Определение допускаемых напряжений
Для расчета зубьев на контактную прочность и изгиб необходимо определить значения допускаемых напряжений:
, (2.14)
где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов. Для углеродистой и легированной стали при использовании термообработки
, (2.15)
для шестерни – 2·260 + 70 = 590 МПа, для колеса – 2·245+70 = 560 МПа.
Коэффициент долговечности КНL учитывает отличие действительного числа циклов нагружения NНЕ от базового NHO = 10:
(2.16)
При расчете передачи, предназначенной для длительной эксплуатации, когда NНЕ ≥ NHO принимают КHL = 1. Если NНЕ < NНО, определяют егодействительные значения, но при этом для колес из закаленной стали КНL<1,8, для колес из нормализованной и улучшенной стали КНL < 2,6. Допустимый коэффициент запаса [SН] при объемной закалке зубьев принимают равным 1,1 – 1,2 при других видах поверхностного упрочнения – 1,2 – 1 ,3.
Для нашего условия допускаемое напряжение по формуле (2.14) шестерни:
МПа,
где =590МПа; КНL=1; [SН]=1,3.
Допускаемое напряжение колеса:
МПа,
где =560 МПа; КНL=1; [SН]=1,3.
Расчетное допускаемое напряжение определяется по формуле
, (2.17)
МПа.
При соблюдении условия [σн] < 1,23[σн min ] = 510 МПа. В данном расчете это условие соблюдено.
Определим допускаемые нормальные напряжения по формуле:
, (2.18)
где (2.19) и (2.20).
Коэффициент KFC учитывает влияние двустороннего приложения нагрузки. При одностороннем приложении KFC =1,0 , при двустороннем – 1,8. Коэффициент KFL учитывает долговечность передачи:
, (2.21)
где m – показатель радикала (m = 6 – для колес, подвергнутых цементации, объемной или поверхностной закалке); - базовое число; = 4·106; - действительное эквивалентное число циклов. При > коэффициент =1. Коэффициент учитывает способ получения заготовки для нарезанных колес, паковок и штамповок = 1,0, для проката = 1,5,
для литых заготовок = 1,3.
В данной ситуации при числе циклов больше базового, односторонней нагрузке и штампованных заготовках из стали 40Х определим допускаемые напряжения. Для шестерни по формулам (2.18), (2.19) и (2.20):
МПа,
где МПа ;KFC =1,8; =1; =1,75; = 1,0.
Для колеса:
МПа,
где МПа; KFC =1,8; =1; =1,75; = 1,0.
Расчет зубчатых колес.
Расчет производится на выносливость по контактным напряжениям. Межосевое расстояние передачи определяется по формуле:
, (2.22)
где - зубчатая цилиндрическая передача редуктора, - вращающий момент ведомого вала,[ ] – допускаемое напряжение, , , -коэффициенты.
Для прямозубых колес коэффициент равен 49,5, для косозубых и шевронных – 43,0. Коэффициент выбирают по таблице 3.8 [8], в нашем случае он равен 1,15. Значение коэффициента ширины венца определяют по ГОСТ 2185-66,для косозубых колес предпочтительнее = 0,25 ÷ 0,63.
Выбрав значения коэффициентов = 43,0; = 1,15; = 0,40, рассчитаем по формуле(2.22):
мм.
Примем = 200 мм. Нормальный модуль зацепления рассчитаем по следующей формуле:
, (2.23)
мм.
Примем mn = 3 мм. Ориентировочный угол наклона зубьев . Определим число зубьев шестерни и колеса:
, (2.24)
.
Примем Z1 = 43, тогда . (2.25)
Уточненный показатель угла наклона зубьев:
, (2.26)
,
Определим диаметры делительных окружностей до сотых долей
миллиметра:
= (2.27)
Проверим межосевое расстояние:
(2.28)
Основные размеры шестерни и колеса:
- диаметр вершин зубьев:
мм (2.29)
мм
- диаметр впадин зубьев:
(2.30)
- ширина зубчатого колеса:
, (2.31)
где =0,4-коэффициент ширины венца.
мм.
- ширина шестерни:
, (2.32)
мм.
Найдем окружную скорость на колесе:
м/с, (2.33)
где -делительный диаметр колеса; -частота вращения ведомого вала.
В зависимости от величины окружной скорости назначают степень точности изготовления зубчатых колес: при < 10 м/с для косозубых колес – 8-ю степень. После установления окончательных размеров шестерни и колеса необходимо проверить величину действительных контактных напряжений, так как после уточнения размеров колес передачи можно уточнить и коэффициент: (2.34)
При скорости = 1,4 м/с и 8-й степени точности косозубой передачи найдем = 1,06; выберем = 1; при твердости НВ < 350, симметричном расположении колес и = 1,07
Уточненное значение коэффициента по формуле (2.34):
Величина действительных контактных напряжений:
(2.35)
МПа<[ ]=398
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба. Для этого найдем силы, действующие в зацеплении:
- окружная:
, (2.36)
Н.
- радиальная:
, (2.37)
Н.
- осевая:
, (2.38)
Н.
Напряжение изгиба определим по формуле:
, (2.39)
где , учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба, и , определяющий динамическое действие нагрузки, найдем по табл. 3.12 и 3.13 [8]. Коэффициент , учитывающий форму зуба, выберем в зависимости от эквивалентного числа зубьев:
, (2.40)
,
,
Коэффициент характеризует влияние угла наклона зубьев. В косозубой передаче
. (2.41)
Коэффициент учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Для прямозубых и косозубых колес у которых:
, (2.42)
.
Если , то коэффициент находят из выражения:
, (2.43)
принимая n по степени точности передачи (8), а величину равной приблизительно 1,5.
Вычислим по формуле (2.42)
.
Следовательно, по формуле (2.43):
. Величину действующих напряжений изгиба определяют для колеса, у которого отношение допускаемого напряжения к коэффициенту, учитывающему форму зуба, меньше:
- для шестерни: МПа; (2.44)
- для колеса: МПа.
Рассчитаем величину напряжений изгиба для колеса по формуле (2.39):
МПа =277 МПА
Таким образом, прочность спроектированных шестерни и колеса по контактным напряжениям изгиба достаточна для нормальной работы.
Предварительный расчет валов
На данном этапе проектирования определить величину изгибающего вал момента невозможно, поэтому предварительный расчет валов произведем на участке, нагруженном крутящим моментом по пониженным допускаемым напряжениям кручения: [τ] = 20 – 25 МПа.
Для ведущего вала диаметр выходного конца:
,
где -вращающий момент. (2.45)
мм.
Примем ближайшее к рассчитанному большее значение из стандартного ряда. dB1=50 мм.
Сконструируем ведущий вал редуктора. Диаметр участков вала под подшипник (dП1 ) и под шестерню ( ) определяем с учетом его конструкции по следующим зависимостям:
(2.46) и , (2.47)
где и - размер упорных буртов соответствующих участков вала,равны 2…4 мм.
Таким образом, получаем, что dП1 = 50+2(2…4)=54…58мм .Поскольку размер dП1 должен быть кратным 5,то принимаем dП1 =55мм.Тогда =55+2(2…4)=59…63мм. Принимаем =60мм.
При определении dП1 и предусматриваем в местах перехода от одного участка к другому галтели радиусом r. В нашем случае при dП1 =50мм и =55мм принимаем r=2,5мм.
Длину выходного конца ( ) и промежуточного участка ( ) вала определим из зависимостей:
=(1,2…1,5) dB1 =(1,2…1,5)50=60…75мм (2.48)
=1,5 dП1 +10мм=1,5 50+10=85мм (2.49)
Принимаем =75мм и =85мм.
Расчет и конструирование ведомого вала проводят аналогично расчету ведущего, учитывая его отличительные конструктивные особенности.
Диаметр выходного конца:
мм. (2.50)
Округлив полученную величину до рекомендованных значений стандартного ряда, примем = 63 мм, диаметр вала предназначенного для установки подшипника, = 70 мм, колеса – = 75 мм. Диаметр вала под упорные бурты подшипника ( ) и колеса ( ):
= + (2.51)
= + (2.52)
Принимаем = =85мм. Радиус галтели при = 63 мм и = 75 мм принимаем r=2,5 мм.
Длина выходного участка вала
(1,2…1,5) =(1,2…1,5)63=90 мм (2.53)
Принимаем 90 мм,длину промежуточного учаска вала примем = =90мм.