Молодой монах, услышав эту просьбу, демонстративно отвернулся, а старый подошел к ней, взял на руки и перенес ее через речку.
На другом берегу монахи попрощались с женщиной и пошли дальше. Весь оставшийся путь они хранили молчание, однако в нескольких шагах до обители молодой монах не выдержал:
- Как ты мог прикоснуться к женщине?! Ты же давал обет! Что теперь будут говорить о нас люди и как этот пример воспримут другие молодые монахи?
На это старый монах спокойно ответил:
- Странно, я только перенес эту женщину через реку и тут же оставил ее на другом берегу. Ты же до сих пор несешь ее в своем уме и не можешь расстаться.
Вывод в этой истории самоочевиден: пока мы не одухотворим своих желаний, - они в той или иной форме будут выходить наружу и постоянно о себе напоминать.
10 критериев духовного роста.
1. Ровно настолько, насколько вы стали равнодушны к материальному наслаждению, ровно настолько вы привязались к Богу.
2. Насколько вы стали бесстрашны, настолько вы поверили в Бога.
3. Насколько вы избавились от критики других, ровно настолько вы удовлетворены собой.
4. Насколько внимательно вы относитесь к самому незначительному живому существу, настолько вы стали смиренны.
5. Насколько вы счастливы в духовной практике, настолько вы горите желанием сделать счастливыми других.
6. Насколько вы контролируйте свой язык, настолько вы контролируйте и остальные чувства.
7. Насколько вы хотите служить другим, настолько вы избавились от своей ложной гордости.
8. Насколько вы равнодушны к противоположному полу, настолько вы не отождествляете себя с телом.
9. Насколько вы равнодушны к чужой собственности, положению, деньгам, настолько вы осознаете свою зависимость от Бога.
10. Насколько вы решительны в духовной жизни, настолько вы искренни.
«Того, кто остается невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум». (Б-г. 2.56).
Правило 7: Проявляя сострадание к другим, мы сострадаем и самому себе.
Помощь и сострадание к другим – это панацея от всевозможных духовных проблем и кризисов. Это источник счастья и всевозрастающего духовного блаженства. Не обманываясь стремлением помочь людям избавиться лишь от телесных проблем, связанных с улучшением материального существования, мы должны понимать, что если человек не свяжет свою жизнь с Богом, ни какие временные и материальные средства, не спасут его души, которая по-настоящему нуждается в спасении. Забвение Бога – это корень всех наших проблем и причина наших страданий. Спасать людей от материальных недуг, – это, все равно, что спасать одежду утопающего. Помогая спастись душе другого человека, мы по-настоящему помогаем ему достичь истинного, вечного счастья, а не того временного и относительного, о котором мечтают недалекие люди, стремясь лишь продлить свою физическую жизнь и сделать здоровее свое бренное тело. Такое понимание вещей может быть присуще только человеку, преданному Господу, потому что, не осознавая себя духовной душой и частичкой Божественного начала, человек не произвольно будет думать о себе как о теле, и строить свою жизнь лишь на материальных ценностях. И именно это является величайшей ошибкой всего человечества и главной причиной страдания всех живущих. Это основа для разжигания различных войн, межнациональных распри, экономических кризисов и религиозных разногласий. Человек, крепко вставший на ноги духовной жизни и понимающий свою духовную природу, готов на все, лишь бы донести эту простую и в то же время самую важную истину, до всех и каждого, кто еще не совсем потерял разум в безнадежных попытках обрести материальное счастье.
7.1. Делая счастливыми других, мы становимся счастливыми сами.
Говорится, что самый верный и быстрый способ стать счастливым самому – это постараться сделать счастливыми других. Это объясняется тем, что по своей духовной природе, мы чувствуем счастье, когда нужны кому-то, и очень страдаем, когда ощущаем себя бесполезными, отвергнутыми, или ни кому не нужными.
Такое ощущение собственной значимости, это духовная, внутренняя потребность души. И она удовлетворяется лишь тогда, когда мы понимаем, что все, что мы делаем, - мы делаем для блага людей и для удовлетворения Бога. Но, чем бы мы, не занимались помимо этого, - ни что нам не принесет полного внутреннего удовлетворения, и лишь станет причиной того, что мы тщетно будем искать способ реализовать себя или постоянно сокрушаться о собственном несовершенстве.
Давать людям знание о Боге, – есть единственно важная, и в высшей степени, благотворительная деятельность. Такая проповедь приносит в нашу жизнь неописуемую радость, ощущение полноты и духовного счастья. К тому же, это лучший способ помочь людям избавиться от страданий и максимально быстро духовно продвинуться самому. А чем больше мы продвигаемся в этом направлении, тем сильнее у нас возникает желание делиться духовным знанием с окружающими. По этому критерию можно легко определить: насколько сильно в нас желание рассказывать людям о Боге, - настолько уверенно мы прогрессируем в духовной жизни.
В «Бхагавад-гите» на этот счет говорится так: «Это знание – царь знания, самая сокровенная из тайн. Это – чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения природы своего «Я», оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно». (Б-г. 9.2). Отрывок из комментария: «Более того, человек, который не только слушает Святые Имена, но и старается проповедовать философию преданного служения или оказывает содействие проповеднической деятельности Движению сознания Кришны, ощущает, как начинает духовно развиваться. Его духовное развитие не зависит от полученного ранее образования или других качеств. Метод сам по себе настолько чист, что, просто занимаясь преданным служением, мы очищаемся».
Страх или отсутствие желания делиться с людьми духовным знанием, говорит о собственной духовной слабости человека и отсутствии сострадания к ним. И напротив, напоминая людям о Боге, и помогая им избавиться от проблем материального существования, мы настолько наполняемся осознанием своей причастности к воле Господа, что начинаем испытывать то самое счастье, выше которого уже ничего не существует.
Давая людям надежду на светлое будущее, и возможность стремиться жить в чудесной и вечной атмосфере духовного мира, - мы приносим в их жизнь, настоящую альтернативу их страданиям, мучениям и низменным желаниям. Все ищут, жаждут, и хотят этого состояния исполненного вечности, знания и блаженства, которое не омрачено ни страхом, ни невежеством, ни пугающей неопределенностью, присущей бренному материальному миру. Но большинство людей даже не подразумевают о существовании такого места и нашем законном праве жить там. Поэтому, в какой бы форме мы это ни делали: либо просто рассказывали людям о духовном бытии, либо распространяли литературу, либо раздавали освещенную пищу, - подобная деятельность, является чудодейственной и всеисцеляющей панацеей от всех внутренних и внешних проблем, как для нас самих, так и для всех остальных.
Проповедь - это лучшее лекарство от всех умственных беспокойств,
собственной гордости, от эмоционального неудовлетворения, а также,
любой формы психологического кризиса или духовного опустошения.
Стоит только попробовать делать что-то на благо других, как мы тут же почувствуем, что это удовлетворяет все наши самые глубинные потребности: умственные, эмоциональные, физические, духовные и т.д. Это подобно эликсиру счастья или бальзаму от всех душевных ран. К тому же, в Ведах говорится, что распространение славы Святого Имени Господа в наше время, это высшее благословение всему человечеству и божественное послание для всех и каждого. Это истинный путь, который в высшей степени является духовно очищающим, радостным, и во всех отношениях благотворным.
Давайте же не будем упускать эту редкую возможность, - сделать хоть что-то в этой жизни на благо людей, и принять посильное участие в распространении славы Святого Имени Господа! Сам Господь призывает нас к этой деятельности, обещая взамен вознагродить нас чистым преданным служением: «Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным, непременно обретет дар чистого преданного служения, и в конце жизни вернется ко Мне». (Б-г. 18.68). Отрывок из комментария: «Однако тот, кто искренне старается объяснить суть «Бхагавад-гиты», не искажая ее смысла, будет прогрессировать в преданном служении, и в конце концов станет чистым преданным Господа. А чистое преданное служение наверняка приведет его домой к Богу».
История «Черствое сердце» отражает суть сказанного.
Один отрешенный монах, пришел однажды к своему духовному наставнику и спросил:
- Учитель, я каждый год провожу по двенадцать недель в посте, ем очень скромно и мало, сплю на голом полу, ежедневно изучаю священные писания. Стоит ли мне еще больше усилить свои аскезы для своего духовного развития или этого пока достаточно?
Учитель, тут же не задумываясь, ответил встречным вопросом:
- Стало ли для тебя твое отречение все равно, что изобилие?
- Честно говоря, пока еще нет…
- Но, а стала ли критика для тебя похвалой?
- Видимо и до этого я еще не дошел.
- Ну, хотя бы враги: стали ли они как друзья или все еще остаются таковыми?
- К сожалению…
- Если ты до сих пор всего этого не приобрел, значит, твое сердце от этого только черствеет. С этих пор откажись от своего отречения и своей аскезой сделай проповедь славы Господа другим. Тем самым ты покажешь людям, что такое настоящее отречение, сам почуствуешь счастье и духовное удовлетворение, и принесешь настоящее, истинное благо себе и другим.
Вывод к этой истории продолжит следующий афоризм, полностью открывающий суть вышесказанного.
7.2. Когда вы займетесь своим делом, – счастье само вас найдет.
По своей духовной и божественной природе мы, как неотъемлемые частички Бога, всегда стремимся к любви, радости и заботе о благе других. Это наше естественное стремление и предназначение. Когда мы не следуем этому изначальному зову своей души, это начинает выражаться в ощущении эмоциональной неудовлетворенности и внутренней пустоты. Если мы не может правильно задействовать свою природу и найти себя в служении Богу (т.е. в проповеди), то, даже занимаясь личной духовной практикой, мы начнем сокрушаться о своем собственном несовершенстве и неспособности быть полезным для других. За это, в глубине души, мы начнем конфликтовать с самим собой и занижать собственную самооценку. В таком упадническом настроении, мы будем склонны совершать больше необдуманных глупостей, чем могли бы: критиковать, завидовать успеху других, погружаться в самобичевание и т.д. И выход из этой проблемы всегда один:
Чтобы определить свои природные наклонности, важно найти ту форму заботы о людях, которая наиболее близка нам по складу характера. При этом
нужно быть уверенным, что мы сможем заниматься ею долго и бескорыстно.
Это и будет наилучшим критерием того, что дано нам от Бога, и чего Он ожидает от нас, как выполнение нашего предназначения в нашей жизни. При этом совсем не требуется делать что-то особенное, так же как не следует и бояться быть самим собой, выполняя то служение, которое с виду может показаться не совсем престижным. Принцип всегда таков: наша деятельность должна развивать в нас преданность Господу, приносить радость душе, и давать ощущение собственной пользы, направленной на благо других. Испытывая от этого духовное счастье, мы естественным образом будем быстро очищаться и испытывать сострадание к другим, понимая, что нет в жизни большего блага, и что другие страдают, лишь потому, что не имеют этого духовного знания. И можно только представить, какое огромное блаженство и значимость приобретет наша жизнь, если мы, полностью и без остатка, решим отдать себя для распространения этой благой вести. Просто, найдя себя в служении Богу и занимаясь деятельностью на благо других, нам не надо будет искать счастье где-то еще, ибо это, и есть высшее удовлетворение, которое не сравнимо даже с райским блаженством и богатствами всех трех миров.
Как-то один садовник пришел в свой сад и неожиданно обнаружил, что всего за одну ночь деревья, цветы и кустарники стали увядать прямо на глазах. По милости Господа, поскольку этот садовник с детства испытывал глубочайшую любовь и заботу к цветам, ему была дарована способность, понимать язык всех видов растений. И тогда прислушавшись, он вдруг услышал, как огромный дуб жаловался на то, что у него нет иголок как у сосны. В то же время сосна сообщила, что погибает оттого, что не может давать людям виноград. А виноградник плакал и увядал лишь потому, что не мог цвести также прекрасно как роза.
И вдруг садовник заметил, что всего один цветок, вовсе не собирался умирать, а напротив, выглядел веселым и довольным. Человеку стало это очень интересно. Тогда он спросил у него и цветок тут же ответил: «Я принял как само собой разумеющееся, что, когда ты посадил меня на этом месте, ты хотел, чтобы здесь рос именно колокольчик. Если бы ты захотел видеть здесь дуб, виноградник или розу, ты бы посадил сюда кого-нибудь из них. А я – если я не могу быть ни чем иным, кроме того, кем являюсь, - я буду стараться быть им как можно лучше, даруя людям радость и удовольствие».
Вывод истории таков: мы нужны Богу, людям и всему человечеству такими, какими нас определил Верховный Господь. Счастливыми мы сможем быть только тогда, когда примем свою природу, какой бы незначительной она не была, и полностью посвятим себя служению Господу.
7 принципов самоуверенности.
1. Тот счастлив, кто не боится быть самим собой.
2. Тот свободен, кто не боится рисковать и не зависит от внешних обстоятельств.
3. Тот умеет любить, кто не боится любить безответно и, безусловно.
4. Тот всегда доволен и удовлетворен собой, кто живет и рискует ради других.
5. Тот добьется успеха, кто постотянно пробует, не боясь потерпеть неудачу.
6. Тот поистине верит, кто не боится отчаяться и разочароваться.
7. Тот способен сохранять бесстрашие, кто сделал Бога смыслом своей жизни.
7.3. Прежде всего, простите себя сами, ведь Бог давно вас простил.
В духовной жизни, наряду со всем остальным, важно также научиться проповедовать и проявлять сострадание не только к другим, но и к самому себе. Такая внутренняя проповедь, должна иметь ни меньше места, чем внешняя, направленная для блага других. Если мы еще не избавились от каких-то греховных наклонностей, крайне важно уметь проповедовать себе, не опустившись до самобичевания. Если даже мы еще не способны в полной мере помагать другим, важно принять себя таким, какие мы есть и не впадать в безысходность. Говорится: «Путь к успеху, лежит через тысячу неудач».
В глазах Господа, даже если вы тысячу раз оплошались, но при этом
продолжаете пробовать, вы все равно победитель, потому что
смогли побороть страх перед новой попыткой.
Поэтому если у нас еще что-то не получается, очень важно научиться прощать себя за все свои несовершенства. Духовная жизнь, это и есть ни что иное, как процесс проб и ошибок, через которые мы получаем духовный опыт. И он не придет раньше того времени, пока мы полностью не разочаруемся в попытках найти в этом мире счастье. Поэтому, любые неудачи, можно воспринимать в жизни как процесс интенсивного разочарования, а не отчаяния по каждой пустячной неудаче. Особенно следует всячески избегать затяжного самобичевания и безумного саморазрушения, которое часто заканчивается тем, чтобы наказать себя за собственное слабоволие.
Многие наши внутренние проблемы, обычно основываются на том, что мы по долгу не можем простить себя сами. Если мы постоянно находимся в состоянии обиды и недовольства собой, то мы не сможем по-настоящему быть счастливыми сами и делать такими же счастливыми других. Ни о каком сострадании, любви и гармонии с другими не может идти речь, если мы не в ладу с самим собой. Не научившись прощать себя, мы не сможем простить и других, и тем более развить к ним простого человеческого сострадания.
Любить и уважать себя – значит, за все себя простить, принять себя
тем, кто вы есть, и приложить все усилия, чтобы стать лучше.
Как уже говорилось, любая форма обиды (ни важно на себя или на других), это скрытое проявление гордости, которая выражается в слишком завышенном мнении о самом себе. Если мы горды собой внутри, то будем обижаться на себя за то, что не способны быть идеальным. А извне, нас всегда будет легко обидеть любым проявлением агрессии, замечанием или критикой со стороны других. Все это сводится к одному: будучи гордым человеком, невозможно ни любить, ни уважать, ни сострадать, ни тем более быть счастливым..
Любую гордость следует решительно отбросить, а обиду просто отпустить. Для этого, важно просто поверить, что Господь всегда готов принять и простить нас какими бы никчемными мы не казались. Говорится, «Бог смотрит, ни на то, сколько Ему дают, а, сколько оставляют у себя». Подобно этому, Он смотрит не на глупости и падения, которые мы постоянно совершаем, а на то, делаем ли мы из них выводы и пытаемся ли снова идти по этому пути. Господь обладает умением, совершенным образом обучать нас при помощи наших же собственных ошибок и заблуждений. А делает Он это, всячески проявляясь через других людей или преданных, а также, через духовного учителя или священные писания. Но особенно заметна Его помощь через различные, жизненные ситуации, которые при отсутствии веры и духовного зрения, иногда могут показаться простой обыденностью. Однако все, чтобы с нами не происходило, - это ситуации устроенные Господом. Как истинный друг, Он всячески пытается нам помочь, и всегда дает понять: какими жалкими, гнусными и бессмысленными бывают наши попытки удовлетворять собственные чувства в независимости от Бога.
Для Бога ошибок не бывает - Он знает, как делать из них уроки.
Господь ни когда не остается равнодушным к нашим проблемам, Он всегда нам очень сопереживает, заботливо и нежно обучает, сколько надо Он ждет, и всегда готов прийти к нам на помощь в трудную минуту. Так утверждают священные писания. Это Его свойство не всегда заметно сразу, но по мере все большего духовного очищение, оно становится все более явным и ощутимым. Особенно, Его любящая рука проявляется в минуты трудностей и опасностей. Таким образом, вместо того, чтобы постоянно сокрушаться о своих слабостях, лучше всего поменьше думать о них, и побольше о Боге и благе других. При этом следует чаще напоминать себе, что наши желания наслаждаться без Бога, ни когда не принесут нам счастья, а будут приносить лишь сожаления и все большую внутреннюю опустошенность. Все наши мечты, планы и желания удовлетворятся только тогда, когда будут обращены к Богу. И чем быстрей мы это поймем, тем счастливее станем.
Жил-был человек, и, как и все смертные в этом мире, однажды умер. Когда его душа покидала тело, все его хорошие и плохие поступки стали видны как на ладони. Были среди них очень хорошие, добрые, честные, но также были и такие, что душе самой становилось от них страшно и противно.
Когда душа встретилась с Богом, Господь ни чего не сказал ей, оставив открытыми врата в рай. Душа решила, что Он не заметил ее плохих поступков, и радостная отправилась на райские планеты, где время текло по другим законам, и всего было в изобилии.
Прошло какое-то время и душе стало как-то не по себе. Тогда она отправилась на встречу с Господом и выразила свое беспокойство так:
- О, Господь, мне почему-то плохо в твоем раю. Я чувствую себя очень не ловко, поскольку слишком много за мной ходит дурного. Я начинаю бояться, что всем видно, насколько я плоха.
- Чего же ты хочешь? – спросил Господь.
- Ты всемогущ и милосерден. Ты видел меня насквозь, но не остановил, когда я пыталась скрыть свои грехи. Сжалься же надо мной, убери из моей души все плохое, что там осталось.
- Вообще-то Я ждал другой просьбы, - ответил Господь, - но я сделаю так, как просишь ты.
И Бог взял у души все то, чего та стыдилась. Он стер память о предательствах и изменах, трусости и подлости, лжи и клевете, алчности и лености. Но, забыв это, душа забыла и опыт страданий от всего этого. И как ни странно, ее снова потянуло на совершение подобных низменных поступков. Душа тут же почувствовала, как возвращаются старые привычки и заметно исчезают ее хорошие качества, которые она, тоже когда-то старалась развить.
- Нет, Господи, - взмолилась душа, - так тоже не пойдет, пусть уж лучше все будет, как было.
Господь был очень милосерден и вложил в душу обратно, все то, что ее наполняло. И тогда душа снова спросила:
- Что же мне делать Господи? Если добро и зло так твердо слились и осели во мне, то куда же мне теперь идти? Неужели в ад? Может быть, Ты просто простишь мне все мои прегрешения, не убирая их из памяти, и они отстанут от меня сами собой…
- Вообще-то я ждал другой просьбы, - снова ответил Господь, - но я сделаю так, как ты пожелаешь.
И Бог простил душе все, что та совершила. Душа снова отправилась в рай, но через какое-то время, она снова вернулась к Богу расстроенная и неудовлетворенная.
- Чего же ты хочешь теперь? – спросил Господь.
- О, Всемогущий! – взмолилась душа. – Мне плохо в твоем раю. Ты сделал для меня все, но у меня осталась единственная не решенная проблема: я сам не могу себя простить. Пожалуйста, будь милосерден, сделай что-нибудь.
- Я ждал, что однажды, ты придешь ко Мне с этой просьбой, но, к сожалению, это – единственное, чего Я не могу сделать за тебя. Простить себя можно только по собственной, доброй воле.
Вывод к истории таков: пока мы не простим себя сами, мы всегда будем в обиде на самого себя, и нам постоянно будет казаться, что возмездие преследует нас словно собственная тень.… Но, избавиться от этого внушенного и навязчивого чувства, - и есть суть того самого, правильного отношения к самому себе.
10 способов правильного отношения к себе и к своим неудачам.
1. Неудача не означает, что вы неудачник… Она всего лишь означает, что вы пока еще не достигли успеха.
2. Неудача не означает, что вы и впредь ничего не добьетесь… Но она означает, что вы пока еще учитесь и приобретаете необходимые навыки.
3. Неудача не означает, что вы глупы и необразованны… Она означает, что вы не обладаете пока достаточным опытом.
4. Неудача не означает, что вы опозорились… Она означает, что вы искренне пытались, но на этот раз не смогли.
5. Неудача не означает, что вы никогда не получите желаемого… Она означает, что вам нужно просто перестроиться на решительный манер.
6. Неудача не означает, что вы всегда находитесь на ступеньку ниже других… Она означает, что все мы по-своему несовершенны.
7. Неудача не означает, что вы зря потратили время… Она означает, что у вас появился новый опыт, что с этим опытом у вас есть повод начать все сначала, и что у вас теперь есть основа для еще большей решимости.
8. Неудача не означает, что вы должны все бросить… Она означает, что вы должны стать серьезнее и работать еще упорнее.
9. Неудача не означает, что вам не видать победы… Она означает, что победа придет к вам немного позже.
10. Неудача не означает, что Господь не благосклонен к вам… Она означает, что Господь хочет научить вас быть стойким и решительным, и главное - ценить свою цель, и не воспринимать ее как дешевое достижение.
7.4. Мы становимся, неинтересны людям, потому, что люди становятся, не интересны нам.
«Мы никому не нужны, потому что никто не нужен нам!» Так иногда высказываются психологи, называя причину стрессов одиноких людей. Чтобы добиться любви к себе, надо уметь дарить любовь другим. Иногда мы замечаем, что люди относятся к нам слишком сухо, пренебрежительно или без должного уважения. И дело все в том, что проблема часто оказывается в нас самих: недостаток внимания с нашей стороны, порождает недостаток внимания со стороны других. Бывает, что мы делаем свои духовные обязанности, какие-то важные проекты, или заботу о своей внутренней, духовной чистоте - превыше всего на свете. Иногда мы склонны забывать, что люди и отношения с ними – это самое ценное богатство, которым мы только можем обладать в этом мире. Мы часто идеализируем людей или сами забываем проявить элементарную заботу, помощь и внимание к ним, а потом в недоумении спрашиваем и удивляемся: «Почему, те, кто занимаются духовной практикой такие замкнутые и сухие люди?» Так, даже в духовной жизни, мы сами себя можем сделать одиноким:
Ни когда и ни в чем, не было, и не будет успеха, счастья, и духовного
роста, при которых человек не был бы, зависим от других, и не
нуждался бы в их помощи и поддержке.
Вышесказанное особенно касается правильных отношений с преданными Господа. С ними, как ни с кем другим, нужно быть добрыми, предельно внимательными и весьма осторожными. Преданные - очень редкие души и они очень дороги Господу. Иногда говорится: «Насколько довольны вами преданные Господа, настолько доволен вами и Сам Господь». Есть и другое подобное высказывание: «Если хотите обратить на себя внимание хозяина - подружитесь с его собакой». И это, - не приукрашенная истина: именно от правильных отношений с преданными, во многом зависят наш духовный рост, наше собственное удовлетворение, и милосердие к нам со стороны Господа. Однако, пренебрегая этими отношениями, проявляя неуважение, бесчувственность и допуская фамильярность, забывая, что люди превыше всего, - мы бездумно отталкиваем и закрываем их от самих же себя.
Даже просто пытаясь незамечать и игнорировать других, мы уже раним их своим бескультурьем и холодностью. И от подобного отношения к людям, мы сами же потом страдаем, оставаясь одинокими и несчастными, получая в ответ те же чувства. Надо очень хорошо понимать, что отношения, которые у нас складываются и завязываются с другими людьми, важнее и дороже всего на свете. Их нельзя купить ни за какие деньги. Если у нас нет добрых и теплых отношений с людьми, то у нас нет в этом мире ни чего, но есть все, если есть хорошие, добрые отношения. Когда в трудную минуту, нам не с кем будет разделить свои радости и печали, то даже богатства и драгоценности всех трех миров ни как нам не помогут, и тем более, не сделают нас радостнее и счастливее.
Пребывая в материальном мире, мы привыкли думать, что какая-то вещь или положение, сами по себе являются причиной счастья и основой для хороших отношений. Таковыми мы считаем деньги, имущество, положение и т.д. Но мы часто забываем, что, проявляя уважение и строя отношения лишь на внешних обозначениях и материальных ценностях, однажды, - это обязательно станет причиной разобщения, критики, и зависти к другим. А произойдет это, все по той же простой причине: в своей гордыне и материальных представлениях о жизни, мы однажды начнем думать, что, вполне имеем право, над кем-то возвышаться, кого-то судить или открыто обезличивать. В этом страшном и обманчивом мире, даже святые склонны забывать, - кто мы есть на самом деле, и, что мы из себя в действительности представляем. Думая о себе как о более важных личностях, мы зачастую самым неприкрытым образом, начинаем пренебрегать и критиковать других, тем самым, навлекая на себя кучу проблем, и ставя под угрозу свою духовную жизнь.
Подобная надменная гордость, рано или поздно, всегда оборачивается против самого же гордеца. Однажды, люди по отношению к нему, станут такими же закрытыми и холодными. Это означает, что мы, во что бы то ни стало, должны первые научиться проявлять личностные отношения к другим, а не ждать пока кто-то проявит их к нам. Мы привыкли думать: «Вот когда другие начнут это делать, тогда и я начну поступать также». Но проблема в том, что другие думают точно также и ждут этого шага именно с нашей стороны. Поэтому есть важное правило:
Залогом прогресса и быстрого духовного роста, для каждого является
именно то, чтобы научиться уважать, оказывать внимание, и выражать
почтение первым, не ожидая этого со стороны других.
Конечно, совершенные отношения возможны только в духовном мире. Но сейчас мы находимся в неформальной школе материального мира, где обучаемся и проходим подготовку к тому, как строить эти отношения в мире духовном. В этом мире основой служит безразличие, зависть и эгоизм, пораждающие страх, беспокойства и деградацию. Но в духовном мире, основой всего является любовь, доброта и забота, порождающие взаимность, ответные чувства, и все нарастающее счастье. Поэтому, безличное отношение, крайне губительно сказывается на духовном росте и на отношениях с другими. Зато личностные и любовные отношения, являются, чуть ли не верхом всех духовных достижений и являются лучшим показателем того, насколько человек продвинулся духовно. Тот, кто к своей духовной жизни не безразличен, сделает все возможное, чтобы ни когда не допускать к другим равнодушия и оскорблений.
Если мы привыкли не обращать внимания, возвышаться, или пренебрегать другими, то не сможем рассчитывать на то, что люди, также будут нам доверять, хорошо относиться и проявлять ответную любовь. И здесь не поможет даже, так называемое внешнее, или притворное уважение. Для того чтобы действительно поддерживать глубокие отношения, необходимо изменить именно внутреннее отношение к людям. Внешне, можно притваряться и менять свое поведение сколько угодно: при встрече всегда улыбаться или часто говорить много лестных слов и комплиментов. Но если внутри, мы так и не поняли, что этот человек чувствует, нуждается и ждет от меня истинной любви, а также, что от его отношения ко мне зависит мой духовный рост, - внешние способы, так реально ни чего и не изменят. При таком сознании или отношении к людям, мы будем обращаться к ним лишь настолько хорошо, насколько они нам будут как-то выгодны и нужны в корыстных целях. И другие, всегда это будут чувствовать: как относится ко мне человек, - пока я ему зачем-то нужен или он любит меня без всяких условий и ожиданий? Не меняя своего отношения, и не проявляя к людям истинные, человеческие чувства со своей стороны, мы будем то же самое чувствовать со стороны других. Другими словами: так же, как не сможем полюбить других мы, нас не смогут полюбить и другие.
Истинная забота и любовь начинается с того, что мы начинаем интересоваться проблемами человека. Как это сделать? Прежде всего, можно спросить себя: могу ли я как-то помочь этому человеку эмоционально, духовно или физически? Как мне лучше всего позаботиться о его духовных или материальных потребностях? И если мы не способны на это, то, по крайней мере, нужно научиться прямо и за его спиной, говорить и думать о человеке только с позитивной стороны. Это лучшая тактика избавления от лицемерия и собственного двуличия. В этом смысле особенно ценятся добрые поступки, молитвы и забота, сделанные анонимно, т.е. не на показ и ни ради всеобщего признания, а для настоящей помощи человеку. Есть такое высказывание:
Для Бога, самый заметный дар совершается тогда, когда делающий
его, желает остаться незаметным.
И в этом случае, не следует ожидать взаимного добра и думать, что другие должны обязательно увидеть и оценить мой добрый поступок. Это уже будет не бескорыстно. Люди и без нас все увидят, прочувствуют и заметят, и если это понадобится, - Господь, Сам им укажет на это через их сердце. Он замечает все, и все откладывает на наш духовный счет. В конце концов, такое бескорыстное отношение, чистота сознания, и очищение сердца, нужны ни кому другому, как только нам самим: «Когда делаешь кому-то добро, получишь больше счастья, чем тот, кому делаешь». Хотя это можно назвать эгоизмом, но это духовный эгоизм. И он считается нормальным явлением, поскольку тем самым, мы избавляемся от материального эгоизма. В этом принцип и величайший секрет, на котором основывается счастье духовного мира. В Ведах говорится, что все живущие там живые существа, в том числе и Сам Верховный Господь, только и делают, что соревнуются между собой, кто больше подарит друг другу любви и счастья, и кто лучше «изловчиться» чтобы услужить и сделать приятное другому.
Итак, люди сразу потянутся к нам и ответят взаимной любовью, как только почувствуют эту любовь с нашей стороны. Возможность проявить заботу и делать добро другим, нельзя откладывать на будущее. Материальная жизнь дана человеку в виде временного займа, а не вечного дара. И здесь уместно будет высказывание: «Простые человеческие услуги, оказываемые во время, являются ценнейшим и лучшим признаком внимания, любви и заботы для тех, кто их получает».
7.5. Помогая другим, станьте, прежде всего, человеком, а потом уж святым.
Если кто-то поверяет нам свой ум и открывает сердце, прежде чем поспешно давать какое-то шаблонное решение (4принципа, 16 кругов), нужно постараться услышать душу человека, проникнуться его проблемой и, прежде всего, понять причину ее возникновения. Нельзя просто сказать человеку: «Это твое ложное эго, твоя гордость, твой эгоизм, поэтому откажись от них, делай так, как говорю я, и любая проблема уйдет» Считая себя духовно возвышенными, порой, ослепленные собственным величием, мы ожидаем, что люди, должны только слушать нас и принимать наши наставления, не утруждая себя выслушивать и понимать их. Но по истине помочь человеку, можно только тогда, когда мы проявим истинную человечность и доброту, пытаясь понять, услышать и проникнуть именно в душу человека. И в этом случае очень важно помнить, что если Господь посылает нам человека, чтобы оказать ему помощь, значит Он милостиво использует нас как Свой инструмент и через нас хочет подсказать ему решение какой-то проблемы. Говорится:
В глазах Бога, проявление простой заботы, лучше тысячи слов
лестных высказываний.
Есть маленькая, но мудрая притча называемая «Нищий».
Человек шел по улице и вдруг увидел нищего. Тот сидел на углу дома, прося о помощи. Этот человек выглядел очень изнуренным и больным. Ног у него не было. «Бедный малый», - подумал прохожий. «Почему же Бог не сделаем для него хоть что-нибудь? Почему не позаботится о нем и как-нибудь не поможет?» С таким мыслями он пошел дальше, но несколько секунд спустя, вдруг отчетливо услышал тихий голос внутри своего сердца: «То о чем ты думал и спрашивал, Я и хотел сделать, но Я хотел это сделать именно через тебя…».
Вывод можно сделать высказыванием: «Проповедовать сотням и обучать тысячи, гораздо легче, чем по-настоящему помочь или изменить сердце одного человека». И это возможно - если сначала мы станем простыми и человечными, а потом, нам легко будет стать и великими святыми!
7.6. Чтобы люди услышали вас - имейте силу, делать то, что говорите.
Чтобы мы могли быть услышаны людьми или имели способность, вдохновить, их чему-то следовать, необходимо иметь собственную духовную силу, убежденность и вдохновение. Без этих составляющих, очень трудно рассчитывать на то, что другие примут нашу проповедь всерьез. Чтобы действительно изменить человека духовно, нужна не материальная сила, а именно духовная. И она проявляется в нашем поведении и чистоте нашего сознания, а не в красивых речах, размашистых жестах и ораторской эрудиции. Говорится: «Чистота – это сила!»
Можно сколько угодно читать лекции, писать книги, или слушать о важности предания себя Богу, но если они написаны или сказаны, тем, кто сам так не поступает, на нас это не окажет должного воздействия. Это будет действовать примерно так же, как если бы нас убеждал о вреде курения человек, держащий в руках сигарету. После такой его «проповеди», мы будем думать примерно так: «Да, я понимаю, что это вредно, но, по-моему, он сам в этом не до конца убежден».
Слабая вера в то, о чем мы говорим, обязательно проявится через наше сознание, поскольку имитировать энтузиазм, уверенность, духовную силу, и чистоту помыслов, не может ни кто. Иными словами, все, что мы проповед