Тест умственных способностей (тус)
ТЕСТ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТУС)
Руководство
Второе издание
Авторы адаптации: Сенин И.Г. - дипломированный психолог; Сорокина О.В. - дипломированный психолог, Чирков В.И. - канд. психол. наук, доцент.
Научно-производственный центр "ПСИХОДИАГНОСТИКА"
Ярославль 1993 г.
Сенин И. Г., Сорокина О. В, Чирков В. И. (авторы адаптации) Тест умственных способностей (тус)
Научный редактор: Чирков В. И., канд. психол. наук, доцент Ярославль, НПЦ "Психодиагностика" 1993 г.
ТУС является адаптацией широко известного теста структуры интеллекта (IST) немецкого психолога Р. Амтхауэра. Адаптация проведена с чешской версии данного теста. ТУС является тестом диагностики структуры интеллекта, который может использоваться во всех областях прикладной психологии. Руководство включает описание проведения и интерпретации одной формы теста, а также содержит нормы, полученные на отечественных выборках.
СОДЕРЖАНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТ. ЕГО ПОНИМАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ
СТРУКТУРА ТУС
ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ТЕСТА
-анализ пунктов теста
-проверка на надежность
-проверка на валидность
-стандартизация теста
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ И ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
-условия проведения
-порядок обработки полученных данных
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
-нормативные таблицы
-«ключи» к тесту
ПРОВЕРКА НА НАДЕЖНОСТЬ
Проверка надежности по однородности ТУС проводилась отдельно для каждого субтеста по следующим коэффициентам, по Формуле Кюдера-Ричардсона (для субтеста 4 по Формуле Кронбаха) и по Формуле Спирмена-Брауна (по полной форме).
Проверка проводилась на выборке в 179 человек, в возрасте от 15 до 35 лет, состоящей из приблизительно 60% мужчин и 50% женщин В данную выборку вошли лица со средний, средним специальным, средним техническим и высшим образованием, а также учащиеся общеобразовательных школ города Ярославля. Результаты проверки на надежность представлены в таблице 1.
Таблица 1. Надежность по однородности отдельных субтестов ТУС.
Данные по ре-тестовой надежности, приводимые чешскими авторами говорят о достаточно высокой устойчивости тестовых оценок. В результате повторного тестирования учащихся средней экономической школы с интервалом в 3 года ими был получен коэффициент корреляции равный 748. По нашим данным этот коэффициент надежности при интервале J недели оказался равным .419.
ПРОВЕРКА НА ВАЛИДНОСТЬ
На этапе проверки конструктной валидности тус высчитывались коэффициенты корреляции отдельных субтестов с окончательным результатом по всей методике. Эти данные приведены в таблице 2. Для сравнения в данной таблице приведены также коэффициенты, полученные чешскими авторами, а также данные, полученные Амтхауэром.
[Таблица 2. Корреляции субтестов с итоговым баллом по тесту.]
Кроме того, проверка данного вида валидности ТУС проводилась путем вычисления корреляции итоговых баллов по отдельным субтестам с итоговым баллом теста "Домино". Тест "Домино" - это известная методика предназначенная для измерения невербального интеллекта. Основная задача испытуемого - вскрыть определенную закономерность, в соответствии с которой на карточках выстроены фишки домино, и заполнить пустую фишку. Выборка, на которой проводился данный вид проверки, состояла из 103 человек в возрасте от 17-ти до 35-ти лет. включающей примерно одинаковое количество мужчин и женщин.
Коэффициенты корреляции отдельных субтеста ТУС и итогового балла по всему тесту с тестом "Домино" представлены в таблице 3.
[Таблица 3. Коэффициенты корреляции отдельных субтестов ТУС и итогового балла по всему тесту с показателем теста "Домино".]
Примечание: Все коэффициенты корреляции, представленные в таблице 3, значимы на уровне 1%.
Чешские авторы приводят следующие данные по корреляции итогового балла теста с другими методиками: шкала В опросника Кэттела (r = 0.614), матрицы Равена (r = 0.353)
Оценка критериальной валидности проводилась 2- мя способами: методом контрастных групп (проверка значимости различий показате
лей отдельных субтестов методики и его окончательного результата мужской и женской выборки по t-критерию Стьюдента), а также путем вычисления корреляции итогового балла теста с показателем школьной успеваемости.
Проверка методом контрастных групп базировалась на выборке в 254 человека. Мужская выборка состояла из 119 испытуемых, женская выборка состояла из 135 испытуемых. Возрастной диапазон выборки -16-35 лет. Статистически значимыми оказались различия по арифметическому субтесту и по субтесту определения закономерностей (у мужчин выше) . По чешским данным статистически показательными являются субтест на запоминание (у женщин выше), арифметический субтест (у мужчин выше) и субтест "геометрическое сложение" (у мужчин выше).
Проверка методом вычисления корреляции итогового балла теста с показателем школьной успеваемости (средняя оценка) проводилась на выборке в 35 человек - учащихся 11 класса общеобразовательных школ города Ярославля (r = 0.51) . По чешским данным коэффициент корреляции общего результата теста с показателем школьной успеваемости на аналогичной выборке равен 0.45.
Таким образом, достаточно высокие показатели критериальной и конструктной валидности ТУС, а также их сходство с аналогичными показателями чешского варианта теста и данными Р.Амтхауэра говорят о том, что предлагаемая модификация методики позволяет делать достаточно обоснованные выводы об уровне интеллекта и его структуре, а также сохраняет все предложенные Р.Амтхауэром закономерности в измерении умственной деятельности человека.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА
Чешская стандартизация теста Амтхауэра показала, что в возрастном диапазоне от 16-ти до 35-ти лет значительных различий в успешности выполнения теста не наблюдается. Опираясь на эти данные, мы произвели разработку ориентировочных норм ТУС для выборки в возрасте от 16-ти и старше. Наша выборка стандартизации составила 560 испытуемых, куда вошли учащиеся средних школ. студенты высших и средних специальных учебных заведений, а также лица, имеющие высшее образование. Кроме того, были разработаны нормы для возрастного диапазона от 14 до 15 лет отдельно для мужской и женской выборки. Данная выборка включала в себя 186 юношей и 210 девушек, учащихся средних школ г. Ярославля.
В качестве стандартной шкалы использовалась шкала IQ (среднее значение - 100, 5 = 10). Проверка распределения на нормальность проводилась по критерию А отдельно для каждого субтеста и итогового балла по всему тесту. Проведенная стандартизация показала, что характер распределения первичных оценок как по отдельным субтестам, так и по всему тесту в целом не отличается от нормального, поэтому на основе линейного преобразования были построены таблицы перевода первичных оценок в стандартные баллы (см. приложение)
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Для проведения ТУС необходимо иметь тестовую тетрадь с формуляром к задачам на запоминание, бланк ответов, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Перед началом тестирования экспериментатор должен разъяснить цель эксперимента и коротко описать структуру методики. Однако при этом недопустимо расшифровывать аббревиатуру "тус" на обложке тестовой тетради, а также указывать на то. что предметом диагностики теста является интеллект.
Тестирование должно проводиться при нормальном уровне освещенности и температурном режиме, без постороннего шума. В тестовой тетради и в бланке ответов варианты решений обозначены буквами а; б; в; г; д. Задачей испытуемого является зачеркивание правильного варианта ответа. Исключение составляет лишь четвертый субтест, в котором испытуемый должен в словесной Форме записать свой ответ в специально отведенном для этого месте на бланке ответов
Эксперимент начинается с того, что испытуемый заполняет верхнюю часть бланка ответов (записывает свою фамилию, пол, возраст и другие данные). После этого он читает общую инструкцию на стр. 1 Тестовой тетради. Затем по команде экспериментатора он переворачивает страницу и знакомится с инструкцией и примерами решений к субтесту 1. Следует помнить, что испытуемый имеет право задавать вопросы экспериментатору только при ознакомлении с инструкциями к субтестам. После того, как инструкция к первому субтесту будет понята, экспериментатор дает знак переворачивать следующий лист и засекает время По истечении времени, отпущенного для выполнения субтеста, экспериментатор прерывает работу, и испытуемый начинает знакомиться с инструкцией к следующему субтесту.
Работа с девятым субтестом (запоминание) происходит в следующей последовательности: испытуемый знакомится с инструкцией на странице 21 тестовой тетради, затем в течении трех минут заучивает слова в рамке, по истечении этого времени он закрывает тестовую тетрадь, берет формуляр к задачам на запоминание и знакомится с инструкцией на первой странице формуляра. После этого он переворачивает страницу и начинает работать над субтестом, одновременно с этим экспериментатор засекает время.
Среднее время проведения всего теста - 80-90 минут. Для получения достоверных результатов при групповом тестировании необходимо выполнить ряд дополнительных условий. Во-первых, тестируемую группу необходимо ограничить 10-15-тью испытуемыми. Во-вторых, каждый испытуемый должен занимать отдельный стол. В-третьих, все испытуемые должны начинать работать с очередным субтестом одновременно. В-четвертых, в ходе тестирования необходимо следить, чтобы испытуемые не листали тестовую тетрадь.
В том случае, если кто-либо из испытуемых закончит работу над субтестом раньше отведенного времени, необходимо проследить, чтобы он не переходил к следующему субтесту и ждал, когда закончат работать остальные испытуемые.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях.
Общий уровень интеллекта.
Определяется на основе итоговой оценки, полученной в результате суммации баллов по каждому субтесту, которая переводится в стандартный показатель. При интерпретации необходимо учитывать следующие специфические требования к испытуемым со стороны теста:
а) тест требует определенной быстроты мышления,
б) из-за относительной сложности заданий тест меньше годится для тестирования лиц с явно заниженной результативностью, чем дольше их результативность отклоняется от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты;
в) на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, результаты школьного обучения поэтому более адекватно сравнивать испытуемых с лицами с одинаковым образованием, чем с лицами одного возраста,
г) общие достижения в тесте зависят от социокультурных условий развития, т.е. от неспецифического учения,
д) структура теста и его задания ставят в более выгодное положение испытуемых с естественнонаучной, математической и технической ориентацией по сравнению с лицами вербально и гуманитарно ориентированными.
2. Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу.
Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития различных сторон интеллекта. Отдельные субтесты возможно объединить в следующие группы:
а) Вербальные субтесты, требующие способности оперировать словами как символами (ОС, ИЛ, ПА, 00, Э). У лиц с высокой результативностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербального интеллекта, они чаще ориентируются на общественные науки или на изучение иностранных языков, интересуются такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальные символы и соответствующий вид мышления.
б) Математические субтесты, требующие развития способности оперировать математическими символами и числами (субтесты АР и 03) . Высокие результаты в этих субтестах указывают на математическую одаренность" испытуемого.
в) Субтесты на пространственное представление определяют уровень развития наглядно-образного мышления, построенного на оперировании пространственными образами и отношениями (субтесты ГС и ПВ). Высокая результативность в этих субтестах указывают на техническую и естественнонаучную одаренность, при условии наличия высокого показателя в математических субтестах. Изолированная высокая результативность в этих субтестах указывает на превалирование «конкретного» мышления, на техническую или иную практическую направленность интеллекта .
Кроме того, по данным чешских психологов тест позволяет определить профили на основании результатов выполнения отдельных субтбестов. Лучшая результативность в субтестах ОС и ПА ( W-профиль) указывает на одаренность "скорее практическую", в то время как лучшая результативность в субтестах ИЛ и 00 (М-профиль) говорит об одаренности "скорее теоретической".
Сравнение результативности по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности - подвижности мышления: у лиц, достигших лучших результатов в субтестах 00 и АР по сравнению с результатами в субтестах ПА и 03 можно ожидать большую подвижность мышления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А Психологическое тестирование. М., 1982. Т 1
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев. 1989
3. Бурлачук Л.Ф.. Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике Киев. 1980.
4. Лакин Г Ф. Биометрия. М., 1980
5. Психологический словарь. М . 1990
6. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников М., 1980.
a. 7. Arnthaver R Test structure intelicrence (T S I ) Prirucka. Bratislava. 1973.
7. Kline P. A Handbook of Test Construction. London. 1986.
8. Sattler J.M. Assessment of children's Intelligence and Special abilities Boston. 1982.
130 и выше – весьма высокий интеллект
120-129 – высокий интеллект
110-119 – «хорошая норма»
90-109 – средний уровень
80-89 – сниженная норма
70-79 – погранична норма
69 и ниже – умственный деффект
Формы А и В
А | В | А | В | А=В | А=В | ||||
Г | Б | В | Б | Б | |||||
В | Г | Д | Г | Г | |||||
Д | Б | Б | В | В | |||||
Д | А | Д | Д | А | |||||
В | Г | В | В | Г | |||||
А | А | Г | Б | А | |||||
Г | Г | Б | А | Б | |||||
Б | Г | В | Г | Д | |||||
Д | Б | Б | Д | В | |||||
В | Г | Г | А | Г | |||||
Б | Г | Г | А | А | |||||
Д | Г | Б | Г | Б | |||||
В | Б | Б | В | Д | |||||
Д | Д | Б | Д | Г | |||||
Г | Д | В | А | В | |||||
Д | Б | Д | Д | Б | |||||
В | Д | В | Г | Д | |||||
Б | Г | В | Б | А | |||||
Д | Г | Б | Д | В | |||||
А | Г | Г | В | Д | |||||
← | ← | ← | ← |
Формы А и В
А | В | А | В | А=В | А | В | ||||
Г | В | Б | ||||||||
Б | А | Г | ||||||||
А | В | В | ||||||||
Г | Г | В | ||||||||
Б | Г | Д | ||||||||
Г | Б | Г | ||||||||
В | В | Д | ||||||||
Г | А | А | ||||||||
Д | В | А | ||||||||
Г | Г | Б | ||||||||
Д | Д | Д | ||||||||
Г | Г | В | ||||||||
А | Б | Д | ||||||||
В | Г | Г | ||||||||
Д | В | В | ||||||||
В | Г | А | ||||||||
А | Г | Г | ||||||||
Г | Б | Г | ||||||||
Б | Г | Д | ||||||||
Г | В | В | ||||||||
→ | → | → | → |
МЕТОДИКА ТСИ. ключи к сбт. 4.
Форма А. Форма В.
№ | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | № |
Плоды, дары природы, плоды растений. | Еда, десерт, продукты, пиша. | Сладкие, растут на деревьях. | ||
62. | Наркотики, тонизаторы, допинг. | Продукты потребления. | Всегда нужны при отдыхе, завтрак. | |
63. | Измерительные приборы, механизмы, аппараты для измерений . | Приборы, аппараты, домашние приборы, предметы. | Измерение времени года; погоды, болезнь. | |
64. | Органы чувств, органы восприятия, органы ощущения. | Органы, части лица, части тела. | Органы осязания, чувства, лицо человека. | |
65. | Отражение, отражательные волны, отражающие поверхности. | Повторение, воспроизведение . | -/- | |
66. | Произведения искусства, художественные произведения. | Произведения, искусство, изображение жизни. | Изображение, описание. | |
67. | Сила звука, степень звука, громкость. | Характеристика звука. | Звук. | |
Зачатие , зарождение жизни, плод. | Продукты, пиша, еда. | Органы размножения | | ||
69. | Знаки отличия, эмблема, символ государства. | Символ власти, могущества, предмет символики, символ. | Национальные отличия. | |
70. | Обитатели воды, водная жизнь. | Существа, животный мир. | Плавают в воде, животные в воде. | |
71. | Неудовлетворенные потребности в воде и пище, желание есть и пить, потребность организма. | Потребность, желание, ощущение, состояние. | Еда, питье, терпение. | |
72. | Живые организмы, живая природа. | Лес, находятся в лесу. | Муравейник под осиной, | |
73. | Металлические изделия, металлические предметы. | Предметы, изделия, изделия человека. | Железные вещи. | |
74. | Координаты места, указание местонахождения в пространстве. | Направления, расстояние. | Противоположные, направления, место. | |
75. | Напутствие, пожелание. | -//- | -//- | |
76. | Меры воспитания, меры воздействия, меры наказания и поощрения. | Мнение о поступке, оценка. | Заслуга, награда. |
18,00 -577
ПО | ПО | Общая шкала | ||||||||||
М-10 S=3,6 | М=10 S=2.6 | М=9.5 S=3.9 | М=8.7 S=3.5 | М=8.9 S=4.2 | М=9.5 S=3.6 | М=8.9 S=3.4 | М=11.3 S=4.2 | М=14.9 S=6.1 | М=89 S=24 | |||
171-180 | ||||||||||||
161-170 | ||||||||||||
151-160 | ||||||||||||
141-150 | ||||||||||||
131-140 | ||||||||||||
121-130 | ||||||||||||
111-120 | ||||||||||||
101-110 | ||||||||||||
91-100 | ||||||||||||
81-90 | ||||||||||||
71-80 | ||||||||||||
61-70 | ||||||||||||
51-60 | ||||||||||||
41-50 | ||||||||||||
31-40 | ||||||||||||
21-30 | ||||||||||||
11-20 | ||||||||||||
1-10 | ||||||||||||
ТЕСТ АМТХАУЭРА
Нормативные данные по отдельным субтестам для женщин 16 лет и старше(N = 295)
ПО | Субтесты | ||||||||
ОС | ИЛ | ПА | оо | АР | ГС | ПВ | |||
7 7 | 7 7 | ||||||||
! 4 | | |||||||||
S3 | |||||||||
О | |||||||||
III | III | III | |||||||
III | |||||||||
! 22 | |||||||||
! | |||||||||
i | |||||||||
l15 | |||||||||
: |
ТЕСТ АМТХАУЭРА
Нормированные баллы по итоговому баллу для женщин 16 лет и старше (N= 295)
по | IQ | ПО | IQ | ПО | IQ |
——— | |||||
! 67 | |||||
! 69 | |||||
S7 | |||||
ТЕСТ АМТХАУЭРА
Нормированные баллы по итоговому баллу для мужчин 16 лет и старше (N= 265))
ТЕСТ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТУС)
Руководство
Второе издание
Авторы адаптации: Сенин И.Г. - дипломированный психолог; Сорокина О.В. - дипломированный психолог, Чирков В.И. - канд. психол. наук, доцент.
Научно-производственный центр "ПСИХОДИАГНОСТИКА"
Ярославль 1993 г.
Сенин И. Г., Сорокина О. В, Чирков В. И. (авторы адаптации) Тест умственных способностей (тус)
Научный редактор: Чирков В. И., канд. психол. наук, доцент Ярославль, НПЦ "Психодиагностика" 1993 г.
ТУС является адаптацией широко известного теста структуры интеллекта (IST) немецкого психолога Р. Амтхауэра. Адаптация проведена с чешской версии данного теста. ТУС является тестом диагностики структуры интеллекта, который может использоваться во всех областях прикладной психологии. Руководство включает описание проведения и интерпретации одной формы теста, а также содержит нормы, полученные на отечественных выборках.
СОДЕРЖАНИЕ