Методология науки изучает научное знание, его свойства, взаимоотношения между разными системами знаний, а также процессы и закономерности их возникновения, развития и применения.
Перечень вопросов, интересующих эту науку о науке, заложен в представленном определении в виде крупных направлений, включающих в себя и методы научного познания, и различные тенденции развития знания (формализация, математизация, компьютеризация и т. д.).
Главный результат методологии науки – знание о научном знании, т.е. знание о том, как устроено, изменяется и применяется знание. Кроме самого результата использования знаний, в методологии науки значимыми оказываются и пути его получения. Оптимизировать эти пути можно, лишь раскрыв внутреннюю природу результата (сущность) познания.
Основой научного знания являются научные теории.Научные теории, как показывает опыт, имеют дело не с реальными объектами, а с некоторыми абстракциями, которые в некоторой степени только отображают действительность. В связи с этим возникает вопрос, насколько практично теоретическое знание (теории)?
Анализ новаций последнего пятидесятилетия показывает, что они были бы немыслимы без тех или иных научных теорий. Когда ХХ век называется веком электричества, ядерной энергии, микроэлектроники, химии, компьютеров, мы должны констатировать, что вряд ли эти достижения были бы возможны без соответствующих научных теорий, как электродинамика, квантовая механика.
Мир будущего – это мир теоретического разума: ноосферы (по Вернадскому), аналогичной созданной человеком искусственной среде обитания.
Сердцевиной современного научного знания являются научные теории, выступающие не только в качестве формы организации знания, но и способов получения и применения знания. Создание новых знаний - это закон существования науки. Можно сказать, что формой существования науки являются процессы развития и смены теорий.
Для создания теорий необходимо знание существующих научных теорий. Теории разняться по содержанию. Эта разница определяется сущностью предметов, явлений, изучаемой данной наукой. Но во всех теориях есть общее, представляющее системный набор свойств и структур, характерных для любой системы научных знаний.
Для того, чтобы знание стало теорией, оно должно обладать некоторыми универсальными элементами и их системами, существование которых предполагает статус теории. Короче говоря, такое знание должно соответствовать некоторому стандарту. Тогда можно и прогнозировать развитие теории, и управлять им.
Такой стандарт и разрабатывается методологией науки (особенно по отношению к фундаментальным наукам). Стандарт всегда связан с определенной формализацией объекта стандартизации. Формализацию почти всегда сводят к математизации, будто – бы являющейся предсказуемой деятельностью, лишенной творческой компоненты. Это не так, конечно. Сущность явлений, изучаемых наукой, не лежит на поверхности, и ее «извлечение» требует владения не только техникой (математизацией), но искусством познания.
Различные науки изучают различные реальности. Одни реальности конкретны, доступны экспериментальной проверке, как это имеет место в физике, химии, биологии. По существу к таким наукам относятся и социальные науки (о формах социальной жизни, способах социальной организации общества, о взаимосвязи общества и индивида). Такое социальное знание принципиально проверяемо.
Знание о знании тоже будет иметь значение только в том случае, если оно будет иметь присущие самому знанию формы, структуры и отношения между ними. Знание о знании является необычным по сравнению со знанием конкретных наук. Оно не является непосредственно наблюдаемым объектом, а выступает в виде некоторых языковых форм своего выражения.
В результате изучения знания как особой реалии оно реконструируется в языковых формах и отношений между ними. С этого времени становится возможным его гипотетическое структурирование и организация, а потом уже и объяснение, то – есть сведение знания к реальному объекту.
Названная разница сохраняется видами знаний конкретных наук и наук, реконструированных в языковых формах реалий. Она и заставляет нас разделить науки на науки содержательные и формальные (точные).Правда, и последние (формальные) базируются на средствах искусственных языков логики и математики. Их применение позволяет значительно углублять анализ объекта, вырабатывать более полные модели и, в конечном счете, экспериментально проверять научные утверждения.
Тенденция развития содержательных наук приводит к применению в них искусственно созданных формальных методов. Развитие формальных методов происходит сменой их новыми формальными методами, более широко охватывающими всеобщность законов природы.
Общая и частные методологии
Принятое определение методологии науки отражает ситуацию только с изучением знания в целом. Оно не учитывает разделения его на общественные, естественные и технические науки. Каждые из названных наук подразделяются на частные виды, а потом и те, в свою очередь, делятся на подвиды.
Ученые, работающие в каждой области наук, призваны развивать знания об их специфических объектах познания. Используют они методы и средства как общие для всей науки, так и применяемые только в определенных областях. В связи с этим развиваются и общие методологические принципы, и частные.
К методам общей методологии относятся, прежде всего, моделирование и системный анализ.