Определение основных элементов буксирного судна
Теория и устройство судов
Общие положения
Студент выполняет вариант задания по указанию преподавателя (согласно списка учебной группы). Работа выполняется в аудитории на занятиях. Студенты, отсутствующие на занятиях, выполняют работу на листах формата А4, с титульным листом. В работе необходимо выполнить расчеты по определению основных элементов проектируемого судна в соответствии со своим вариантом.
Порядок выполнения работы
1.Из таблицы 1 согласно своего варианта выписать исходные данные для расчета, сведя их в таблицу
2.Из раздаточного материала согласно своего варианта выписать исходные данные судна-прототипа
Таблица 1
Исходные данные для расчета (проектируемое судно)
Вариант | Тип проектируемого судна | Класс судна | Осадка, м | Экипаж, человек | Автономность плавания, сутки. | Частота вращения двигателя об/мин | Общая мощность двигателей (квт) |
1. | Буксир- плотовод | «О» | 2,5 | 2*455 | |||
2. | Толкач | «Р» | 0,9 | 2*165 | |||
3. | Ледокольно-пожарное судно | «О» | 2,0 | 1*220 | |||
4. | Буксир плотовод | «О» | 1,5 | 2*220 | |||
5. | Буксир -Толкач | «Р» | 1,5 | 2*166 | |||
6. | Буксир | «О» | 1,4 | 2*110 | |||
7. | Буксир - плотовод | «Р» | 1,2 | 2*166 | |||
8. | Толкач - буксир | «Р» | 1,2 | 2*221 | |||
9. | Толкач -буксир | «Р» | 1,1 | 2*110 | |||
10. | Буксир - плотовод | «Р» | 1,2 | 2*166 | |||
11. | Толкач -буксир | «О» | 2,0 | 2*738 | |||
12. | Ледокол- буксир | «О» | 3,0 | 2*900 | |||
13. | Толкач -буксир | «О» | 2,3 | 2*494 | |||
14. | Буксир | «Р» | 0,85 | 2*110 | |||
15. | Толкач-буксир | «О» | 2,5 | 2*247 | |||
16. | Буксир | «М» | 3,0 | 2*487 | |||
17. | Морской буксир | «Л/Р» | 3,5 | 2*443 | |||
18. | Буксир | «О» | 2,5 | 2*295 | |||
19. | Толкач-буксир | «Р» | 1,5 | 2*232 | |||
20. | Толкач-буксир | «Р» | 1,4 | 2*295 | |||
21. | Толкач -буксир | «О» | 2,0 | 2*221 | |||
22. | Толкач - буксир | «О» | 2,3 | 2*295 | |||
23. | Толкач - буксир | «О» | 1,8 | 2*110 | |||
24. | Буксир | «О» | 1,8 | 2*221 | |||
25. | Буксир рейдовый | «О» | 2,2 | 2*221 | |||
26. | Толкач – буксир | «О» | 1,5 | 2*221 | |||
27. | Ледокол- буксир | «О» | 2,0 | 2*221 | |||
28. | Буксир | «Р» | 0,8 | 2*110 | |||
29. | Толкач – буксир | «Р» | 1,0 | 2*166 | |||
30. | Толкач – буксир | «Р» | 0,9 | 2*110 |
Определение основных элементов буксирного судна
К основным элементам буксирного судна, подлежащих определению, относятся:
1.Водоизмещение судна, D
2.Главные размерения L, В, H,Т
3.Коэффициенты полноты .
Определение главных размерений и коэффициентов полноты
А) Уточнение величины осадки
Желательно, чтобы минимальная осадка судна с точки зрения достаточной эффективности движителей была не менее
(6) (М)
где: - суммарная мощность двигателей проектируемого судна, кВт
отношение диаметра винта к осадке (степень туннельности);
Эксплуатируемые буксиры-толкачи имеют следующие значения степени туннельности кормы:
= 0,8-1,00 - суда классов « М» и «О»
= 0,95-1,20 - суда классов « Р» и «Л».
- число винтов;
- частота вращения гребного винта(об/сек)
где: - частота вращения двигателя; -передаточное число редуктора
Если осадка, полученная по выражению (6) оказывается больше допустимой (оговоренной в задании), то следует принять ее равной заданной
Б) Определение коэффициента полноты водоизмещения
можно принять, ориентируясь на прототип, т.е . определить из выражения:
= ; (7)
определив , можно найти величину LBT (проекта):
LBT =
где ( =1т/м3) плотность воды
D- массовое водоизмещение судна (принято в пункте 3.1)
Далее определяется отношение
(8)
Где:
b = 2,75 - для судов при степени туннельности < 1, 05;
b=1,6 - для судов при степени туннельности > 1,05.
Зная величины В/Т и Т, определяют ширину судна В,
а из выражения LBT -длину толкача
В) Высоту борта можно определить из соотношения:
( 9 )
где:
=2,26, =0,28 - для буксиров - толкачей класса «О»;
=2,20, =0,33 - для буксиров - толкачей класса «Р»;
=1,9, =0,33 - для малых судов,
Далее необходимо проверить:
1. Обеспечение минимума надводного борта:
где: - минимальная высота надводного борта, принимается по Правилам Речного Регистра в зависимости длины корпуса и класса судна (Приложение 5);
2. Выполнение требований Речного Регистра в отношении
максимально допустимых значений - L/ Н и В/ Н — с точки зрения прочности (Приложение 6)
Г) Коэффициент полноты конструктивной ватерлинии определяется по выражению
(10)
где: = 0,785 - для полутуннельных судов (при < 0,95);
= 0,815 -для туннельных судов ( > 0,95);
= 0,75 - для нетуннельных судов (буксирных)
Д) Коэффициент полноты мидель - шпангоута определяется по выражению
= 0,306+1,055 ( 0,999)
и проверить по выражению = 1,25+ 0,06
КОНТРОЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
Проводится по выражениям
1., (Т) (11)
2. D= + + + +d , (Т) (1)
3. , (Т) (5)
При расхождении полученных результатов на величину более 3% следует проверить арифметические вычисления.
Приложение 1
Примерный штат экипажа судов внутреннего плавания при совмещении, профессий и оборудовании средствами комплексной автоматизации
Наименование должностей | Буксиры и толкачи | ||
Мощность, л.с. | |||
Капитан - механик | |||
1 штурман - 1 пом. механика | |||
2 штурман - 2 пом. механика | |||
3 штурман - 3 пом. механика | |||
Помощник механика по электрооборудованию | |||
Ст. моторист - рулевой (боцман) | |||
Моторист - рулевой | |||
Моторист - матрос | |||
Матрос II класса | |||
Повар | |||
ИТОГО: |
Приложение 2
Классификация судов
Все суда внутреннего (речные и озерные) и смешанного «река - море» плавания применительно к требованиям Санитарных Правил разделяются на три группы:
«группа I - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа и пассажиров на борту свыше 16 ч.;
группа II - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа и пассажиров на борту до 16 ч.;
группа III - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа и пассажиров на борту до 8 ч.
Примечание:
Настоящее деление на группы не распространяется на разъездные суда. Санитарно - гигиенические требования на их проектирование в каждом конкретном случае уточняются и согласовываются органами и учреждениями санитарно - эпидемиологической службы.
Группа судов технического флота определяется также в зависимости о i времени непрерывного пребывания членов экипажа (команды или бригады) на ' борту (земснаряда, землесоса и т.д.). (См. выше).
Требования к скоростным судам уточняются в зависимости их классификации по группам в соответствующих разделах настоящих Правил.
Для грузовых судов грузоподъемностью до 300 т., а также для остальных речных и озерных судов длиной менее 25 м. в Санитарных правилах применяется термин: «МАЛОЕ СУДНО».
Согласно действующему законодательству, судовладелец несет ответственность за неправильное эксплуатационное использование судна в зависимости от его группы.
Приложение 3
Таблица 3.1
Суточная норма провизии на 1 чел., кг (члена или пассажира)
Наименование продуктов | Количество продуктов |
Продукты, хранящиеся в охлаждаемых кладовых: | |
Мясо и мясопродукты | 0,250 |
Рыба и рыбопродукты | 0,200 |
Масло и жиры | 0,085 |
Молоко, сыр творог, яйца и др. | 0,250 |
Овощи | 0,950 |
Фрукты, ягоды | 0,250 |
Напитки | 1,400 |
Продукты, хранящиеся в неохлажденных кладовых: | |
Хлебобулочные изделия | 0,600 |
Сухие продукты (сахар, крупа, макароны, соль и др.) | 0,250 |
Примечание: на малых судах, а также на несамоходных допускается хранение сухой провизии в специальных ларях, а скоропортящихся продуктов - в бытовых электрохолодильных шкафах. При отсутствии электроэнергии - в сумках-холодильниках и термосах.
Приложение 4
Система водоснабжения
1.На каждом судне оборудуются системы водоснабжения:
· питьевой воды;
· мытьевой воды;
· забортной воды.
2.Снабжение судов питьевой и мытьевой водой может осуществляться:
· из городских водопроводов портов и пристаней или других береговых источников, рекомендованных органами и учреждениями санитарно - эпидемиологической службы;
· судовыми станциями приготовления питьевой воды (ППВ).
3.Приготовление питьевой воды из забортной путем ее очистки и обеззараживания в судовых условиях допускается только на установках (станциях приготовления питьевой воды), разрешенных к эксплуатации Главным санитарно- эпидемиологическим управлением Минздрава.
4.Количество воды, принимаемой на суда из береговых источников, а также приготовляемой на станциях ППВ, должно определяться численностью экипажа и пассажиров, назначением судна и продолжительностью рейса.
Минимальные нормы водопотребления на судах приведены в табл. 4.1.
5.На малых судах минимальные нормы на 1 чел. в сутки устанавливаются:
питьевой воды - 10 л.;
Мытьевой воды - 15л.
6.При проектировании систем водоснабжения судна рекомендуется предусматривать объединенную систему, подающую ко всем водоразборным точкам воду питьевого качества.
Таблица 4.1
Нормы водопотребления, л
Наименование | Минимальные нормы потребления воды на 1 чел. в сутки для судов групп | ||
I | II | III | |
Питьевая вода | |||
Мытьевая вода | 20* | Не нормируется |
*при устройстве на судне душа
Примечание.
Нормы указаны только для членов экипажа. При наличии на пассажирском судне буфета дополнительно предусматривается запас питьевой воды по Зл. на каждого человека в сутки.
7.Объем сборных цистерн сточной и фановой систем рассчитывается на проектную численность экипажа и пассажиров с учетом требований п.п. 5 и 6 настоящих Правил и должна быть достаточной для сбора стоков в течение максимального времени прохождения судном расстояния между пунктами, где может быть произведено опорожнение цистерн.
Приложение 5
Наименьший надводный борт
Наименьшая высота надводного борта закрытых самоходных и несамоходных судов должна быть не менее указанной в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Длина судна, м | Наименьшая высота надводного борта, мм, для закрытых судов класса | ||||
«М» | «О» | «Р» | «Л» | ||
340* | |||||
Примечание.
Здесь и во всех последующих таблицах для промежуточных значений длины судна наименьшую высоту надводного борта следует определить линейной интерполяцией.
Наименьшую высоту надводного борта судов — площадок следует устанавливать по нормам, предусмотренным для наливных судов. Наименьшая высота надводного борта открытых сухогрузных судов независимо от их длины должна быть не менее: для класса «О» - 1000 мм; класса «Р» - 600 мм и класса «Л» - 450 мм. При этом суммарная высота надводного борта и комингса для открытых судов класса «О» должна быть не менее 1900 мм, для судов класса «Р» - не менее 1200 мм, для судов класса «Л» - не менее 600 мм. Постройка и эксплуатация открытых судов класса «М» являются предметом специального рассмотрения Речного Регистра.
Приложение 6
Теория и устройство судов
Общие положения
Студент выполняет вариант задания по указанию преподавателя (согласно списка учебной группы). Работа выполняется в аудитории на занятиях. Студенты, отсутствующие на занятиях, выполняют работу на листах формата А4, с титульным листом. В работе необходимо выполнить расчеты по определению основных элементов проектируемого судна в соответствии со своим вариантом.
Порядок выполнения работы
1.Из таблицы 1 согласно своего варианта выписать исходные данные для расчета, сведя их в таблицу
2.Из раздаточного материала согласно своего варианта выписать исходные данные судна-прототипа
Таблица 1
Исходные данные для расчета (проектируемое судно)
Вариант | Тип проектируемого судна | Класс судна | Осадка, м | Экипаж, человек | Автономность плавания, сутки. | Частота вращения двигателя об/мин | Общая мощность двигателей (квт) |
1. | Буксир- плотовод | «О» | 2,5 | 2*455 | |||
2. | Толкач | «Р» | 0,9 | 2*165 | |||
3. | Ледокольно-пожарное судно | «О» | 2,0 | 1*220 | |||
4. | Буксир плотовод | «О» | 1,5 | 2*220 | |||
5. | Буксир -Толкач | «Р» | 1,5 | 2*166 | |||
6. | Буксир | «О» | 1,4 | 2*110 | |||
7. | Буксир - плотовод | «Р» | 1,2 | 2*166 | |||
8. | Толкач - буксир | «Р» | 1,2 | 2*221 | |||
9. | Толкач -буксир | «Р» | 1,1 | 2*110 | |||
10. | Буксир - плотовод | «Р» | 1,2 | 2*166 | |||
11. | Толкач -буксир | «О» | 2,0 | 2*738 | |||
12. | Ледокол- буксир | «О» | 3,0 | 2*900 | |||
13. | Толкач -буксир | «О» | 2,3 | 2*494 | |||
14. | Буксир | «Р» | 0,85 | 2*110 | |||
15. | Толкач-буксир | «О» | 2,5 | 2*247 | |||
16. | Буксир | «М» | 3,0 | 2*487 | |||
17. | Морской буксир | «Л/Р» | 3,5 | 2*443 | |||
18. | Буксир | «О» | 2,5 | 2*295 | |||
19. | Толкач-буксир | «Р» | 1,5 | 2*232 | |||
20. | Толкач-буксир | «Р» | 1,4 | 2*295 | |||
21. | Толкач -буксир | «О» | 2,0 | 2*221 | |||
22. | Толкач - буксир | «О» | 2,3 | 2*295 | |||
23. | Толкач - буксир | «О» | 1,8 | 2*110 | |||
24. | Буксир | «О» | 1,8 | 2*221 | |||
25. | Буксир рейдовый | «О» | 2,2 | 2*221 | |||
26. | Толкач – буксир | «О» | 1,5 | 2*221 | |||
27. | Ледокол- буксир | «О» | 2,0 | 2*221 | |||
28. | Буксир | «Р» | 0,8 | 2*110 | |||
29. | Толкач – буксир | «Р» | 1,0 | 2*166 | |||
30. | Толкач – буксир | «Р» | 0,9 | 2*110 |
Определение основных элементов буксирного судна
К основным элементам буксирного судна, подлежащих определению, относятся:
1.Водоизмещение судна, D
2.Главные размерения L, В, H,Т
3.Коэффициенты полноты .