеты нептун. Планета была открыта в результате исследования особенностей движения планеты Уран. Были рассмотрены особенности движения планеты Уран, вызываемые особенностями движения уже известных планет обнаружено что не все имеющиеся особенности можно объяснить, было выдвинуто предположение что эти особенности вызваны воздействием неизвестной планеты, внешней по отношению к урану. Такая планета вскоре действительно была обнаружена и получила наименование Нептуна. Оказывается что успешное применение метода зависит от ряда предпосылок, наряду с имеющимися факторами необходимы исходные предположения. В данном случае надо было предполагать что движение планеты Уран определяется известными планетами, внутренними по отношению к нему, и одной неизвестной (внешней), или двумя, или внутренними и т.д. Есть ряд предположений. Важный момент: этот метод действует лишь в том случае если мы рассматриваем независимые друг от друга воздействия. (Воздействия других планет не изменятся при отсутствии Нептуна – но нужно учитывать и это).