Как называется направление в средневековой философии, осуществившим синтез христианского богословия и физики Аристотеля?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНЦЕПЦИИ СОВРРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» (2014)
I. Тестовые задания по теме «Научный метод познания».
1. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования:
1) моделирование
2) наблюдение
3) эксперимент
1. написание структурных формул биоорганических соединений
2. многократное проведение синтеза органических молекул, свойственных живому, из неорганических газов
3. получение сведений об агрегатном состоянии, цвете, запахе веществ, выделяющихся в химической реакции
4. выделение общих признаков, свойственных всем анаэробным бактериям.
2. Установите соответствие между формой научного знания и ее примером:
1) гипотеза
2) научный факт
3) закон
1. одно из объяснений взрывного многообразия флоры и фауны в истории Земли изменением содержания кислорода в земной атмосфере
2. многочисленные палеонтологические данные о составе флоры и фауны в конкретный геологический период
3. функционирование живых организмов за счет потребления энергии Солнца и продуктов питания
4. положения современной биологии об элементарных структуре, наследственном материале и факторах эволюции.
3. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования:
1) анализ
2) индукция
3) дедукция
1.вывод о строении клеток на основе многочисленных данных об исследовании клеток отдельных организмов
2. зная теорию клеточного строения, делают вывод об изменениях в составе клетки конкретного живого организма
3. детальное изучение строения и состава отдельных клеток многоклеточного организма
4. рассмотрение живых клеток под микроскопом с целью описания их строения.
4. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) мысленное или реальное разложение объекта на составляющие части
2) процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему
3) изучение объекта путем создания и исследования его копии
1. дедукция
2. анализ
3. моделирование
4. индукция.
5. Естественные науки характеризуются …
1. использованием образного языка
2. полным совпадением объекта и субъекта познания
3. преобладанием качественных оценок
4. обязательной опытной проверкой полученных знаний.
6. На эмпирическом уровне научного познания происходит …
1. предсказание новых явлений в рамках существующих теорий
2. сбор фактов и информации
3. объяснение и обобщение фактов
4. выдвижение гипотез.
7. Критериями научного знания являются ...
1. точность и завершённость
2. фрагментарность и иррационализм
3. субъективность и практичность
4. системность и объективность.
8. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) мысленное или реальное разложение объекта на составляющие части
2) процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему
3) изучение объекта путем создания и исследования его копии
1. дедукция
2. моделирование
3. индукция
4. анализ.
9. Сопоставьте форму научного знания и ее пример:
1) гипотеза
2) закон
3) теория
1. сохранение энергии в процессах превращения элементарных частиц
2. существование большого числа атомных ядер с характерным зарядом ядра
3. существование фундаментальных частиц вещества – кварков
4. кварковая модель строения атомного ядра.
10. Научная гипотеза представляет собой …
1. совокупность проверенных положений, объясняющих явления определенной области действительности
2. установленную и проверенную закономерность между свойствами изучаемых объектов
3. набор новых фактов, не укладывающихся в рамки существующей теории
4. теоретическое предположение о сущности непосредственно наблюдаемых явлений.
II. Тестовые задания по теме «Наука и мировоззрение. Естественнонаучная и гуманитарная культура».
1. Гуманитарные науки отличаются от естественных тем, что…
1. знание обязательно проходит многократную проверку опытом
2. используется нестрогий образный язык
3. изучаются только типичные, универсальные процессы
4. знание не зависит от индивидуальных особенностей ученого.
2. В ходе процесса интеграции естественнонаучного знания возникла …
1. органическая химия
2. геохимия
2. аналитическая химия
3. минералогия.
3. Какая дисциплина занимает пограничное положение в системе естественнонаучного и гуманитарного циклов?
1. антропология
2. морфология
3. палеонтология
4. эмбриология.
4. Универсальным языком естествознания является …
1. математика
2. филология
3. физика
4. философия.
5. Результатом процесса дифференциации научного знания является …
1. квантовая механика
2. биофизика
3. химическая физика
4. астрофизика.
6. Отличительным признаком лженауки является…
1. невосприимчивостью к критике и восхвалением своих результатов
2. системностью знания
3. строгим критическим подходом к исходным данным
4. отсутствием в своем содержании противоречащих фактов.
7. Результатом процесса интеграции знания является ____________ химия.
1. фармацевтическая
2. органическая
3. аналитическая
4. неорганическая.
8. Установите соответствие между принципом научного познания и его сутью:
1) принцип верификации
2) принцип фальсификации
3) принцип соответствия
1. статистическая теория и соответствующая динамическая теория дают одинаковые результаты в том случае, когда можно пренебречь ошибками в определении начального состояния системы, а флуктуации незначительны
2. только то знание может претендовать на статус научного, которое в принципе опровержимо
3. для получения статуса научной сама теория и все ее положения должны пройти многократную проверку экспериментом
4. для полного и глубокого описания природного явления необходимо использовать разные противоположные системы понятий, при этом исключено одновременное применение этих систем.
9. Какая научная дисциплина возникла в ходе процесса дифференциации естествознания?
1. астрофизика
2. экономическая география
3. биохимия
4. гидродинамика.
10. Процессы интеграции и дифференциации, которые происходят в науке, …
1. препятствуют развитию единой науки о природе
2. противоречат друг другу
3. дополняют друг друга
4. одинаково необходимы для полного описания явлений.
III. Тестовые задания по теме «Материя, движение, физические взаимодействия»
1. В истории естествознания известны две основные конкурировавшие между собой концепции – корпускулярная, согласно которой материя имеет дискретную структуру, и континуальная, в рамках которой материя считается непрерывной и бесконечно делимой. В настоящее время …
1. и корпускулярная, и континуальная концепции отвергнуты в пользу совершенно новой концепции
2. принята континуальная концепция, а корпускулярная отвергнута как совершенно несостоятельная
3. корпускулярная и континуальная концепции признаны справедливыми и взаимодополняющими
4. принята корпускулярная концепция, а континуальная отвергнута как совершенно несостоятельная.
2. Один из фундаментальных вопросов, на которые отвечает любая научная картина мира, – из чего все состоит? Установите соответствие между участником симпозиума и его мнением по данному вопросу:
Аристотель –
Ньютон –
Максвелл –
1. все состоит из непрерывной бесконечно делимой материи, пассивной и бескачественной, свойства которой определяются принимаемой ею формой
2. все материальные объекты состоят из вещества, которое, в свою очередь, может рассматриваться как совокупность дискретных корпускул
3. все материальные объекты делятся на два класса: вещественные тела, состоящие из дискретных частиц, и непрерывные поля
4. каждый материальный объект можно рассматривать и как дискретную частицу (совокупность частиц), и как возмущение непрерывного поля (волну)
3. Атомно-молекулярное учение основывалось на концепции …
1. дискретности строения вещества
2. непрерывности структуры вещества
3. периодической зависимости свойств химических элементов от их номера
4. корпускулярно-волнового дуализма
4. Для современной естественнонаучной картины мира характерно понимание материи как …
1. всего, что существует независимо от нас и доступно эмпирическому познанию
2. вещества, имеющего дискретную (атомарную) структуру
3. физического вакуума, вездесущего, неустранимого и неуничтожимого
4. субстанции, составляющей первооснову всех вещей в мире
5. В современной научной картине мира ________________ не рассматривается как одна из форм материи.
1. биополе
2. физическое поле
3. физический вакуум
4. вещество
6. Обязательным свойством (атрибутом) материального объекта является возможность …
1. проведения над ним наблюдений или экспериментов
2. математического описания его свойств и структуры
3. наглядно представить его форму и структуру
4. интуитивно постичь его сущность и предназначение
7. Расположите представления о материи в порядке их возникновения:
1. каждый элемент материи обладает как корпускулярными, так и волновыми свойствами
2. материя существует в виде дискретного вещества и непрерывного поля
3. единственным видом материи является вещество
8. Основные виды материи – это …
1. атомы и молекулы
2. пространство и время
3. движение и взаимодействия
4. вещество, поле и физический вакуум
9. Материя в электромагнитной картине мира – это…
1. непрерывное поле и электрические заряды
2. только непрерывное поле
3. только дискретные частицы
4. корпускулярно-волновые объекты
10. Представление о всепроникающей материальной среде, заполняющей каждый уголок нашего мира, характерно для …
1. механической картины мира
2. концепции мирового эфира
3. современной научной картины мира
4. учений древнегреческих атомистов
IV. Тестовые задания по теме «Древнее естествознание и античная наука».
1. Континуальная исследовательская программа Аристотеля была основана на идеях о том, что…
1. все в мире сводится к перемещению атомов в пустоте
2. весь мир состоит из дискретных неделимых атомов
3. материя непрерывна и бесконечно делима
4. пустого пространства не существует, материя заполняет все без пустот.
2. Атомистическая исследовательская программа Левкиппа – Демокрита была основана на идеях о том, что …
1. все в мире сводится к перемещению атомов в пустоте
2. пустого пространства не существует, материя заполняет все без пустот
3. весь материальный мир состоит из дискретных неделимых атомов
4. материя непрерывна и бесконечно делима.
3. Согласно программе рационального объяснения мира, появившейся в Древней Греции, …
1. события имеют как божественные причины, так и естественные
2. мир можно познать человеческим разумом
3. разумом познаваемы только события, происходящие в силу естественных причин
4. каждое событие имеет естественную причину.
4. Идея существования мельчайших неделимых частей – атомов, которые составляют весь материальный мир, – это основа …
1. синергетической концепции
2. квантово-волновой программы
3. атомистической программы Левкиппа – Демокрита
4. континуальной программы Анаксагора – Аристотеля.
5. В натурфилософской картине мира Аристотеля, также как и в современной картине мира, были представления о (об) …
1. изменяющейся во времени Вселенной
2. неразрывной связи пространства, времени, материи
3. неопределенности в развитии систем
4. близкодействии.
6. Укажите соответствие между космологической моделью и принятым в ней представлением о месте Земли во Вселенной:
1. геоцентрическая система мира Птолемея
2. гелиоцентрическая система мира Н. Коперника
1. Земля – единственная планета, обладающая атмосферой
2. Земля – особое, выделенное небесное тело
3. Земля – рядовое небесное тело, одна из планет.
7. Для античной натурфилософии характерно понимание материи как …
1. физического поля, не имеющего определенных границ
2. субстанции, составляющей первооснову всех вещей в мире
3. вещества, имеющего дискретную (атомарную) структуру
4. объективной реальности, данной нам в опыте, в непосредственном ощущении.
8. Концепция всеобщности движения, безостановочной изменчивости вещей выражается известным высказыванием …
1. Левкиппа: «Мир неодушевлен и не подчинен Провидению»
2. Аристотеля: «Природа не терпит пустоты»
3. Галилея: «А все-таки она вертится!»
4. Гераклита: «Нельзя войти дважды в одну и ту же реку».
9. Согласно натурфилософской картине мира, созданной Аристотелем в IV веке до н.э., …
1. Вселенная имеет форму шара, в центре которого покоится шарообразная Земля
2. любое движение есть изменение положения тела в пространстве с течением времени
3. каждое действие встречает равное и противоположно направленное противодействие
4. все состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов, движущихся в пустоте
10. Установите соответствие:
1. Идея об атомистическом устройстве материальных объектов
2. Метод систематизации в науке, использование логических умозаключений в науке
3. Теория чисел, постижение количественных структур и соотношений природы
4. Идея изменчивости природы
1. Платон
2. Пифагор
3. Аристотель
4. Демокрит
5. Гераклит.
V. Тестовые задания по теме «Естественнонаучные знания в эпоху средневековья и Возрождения».
Что изучает синергетика?
1. способы точного прогнозирования отдаленного будущего
2. историю и законы биологической эволюции
3. закономерности самоорганизации в природных и социальных системах
4. пути выхода цивилизации из энергетического кризиса.
9. В точке бифуркации происходит …
1. переход в прежнее состояние
2. полное разрушение системы
3. переход в заранее известное состояние
4. неоднозначный выбор между вариантами возможного будущего.
10. В процессе самоорганизации нелинейной системы в пространстве, окружающем систему, …
1. увеличивается беспорядок (хаос).
2. уменьшается беспорядок
3. создается новый порядок.
4. ничего не происходит.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНЦЕПЦИИ СОВРРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» (2014)
I. Тестовые задания по теме «Научный метод познания».
1. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования:
1) моделирование
2) наблюдение
3) эксперимент
1. написание структурных формул биоорганических соединений
2. многократное проведение синтеза органических молекул, свойственных живому, из неорганических газов
3. получение сведений об агрегатном состоянии, цвете, запахе веществ, выделяющихся в химической реакции
4. выделение общих признаков, свойственных всем анаэробным бактериям.
2. Установите соответствие между формой научного знания и ее примером:
1) гипотеза
2) научный факт
3) закон
1. одно из объяснений взрывного многообразия флоры и фауны в истории Земли изменением содержания кислорода в земной атмосфере
2. многочисленные палеонтологические данные о составе флоры и фауны в конкретный геологический период
3. функционирование живых организмов за счет потребления энергии Солнца и продуктов питания
4. положения современной биологии об элементарных структуре, наследственном материале и факторах эволюции.
3. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования:
1) анализ
2) индукция
3) дедукция
1.вывод о строении клеток на основе многочисленных данных об исследовании клеток отдельных организмов
2. зная теорию клеточного строения, делают вывод об изменениях в составе клетки конкретного живого организма
3. детальное изучение строения и состава отдельных клеток многоклеточного организма
4. рассмотрение живых клеток под микроскопом с целью описания их строения.
4. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) мысленное или реальное разложение объекта на составляющие части
2) процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему
3) изучение объекта путем создания и исследования его копии
1. дедукция
2. анализ
3. моделирование
4. индукция.
5. Естественные науки характеризуются …
1. использованием образного языка
2. полным совпадением объекта и субъекта познания
3. преобладанием качественных оценок
4. обязательной опытной проверкой полученных знаний.
6. На эмпирическом уровне научного познания происходит …
1. предсказание новых явлений в рамках существующих теорий
2. сбор фактов и информации
3. объяснение и обобщение фактов
4. выдвижение гипотез.
7. Критериями научного знания являются ...
1. точность и завершённость
2. фрагментарность и иррационализм
3. субъективность и практичность
4. системность и объективность.
8. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) мысленное или реальное разложение объекта на составляющие части
2) процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему
3) изучение объекта путем создания и исследования его копии
1. дедукция
2. моделирование
3. индукция
4. анализ.
9. Сопоставьте форму научного знания и ее пример:
1) гипотеза
2) закон
3) теория
1. сохранение энергии в процессах превращения элементарных частиц
2. существование большого числа атомных ядер с характерным зарядом ядра
3. существование фундаментальных частиц вещества – кварков
4. кварковая модель строения атомного ядра.
10. Научная гипотеза представляет собой …
1. совокупность проверенных положений, объясняющих явления определенной области действительности
2. установленную и проверенную закономерность между свойствами изучаемых объектов
3. набор новых фактов, не укладывающихся в рамки существующей теории
4. теоретическое предположение о сущности непосредственно наблюдаемых явлений.
II. Тестовые задания по теме «Наука и мировоззрение. Естественнонаучная и гуманитарная культура».
1. Гуманитарные науки отличаются от естественных тем, что…
1. знание обязательно проходит многократную проверку опытом
2. используется нестрогий образный язык
3. изучаются только типичные, универсальные процессы
4. знание не зависит от индивидуальных особенностей ученого.
2. В ходе процесса интеграции естественнонаучного знания возникла …
1. органическая химия
2. геохимия
2. аналитическая химия
3. минералогия.
3. Какая дисциплина занимает пограничное положение в системе естественнонаучного и гуманитарного циклов?
1. антропология
2. морфология
3. палеонтология
4. эмбриология.
4. Универсальным языком естествознания является …
1. математика
2. филология
3. физика
4. философия.
5. Результатом процесса дифференциации научного знания является …
1. квантовая механика
2. биофизика
3. химическая физика
4. астрофизика.
6. Отличительным признаком лженауки является…
1. невосприимчивостью к критике и восхвалением своих результатов
2. системностью знания
3. строгим критическим подходом к исходным данным
4. отсутствием в своем содержании противоречащих фактов.
7. Результатом процесса интеграции знания является ____________ химия.
1. фармацевтическая
2. органическая
3. аналитическая
4. неорганическая.
8. Установите соответствие между принципом научного познания и его сутью:
1) принцип верификации
2) принцип фальсификации
3) принцип соответствия
1. статистическая теория и соответствующая динамическая теория дают одинаковые результаты в том случае, когда можно пренебречь ошибками в определении начального состояния системы, а флуктуации незначительны
2. только то знание может претендовать на статус научного, которое в принципе опровержимо
3. для получения статуса научной сама теория и все ее положения должны пройти многократную проверку экспериментом
4. для полного и глубокого описания природного явления необходимо использовать разные противоположные системы понятий, при этом исключено одновременное применение этих систем.
9. Какая научная дисциплина возникла в ходе процесса дифференциации естествознания?
1. астрофизика
2. экономическая география
3. биохимия
4. гидродинамика.
10. Процессы интеграции и дифференциации, которые происходят в науке, …
1. препятствуют развитию единой науки о природе
2. противоречат друг другу
3. дополняют друг друга
4. одинаково необходимы для полного описания явлений.
III. Тестовые задания по теме «Материя, движение, физические взаимодействия»
1. В истории естествознания известны две основные конкурировавшие между собой концепции – корпускулярная, согласно которой материя имеет дискретную структуру, и континуальная, в рамках которой материя считается непрерывной и бесконечно делимой. В настоящее время …
1. и корпускулярная, и континуальная концепции отвергнуты в пользу совершенно новой концепции
2. принята континуальная концепция, а корпускулярная отвергнута как совершенно несостоятельная
3. корпускулярная и континуальная концепции признаны справедливыми и взаимодополняющими
4. принята корпускулярная концепция, а континуальная отвергнута как совершенно несостоятельная.
2. Один из фундаментальных вопросов, на которые отвечает любая научная картина мира, – из чего все состоит? Установите соответствие между участником симпозиума и его мнением по данному вопросу:
Аристотель –
Ньютон –
Максвелл –
1. все состоит из непрерывной бесконечно делимой материи, пассивной и бескачественной, свойства которой определяются принимаемой ею формой
2. все материальные объекты состоят из вещества, которое, в свою очередь, может рассматриваться как совокупность дискретных корпускул
3. все материальные объекты делятся на два класса: вещественные тела, состоящие из дискретных частиц, и непрерывные поля
4. каждый материальный объект можно рассматривать и как дискретную частицу (совокупность частиц), и как возмущение непрерывного поля (волну)
3. Атомно-молекулярное учение основывалось на концепции …
1. дискретности строения вещества
2. непрерывности структуры вещества
3. периодической зависимости свойств химических элементов от их номера
4. корпускулярно-волнового дуализма
4. Для современной естественнонаучной картины мира характерно понимание материи как …
1. всего, что существует независимо от нас и доступно эмпирическому познанию
2. вещества, имеющего дискретную (атомарную) структуру
3. физического вакуума, вездесущего, неустранимого и неуничтожимого
4. субстанции, составляющей первооснову всех вещей в мире
5. В современной научной картине мира ________________ не рассматривается как одна из форм материи.
1. биополе
2. физическое поле
3. физический вакуум
4. вещество
6. Обязательным свойством (атрибутом) материального объекта является возможность …
1. проведения над ним наблюдений или экспериментов
2. математического описания его свойств и структуры
3. наглядно представить его форму и структуру
4. интуитивно постичь его сущность и предназначение
7. Расположите представления о материи в порядке их возникновения:
1. каждый элемент материи обладает как корпускулярными, так и волновыми свойствами
2. материя существует в виде дискретного вещества и непрерывного поля
3. единственным видом материи является вещество
8. Основные виды материи – это …
1. атомы и молекулы
2. пространство и время
3. движение и взаимодействия
4. вещество, поле и физический вакуум
9. Материя в электромагнитной картине мира – это…
1. непрерывное поле и электрические заряды
2. только непрерывное поле
3. только дискретные частицы
4. корпускулярно-волновые объекты
10. Представление о всепроникающей материальной среде, заполняющей каждый уголок нашего мира, характерно для …
1. механической картины мира
2. концепции мирового эфира
3. современной научной картины мира
4. учений древнегреческих атомистов
IV. Тестовые задания по теме «Древнее естествознание и античная наука».
1. Континуальная исследовательская программа Аристотеля была основана на идеях о том, что…
1. все в мире сводится к перемещению атомов в пустоте
2. весь мир состоит из дискретных неделимых атомов
3. материя непрерывна и бесконечно делима
4. пустого пространства не существует, материя заполняет все без пустот.
2. Атомистическая исследовательская программа Левкиппа – Демокрита была основана на идеях о том, что …
1. все в мире сводится к перемещению атомов в пустоте
2. пустого пространства не существует, материя заполняет все без пустот
3. весь материальный мир состоит из дискретных неделимых атомов
4. материя непрерывна и бесконечно делима.
3. Согласно программе рационального объяснения мира, появившейся в Древней Греции, …
1. события имеют как божественные причины, так и естественные
2. мир можно познать человеческим разумом
3. разумом познаваемы только события, происходящие в силу естественных причин
4. каждое событие имеет естественную причину.
4. Идея существования мельчайших неделимых частей – атомов, которые составляют весь материальный мир, – это основа …
1. синергетической концепции
2. квантово-волновой программы
3. атомистической программы Левкиппа – Демокрита
4. континуальной программы Анаксагора – Аристотеля.
5. В натурфилософской картине мира Аристотеля, также как и в современной картине мира, были представления о (об) …
1. изменяющейся во времени Вселенной
2. неразрывной связи пространства, времени, материи
3. неопределенности в развитии систем
4. близкодействии.
6. Укажите соответствие между космологической моделью и принятым в ней представлением о месте Земли во Вселенной:
1. геоцентрическая система мира Птолемея
2. гелиоцентрическая система мира Н. Коперника
1. Земля – единственная планета, обладающая атмосферой
2. Земля – особое, выделенное небесное тело
3. Земля – рядовое небесное тело, одна из планет.
7. Для античной натурфилософии характерно понимание материи как …
1. физического поля, не имеющего определенных границ
2. субстанции, составляющей первооснову всех вещей в мире
3. вещества, имеющего дискретную (атомарную) структуру
4. объективной реальности, данной нам в опыте, в непосредственном ощущении.
8. Концепция всеобщности движения, безостановочной изменчивости вещей выражается известным высказыванием …
1. Левкиппа: «Мир неодушевлен и не подчинен Провидению»
2. Аристотеля: «Природа не терпит пустоты»
3. Галилея: «А все-таки она вертится!»
4. Гераклита: «Нельзя войти дважды в одну и ту же реку».
9. Согласно натурфилософской картине мира, созданной Аристотелем в IV веке до н.э., …
1. Вселенная имеет форму шара, в центре которого покоится шарообразная Земля
2. любое движение есть изменение положения тела в пространстве с течением времени
3. каждое действие встречает равное и противоположно направленное противодействие
4. все состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов, движущихся в пустоте
10. Установите соответствие:
1. Идея об атомистическом устройстве материальных объектов
2. Метод систематизации в науке, использование логических умозаключений в науке
3. Теория чисел, постижение количественных структур и соотношений природы
4. Идея изменчивости природы
1. Платон
2. Пифагор
3. Аристотель
4. Демокрит
5. Гераклит.
V. Тестовые задания по теме «Естественнонаучные знания в эпоху средневековья и Возрождения».
Как называется направление в средневековой философии, осуществившим синтез христианского богословия и физики Аристотеля?
1. патристика
2. схоластика
3. апологетика
4. софистика.
2. Одним из предшественников опытной науки и выдающимся естествоиспытателем XII в. был…
1. Фома Аквинский
2. Роджер Бэкон
3. Петр Дамиани
4. Аврелий Августин.
3. Автором фундаментального труда по медицине «Канон врачебной науки» (XI в.) является…
1. Альхазен
2. Бируни
3. Авиценна
4. Улугбек.
4. Философско-религиозным течением, значительно повлиявшим на развитие науки эпохи Возрождения является…
1. материализм
2. теизм
3. пантеизм
4. атеизм.