Наука как движущая сила развития современной цивилизации
Введение
Особенности подготовки магистров состоят в том, что освоение изучаемых курсов, дисциплин ими должно осуществляться самостоятельно, так как овладение тем разделом научного знания, который является основой накопления интеллектуального богатства общества, возможно только постоянным расширением научного багажа по кругу вопросов, непременно возникающих перед исследователями.
Назначение лекций в таком учебном процессе заключается в ознакомлении обучающихся с совокупностью понятий, проблем, оценочных показателей точности, закономерностей изменения, возникающих или обязательно предписываемых при исследованиях любых объектов. Этим самым учебной работе будущих исследователей придается целенаправленность в формировании профессионализма в избранной научной области.
Наука ее представителями рассматривается как род познавательной деятельности, результаты которой признаны дать объективные, независящие от субъективных устремлений отдельного человека, социальных групп, общества в целом представления об изучаемом мире. Эта направленность научной деятельности породила героев среди ее создателей, готовых ради истины на самые страшные жертвы, вызываемые сопротивлением господствующих воззрений.
Вместе с этим среди научной общественности возникал кодекс поведения представителей науки, формирующий правила, требования к научным разработкам и их результатам. Эти требования представляют собой не только морально-этические нормы общения ученых между собой, но и формулируют условия, которым должны удовлетворять используемые ими методы и получаемые результаты (объективность анализа, проверяемость, воспроизводимость, точность и др.). Таким образом, нейтральность науки (независимость от субъективных мнений) никак не противоречит внутренней системе оценок в ней.
Методология науки в качестве цели обучения ставит и задачу овладения методами оценок результатов научной деятельности, то есть овладения способами избегания ошибок.
Практическое освоение курса студентами осуществляется проведением семинарских занятий по теоретическим вопросам общей методологии науки: на практических занятиях по методам исследования в агроинженерии; в процессе составления методики исследовательской работы по тематике магистерской диссертации по следующему плану.
· Изучение научных работ по тематике исследовательской работы;
· Выявление нерешенных аспектов задачи, формирование направления дальнейшей работы.
· Формализация объекта исследования. Выявление значащих (главных) факторов, определяющих поведение объекта;
· Составление сетки опытов и плана экспериментов;
· Создание экспериментальной установки, способной подтвердить или опровергнуть теоретические положения;
· Выбор оптимизируемых величин (критериев оптимизации);
· Выбор способа регистрации измеряемых факторов и характеристик объекта;
· Оформление методики выполнения работы по стандартной (или индивидуальной) форме.
Методология науки и ее предмет исследования
Общая и частные методологии
Принятое определение методологии науки отражает ситуацию только с изучением знания в целом. Оно не учитывает разделения его на общественные, естественные и технические науки. Каждые из названных наук подразделяются на частные виды, а потом и те, в свою очередь, делятся на подвиды.
Ученые, работающие в каждой области наук, призваны развивать знания об их специфических объектах познания. Используют они методы и средства как общие для всей науки, так и применяемые только в определенных областях. В связи с этим развиваются и общие методологические принципы, и частные.
К методам общей методологии относятся, прежде всего, моделирование и системный анализ.
Системы и их свойства
Говоря о моделировании, мы все время заботились о необходимости системнойоценки моделью (тем более, математической) реальных явлений, предметов, их объединений. Для повышения значимости таких заявлений необходимо выявить отличительные черты (свойства) таких моделируемых объектов и объединений.
Круг обсуждаемых объектов определяется многообразием существующего мира. Это и материальные образования, существовавшие до человека и сейчас независимо от его сознания (солнечная система, атом в понимании современной физики, кругооборот воды, биологические сообщества). Это и множество рукотворных порождений самой различной природы, созданных человеком (язык, система городского транспорта, информационная система, политические системы, общество и т. д.).
Несмотря на их различия по природе, по происхождению, по размерам, по предназначению, в них обнаруживается много общих свойств. Понимание объединения объектов (реальных и идеальных) как системы зависит от ракурса рассмотрения (например, деление звездного неба на созвездия по их положению на небосводе).
Какие же объединения являются системами? Прежде всего, те, которые можно структурировать (разделить) по элементам. Второе объединяющее свойство систем – связность этих элементов в виде каких – либо отношений, объединяющих их как нечто целое. Эти связи в большом перечне условий оказываются сильнее, чем связи отдельных элементов со средой, в которой существует элемент (свойство целостности). Благодаря этому система становится устойчивой по отношению к внешним воздействиям до некоторого предела.
Фундаментальным свойством системного элемента, как и самой системы, является его целенаправленность (выполнение определенной функции, наличие логики поведения, использование в нужное время в надлежащих условиях).
Возможность целенаправленного использования объекта характеризуется другим свойством системы – целостностью. Правильно сформированная система характеризуется явно выраженной обособленностью (границами) и относительной независимостью от окружающей среды.
С учетом сказанного можно определить: системой называется множество связанных между собой элементов, которое при определенном рассмотрении образует некоторый целостный объект.
Это определение одинаково относится и к физическим системам, и к биологическим, и к социальным, и даже к объединениям, составляющим набор описаний их по отдельным аспектам. Таким образом, оно относится как к реально существующим объектам, так и к виртуальным (мысленно созданным).
В целом свойства систем зависят от свойств образующих ее элементов, но не сводится к ним. В системе как объединении появляются и новые свойства, определяемые суммарным действием законов, описывающих отношения между элементами системы. Это свойство систем называется эмержинтностью (например, способность летать у самолета, а не у отдельных его элементов; отсутствие границ у вселенной, которые есть у составляющих ее элементов; свойства живых организмов как высокоорганизованных химических систем). Среда существования системы тоже активна: под ее действием система может меняться, как в положительную сторону, так и отрицательную.
Иерархичность (многоуровневость) систем – тоже одно из важнейших свойств объединений объектов. Присуще оно как природным явлениям, так и искусственно созданным материальным и виртуальным объединениям. Благодаря иерархической организации в системе возникает «разделение труда» между уровнями: функционирование нижних уровней создает предпосылки для исполнения своих предназначений более высокими уровнями (в человеческих коллективах, в живых системах, в искусственных системах – конструкциях, скоплениях материи во вселенной и т.д.). Иерархичность систем позволяет расширить понятие элементов: ими могут быть и уровни систем. Сами уровни при этом становятся системами элементов, их составляющих. В этом проявляется полисистемностьобъединений объектов, состоящих из систем разного уровня.
Система научных теорий
И знание, являясь объектом изучения, обладает системо- образующими «свойствами». Не вдаваясь в подробности, отметим себе, что даже в целом наше знание как объект изучения определяется системой теорий, обладающей всеми перечисленными свойствами, в том числе и полисистемностью. Как правило, в каждой дисциплине существует не одна теория, а взаимосвязанная система теорий (например, в физике). Несмотря на возможность существования конкурирующих теорий, во всех них могут и имеются базисные структуры порождения, выражения и трансформации знания об их предметных областях.
Определение теорий в методологии немало. По большей части – это перечисление в виде алгоритма всех действий, которые осуществляются исследователями, формулирующими свою теорию. Такие определения носят содержательный характер, а не формальный, а поэтому – незаконченный. Завершенность определения связана с установлением размерности изучаемого объекта по определяющим его факторам. Размерность теоретического знания (можно сказать и более широко, научного знания) и его измерение связаны с функциями научной теории.
Функции научных теорий включают:
· Выявление существенных свойств изучаемых объектов и явлений, а также их моделирование (отражение реальности с помощью теорий – так это называется в гносеологии);
· Систематизация фактов на основе обнаруженных закономерностей;
· Предсказание новых свойств, явлений, закономерностей в предметной области:
· Использование в практической деятельности:
· Определение коммуникативной функции теории (свойства накопления, хранения и передачи знания).
Необходимость выполнения теорией перечисленных функций требует наличия в теории следующих подсистем:
· Логико – лингвистической, способной описывать определенными языковыми средствами сущность протекающих в системе явлений путем систематизации их;
· Модельно – репрезентативной, способной представлять исследуемые объекты с помощью специальных образов;
· Прогматико – процедурной,включающей методы, процессы, способы деятельности, приводящие к успеху, и используемые оценки (в связи с этим она подразделяется на операционную и аксиологическую);
· Проблемно – эвристической,способной указывать пути достижения новых идей, находок или ставить проблемные вопросы.
Наличие всех подсистем является необходимым и достаточным основанием считать теорию сформированным объединением научного знания со статутом теории.
Научные теории не являются чем–то застывшим, раз навсегда сформировавшимся. Они рождаются, развиваются, живут в мире знаний, а иногда и умирают (теория теплорода или эфира в 19 веке).
Подсистемы научной теории не настолько разобщены, чтобы можно было их рассматривать автономно. Они имеют общие элементы, определяющие разные подсистемы. Например, правила рассуждений (алгоритмы дедукции) принадлежат одновременно логико – лингвистической и прогматико – процедурной подсистемам. Языки формулирования знаний – одновременно проблемно – эвристической и логико – лингвистической подсистемам. Существуют даже специальные элементы, которые образуют составляющие разных подсистем. Например, связи между языками и моделями устанавливаются с помощью конструкций, называемых интерпретациями.
Каждая подсистема выступает в качестве измерителя степени развития научного знания в сторону научной теории. Следует отметить исключительную роль согласованности подсистем теории друг с другом (в смысле скорости их изменения).
Перечисленные общие вопросы методологического плана изучаются общей методологией. Сравнение теорий по уровню общности, иерархичности, уровню теоретичности, конструктивности и структуризации, учение о свойствах языка как способа выражения научного знания, проблемности систем научного знания и его эвристичности тоже являются предметной областью изучения общей методологии науки. Все это и составляет основу научной дисциплины, называемой науковедением.
На нашем этапе изучения методологии науки наиболее актуальным является освоение путей получения знаний в конкретной области наук. Эта сторона методологии относится к частной методологии, каковой для нас является методология исследования сельскохозяйственной техники.
Модель и её свойства.
Формализация существующих знаний об исследуемой системе (составителем модели) создаёт модель, чтобы получить нужные свойства системы: непротиворечивость; полноту; независимость системы аксиом; содержательность. Хорошим примером выполнения этих свойств являются теории неевклидовых геометрий Лобачевского, Гаусса, Больяи в 19 веке. Итальянец Бельтрами показал, что существуют реальные тела, на поверхности которых выполняются законы геометрии Лобачевского.
На заре теоретического осмысливания знаний человечества развитие теорий всегда шло от частных случаев к общему. В настоящее время появились методики моделирования объектов уже на базе структурирования математической модели. Цепочка развития такого знания идёт в обратном порядке. Сначала появляется аксиоматическое математическое описание изучаемого события (объекта), а уже на его базе формулируется концептуальная модель – парадигма. Вместе с этим меняются и принципы соответствия природных процессов и теоретических схем (моделей). Вместо простого совпадения результатов счёта по модели с экспериментальными данными опытов рассматриваются сравнительные характеристики их математических алгоритмов достижения результатов по другим (косвенным) параметрам. К таким принципам относится, например, принципы простоты и красоты научных теорий. При этом модель в этом случае вводится с новым математическим аппаратом вместе с интерпретацией, т.е. исходным в ней является математический формализм, способный на языке математики объяснить некоторую сущность, проявляющуюся в опыте. Именно этот шаг затрудняет эмпирическую проверку, так как опытом должно проверяться не только уравнение описания, но и его интерпретация.
Введённый математический аппарат в этом случае содержит неконструктивные элементы, способные в дальнейшем привести к рассогласованию теории с опытом. Надо отметить, что в этом состоит как раз специфика современного научного исследования. С другой стороны эта особенность современного научного исследования грозит возможностью отбросить предложенный перспективный аппарат. Чтобы этого не случилось, необходимо отдельно заняться этой стороной дела - ликвидацией неувязок на базе экксперимента (примером может служить квантовая физика и электродинамика).
Старая система классической физики интерпретации научных фактов превратилась при этом в пошаговое «создание» приближённой математически сформированной теории реального процесса к исходной модели. Возникает вопрос, что же толкает исследователей к такому алгоритму действий, т.е. каковы же позывы к такому способу формирования теоретической картины? На это методология науки даёт вполне определённый ответ: самоценность истины; ценность новизны.
Достигается всё сказанное использованием следующих принципов исследования: а) запрет на плагиат; б) допустимость критического пересмотра оснований научного поиска; в) равенство всех (гениев в том числе) перед лицом истины; г) запрет на фальсификацию и подтасовки
Пример этому в связке Эйнштейн – Лоренц. Первый по существовашему тогда негласному рейтингу был в то время менее авторитетным, но его элементы теории относительности превратились в фундаментальную теорию. .
Несмотря на многочисленность работ по математическому моделированию, выявилась некоторая трудность в формулировке точного понятия математического моделирования. Слишком разнообразны они (модели) и их содержание. В целом ясно, что от модели требуется нечто большее, чем сопоставление с реальной действительностью: модель обязательно должна давать информацию о свойствах моделируемых объектов и явлений. Поэтому приемлемым определением модели должно быть определение, которое не включает в себя частных неопределённостей. Например: моделью данного объекта называется другой объект, который сопоставляется исходному, моделируемому и определённые свойства которого заданным образом отражают (сохраняют) выбранные свойства объекта.
Модель должна отображать всё известное (иногда некоторые известные характеристики) об объекте и предсказывать или формировать новую информацию о нём в каких - либо новых условиях существования. Цель моделирования , таким образом,- функция представления (описания) в случае наличия объяснения явлений, рассматриваемых моделью. Именно в этом случае модель выступает в качестве теории. И, несмотря на это, резкое противопоставление математической (формальной) и содержательной сторон модели в целом несостоятельно. Учитывая специфическую сторону формирования модели можно резюмировать, что математика при этом выступает как важнейшее средство выработки содержательных представлений об изучаемом явлении на протяжении всего исследования.
Иерархические системы
Иерархичность, как свойство системы, состоит в возможности разделения каких-либо объектов или их свойств на определённые уровни, между которыми устанавливаются различные отношения. Простейшими примерами иерархических систем являются отношения служебного подчинения в армейских коллективах.
При этом разбиение системообразующих факторов по элементам становится не единственном классом фиксаций, оно возможно и по уровням. В этом случае и отдельные уровни могут стать системами. Если это присутствует, то речь может идти о полисистемности образования. Образующие такое деление составляющие системы называются подсистемами. Особенно часто такое деление применяется при изучении строения живых организмов, каждая ткань которых состоит из эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. В этом смысле все названные элементы – тоже системы. Системообразующие факторы в свою очередь могут быть разбиты на подсистемы. Многосторонность такой иерархической систематизации определяется возможностью внутренней структуры изучаемого объекта.
Системность научного знания
Системность научного знания является следствием более глубокой закономерности, обнаруженной психологами: в сознании человека знания приобретают определённую форму упорядоченности. Они систематизируются и существуют в виде научных теорий. Системность знаний состоит в том, что они вплетаются в первую очередь в накопленный запас знаний. И не только увеличивают его, но и систематизируют на базе уже имеющейся информации само пополнение. И пока существующие теории работают, объясняют и предсказывают события, они никогда не отбрасываются, а только корректируются. Всякое уточнение теоретических положений становится их приложением.
Когда же новый материал оказывается необъяснимым в рамках существующих теорий, то требуется теоретическая ревизия накопленных материалов, приводящая либо к смене теорий, либо в ограничении области её применения при создании новой. Например, как произошло это при создании теории относительности, которая лишь ограничила классическую механику с точки зрения её применения, но при скоростях, значительно меньших скоростей света, классическая механика остаётся более удобной.
Однако, не всегда так мирно заканчивается соперничество теорий. Часто это приводит к необоснованным попыткам «изгнания» научных теорий тогда, когда в них не укладываются новые факты, хотя они правильно работали в более ограниченном круге по какому - либо параметру.
Предметная область теории
Цель научной деятельности - получение нового знания о человеке, обществе и природе. Все другие частные цели - подчинённые названной. Например, в качестве важной цели деятельности в области науки называется систематизация имеющихся знаний. Она же – только одно из условий успешного развития науки.
Теории как раз и представляют особую форму систематизации знаний. Это не просто система упорядочивания имеющегося знания, но и способ получения нового, ранее отсутствующего знания.
Новые знания (теории) нужны для решения самых разнообразных практических задач: близких хозяйственным и принципиальных научных, фундаментальных мировоззренческих. Теории составляют основу современной науки, без них невозможны процессы познания, а значит, и практическое освоение действительности. Всякая теория действует в области определённых явлений и среди определённых объектов. В связи с этим она очерчивает (охватывает) определённую предметную область.
Предметная область теории – это сфера реальности, включающая объекты и явления, на описание которых претендует теория. Она может быть естественной, не зависящей от человека и человечества (для физических, химических, биологических, космологических теорий). Последнее утверждение относится ко всей первичной природе.
В противоположность этому она (предметная область)может быть и продуктом человеческой деятельности общества в целом или отдельного человека, т.е. всего того, что относится к вторичной природе. К ней относятся и все технические теории и субъективная деятельность отдельного человека: процессы его воспитания и мышления, его коммутативные роли и эмоции. Но в любом случае общая предпосылка при этом - презумпция объективности существования предметной области любой научной теории.
Согласие исследователей с таким заключением по отношению к специальным наукам, а значит, и к техническим, будто бы достигнуто. Труднее оно уживалось в среде математиков. В конце концов, и большинство из них в своих высказываниях соглашается с тем, что математика отражает структуры либо внешнего мира, либо систем знаний о нём, либо совместно внешнего мира и знания. Таким образом, даже такая наука, казалось бы, далёкая и отвлечённая от реальности, как математика имеет в качестве предметной области конструирование, выделение и изучение структур правильного мышления.
Значит, математика как аппарат исследования действительности усматривает свою предметную область во взаимодействии структур знания и структур действительности. Особенность этой науки в том, что она часто создаёт свою предметную область раньше, чем возникает потребность в методе исследования.
Предметные области различных теорий могут быть упорядочены. Один из принципов этой упорядоченности связан с идеей иерархичности уровней материального мира. Одни материальные объекты образуют условия существования и субстрат других объектов. Например, как элементарные частицы обеспечивают условия существования атомов и как строительный материал их. Эти формы движения и их взаимодействие описываются квантовой теорией.
Несмотря на существование различных многочисленных теорий со своими предметными областями, методология науки утверждает, что мир – един, а разные науки и входящие в них теории изучают разные аспекты этого мира. Налицо противоречие, которое оказывается устранимым в том смысле, что делает получаемую информацию более полной и точной для описания понимания и преобразования реального мира. Предметная область уточняет при этом свою конфигурацию.
Примеров таких изменений в науке много. Их анализ на уровне наших исследований бывает затруднён во всей глубине, но физики, особенно те, кто занимается квантовой механикой, вынуждены разбираться с этим, чтобы структурировать в ткань изучаемой науки вновь добытые экспериментальные факты.
При углублённом анализе многих явлений возможно сужение предметной области каких - либо теорий. Так случилось с классической механикой, когда был осуществлён переход к изучению микромира и квантовых явлений. В других случаях возможно и расширение границ предметной области.
Социальные явления в своем развитии выступают как интегральный результат сложнейшего переплетения действующих факторов различной природы (исторической, экономической, этнической, национальной, правовой, психологической, культурной деятельности). Иногда характерные признаки при этом уникальны и индивидуальны. Они не допускают повторности при исследовании. Тем не менее, специфика таких наук не исключает возможности выделения при исследованиях таких явлений, т.к. обязательно находятся пути косвенного их изучения.
Предметная область часто оговаривается (отображается) в самом названии теории (теория элементарных частиц, теория атомного ядра, теория товара). Абстрактные теории, как уже было отмечено, изучаются математиками.
Надо отметить, что без предметной области не существует достоверного объекта. Однако сама предметная область может и не входить в теорию. В теорию входят только абстрактные сущности, которые отражаются предметной областью, как зеркалом. Если же эти абстрактные сущности входят в состав предметной области, то в концептуальную модель они не включаются.
Область реальности, по отношению к которой утверждения теории оказываются достоверными, называется областью применимости теории. Как уже отмечалось ранее, эта область в процессе развития науки может меняться.
Первичные модели
Модели строятся на разных этапах научного исследования. Первый этап заключается в представлении в теории её предметной области. Это представление обеспечивают следующие структуры:
а) присваивание имени, утверждающего факт существования объекта;
б) формулировка свойств объекта, дающих первое представление об абстрактной сущности, выделяющей объект из предметной области.
Обобщённое имя может свидетельствовать обо всём сказанном.От обычного имени такое имя отличается тем, что его связь с именуемым объектом не произвольна, а определяется свойствами самого объекта и обозначает оно другой объект, определённые свойства которого каким либо образом отражает выбранные свойства исходного объекта.
Такие модели возникают (формируются мышлением исследователя) на первом шаге представления, а поэтому считаются первичными. Все остальные преобразования их будут, по крайней мере, приводить к вторичным формам представления. Первичные модели являются основным материалом, на котором строится практически вся модельно- репрезентативная подсистема научной теории.
Уровень абстрактности модельно – репрезентативной подсистемы научной теории определяется числом шагов перехода от моделируемого объекта к модели, а степень абстрактности от количества свойств и отношений моделируемого объекта, которые исключаются при рассмотрении при абстрагировании.
Общее представление о языке
В общем понятии – язык это средство общения. Система, служащая для передачи какой - либо информации (любыми средствами: словами, письменными знаками и любыми другими средствами).
Язык обладает ещё одной особенностью – способностью к свёртке, хранению и воспроизводству сообщений. Без языка невозможно существование цивилизованного общества.
В основе любого языка (естественного и искусственного) лежат знаковые формы человеческих языков, с помощью которых строится отражение человеческим сознанием объективной реальности. Точно такое отражение свойственно одной из функций названных теорий.
4.3 Язык как знаковая система общества (семантика)
Язык (в приближённом определении) – система знаковых единиц общения. Эта система требует :
1) необходимости обмена информацией всеми участниками сообщества, объединённого совместной деятельностью (это исходная позиция для возникновения языковой системы);
2) наличия материальных средств в информации, выступающих в качестве знаковых единиц общения;
3) знаковые единицы не случайный набор элементов, а система.
Языковый знак связывает вещь (объект) и её название, а значит, понятие и его искусственный образ. Языковый знак олицетворяет единство означаемого и означающего.Знаки нужны не сами по себе, а для передачи смыслового содержания. Этой проблемой занимается специальная наука – семантика.
Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр указывал, что знак связывает не вещь и её название, а понятие и акустический образ. Он (акустический образ) является не материальным звучанием (вещью чисто физической), а психическим отпечатком звучания, получаемым нами о нём посредством органов чувств. Итак, по идеям Соссюра, знак выступает триединым образом: «означаемое», «функция связи», «означающее».
Существуют разные типы знаков. Одни из них определены тем, что они обозначают, как дым ассоциируется с огнём, шум падающих капель с дождём. Такие знаки называются безусловными, или естественными. Они, по сути, признаки обозначаемых предметов, а поэтому и воспринимаются нашими органами чувств. Другие естественные знаки могут восприниматься с помощью каких - либо приборов (от самых простых до самых сложных, до электронного микроскопа). Показания этих приборов тоже ассоциируется с проявлением каких-то свойств, наблюдаемых сущностей, зрительные образы которых являются характеристикой наблюдаемых явлений.
Знаки второго типа не связаны со свойствами обозначаемых ими предметов или явлений и введены специально по соглашению с целью их обозначения. Называют их условными или искусственными. Например, цвета светофоров, жесты регулировщика, текстовые знаки. Такие искусственные знаки бывают многозначными и не связанными с природой того, что они обозначают. Знаки могут быть:
1) изобразительными (рекламы товаров),
2) жестово-мимическими (языки общения глухонемых),
3) графическими системами (буквенные, иероглифические, пиктографические знаковые системы),
4) тактильными и обонятельными (воспринимаемыми механическими рецепторами телесной формы, как это имеет место в рельефно - точечном шрифте Л Бройля для слепых, знаками в последнем типе знаков служат запахи), 5) специальными.
Иерархия в языке
Строение языка понимается через основные понятия – композиции и интерпретации (корреляции). Правила, по которым выполняются композиции (словосочетания и знаки препинания, сложные предложения из простых с соответствующей композицией и прочее), образуют процедурную систему языка. Интерпретация соотносит с языковыми элементами их значения. Всё вместе взятое во много раз увеличивает выразительные свойства языка.
Алфавит с его ограниченным количеством знаков обеспечивает построение практически неограниченное количество разных слов так же, как это имеет место с образованием бесконечного ряда натуральных чисел путём колебания нескольких цифр. Описанное свойство относится к действию процедурной системы языка. Она разбивает язык на множество уровней. Каждый из уровней описывается определёнными языковыми правилами и изучается определённой областью лингвистики. Звуки конкретного языка описываются фонологией, а формы слов, способы порождения словосочетаний, простых и сложных предложений – грамматикой. Процедурная система состоит тоже из определённых составляющих подсистем, являющихся механизмами порождения языка. Таких уровней насчитывается в рассматриваемой подсистеме шесть. Членение в этой системе пожжет производиться и в зависимости от звуковой, либо содержательной структуры.
Второе членение связано с интерпретацией. Модель такого членения представляется в двух планах: выражения, соответствующие философским категориям формы и содержания. В выражениях звукового вида каждому супер - языку противопоставляется язык с конкретными знаковыми системами. В выражениях речевого вида конкретным языкам противопоставляются их коммуникативные реализации в виде речи. Вот почему содержание написанного и сказанного определяется на разных языках по - разному. Это происходит в зависимости от сформировавшихся в процессе обучения языку отношений между любым отдельным усвоенным выражением и его сущностью. Наличие этих отношений позволяет языковому выражению функционировать в качестве отвечающего ему содержания. Примером для усвоения смысла предыдущего абзаца может быть отношение между словами «кот» в русском языке и «кэт» в английском. Эти отношения учитываются носителями названных языков в устной, да и в письменной форме. В русской речи при формировании смысла написанного, да и сказанного, больше определённости, чем в английской. Поэтому в английской речи требуется смысл звучания названного слова вычленить из неоднозначности его звучания конкретизацией обсуждаемого объекта.
Семантика языка
В примере предыдущего раздела было указано на возможность неоднозначного толкования написанного и прочитанного, вызванного многозначностью использованного слова, означающего разные объекты. Такие ситуации изучаются такой областью науки, которая называется семантикой. Одновременно это слово обозначает содержание языковых выражений.
Для выявления содержания некоторых форм языка, являющихся объектным языком, используются языки интерпретации. Семантика с её способами хорошо описывает ситуации, связанные с пониманием, изучением и использованием естественных языков.
Демонстрация предметов, обозначающих названное слово, это предметный язык. Конечно, такой способ обучения относится к языку интерпретации. При более глубоком изучении языка предметным языком уже выступает понятийный.
При изучении письменного языка (обучении чтению) в качестве естественного выступает он же, а в качестве интерпретатора соответствующий ему звуковой. Обратная ситуация складывается при обучении письму. В этом случае звукам сопоставляются буквы, а словам звукового языка – слова письменного языка. Из этого следует, что мы получаем перевёрнутую картину: процесс шифрования звукового языка письменным вместо процесса распознавания текстов в звуковом выражении. Такие противопоставления называются инверсиями.
Современная наука знает пока очень мало об инверсионных процессах языка и их особенностях протекания. Для описания этих процессов подходит модель чёрного ящика. Такая модель, впервые введённая в кибернетике, рассматривает сложную систему только с точки зрения взаимосвязи её входов и выходов, отвлекаясь от внутренних процессов и механизмов преобразования входных сигналов в выходные, практически неизвестных нам.
Когда движение происходит от мысли к её языковому выражению, то возникает понятие (концептуальное представление) в сознании человека, которое потом выражается с помощью слов того или иного языка. Прочитанное слово и знание свойств обозначаемого им предмета позволяет читателю получить представление об этом предмете, которое и станет в его сознании концептуальным представлением используемого термина.
Аналогичные явления происходят при изучении иностранных языков, при переводах с одного языка на другой, пересказах содержания книг, статей.
Здесь мы рассмотрели инверсионные процессы практически на первом уровне сложности. Язык это сложная многоуровневая система. На каждом уровне возникает своя семантика. Изучение семантик и их использование может служить основой для классификации языков. В частности, на основании того, какой тип соответствия реально устанавливается между элементами алфавита письменного языка и выражениями звукового языка, делается возможной классификация супер-языков.
Типы супер-языков
1. Фонографические языки. Запись произнесенного слова, состоящего из последовательности звуков, состоит в последовательности написания символов, каждый из которых восстанавливается по его имени – звуку. Отсюда и название этих языков. К ним относится русский, английский и др. Символы такого языка называются буквами.
2. Силлабические языки (слоговые). Симво<