Представление реальности в теории
Предметная область теории
Цель научной деятельности - получение нового знания о человеке, обществе и природе. Все другие частные цели - подчинённые названной. Например, в качестве важной цели деятельности в области науки называется систематизация имеющихся знаний. Она же – только одно из условий успешного развития науки.
Теории как раз и представляют особую форму систематизации знаний. Это не просто система упорядочивания имеющегося знания, но и способ получения нового, ранее отсутствующего знания.
Новые знания (теории) нужны для решения самых разнообразных практических задач: близких хозяйственным и принципиальных научных, фундаментальных мировоззренческих. Теории составляют основу современной науки, без них невозможны процессы познания, а значит, и практическое освоение действительности. Всякая теория действует в области определённых явлений и среди определённых объектов. В связи с этим она очерчивает (охватывает) определённую предметную область.
Предметная область теории – это сфера реальности, включающая объекты и явления, на описание которых претендует теория. Она может быть естественной, не зависящей от человека и человечества (для физических, химических, биологических, космологических теорий). Последнее утверждение относится ко всей первичной природе.
В противоположность этому она (предметная область)может быть и продуктом человеческой деятельности общества в целом или отдельного человека, т.е. всего того, что относится к вторичной природе. К ней относятся и все технические теории и субъективная деятельность отдельного человека: процессы его воспитания и мышления, его коммутативные роли и эмоции. Но в любом случае общая предпосылка при этом - презумпция объективности существования предметной области любой научной теории.
Согласие исследователей с таким заключением по отношению к специальным наукам, а значит, и к техническим, будто бы достигнуто. Труднее оно уживалось в среде математиков. В конце концов, и большинство из них в своих высказываниях соглашается с тем, что математика отражает структуры либо внешнего мира, либо систем знаний о нём, либо совместно внешнего мира и знания. Таким образом, даже такая наука, казалось бы, далёкая и отвлечённая от реальности, как математика имеет в качестве предметной области конструирование, выделение и изучение структур правильного мышления.
Значит, математика как аппарат исследования действительности усматривает свою предметную область во взаимодействии структур знания и структур действительности. Особенность этой науки в том, что она часто создаёт свою предметную область раньше, чем возникает потребность в методе исследования.
Предметные области различных теорий могут быть упорядочены. Один из принципов этой упорядоченности связан с идеей иерархичности уровней материального мира. Одни материальные объекты образуют условия существования и субстрат других объектов. Например, как элементарные частицы обеспечивают условия существования атомов и как строительный материал их. Эти формы движения и их взаимодействие описываются квантовой теорией.
Несмотря на существование различных многочисленных теорий со своими предметными областями, методология науки утверждает, что мир – един, а разные науки и входящие в них теории изучают разные аспекты этого мира. Налицо противоречие, которое оказывается устранимым в том смысле, что делает получаемую информацию более полной и точной для описания понимания и преобразования реального мира. Предметная область уточняет при этом свою конфигурацию.
Примеров таких изменений в науке много. Их анализ на уровне наших исследований бывает затруднён во всей глубине, но физики, особенно те, кто занимается квантовой механикой, вынуждены разбираться с этим, чтобы структурировать в ткань изучаемой науки вновь добытые экспериментальные факты.
При углублённом анализе многих явлений возможно сужение предметной области каких - либо теорий. Так случилось с классической механикой, когда был осуществлён переход к изучению микромира и квантовых явлений. В других случаях возможно и расширение границ предметной области.
Социальные явления в своем развитии выступают как интегральный результат сложнейшего переплетения действующих факторов различной природы (исторической, экономической, этнической, национальной, правовой, психологической, культурной деятельности). Иногда характерные признаки при этом уникальны и индивидуальны. Они не допускают повторности при исследовании. Тем не менее, специфика таких наук не исключает возможности выделения при исследованиях таких явлений, т.к. обязательно находятся пути косвенного их изучения.
Предметная область часто оговаривается (отображается) в самом названии теории (теория элементарных частиц, теория атомного ядра, теория товара). Абстрактные теории, как уже было отмечено, изучаются математиками.
Надо отметить, что без предметной области не существует достоверного объекта. Однако сама предметная область может и не входить в теорию. В теорию входят только абстрактные сущности, которые отражаются предметной областью, как зеркалом. Если же эти абстрактные сущности входят в состав предметной области, то в концептуальную модель они не включаются.
Область реальности, по отношению к которой утверждения теории оказываются достоверными, называется областью применимости теории. Как уже отмечалось ранее, эта область в процессе развития науки может меняться.