Интерпретация результативности по отдельным субтестам.

На основе достигнутых в отдельных субтестах результатов можно проводить анализ компонентов структуры интеллекта.

1 Субтест ОС - "осведомленность". Для успешного выполнения этого субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. На роль знаний в развитии мыслительной деятельности указывали П.П.Блонский, Л.С.Рубинштейн и др. Актуализация знаний, совершающая­ся при решении тех или иных задач, это не просто репродуктивный акт памяти, т к. человеку необходимо актуализировать именно те знания, которые нужны для решения конкретной задачи. Этот процесс предпола­гает синтетический акт соотнесения условий задачи, и той информации, которая может быть использована для ее решения. При этом ведущую роль играет анализ задачи, требующей решения. Именно исходя из ус­ловий задачи, определяется процесс актуализации необходимых знаний.

Субтест выявляет запас относительно простых сведений и знаний из самых разных областей: географии, истории, биологии и т.д. Данный субтест выполняет важную мотивационную функцию. Он должен заинтере­совать испытуемого, вызвать у него желание выполнять остальные суб­тесты.

2. Субтест ИЛ - "исключение лишнего".

Субтест включает задания, в каждом из которых необходимо из пя­ти данных слов выбрать одно, которое с остальными меньше всего свя­зано по смыслу, методики, аналогичные данному субтесту, широко используются в психологии, особенно в патопсихологии. Решение данных задач начинается с процесса сравнения предлагаемых слов, обозначаю­щих различные объекты. Сравнение при этом рассматривается не как од­номоментный акт установления сходства или различия, а как мыслитель­ный процесс, включающий операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Сравнение начинается с сопоставления объектов. Посредст­вом этого синтетического акта производится анализ - вычленение общих и различных признаков. На основе вычленения в результате анализа об­щих признаков производится обобщение сравниваемых объектов. Каждый из сравниваемых предметов обладает огромным количеством объективно присущих ему разнообразных признаков. Основная трудность решения задач такого типа состоит в выявлении отношений между сравниваемыми предметами, в вычленении в них сходных и различных признаков.

Если у испытуемого преобладают сенсорные или наглядно-действен­ные формы обобщения, он будет сравнивать предметы по наглядным приз­накам: Форме, величине или по принадлежности этих объектов к общей наглядно-действенной ситуации. Если же испытуемый ориентируется пре­имущественно на абстрактные, категориальные связи, он сможет преодо­леть наглядное впечатление или наглядно-действенную ситуацию и про­извести операцию выделения отвлеченных признаков, по которым слова относятся к одной определенной категории.

Таким образом, субтест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности испытуемых. Данные, полученные по нему, позволяют судить о способности испытуемых выделять общие признаки и свойства предметов или понятий, их умение сравнивать, переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлеченному.

3. Субтест ПА - "поиск аналогий".

На основе установления связи между парой слов испытуемому пред­лагается подобрать к данному слову одно из пяти слов так, чтобы связь в новой паре слов была аналогична образцу

Решение данного типа задач предполагает высокий уровень разви­тия операции обобщения. Высокие результаты только по данному субтес­ту часто бывают у быстрых, сообразительных, но менее успевающих ис­пытуемых. Чехословацкие исследователи объясняют этот факт отсутстви­ем необходимости усвоения большого количества готовой информации при хороших способностях к обобщению.

Р.Амтхауэр считает, что этот субтест должен выступать в качестве основного в процессе профессионального консультирования, т.к. он хорошо определяет уровень развития словесно-логического мышления. По данным этого субтеста можно судить о потенциальных возможностях ис­пытуемого .

4. Субтест 00 - "определение общего".

Испытуемому предлагаются два слова. Он должен определить, что общего между ними. При этом, если испытуемый называет в качестве об­щих второстепенные, несущественные признаки, ему присваивается мень­шее количество баллов по сравнению с теми ответами, в которых он вы­делил существенные признаки предметов.

Данный субтест диагностирует уровень развития операции абстра­гирования. При решении задач субтеста необходимо определить абс­трактные свойства предметов посредством тех взаимоотношений, в кото­рых эти предметы выступают.

Задание выполняется в два этапа. На первом этапе центральным звеном является обнаружение и выделение некоторого устойчивого и по­вторяющегося элемента, характерного для данной совокупности предметов и их отношений. Здесь необходимо сопоставлять и варьировать члены этой совокупности так, чтобы выделить в них нечто устойчивое и существенное.

Хороший результатов при решении данного субтеста добиваются ис­пытуемые, имеющие больший словарный запас. На результаты этого суб­теста большое влияние оказывает культурный уровень в семье и в более широком окружении, а также школа.

Таким образом, по результатам выполнения данного субтеста можно судить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарно­го запаса.

5. Субтест 3 - "запоминание".

В этом субтесте испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные вопросы. При выполнении данного зада­ния можно выделить два этапа - этап заучивания и этап воспроизведе­ния.

Восприятие слова (и тем более его запоминание) является сложным процессом включения его в систему известных кодов, в которых ведущие признаки оказываются доминирующими, а побочные, подчиненные признаки оттесняются. Это означает, что при запечатлении слова всегда проис­ходит процесс выбора ведущей системы связей и торможения побочных связей.

Факт многомерных связей, стоящих за словом, имеет существенное значение и при его припоминании. Припоминание - это сложный процесс активного поиска, выбора нужной связи из многих возможных, который протекает на Фоне торможения побочных, несущественных компонентов.

По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития кратковременной памяти, эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, т.к. различные виды памяти независимы друг от друга.

6. Субтест АР - "арифметический".

Данный субтест включает счетные арифметические задачи. Каждая задача ставит перед решающим строго определенную цель, сформулиро­ванную в конечном вопросе задачи, в отличие от неопределенных видов цели определенная цель всегда строго детерминирует процесс решения задачи, что предполагает прежде всего соблюдение строгой логики про­цесса решения. Таким образом, успешное решение математических задач требует развития у испытуемого высокого уровня способности к логи­ческому умозаключению.

В целях успешного решения задачи субъект должен предварительно ориентироваться в ее условии. Под ориентацией следует понимать воз­можность пересмотра исходных условий задачи, представление их в но­вом ракурсе. Для этого решающему математическую задачу необходимо прежде всего выделить различные элементы в ее структуре, дать им различную оценку, систематизировать их, определить их иерархию. Осу­ществление этих операций требует наличия высокого уровня аналитичес­ких способностей. Необходимо отметить, что в качестве ориентиров в математических задачах выступают определенные математические симво­лы. Поэтому анализ при решении математических задач по существу про­текает в форме абстракции, т.е. происходит выделение существенных для данной задачи величин и отношений и отвлечение от несуществен­ных. Кроме аналитических способностей ориентировка в условиях мате­матической задачи предполагает высокую степень развития синтетичес­ких способностей, т.к. выявленные элементы необходимо объединить в комплексы, отыскать математические отношения и функциональные зави­симости между ними.

На следующем этапе с учетом выявленных существенных отношений решающим вырабатывается гипотеза относительно характера стратегии решения. Стратегия решения в математической деятельности всегда носит отвлеченный характер. Однако в силу того, что задача всегда да­ется в конкретных условиях, может существовать большое разнообразие конкретных выпадении одной и той же по существу задачи. Таким обра­зом, стратегия решения в математической деятельности всегда носит обобщенный характер. Таким образом, успешное решение математических задач предполагает высокий уровень развития способности к математи­ческому обобщению.

На следующем этапе решения математической задачи на основе об­щей стратегии решения выделяются конкретные операции, которые с воз­можно большей вероятностью приводят к достижению поставленной цели. В рамках математической деятельности значительное место занимают вы­числительные операции, в основе которых соответственно лежат вычис­лительные способности.

Таким образом, успешное выполнение задач данного субтеста сви­детельствует о наличии у испытуемого способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обоб­щению. Как видно, данный субтест диагностирует широкий спектр мысли­тельных операций. В этой связи, на наш взгляд, не вполне правомерным являются вывод, сделанный в чешском руководстве к ТСИ о том, что данный субтест диагностирует только практические математические спо­собности.

7. Субтест 03 - "определение закономерностей".

Испытуемый получает задание написать следующее число в ряду в соответствии с правилом, по которому составлен данный ряд. При реше­нии задач данного типа испытуемый руководствуется указаниями на то, что числа в ряду расположены по определенному правилу. На основании этого он делает вывод о том, что имеет место повторение каких-то. пока еще неизвестных отношений между ними. По всей видимости, это и будут существенных для данной задачи отношения, так как определив их, не трудно будет сформулировать и сам принцип построения ряда. Найти эти существенные отношения можно лишь путем сопоставления (сравнения) отношений между различными элементами и выявления на этой основе повторных (т.е. общих для данного вида) отношений. Таким образом, при решении данного типа задач в значительной степени пред­ставлены операции сравнения, а следовательно, и аналитико-синтетическая деятельность.

Определив общие для данного ряда отношения, решающий на основе элементарных вычислительных операций определяет пропущенное число. Данный субтест определяет преимущественно теоретические математичес­ки способности. Однако проведенный выше анализ показывает, что в данном случае мы имеем дело с высшей формой обобщения, которое осу­ществляется на основе анализа и выявления существенных отношений в рамках единого целого, а с его элементарной формой - определением общего в ряде предметов путем сравнения. Общее при этом оказывается общий не потому, что оно существенно, а потому, что повторяется. Обобщение, конечно, присутствует в процессе решения данного типа за­дач, однако оно лишь по форме является математическим (обобщаются отношения между математическими символами). Однако по существу мы имеем дело с обобщением более низкого уровня, чем математическое.

Таким образом, можно сделать вывод о неправомерности утвержде­ний о том, что задача на определение закономерностей диагностирует уровень развития теоретического математического мышления. В данном случае имеет место проявление преимущественно аналитико-синтетических математических способностей (в задачах представлено много чи­словых ориентиров). И хотя математическое обобщение является произ­водным от аналитико-синтетической деятельности и во многом определяется уровнем ее развития, вывод о способности диагностировать уро­вень развития операции обобщения задачами данного субтеста является, на наш взгляд, не вполне обоснованным.

8. Субтест ГС - "геометрическое сложение".

Данный субтест включает задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сло­жить из приведенных ниже отдельных частей разрезанных фигур, матери­алом задания служат плоскостные рисунки - части отдельных фигур, за­дание предусматривает совмещение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур

Поиск решения в задачах данного типа строго диктуется ее усло­виями и не предусматривает выход за ее границы. Деятельность испыту­емого подчиняется строгой логике решения. Речь идет, однако, не столько о вербальной логике, в основе которой необходимо наличие хо­рошего понятийного аппарата и требуется развернутая система умозак­лючений. Решение образных задач требует особого вида логики - образ­ной логики - при которой "схватывание" наглядной ситуации осущест­вляется симультанно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями.

Задачи, в которых цель и условия деятельности строго детермини­руют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельности, где преобразование технических объектов подчиняется специальным производственным требованиям. Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности. В то же время высокие показатели по субтесту не могут служить основанием для вывода о высоком уровне развития способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование об­разами в этих видах деятельности осуществляется в более свободных условиях. Оценка условий в задачах субтеста ГС осуществляется на ос­нове анализа формы и величины частей фигур. Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного" действия предполагает развитие способности к точному восприятию Формы и величины плоскост­ных Фигур (линейный глазомер).

Ознакомившись с условиями заданий, испытуемый приступает к ак­тивному мысленному оперированию образами. При этом исходный образ преобразуется по его структуре, это достигается благодаря мысленной перегруппировке его составных элементов с помощью перемещения, а / также различных приемов совмещения частей Фигур. Кроме того, преоб­разование пространственного образа затрагивает также и пространс­твенное положение фигур. Так, в данном случае, происходит мысленное вращение образов в пределах одной плоскости.

Оперирование образами включает сознательное их удержание в па­мяти, планирование на их основе предстоящей деятельности, предвосхи­щение ее результатов, обобщение в образной форме.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что субтест ГС диагностирует лишь отдельные подспособности в структуре пространственного мышления. При выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двумерными образами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется.

9. Субтест ПВ - "пространственное воображение".

Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в об­разце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в переверну­том или повернутом положении. Материалом задания служит объемный ри­сунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками.

Данный субтест, как и предыдущий, диагностирует способность че­ловека оперировать пространственными представлениями. В то же время, выполнение указанного типа задач имеет свою специфику, как и при ре-пении задач предыдущего субтеста исходный образ, созданный в процес­се решения задачи, мысленно видоизменяется испытуемым. Однако, эти изменения касаются в основном пространственного положения и не зат­рагивают структурных особенностей образа. Такие преобразования, по мнению И.С. Якиманской, требуют значительно меньшей степени умствен­ной активности, чем структурные преобразования [6].

Таким образом, субтест ПВ предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого, вместе с тем, за­служивает специального рассмотрения тот факт, что на практике часто высокий показатель по субтесту ГС сочетается с низким показателем по субтесту ПВ. По-видимому, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста ГС испытуемый оперирует образами двумерного пространства, при решении субтесте ПВ - трехмерного. Как отмечает И.С.Якиманская, оперирование трехмерными изображениями появляются у человека онтоге­нетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению гео­метрии, пространственные (трехмерные) представления более развиты, чем двумерные [6]. Однако способность одновременно работать и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся пос­тепенно привыкают работать только с двумерными изображениями. На наш взгляд, высокий показатель выполнения субтеста ПВ позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом пространстве, т.е. косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Таким образом, по результатам выполнения субтеста ОС можно су­дить о запасе относительно простых сведений и знаний у испытуемого, о развитии словесно-логического мышления он информации не дает; по результатам выполнения субтеста ИЛ - об аналитико-синтетических спо­собностях, об умении сравнивать предметы, явления между собой. Суб­тест ПА диагностирует способность к обобщению, дает информацию о по­тенциальных возможностях испытуемого. Субтест 00 определяет способ­ность к абстракции, по его результатам можно сделать вывод об уровне сформированности у испытуемого системы научных понятий и в целом об уровне развития, которого он уже достиг. Субтест 3 диагностирует уровень развития вербальной кратковременной памяти. Результаты суб­теста АР свидетельствуют о развитии таких мыслительных операций, как математический анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также спо­собности к установлению логических умозаключений. Субтест 03 диаг­ностирует преимущественно аналитико-синтетическую деятельность испы­туемого. Субтесты ГС и ПВ определяют способность к оперированию про­странственными образами, показатель по субтесту ПВ косвенно опре­деляет уровень развития наглядно-действенного мышления испытуемого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А Психологическое тестирование. М., 1982. Т 1

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев. 1989

3. Бурлачук Л.Ф.. Морозов С. М. Словарь-справочник по психоло­гической диагностике Киев. 1980.

4. Лакин Г Ф. Биометрия. М., 1980

5. Психологический словарь. М . 1990

6. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников М., 1980.

a. 7. Arnthaver R Test structure intelicrence (T S I ) Prirucka. Bratislava. 1973.

7. Kline P. A Handbook of Test Construction. London. 1986.

8. Sattler J.M. Assessment of children's Intelligence and Special abilities Boston. 1982.

130 и выше – весьма высокий интеллект

120-129 – высокий интеллект

110-119 – «хорошая норма»

90-109 – средний уровень

80-89 – сниженная норма

70-79 – погранична норма

69 и ниже – умственный деффект


Наши рекомендации