Когда не возникнет проблем, недовольства и зависти.
С другой стороны, как много мы выигрываем, когда просто соглашаемся смотреть на всех как на духовные существа или как на потенциальных слуг Господа. Если я помню, что я и окружающие меня люди это духовные души, то все проблемы и враждебные чувства к кому либо, основанные на телесных представлениях, становятся полностью бессмысленными. Они начинают казаться настолько дешевыми и глупыми, что становятся нестоящими даже ломанного гроша. Но если я думаю, что важнее всего - это возвыситься над кем-то, доказать кому-то свою точку зрения, или убедить в истинности своей религии, - то в этом случае, я буду глупо продолжать оставаться в плену телесной концепции, делая собственное высокомерие целью жизни. Все это говорит о том, что мы часто не замечаем, как размениваем высшее знание и свою главную цель жизни, на дешевое самомнение о себе, от которого другие начинают нас просто сторониться, бояться, и даже избегать. В «Бхагавад-гите» на этот счет говорится:«Тот, кто одинаково взирает на друзей и врагов, кто одинаково встречает почет и бесчестие, холод и жару, счастье и страдания, славу и позор, кто ни когда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кто не беспокоится о пристанище, кто непоколебимо утвердился в знании и преданно служит Мне, - тот очень дорог Мне». (Б-г. 12.19).Тот, кто не озабочен этой двойственностью, всегда будет спокоен, постоянен в своем поведении и сосредоточен на главной цели своей жизни. История «Радость совершенная» подтверждает эту истину.
Однажды зимой святой Франциск Ассизкий шел с братом Львом из Перузы в Порционкюль. Было так холодно, что они дрожали от стужи. Франциск позвал Льва, который шел впереди, и сказал ему:
- О брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земле пример святой жизни. Запиши, однако, что не в этом радость совершенная.
Пройдя немного далее, Франциск опять позвал Льва и сказал:
- И запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать умерших, - запиши, что и в этом не будет радости совершенной.
И пройдя еще далее, Франциск сказал Льву:
- Запиши еще, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести души, - запиши, что и в этом нет радости совершенной.
Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал:
- И еще запиши, брат Лев, овечка Божья, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд и если бы нам открылись все клады земли и мы познали бы все тайны жизни птиц, рыб, животных, людей, - запиши, что и это не было бы радостью совершенной.
И пройдя еще немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему:
- Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, - запиши, что и в этом не было бы радости совершенной.
Тогда брат Лев не выдержал и обратился к Франциску:
- В чем же, брат Франциск, радость совершенная?
И Франциск отвечал:
- А вот в чем: если, когда мы пребудем в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голода и попросимся пустить нас, а привратник скажет на это: «Что вы бродяги, шатаетесь по свету, соблазняя народ и выпрашивая у бедных милостыню, убирайтесь вон отсюда!» – и не отворит нам... И если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник во всём прав, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу до утра без ропота на привратника, - вот тогда, брат Лев, и только тогда придёт радость совершенная.
Суть этой истории такова: если мы не увидим в каждом человеке душу, а во всем происходящем любящую руку Господа, нам так и предется судить обо всем с точки зрения тела, которое не имеет к вечной и всеблаженной душе ни какого отношения. Таким образом, только с правильным отношением к жизни, возможно обрести радость совершенную.
5.7. Пока в поклоне не участвует наше сердце, в нем не прибавится и смирения.
Если вдруг, так получилось, что мы кого-то оскорбили, то надо сразу попросить прощения, даже не смотря на то, считаем мы себя виноватым или нет. Из-за собственной гордости, мы иногда не спешим делать это, думая, что достаточно просто попросить прощения у Господа и оставить все как есть. Однако если даже был небольшой намек на оскорбление преданного, то это очень опасно для духовной жизни того, от кого оно изошло. И нейтрализовать его, можно лишь смиренно обратившись к самому преданному. Если этого не сделать, то в сердце оскорбителя незамедлительно появится ощущение пустоты и потери всякого интереса к духовной жизни. И такое состояние не уйдет до тех пор, пока мы не обратимся к человеку с искренним раскаянием и просьбой о прощении. При этом надо помнить:
Извинения должны быть искренними и с душевным раскаянием,
иначе они превратятся в показной и лицемерный ритуал.
Прежде всего, искренне раскаяться и осознать ошибочность своего проступка, мы должны в собственном сердце. Мы можем обмануть оскорбленного, и, стиснув зубы, сделать ему поклон, но обмануть Господа в сердце, нам так и не удастся. Как Сверхдуша, Господь укажет на наше притворство и неискренность, которые ни на йоту не прибавят в нашей душе ни смирения, ни умиротворения. Пока мы по-настоящему не почувствуем, что раскаиваемся и действительно сожалеем о случившемся, - ни каких позитивных перемен в нашей душе не произойдет. Напротив, попросив прощения от всего сердца и без проявления ложного эго, - мы сразу почувствуем неподдельную радость, душевное облегчение, духовный вкус, и новые силы для продолжения своей духовной практики. Реальность жизни такова, что: «Если мы добровольно не стремимся стать смиренными, то жизнь, через наказание, сама это сделает за нас». История «Дьявольские сети», еще более ярко показывает это.
Однажды один великий святой, своим духовным взором увидел страшную картину: он увидел разные ловушки, капканы, цепи, замаскированные ямы и много других ухищрений, которые были расставлены дьяволом по всей земле. Но особенно его удивили сети, в которых, словно мухи в паутине, в страшной агонии бились люди. Тяжело вздохнув, он закрыл руками лицо и произнес:
- Горе роду человеческому! Кто может освободиться от этих сетей? Как же люди найдут спасение? О, мой Господь, есть ли какое-нибудь средство, против влияния всех этих дьявольских чар. Пожалуйста, ответь мне и я обещаю, что пойду на любую жертву, чтобы распространить Твой благой ответ, всем людям земли. Ты знаешь и можешь все, и все, о чем я молю Тебя, чтобы Ты дал людям хоть какой-нибудь шанс избавиться от всех ужасов и опасностей этой бренной жизни.
Вдруг начался сильный ураган и все начал сносить на своем пути: он стал поднимать в воздух крыши домов, утаскивать людей, вырывать с корнем деревья. Все бежали, кто куда, лишь бы спастись. Но этому святому бежать было некуда. Ему ни чего не оставалось кроме как упасть на землю и смиренно положиться на волю Господа. Через некоторое время ураган начал потихоньку стихать, и когда святой приподнял голову, то не узнал той местности, которую видел до урагана: разрушенные дома, вырванные с корнем деревья и т.д. И тогда, он вдруг услышал Божественный голос:
- Мой преданный слуга, подобно тому, как ты спасся, упав на землю и преклонив голову перед ураганом, также и тот, кто смиренно склонит голову передо Мной, непременно освободится от влияния дьявольских сетей. Нет в этом мире средства и превосходящего оружия, кроме смирения. Только смиренный сможет не попадаться в эти сети, и будет свободен от них, подобно пауку, свободно ползающему в своей паутине. И если ты своей жертвой сделаешь то, чтобы показать подобное смирение на собственном примере, - другие увидят, что ты сделал возможным то, чего не может в этом мире сделать ни кто, - преодолеть дьявольские сети.
Вывод таков, что только смиренные смогут достичь высшей цели и преодолеть все ловушки не преодолимой материальной природы. Молясь, служа всем сердцем, и полностью пологаясь на Господа, - это становится возможным для каждого. При этом нужно помнить: истинное смирение – это полное осознание своей зависимости от Господа и от общества Его преданных слуг.
«Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от собственнического инстинкта и ложного эго, кто остается невозмутимым и в радости и в горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдает себя преданному служению, - такой человек очень дорог Мне». (Б-г. 12.14).
(Другие важные стихи из писаний к данной теме: Б-г. 5.18; 7.14; 12.15-19).
Правило 6: Терпение – это барометр духовной силы.
Терпение – это важнейшее качество, требующее серьезной практики и большого духовного опыта. Это качество можно обрести только по милости Господа. Только когда Господь становится доволен нами, Он может даровать нам это качество. Терпение – это качество мудреца, ибо терпеливый человек способен подняться над своим умом и смотреть на ситуацию с платформы разума. Он понимает, что все проблемы находятся в уме, и если он способен терпеть его капризы и желания, значит легко сможет терпеть все. Нетерпение – это неспособность сопротивляться своим желаниям. Существует и внешняя сторона этого качества. Если внутреннее означает, что мы должны терпеть побуждения своих чувств и ума, то внешнее – это способность не зависеть от внешних обстоятельств: честь и бесчестие, жара и холод, победа или поражение, и т.д. Как правило, человек с материальным сознанием неспособен не на то, не на другое, поскольку не имеет ни понимания, ни практики в этом вопросе. Терпение – это, прежде всего понимание того факта, что все приходит вследствие наших же собственных прошлых ошибок. В настоящий момент, они проявляются как ошибки в настоящем и это замкнутый круг. Остановить эту бесконечную череду кармических последствий, можно только преданием себя Господу и пониманием того факта, что только я причина своих собственных страданий. Без духовного понимания или знания, невозможно по настоящему научиться терпению. Когда мы в чем-то ущемляем себя, у нас всегда возникает вопрос: «А зачем и ради чего я это должен делать?» И духовное знание дает настоящую альтернативу: «Я должен терпеть это, для достижение высшего духовного блаженства и для возможности вечного общения с Богом». Только благодаря такому высшему устремлению, достойной цели и милости Господа, мы будем способны на истинное терпение, и только благодаря этому, мы будем способны понять самые сокровенные темы духовного знания.
6.1. Если мы терпеливы к чужим глупостям, то Господь будет терпелив и к нашим.
Когда мы считаем, что все то, что нам не нравится в поведении других – неправильно, это часто становится причиной наших необоснованных фантазий и безосновательной критики в адрес других. Видя что-то неподобающее со стороны других, мы начинаем обдумывать это через призму своего мироощущения, и делаем выводы, которые чаще всего не имеют ни чего общего с реальностью вещей. Так мы создаем целый иллюзорный мир, вокруг не понравившегося нам человека, и ко всему тому, что он делает. Критикуя или делая в его адрес необоснованные замечания, мы становимся нетерпимыми, раздрожительными, порой грубыми, или просто начинаем слабеть в духовном отношении.
Достаточно просто понять и согласиться, что люди ведут себя определенным образом, и совершают оплошности вовсе не для того, чтобы сделать это нам назло. Нужно понимать, что они делают это либо под влиянием своей проявленной кармы и прошлых эгоистических привычек, либо по особому, неисповедимому плану Господа, который является источником памяти, знания и забвения для каждого из нас. Например, комар донимает нас, не потому, что хочет разозлить или отомстить нам. Это просто его природа, обусловленная его телом и побуждающая его искать себе пищу таким неблагодарным способом. И становится глупо злиться на него и критиковать за его поведение. С таким же пониманием можно относиться и к окружающим нас людям. Занимая смиренное положение и соглашаясь терпеть ошибки других, мы становимся способны понять: если человек и делает что-то неправильно, - он сам себя наказывает за это, и однажды своему поведению получит соответствующий результат. Мы лишь можем лишний раз попрактиковаться на собственное смирение и извлечь урок на важность приобретения такого качества как терпение. При этом, не плохо запомнить и то, что мы вполне могли бы оказаться и на месте этого человека, совершив ту, или иную оплошность. Таким образом, когда мы становимся нетерпимыми к чужой опрометчивости, мы лишь выказываем свой низкий духовный уровень, наносим другим оскорбления, и лишь навлекаем на себя неодобрение со стороны Господа. Чтобы этого избегать, нужно помнить одно важное правило:
Ошибки и оплошности в духовной жизни – это ни что иное, как уроки
и постепенный процесс развития, в котором каждый из нас
учится приобретать собственный опыт.
Все мы разные, и на разных ступеньках духовной лестницы. То, что для одного кажется разумным и естественным, для другого – требуется время и опыт, чтобы понять и осознать это. Поэтому, людей надо принимать такими, какие они есть, не пытаясь их «подогнать» под свои стандарты, рассуждения и мироощущения. Не мы должны менять людей, - должно изменится наше отношение к ним. В противном случае, нам снова и снова будут преподноситься уроки на смирение, до тех пор, пока мы их окончательно не усвоим. Пока мы не поймем, что все должно происходить не по нашей прихотливой воле, а по совершенной воле Господа, мы не сможем стать смиренными. В этом смысле, каждому по-своему и с разной степенью придется проходить «школу ударов» от избавления своей гордости и нетерпения. Но если мы их усвоили и больше не попадаемся в эту ловушку, - какая-либо надобность проверять нас снова и снова, отпадает сама собой.
Другими словами, согласившись сохранять снисходительность и терпение к ошибкам других, мы больше не вынуждаем Господа устраивать нам дополнительные уроки на собственное терпение. Более того, если мы смиренны, Он Сам даст нам разум и предостережет от явных глупостей, которые мы обычно совершаем, основываясь на своем ложном эго. Нам всегда следует помнить, что способность контролировать чувства, не совершать ошибки и разумно мыслить, - напрямую исходит только от Господа. Но если мы слишком злимся, удивляемся или упорно спрашиваем себя: «Как это он (она) мог совершить такую глупость и не простительную ошибку?», - нужно просто помнить, что Господь Сам во всем разберется, занять смиренное положение, стараться контролировать свой ум, и не делать из своих воображаемых фантазий, ни каких поспешных выводов.
Для практического применения этого момента, можно воспользоваться методикой 1 к 5. Смысл ее в том, что как только мы увидели в ком-то один недостаток, нужно сразу же найти ему взамен один из пяти позитивных аргументов.
5 аргументов против критики.
1. Если человек принял Господа в своем сердце, он становится очень дорог Ему и является редкой душой, на каком бы духовном уровне не находился. (Господь может простить оскорбления в свой адрес, но ни когда не прощает оскорбления в адрес своего преданного).
2. Возможно, сейчас у человека возникли трудности, но это совсем не значит, что они будут у него всегда. (Сегодня, любой человек, может быть не в лучшей форме, но завтра, он может проявить все качества великой личности. И наоборот, если по собственной нелепости, мы считаем себя возвышенным среди других преданных, то завтра, мы можем оказаться на самом дне жизни. Поэтому важно помнить: у каждого могут быть свои трудности и даже временный отход от духовной практики, нужный для переоценки собственных жизненных взглядов и новых реализаций. Поэтому, никогда не следует осуждать и делать поспешные выводы, совершая оскорбления в адрес других).
3. Поведение человека, может не соответствовать нашим взглядам и идеалам, но это лишь наше субъективное и относительное мнение. (С позиции обычных людей, простой преданный, может быть святым среди святых, а с нашего уровня, он может не выглядеть таковым. И это лишь означает, что наше мнение всегда относительно. Однако для Господа, любой Его преданный святой на любом уровне, ибо выбрал правильную цель и продолжает стремиться к ней так или иначе. Если ему пока недостает каких-то качеств, - это уже забота Господа, как обучить Своего преданного так, чтобы они у него появились).
4. При желании у любого человека, можно увидеть гораздо больше хороших качеств, поэтому глупо зацикливаться только на плохих. (Если мы увидели у кого-то одно плохое качество, нужно сразу постараться найти в нем три хороших. Это совсем не трудно сделать, если решительно отбросить свою ложную гордость, зависть и высокомерие).
5. И самое главное: помните, что от нашего неправильного или критического настроения, ничего не меняется кроме ухудшения нашего собственного настроения. (Все, что мы можем сделать, увидев в другом недостаток, это только ухудшить собственное настроение).
6.2. Бог посылает столько испытаний, сколько мы можем выдержать.
В жизни каждого из нас бывают моменты, когда кажется, что терпеть какие-то трудности, становится просто невыносимо. Когда мы так думаем, к нам приходят отчаяние, обиды, или другие формы сопротивления обстоятельствам, которых мы не можем выдержать. И тогда мы склонны думать, что Господь не учитывает нашу способность выносить эти трудности. Но реальность такова, что в данный момент, именно такая форма испытаний лучше всего подходит для того, чтобы научить нас полагаться на Господа. Господь прекрасно знает наше сердце и способность переносить те или иные трудности. Но делает их иногда слишком сложными, чтобы нам ни чего не оставалось, как только положиться на Его милость и только у Него искать прибежище и защиту. Когда мы понимаем это и сохраняем терпение, то в самый последний момент, по милости Господа, вдруг находится выход или решение, и все устраивается наилучшим образом. Говорится: «Момент успеха часто приходит в обличье неудачи или временных трудностей». Так Господь приближает нас к Себе.
Иногда, проявляя особую милость, Он может забрать здоровье, родственников, денежный доход или дорогое нам имущество, которое, по сути, лишь Ему и принадлежит и Им же дается. У Бога на это есть полное право, поскольку «Бог вправе отнять у нас то, что ворует нас у Него». И это не жестокость с Его стороны, - это ни что иное, как Его особая признательность и благосклонность к нам. И Он делает это так искусно, что всегда учитывает меру того, насколько сложной должна быть ситуация, чтобы не подавить нас, а действительно укрепить нашу веру и зависимость от Него. Привилегия преданного в том и состоит, что если, у простого смертного трудности приходят как обычная карма, которую он действительно порой не может выдержать, то карму преданного, Господь лично берет под Свой контроль и использует ее как способ для его же очищения. Это подобно тому, как если бы наша карма, взвешивалась и выдавалась нам с весов. Обычному человеку она обычно приходит в соответствии со строгим законом, т.е. «по весу» его совершенных поступков. Но в случае с преданным, за весы встает милостивый Господь, который может сделать как недовес, так и перевесок. И в отношениях с преданными Он обычно делает недовес, про который святые обычно говорят:
Если вы порезали палец, служа Богу, то в обычной жизни вам
перерезали бы горло.
Если с нами происходят необъяснимые с материальной точки зрения вещи и если кажется, что терпеть какие-то трудности невыносимо сложно, нужно посмотреть на ситуацию глазами Бога и согласиться: «Когда судьба ставит нам палки в колеса, ломаются лишь негодные спицы». Человек, искренне верящий в Бога и понимающий суть происходящего в этом мире, всегда смиреннен и думает так: «Я заслужил гораздо большего наказания, но я уверен, что Господь послал мне лишь самый минимум. Поскольку Он любит Своих преданных и намерения Его всегда благи, Он посылает им эти страдания чисто символически. И это Его совершенный план и лучший способ укрепить в нас разум, веру и преданность Ему. В моем случае, я догадываюсь, что Господь наверняка хочет ускорить мое очищение и сделать меня еще ближе к Себе. Просто глупо думать, что в Своем могуществе и возможности стереть меня в порошок, Он преследует какие-то другие цели. И за это - я всегда Ему очень благодарен. Отныне, я молю Своего Господа лишь о том, чтобы ни когда не утратить это понимание». Так размышляет настоящий преданный. Существует высказывание: «Если у вас появилось слишком много трудностей, значит Господь, обратил на вас Свой милостивый взор».
Когда Господь хочет сделать вам большой подарок, - Он упакует
его в большую проблему.
История «Следы на песке» продолжит тему.
Как-то раз одному великому преданному Господа посчастливилось вернуться в духовный мир. Однажды вместе с Самим Господом, они шли по песчаному берегу. Пока они шли и наслаждались шутками и общением друг с другом, преданный спросил Господа, может ли Тот показать ему, его последнюю жизнь, и то, как Господь помогал ему в преодолении трудностей. Тогда Господь сказал, чтобы тот оглянулся назад, и каждый его след будет показывать событие, через которое проходил Его преданный.
Оглянувшись, он действительно увидел, что каждый его след стал показывать картины, где ему приходилось терпеть разные унижения и преодолевать разные невзгоды. Посмотрев на следы Господа, он также начал замечать картины, когда Сам Господь помогал ему преодолевать эти трудности. И вдруг он заметил, что временами, по мере прохождения своего не легкого пути, две цепочки следов начали сливаться в одну. И это, как раз совпадало с тем, что это были самые тяжелые и несчастные времена его жизни. Несколько опечалившись увиденным, преданный, тут же спросил Господа:
- Мой Господь, не Ты ли заверяешь и говоришь в священных писаниях: если последовать путем Твоим, Ты не оставишь в беде ни кого. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни, лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
С нежностью и огромной любовью к Своему преданному, Господь взглянул на него и ответил:
- Мое милое и дорогое дитя, Я люблю тебя больше жизни и ни когда не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге, потому, что в те моменты, Я брал тебя на руки, и лично проносил через все жизненные трудности.
Вывод в этой истории таков: с какими бы трудностями мы не столкнулись в своей жизни, - Господь всегда рядом и готов помочь нам в любой ситуации. Посылая нам трудности, Он всячески хочет убедить нас не бояться зависеть от Него и всегда расчитывать на Его помощь. Терпеливо перенося эти испытания, мы получаем опыт предания Господу и становимся достойными вернуться в Его вечную обитель.
6.3. Хотите быть всегда везучим, – пересмотрите свои ожидания.
Основной причиной нетерпения и разочарования в этом мире, является неспособность совладать со своими материальными желаниями и наши неправильные ожидания. Когда реальная действительность не совпадает с нашими ожиданиями, мы это называем невезением. Но оказывается, что само это понятие – невезение, весьма относительно. То есть, восприятие и оценка всех событий нашей жизни, зависят только от того, на каких ожиданиях они основываются. Когда они становятся личными и корыстными, жизнь становится невероятно сложной и суровой, поскольку мы чаще всего не получаем того, чего хотим. Такое настроение, или, так называемая ложная концепция называется: «Я – Бог, Я – наслаждающийся, Я – контролирующий». Но если наши ожидания и желания связаны с духовным ростом, очищением души, и понимаем, что «Я» – слуга Бога, то те же трудности, которые кто-то воспринял бы как невезение, для нас становятся источником роста, мудрости и нового духовного опыта. Если мы преданы Господу и все рассматриваем, как способ приблизится к Нему, то жестокая жизнь сразу покажется нам одним сплошным везением. В связи с этим говорится:
Желание чему-то научится в каждой ситуации, - делает человека,
мудрым, терпимым и неутомимым.
Основная причина раздражения и ощущения собственного невезения кроется в ложной гордости, неправильных ожиданиях, и в неудовлетворенных желаниях. Чтобы увидеть в себе наличие этих признаков, достаточно заглянуть в глубь своего сердца и честно спросить себя: «Легко ли мне мириться с тем, когда мои желания и просьбы не учитываются, и когда другие меня не замечают, игнорируют или говорят, что я не прав?» Такие вопросы и честные ответы на них, является наилучшим критерием для того, чтобы определить уровень своего духовного роста. Другими словами, насколько сильно мы растраиваемся, когда наши желания не выполняются или когда другие указывают нам на наши недостатки, настолько сильно в нас выражено чувство гордости и настолько неправильны наши ожидания.Из этого следует: любое количество наших проблем, как в духовном, так и в материальном плане, заметно возрастает по мере того, насколько сильно мы обуреваемы чувством собственного величия и насколько не правильны наши ожидания. От этого ложного и неправильного умонастроения и берут начало все кажущиеся непреодолимыми испытания духовной жизни.
Это хорошо показывает пример из спортивного мира. В боксе есть такое понятие как встречный удар. Сила этого удара определяется ни столько тем, кто его наносит, как тем, насколько решительно ринулся вперед соперник. Налетев на этот весьма не приятный удар, от его встречной силы, он может потерять равновесие и упасть. Но виной тому является лишь его собственный, поспешный порыв и не обдуманный расчет. То есть, не учтя ловкость и проворность противника, встретившего его этим ударом, причиной его падения становится его же собственная самоуверенность. В нашей жизни происходит примерно то же самое: чем больше у нас неправильных ожиданий и чем больше наше самомнение о себе, тем больнее мы будем ощущать жизненные удары и испытания. Подводя итог, можно сказать: