Тест умственных способностей (тус)

ТЕСТ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТУС)

Руководство

Второе издание

Авторы адаптации: Сенин И.Г. - дипломированный психолог; Сорокина О.В. - дипломированный психолог, Чирков В.И. - канд. психол. наук, доцент.

Научно-производственный центр "ПСИХОДИАГНОСТИКА"

Ярославль 1993 г.

Сенин И. Г., Сорокина О. В, Чирков В. И. (авторы адаптации) Тест умственных способностей (тус)

Научный редактор: Чирков В. И., канд. психол. наук, доцент Яро­славль, НПЦ "Психодиагностика" 1993 г.

ТУС является адаптацией широко известного теста структуры ин­теллекта (IST) немецкого психолога Р. Амтхауэра. Адаптация проведена с чешской версии данного теста. ТУС является тестом диагностики структуры интеллекта, который может использоваться во всех областях прикладной психологии. Руководство включает описание проведения и интерпретации одной формы теста, а также содержит нормы, полученные на отечественных выборках.

СОДЕРЖАНИЕ

ИНТЕЛЛЕКТ. ЕГО ПОНИМАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ

СТРУКТУРА ТУС

ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ТЕСТА

-анализ пунктов теста

-проверка на надежность

-проверка на валидность

-стандартизация теста

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ И ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

-условия проведения

-порядок обработки полученных данных

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

-нормативные таблицы

-«ключи» к тесту

ПРОВЕРКА НА НАДЕЖНОСТЬ

Проверка надежности по однородности ТУС проводилась отдельно для каждого субтеста по следующим коэффициентам, по Формуле Кюдера-Ричардсона (для субтеста 4 по Формуле Кронбаха) и по Формуле Спирмена-Брауна (по полной форме).

Проверка проводилась на выборке в 179 человек, в возрасте от 15 до 35 лет, состоящей из приблизительно 60% мужчин и 50% женщин В данную выборку вошли лица со средний, средним специальным, средним техническим и высшим образованием, а также учащиеся общеобразова­тельных школ города Ярославля. Результаты проверки на надежность представлены в таблице 1.

Таблица 1. Надежность по однородности отдельных субтестов ТУС.

Данные по ре-тестовой надежности, приводимые чешскими авторами говорят о достаточно высокой устойчивости тестовых оценок. В резуль­тате повторного тестирования учащихся средней экономической школы с интервалом в 3 года ими был получен коэффициент корреляции равный 748. По нашим данным этот коэффициент надежности при интервале J не­дели оказался равным .419.

ПРОВЕРКА НА ВАЛИДНОСТЬ

На этапе проверки конструктной валидности тус высчитывались ко­эффициенты корреляции отдельных субтестов с окончательным результа­том по всей методике. Эти данные приведены в таблице 2. Для сравне­ния в данной таблице приведены также коэффициенты, полученные чешс­кими авторами, а также данные, полученные Амтхауэром.

[Таблица 2. Корреляции субтестов с итоговым баллом по тесту.]

Кроме того, проверка данного вида валидности ТУС проводилась путем вычисления корреляции итоговых баллов по отдельным субтестам с итоговым баллом теста "Домино". Тест "Домино" - это известная мето­дика предназначенная для измерения невербального интеллекта. Основ­ная задача испытуемого - вскрыть определенную закономерность, в со­ответствии с которой на карточках выстроены фишки домино, и запол­нить пустую фишку. Выборка, на которой проводился данный вид провер­ки, состояла из 103 человек в возрасте от 17-ти до 35-ти лет. вклю­чающей примерно одинаковое количество мужчин и женщин.

Коэффициенты корреляции отдельных субтеста ТУС и итогового бал­ла по всему тесту с тестом "Домино" представлены в таблице 3.

[Таблица 3. Коэффициенты корреляции отдельных субтестов ТУС и итогового балла по всему тесту с показателем теста "Домино".]

Примечание: Все коэффициенты корреляции, представленные в таб­лице 3, значимы на уровне 1%.

Чешские авторы приводят следующие данные по корреляции итогово­го балла теста с другими методиками: шкала В опросника Кэттела (r = 0.614), матрицы Равена (r = 0.353)

Оценка критериальной валидности проводилась 2- мя способами: методом контрастных групп (проверка значимости различий показате

лей отдельных субтестов методики и его окончательного результата мужской и женской выборки по t-критерию Стьюдента), а также путем вычисления корреляции итогового балла теста с показателем школьной успеваемости.

Проверка методом контрастных групп базировалась на выборке в 254 человека. Мужская выборка состояла из 119 испытуемых, женская выборка состояла из 135 испытуемых. Возрастной диапазон выборки -16-35 лет. Статистически значимыми оказались различия по арифметическо­му субтесту и по субтесту определения закономерностей (у мужчин вы­ше) . По чешским данным статистически показательными являются субтест на запоминание (у женщин выше), арифметический субтест (у мужчин вы­ше) и субтест "геометрическое сложение" (у мужчин выше).

Проверка методом вычисления корреляции итогового балла теста с показателем школьной успеваемости (средняя оценка) проводилась на выборке в 35 человек - учащихся 11 класса общеобразовательных школ города Ярославля (r = 0.51) . По чешским данным коэффициент корреля­ции общего результата теста с показателем школьной успеваемости на аналогичной выборке равен 0.45.

Таким образом, достаточно высокие показатели критериальной и конструктной валидности ТУС, а также их сходство с аналогичными по­казателями чешского варианта теста и данными Р.Амтхауэра говорят о том, что предлагаемая модификация методики позволяет делать доста­точно обоснованные выводы об уровне интеллекта и его структуре, а также сохраняет все предложенные Р.Амтхауэром закономерности в изме­рении умственной деятельности человека.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА

Чешская стандартизация теста Амтхауэра показала, что в возраст­ном диапазоне от 16-ти до 35-ти лет значительных различий в успеш­ности выполнения теста не наблюдается. Опираясь на эти данные, мы произвели разработку ориентировочных норм ТУС для выборки в возрасте от 16-ти и старше. Наша выборка стандартизации составила 560 испыту­емых, куда вошли учащиеся средних школ. студенты высших и средних специальных учебных заведений, а также лица, имеющие высшее образо­вание. Кроме того, были разработаны нормы для возрастного диапазона от 14 до 15 лет отдельно для мужской и женской выборки. Данная вы­борка включала в себя 186 юношей и 210 девушек, учащихся средних школ г. Ярославля.

В качестве стандартной шкалы использовалась шкала IQ (среднее значение - 100, 5 = 10). Проверка распределения на нормальность про­водилась по критерию А отдельно для каждого субтеста и итогового балла по всему тесту. Проведенная стандартизация показала, что ха­рактер распределения первичных оценок как по отдельным субтестам, так и по всему тесту в целом не отличается от нормального, поэтому на основе линейного преобразования были построены таблицы перевода первичных оценок в стандартные баллы (см. приложение)

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Для проведения ТУС необходимо иметь тестовую тетрадь с формуляром к задачам на запоминание, бланк ответов, секундомер или часы с секундной стрелкой.

Перед началом тестирования экспериментатор должен разъяснить цель эксперимента и коротко описать структуру методики. Однако при этом недопустимо расшифровывать аббревиатуру "тус" на обложке тесто­вой тетради, а также указывать на то. что предметом диагностики тес­та является интеллект.

Тестирование должно проводиться при нормальном уровне освещен­ности и температурном режиме, без постороннего шума. В тестовой тет­ради и в бланке ответов варианты решений обозначены буквами а; б; в; г; д. Задачей испытуемого является зачеркивание правильного варианта ответа. Исключение составляет лишь четвертый субтест, в котором ис­пытуемый должен в словесной Форме записать свой ответ в специально отведенном для этого месте на бланке ответов

Эксперимент начинается с того, что испытуемый заполняет верхнюю часть бланка ответов (записывает свою фамилию, пол, возраст и другие данные). После этого он читает общую инструкцию на стр. 1 Тестовой тетради. Затем по команде экспериментатора он переворачивает страни­цу и знакомится с инструкцией и примерами решений к субтесту 1. Сле­дует помнить, что испытуемый имеет право задавать вопросы экспери­ментатору только при ознакомлении с инструкциями к субтестам. После того, как инструкция к первому субтесту будет понята, эксперимента­тор дает знак переворачивать следующий лист и засекает время По ис­течении времени, отпущенного для выполнения субтеста, эксперимента­тор прерывает работу, и испытуемый начинает знакомиться с инструкци­ей к следующему субтесту.

Работа с девятым субтестом (запоминание) происходит в следующей последовательности: испытуемый знакомится с инструкцией на странице 21 тестовой тетради, затем в течении трех минут заучивает слова в рамке, по истечении этого времени он закрывает тестовую тетрадь, бе­рет формуляр к задачам на запоминание и знакомится с инструкцией на первой странице формуляра. После этого он переворачивает страницу и начинает работать над субтестом, одновременно с этим экспериментатор засекает время.

Среднее время проведения всего теста - 80-90 минут. Для получе­ния достоверных результатов при групповом тестировании необходимо выполнить ряд дополнительных условий. Во-первых, тестируемую группу необходимо ограничить 10-15-тью испытуемыми. Во-вторых, каждый ис­пытуемый должен занимать отдельный стол. В-третьих, все испытуемые должны начинать работать с очередным субтестом одновременно. В-четвертых, в ходе тестирования необходимо следить, чтобы испытуемые не листали тестовую тетрадь.

В том случае, если кто-либо из испытуемых закончит работу над субтестом раньше отведенного времени, необходимо проследить, чтобы он не переходил к следующему субтесту и ждал, когда закончат рабо­тать остальные испытуемые.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяет интерпретиро­вать результаты на трех уровнях.

Общий уровень интеллекта.

Определяется на основе итоговой оценки, полученной в результате суммации баллов по каждому субтесту, которая переводится в стандарт­ный показатель. При интерпретации необходимо учитывать следующие специфические требования к испытуемым со стороны теста:

а) тест требует определенной быстроты мышления,

б) из-за относительной сложности заданий тест меньше годится для тестирования лиц с явно заниженной результативностью, чем дольше их результативность отклоняется от среднего уровня, тем менее надеж­ны полученные результаты;

в) на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, результаты школьного обучения поэтому более адекватно сравнивать испытуемых с лицами с одинаковым образованием, чем с ли­цами одного возраста,

г) общие достижения в тесте зависят от социокультурных условий развития, т.е. от неспецифического учения,

д) структура теста и его задания ставят в более выгодное поло­жение испытуемых с естественнонаучной, математической и технической ориентацией по сравнению с лицами вербально и гуманитарно ориентиро­ванными.

2. Интерпретация группы субтестов, близких по факторному прин­ципу.

Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития различных сторон интеллекта. Отдельные субтесты возможно объединить в следующие группы:

а) Вербальные субтесты, требующие способности оперировать сло­вами как символами (ОС, ИЛ, ПА, 00, Э). У лиц с высокой результатив­ностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербально­го интеллекта, они чаще ориентируются на общественные науки или на изучение иностранных языков, интересуются такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальные символы и со­ответствующий вид мышления.

б) Математические субтесты, требующие развития способности опе­рировать математическими символами и числами (субтесты АР и 03) . Вы­сокие результаты в этих субтестах указывают на математическую ода­ренность" испытуемого.

в) Субтесты на пространственное представление определяют уро­вень развития наглядно-образного мышления, построенного на опериро­вании пространственными образами и отношениями (субтесты ГС и ПВ). Высокая результативность в этих субтестах указывают на техническую и естественнонаучную одаренность, при условии наличия высокого показа­теля в математических субтестах. Изолированная высокая результатив­ность в этих субтестах указывает на превалирование «конкретного» мышления, на техническую или иную практическую направленность ин­теллекта .

Кроме того, по данным чешских психологов тест позволяет опреде­лить профили на основании результатов выполнения отдельных субтбестов. Лучшая результативность в субтестах ОС и ПА ( W-профиль) указывает на одаренность "скорее практическую", в то время как луч­шая результативность в субтестах ИЛ и 00 (М-профиль) говорит об ода­ренности "скорее теоретической".

Сравнение результативности по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности - подвижности мышления: у лиц, дос­тигших лучших результатов в субтестах 00 и АР по сравнению с резуль­татами в субтестах ПА и 03 можно ожидать большую подвижность мышле­ния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А Психологическое тестирование. М., 1982. Т 1

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев. 1989

3. Бурлачук Л.Ф.. Морозов С. М. Словарь-справочник по психоло­гической диагностике Киев. 1980.

4. Лакин Г Ф. Биометрия. М., 1980

5. Психологический словарь. М . 1990

6. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников М., 1980.

a. 7. Arnthaver R Test structure intelicrence (T S I ) Prirucka. Bratislava. 1973.

7. Kline P. A Handbook of Test Construction. London. 1986.

8. Sattler J.M. Assessment of children's Intelligence and Special abilities Boston. 1982.

130 и выше – весьма высокий интеллект

120-129 – высокий интеллект

110-119 – «хорошая норма»

90-109 – средний уровень

80-89 – сниженная норма

70-79 – погранична норма

69 и ниже – умственный деффект

Формы А и В

А В А В А=В А=В
           
Г Б В Б Б
В Г Д Г Г
Д Б Б В В
Д А Д Д А
В Г В В Г
А А Г Б А
Г Г Б А Б
Б Г В Г Д
Д Б Б Д В
В Г Г А Г
Б Г Г А А
Д Г Б Г Б
В Б Б В Д
Д Д Б Д Г
Г Д В А В
Д Б Д Д Б
В Д В Г Д
Б Г В Б А
Д Г Б Д В
А Г Г В Д
       
тест умственных способностей (тус) - student2.ru

Формы А и В

А В А В А=В А В
             
Г В Б
Б А Г
А В В
Г Г В
Б Г Д
Г Б Г
В В Д
Г А А
Д В А
Г Г Б
Д Д Д
Г Г В
А Б Д
В Г Г
Д В В
В Г А
А Г Г
Г Б Г
Б Г Д
Г В В
       

МЕТОДИКА ТСИ. ключи к сбт. 4.
Форма А. Форма В.

2 балла 1 балл 0 баллов
Плоды, дары природы, плоды растений.   Еда, десерт, продукты, пиша.   Сладкие, растут на деревьях.    
62.   Наркотики, тонизаторы, допинг.   Продукты потребления.   Всегда нужны при отдыхе, завтрак.    
63.   Измерительные приборы, механизмы, аппараты для измерений .   Приборы, аппараты, домашние приборы, предметы.   Измерение време­ни года; погоды, болезнь.    
64.   Органы чувств, органы восприятия, органы ощу­щения.   Органы, части лица, части тела.   Органы осязания, чувства, лицо человека.    
65.   Отражение, отражатель­ные волны, отражающие поверхности.   Повторение, воспроиз­ведение .   -/-    
66.   Произведения искусства, художественные произве­дения.   Произведения, искусст­во, изображение жизни.   Изображение, опи­сание.    
67.   Сила звука, степень звука, громкость.   Характеристика звука.   Звук.    
Зачатие , зарождение жизни, плод.   Продукты, пиша, еда.   Органы размножения |  
69.   Знаки отличия, эмблема, символ государства.   Символ власти, могу­щества, предмет симво­лики, символ.     Национальные отличия.    
70.   Обитатели воды, водная жизнь.   Существа, животный мир.   Плавают в воде, животные в воде.  
71.   Неудовлетворенные потребности в воде и пище, желание есть и пить, потребность организма.   Потребность, желание, ощущение, состояние.   Еда, питье, терпение.    
72.   Живые организмы, живая природа.   Лес, находятся в лесу.     Муравейник под осиной,    
73. Металлические изделия, металлические предметы.   Предметы, изделия, изделия человека.   Железные вещи.  
74.   Координаты места, указа­ние местонахождения в пространстве.   Направления, расстоя­ние.   Противоположные, направления, место.  
75.   Напутствие, пожелание.   -//-   -//-    
76.   Меры воспитания, меры воздействия, меры нака­зания и поощрения.   Мнение о поступке, оценка.   Заслуга, награ­да.  

18,00 -577

ПО ПО Общая шкала
М-10 S=3,6 М=10 S=2.6 М=9.5 S=3.9 М=8.7 S=3.5 М=8.9 S=4.2 М=9.5 S=3.6 М=8.9 S=3.4 М=11.3 S=4.2 М=14.9 S=6.1 М=89 S=24
171-180
161-170
151-160
141-150
131-140
121-130
111-120
101-110
91-100
81-90
71-80
61-70
51-60
41-50
31-40
21-30
11-20
    1-10
       
       
       

ТЕСТ АМТХАУЭРА

Нормативные данные по отдельным субтестам для женщин 16 лет и старше(N = 295)

ПО     Субтесты  
    ОС   ИЛ   ПА   оо     АР     ГС   ПВ  
                             
                       
  7 7     7 7                
! 4 |                      
      S3              
О                    
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
      III       III       III  
              III      
                     
                   
                   
                     
                                   
! 22                                    
                                   
                                !  
                                   
                                i  
                l15                      
                                   
                                :  

ТЕСТ АМТХАУЭРА

Нормированные баллы по итоговому баллу для женщин 16 лет и старше (N= 295)

по   IQ   ПО   IQ   ПО   IQ  
    ———        
           
           
             
           
! 67            
           
! 69            
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
S7            
           
           
           
           
           
           
           

ТЕСТ АМТХАУЭРА

Нормированные баллы по итоговому баллу для мужчин 16 лет и старше (N= 265))

тест умственных способностей (тус) - student2.ru

тест умственных способностей (тус) - student2.ru

тест умственных способностей (тус) - student2.ru

тест умственных способностей (тус) - student2.ru

тест умственных способностей (тус) - student2.ru

тест умственных способностей (тус) - student2.ru

тест умственных способностей (тус) - student2.ru

тест умственных способностей (тус) - student2.ru

ТЕСТ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТУС)

Руководство

Второе издание

Авторы адаптации: Сенин И.Г. - дипломированный психолог; Сорокина О.В. - дипломированный психолог, Чирков В.И. - канд. психол. наук, доцент.

Научно-производственный центр "ПСИХОДИАГНОСТИКА"

Ярославль 1993 г.

Сенин И. Г., Сорокина О. В, Чирков В. И. (авторы адаптации) Тест умственных способностей (тус)

Научный редактор: Чирков В. И., канд. психол. наук, доцент Яро­славль, НПЦ "Психодиагностика" 1993 г.

ТУС является адаптацией широко известного теста структуры ин­теллекта (IST) немецкого психолога Р. Амтхауэра. Адаптация проведена с чешской версии данного теста. ТУС является тестом диагностики структуры интеллекта, который может использоваться во всех областях прикладной психологии. Руководство включает описание проведения и интерпретации одной формы теста, а также содержит нормы, полученные на отечественных выборках.

СОДЕРЖАНИЕ

Наши рекомендации