Уровни иерархии научных теорий
Подсистемы научного знания (все четыре) сами обнаруживают сложное многоуровневое строение: каждый уровень более или менее может быть выделен. Они выступают специфическими характеристиками соответствующих теорий.
Наиболее принятыми в современной науке является двухуровневая (предложенческая) модель научных теорий. Она первое приближение моделирования сложной структуры научного знания. В этой модели выделяется два уровня, формирующиеся элементами первого (исходного) уровня: первый – аксиомы и гипотезы в гипотетико-дедуктивной модели научной теории; второй - полученные на основании использования аксиом первого уровня и допустимых правил вывода следствия или теоремы.
При анализе теорий надо иметь в виду, что они создаются не одновременно, а как правило, сначала нижние, а потом верхние этажи, обеспечивая некоторую упорядоченность в системе, подобную грамматической в языке: от букв - к слову, а потом - к предложению и смыслу. В качестве критериев упорядоченности элементов в каждой подсистеме научной теории могут выступать следующие условия: возможности осуществление разделения материала на элементы и формулирования содержательных продуктов деятельности обдумывания.
Как и в строительном деле, элементы формирования здания различны, так и при построении теории. Однако различие элементов в научной деятельности глубже. К строительному материалу в методологии науки относятся не только сами конструктивные элементы, но и описание способов действий и процедур преобразования и изменения исходных идеальных действий, которые связаны с процессами конструирования из уже имеющихся элементов других. Причём, и исходные элементы, как правило, построены из некоторых других элементов, располагающихся на более низком уровне, чем создаваемые новые. В логико - лингвинистической подсистеме фигурируют не только сами аксиомы, но и теоремы не в чистом виде, а с правилами получения теорем из аксиом, т.е. с правилами дедукции (элементами прагматико-процедурной подсистемы). Они в иерархии научной теории располагаются выше элементов, к которым они применяются, но ниже тех элементов, которые получаются с их помощью. В свою очередь и строительные элементы теорий на более низком уровне тоже являются результатом порождения элементов более низкого уровня (термины понятия предложения, формулы и т.д.). Смена уровней начинается там, где появляются определения, используемые при построении.
Три замечания по поводу особенностей формирования уровней более высоких ступеней:
1) не во всех теориях существуют все выделяемые уровни (это зависит от степени развития теории и от места её использования - в упрощенном или углублённом варианте);
2) положение элемента на более высоком уровне ещё не означает, что появился он позже всех, находящихся на нижнем уровне;
3) изменение в структуре строения теории на каком - либо уровне вызывает трансформацию всей подсистемы.
Эти замечания свидетельствуют о целостности и связанности системы. Каждая отмечаемое новое обстоятельство приближают теорию к её истинным законам существования. Часто при такой систематизации используется ещё не полностью сформированные фрагменты какого - либо знания. Последующие исследования выясняют их структуру. Вместе с этим возникает необходимость уточнения систематизации. Новое знание, как уже отмечалось, поправляет наше представление об исследуемом объекте и требует не только местного (частного), но и более глубокого преобразования структурной схемы целостного объекта и многочисленных его связей.
Теория является более мощным специализированным инструментом абстрактного мышления, чем обыденный язык. Она включает в себя обыденный язык и ещё значительное количество искусственных языков.
Какие же структуры дополняют язык, обогащая его как средство выражения научных теорий? Вот эти дополнения:
1)выделение конструктивных (или статичных) элементов научной теории;
2) методика обработки информационных единиц по типу формирования выходного сигнала по входному;
3) процесс преобразования информации отдельных элементов с сохранением их свойств;
4) выбор вновь созданных структур для дальнейшего использования;
5) процессы оценки качественных и количественных характеристик вновь сформированных структур;
6) процесс построения, создания, порождения элементов последующих уровней из элементов данного уровня.
Тут возможны два класса процессов:
а) порождение некоторого набора элементов на базе существующих элементов, отличающихся от исходных;
б) объединение, формирующееся на базе расширения исходного рассматриваемого круга понятий.
В связи с этим используемые элементы разделяют на процедурные (порождающие новые свойства) и непроцедурные (статичные), не изменяющие свойства и отношения уже использовавшихся элементов. Элементы, принимаемые при этом за конструктивные (способные породить новые свойства), закладываются в качестве генераторов различных уровней иерархии, порождающих разные системы.
Стандартные модели научных теорий используют 7 конструктивных элементов теорий: термины, эмпирический язык, теоретический язык, гипотезы, аксиомы (законы), правила дедукции, правила интерпретации. Использованием их и формируются системы: языковая, гипотез, законов, правил дедукции, интерпретации, исчисления и др. Конструктивные элементы образуют целые системы структуризации научного знания. Каждый конструктивный элемент используется в двухуровневом варианте:
1) в виде множества исходных вариантов (элементарных конструктивных уровней);
2) в виде элементов порождения первого уровня, которые называются системным конструктивным уровнем.
С каждым названным уровнем связаны различные типы реальных процессов - систем: построения, преобразования, выбора (или отбора), оценки систем. Всего же с учётом принадлежности к ним двух уровней конструктивных элементов таких процессов-систем будет 8. Отсутствие в этой классификации интерпретаций связано с тем, что они входят составной частью процессов построения.
Перечисленные правила формирования теорий относятся к любым выдвигаемым элементарным конструктивным элементам, а также формируемым на их основе системам, называемым процессуальными сателлитами. Например, на уровне аксиом рассматриваются следующие процессы:
1) Порождение лингвистических положений, выступающих в качестве аксиом;
2) Построение систем аксиом и установление между ними отношений;
3) Преобразование аксиом в виде теорий;
4) Преобразование систем аксиом;
5) Выбор аксиом из всех возможных;
6) Выбор систем аксиом;
7) Оценка выбранных аксиом (простых, красивых, мощных, базисных, универсальных);
8) 0ценки выбранных систем аксиом (непротиворечивых, полных, универсальных).
Научное мышление, опирающееся на научные теории, обнаруживает ещё одно важное свойство, свойство системности научной теории: в ней не только конструктивные элементы, но и различные процессы реализуются не разрозненно, а как элементы определённых систем процессов.