Порядок обработки полученных данных

Для удобства обработки полученных данных необходимо изготовить "ключ"-шаблон. "Ключ"-шаблон изготавливается из полупрозрачного ма­териала по размеру, совпадающему с бланком ответов. Правильные реше­ния, перечисленные в "ключе" к тесту (см. приложение), необходимо обозначить квадратами, а прямоугольники, находящиеся в конце каждого субтеста - вырезать.

При наложении "ключа "-шаблона на заполненный бланк ответов необходимо следить, чтобы рамка бланка ответов полностью совпадала с рамкой "ключа"-шаблона. После того как "ключ"-шаблон наложен на бланк ответов, следует сосчитать количество правильных решений (за каждое правильное решение присваивается один балл) и записать полу­ченное число в прямоугольник, находящийся в бланке ответов в конце каждого субтеста.

Обработка результатов субтеста 4 производится с помощью отдель­ной таблицы-ключа. В ней представлены различные варианты ответов на задания данного субтеста, оцениваемые в баллах. В зависимости от то­го, какой из этих вариантов представлен в бланке ответов, за каждое задание испытуемому присваивается О, 1 или 2 балла. Затем подсчиты­вается общее количество баллов, полученных испытуемым по данному субтесту, и эта сумма заносится в прямоугольник, расположенный в конце субтеста на бланке ответов.

После того как будут получены все итоговые баллы по отдельным субтестам, их необходимо занести в строку таблицы, обозначенной бук­вами ПО (первичные оценки). Данная таблица расположена в верхней части бланка ответов. После этого с помощью нормативной таблицы за­полняется нижняя сторона таблицы, обозначенная буквами НБ (нормиро­ванные баллы). Заключительным этапом обработки полученных результа­тов является построение индивидуального профиля структуры интеллек­та. Для этого на бланке ответов имеется специальная сетка, также расположенная в верхней части бланка ответов.

При заполнении таблицы в верхней части бланка ответов, необхо­димо обратить внимание на то. что место для занесения, результатов по 9-му субтесту находится не в конце таблицы, а в ее средней части.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяет интерпретиро­вать результаты на трех уровнях.

Общий уровень интеллекта.

Определяется на основе итоговой оценки, полученной в результате суммации баллов по каждому субтесту, которая переводится в стандарт­ный показатель. При интерпретации необходимо учитывать следующие специфические требования к испытуемым со стороны теста:

а) тест требует определенной быстроты мышления,

б) из-за относительной сложности заданий тест меньше годится для тестирования лиц с явно заниженной результативностью, чем дольше их результативность отклоняется от среднего уровня, тем менее надеж­ны полученные результаты;

в) на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, результаты школьного обучения поэтому более адекватно сравнивать испытуемых с лицами с одинаковым образованием, чем с ли­цами одного возраста,

г) общие достижения в тесте зависят от социокультурных условий развития, т.е. от неспецифического учения,

д) структура теста и его задания ставят в более выгодное поло­жение испытуемых с естественнонаучной, математической и технической ориентацией по сравнению с лицами вербально и гуманитарно ориентиро­ванными.

2. Интерпретация группы субтестов, близких по факторному прин­ципу.

Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития различных сторон интеллекта. Отдельные субтесты возможно объединить в следующие группы:

а) Вербальные субтесты, требующие способности оперировать сло­вами как символами (ОС, ИЛ, ПА, 00, Э). У лиц с высокой результатив­ностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербально­го интеллекта, они чаще ориентируются на общественные науки или на изучение иностранных языков, интересуются такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальные символы и со­ответствующий вид мышления.

б) Математические субтесты, требующие развития способности опе­рировать математическими символами и числами (субтесты АР и 03) . Вы­сокие результаты в этих субтестах указывают на математическую ода­ренность" испытуемого.

в) Субтесты на пространственное представление определяют уро­вень развития наглядно-образного мышления, построенного на опериро­вании пространственными образами и отношениями (субтесты ГС и ПВ). Высокая результативность в этих субтестах указывают на техническую и естественнонаучную одаренность, при условии наличия высокого показа­теля в математических субтестах. Изолированная высокая результатив­ность в этих субтестах указывает на превалирование «конкретного» мышления, на техническую или иную практическую направленность ин­теллекта .

Кроме того, по данным чешских психологов тест позволяет опреде­лить профили на основании результатов выполнения отдельных субтбестов. Лучшая результативность в субтестах ОС и ПА ( W-профиль) указывает на одаренность "скорее практическую", в то время как луч­шая результативность в субтестах ИЛ и 00 (М-профиль) говорит об ода­ренности "скорее теоретической".

Сравнение результативности по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности - подвижности мышления: у лиц, дос­тигших лучших результатов в субтестах 00 и АР по сравнению с резуль­татами в субтестах ПА и 03 можно ожидать большую подвижность мышле­ния.

Наши рекомендации