Полисистемная природа научного знания
Формы существования научного знания – высокоорганизованные системы. Знания с низким уровнем организации (неупорядоченные) не могут считаться строго научными. Основными характеристиками систем научных теорий являются: иерархичность, полисистемность, многосторонность. Впрочем, эти качества присущи любым системам, а не только системам научных знаний. К ним нужно добавить ещё черты, которые характеризуют сами знания как системы : 1) языковую форму представления; 2) логическую структурированность; 3) упорядоченность; 4) рефлексивную и информационную природу.
Системы определённого класса могут сравниваться по степени развития. Оценкой при этом выступает степень теоретичности знания. Теории являются высшей формой современного знания. Анализ структурированных теорий помогает выяснить специфику тех систем научного знания, которые ещё не являются теориями.
В нашем обыдённом языке понятие системы вроде бы определено и не требует пояснения. Осмысление его указывает на его многозначность. Она обозначает и материальные образования (самые разные, известные нам из астрономии и земных сфер, из других наук). Всё это естественные материальные системы. В человеческом сознании находят отображения и системы человеческого порождения таких объединений. Причём, понимание таких систем зависит от ракурса рассмотрения их (например, созвездие Большой Медведицы – скопление звёзд, мало связанных друг с другом, но с точки зрения расположения звёзд на ночном небе - это созвездие, способствующее ориентации человека на земле).
Каковы же совокупные признаки, выделяющие системы? Во-первых, это – делимость её на элементы, создающая цельность рассматриваемой совокупности, связанную с более сильными связями разного рода, чем с другим окружением. Такое свойство определяет устойчивость системы, состоящую из элементов, в обычных условиях неспособных к такой устойчивости (атом устойчив в своей структуре, хотя по характеристикам своих элементов он не может быть таковым, но особая форма объединения позволяет сохранять его цельность и зарядную нейтральность). Вот это свойство и является основным признаком систем. Отсюда и определение: системой называется множество связанных друг с другом элементов, которые при определённом рассмотрении (положении) образуют некоторый целостный объект.
Системообразующим признаком при этом является группа свойств. При разной группе свойств системы могут входить в разные системные объединения. Метатеоретический анализ системы как понятия показывает, что системы обладают принципом множественности.
Свойства системы складываются:
1) из свойств составляющих элементов;
2) из новых свойств объединения, отличных от свойств отдельных элементов (вода, самолёт, вселенная и др).
Поведение целого (объединения) определяется
1) системными характеристиками, а не свойствами отдельных элементов;
Сохранением относительной независимости от окружающей среды и возможностью постепенного изменения при постоянном действии на него этой среды.
Иерархические системы
Иерархичность, как свойство системы, состоит в возможности разделения каких-либо объектов или их свойств на определённые уровни, между которыми устанавливаются различные отношения. Простейшими примерами иерархических систем являются отношения служебного подчинения в армейских коллективах.
При этом разбиение системообразующих факторов по элементам становится не единственном классом фиксаций, оно возможно и по уровням. В этом случае и отдельные уровни могут стать системами. Если это присутствует, то речь может идти о полисистемности образования. Образующие такое деление составляющие системы называются подсистемами. Особенно часто такое деление применяется при изучении строения живых организмов, каждая ткань которых состоит из эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. В этом смысле все названные элементы – тоже системы. Системообразующие факторы в свою очередь могут быть разбиты на подсистемы. Многосторонность такой иерархической систематизации определяется возможностью внутренней структуры изучаемого объекта.
Системность научного знания
Системность научного знания является следствием более глубокой закономерности, обнаруженной психологами: в сознании человека знания приобретают определённую форму упорядоченности. Они систематизируются и существуют в виде научных теорий. Системность знаний состоит в том, что они вплетаются в первую очередь в накопленный запас знаний. И не только увеличивают его, но и систематизируют на базе уже имеющейся информации само пополнение. И пока существующие теории работают, объясняют и предсказывают события, они никогда не отбрасываются, а только корректируются. Всякое уточнение теоретических положений становится их приложением.
Когда же новый материал оказывается необъяснимым в рамках существующих теорий, то требуется теоретическая ревизия накопленных материалов, приводящая либо к смене теорий, либо в ограничении области её применения при создании новой. Например, как произошло это при создании теории относительности, которая лишь ограничила классическую механику с точки зрения её применения, но при скоростях, значительно меньших скоростей света, классическая механика остаётся более удобной.
Однако, не всегда так мирно заканчивается соперничество теорий. Часто это приводит к необоснованным попыткам «изгнания» научных теорий тогда, когда в них не укладываются новые факты, хотя они правильно работали в более ограниченном круге по какому - либо параметру.