Кинематический анализ механизма
При кинематическом исследовании решаются следующие задачи: определение траекторий движения точек и звеньев механизма, вычисление линейных скоростей и ускорений звеньев. При этом действие нагрузок не учитывается. Используются следующие методы: графический, аналитический, графоаналитический, экспериментальный.
1.2.1. Построение 12 планов положений механизма
Для выполнения этого пункта необходимо знать размеры звеньев: lAB=0,30 м; lBC=1,00 м. Примем на плане AB=60мм. Тогда масштабный коэффициент длин:
μl = м / мм, (1.3)
где - отрезок на чертеже, которым изображается кривошип.
Определим масштабную длину других звеньев:
мм (1.4)
где BC - отрезок на чертеже; lBC – заданная длина шатунов.
В курсовом проекте рекомендуется принимать длину отрезка 40-60 мм.
В принятом масштабе выполним схему механизма в 12 положениях. Для этого из произвольно выбранной точки А, которая является центром, строим окружность радиусом АВ и делим её на 12 равных частей. При этом произвольно выбираем то, что кривошип AB находится в вертикальном положении. Откладываем отрезок AD и находим точку D. В этой точке проводим окружность радиусом AD. Из точек деления В1, В2, …, В12 радиусом ВС проводим дуги, пересекая окружность CD, точки пересечения дуг с окружностью будут являться точками траекториии движения точки С. Точки пересечения C1, С2, …, C12 соединяем прямыми линиями с соответствующими им точками В1, В2, …, В12. Приняв центры тяжести шатуна расположенными посередине звеньев, обозначив их точками S1, S2, …, S12 и соединив плавной кривой, получим траектории движения.
По построенным планам положений можно определить траектории движения точек механизма: точка В - окружность радиуса АВ; S – замкнутая кривая; точка C – прямая CА. Ход ползунов
Одно из положений (в данном случае 4-е) обводится основной линией, остальные – тонкими (вспомогательными).
1.2.2. Построение 12 планов скоростей механизма
План скоростей — такое графическое изображение, при котором векторы абсолютных скоростей выходят из одной точки, называемой полюсом. Построение плана рассмотрим на примере 4-го положения механизма.
Определим скорость точки В. Поскольку она совершает вращательное движение относительно центра А с постоянной угловой скоростью ω1 = 14 рад/с, то
, (1.6)
где - длина звена АВ.
Выберем масштаб построения:
. (1.7)
В проекте рекомендуемая длина вектора не менее 50 мм. Из произвольно выбранного полюса Р проведем вектор Рb длиной 50 мм перпендикулярно звену АВ по направлению вращения кривошипа.
Для определения скорости точки С составим два векторных уравнения:
, (1.8)
где — вектор скорости неподвижной точки С0, принадлежащей стойке СА; и — векторы скоростей точки С относительно точек В и С0. Вектор является линейной скоростью вращательного движения шатуна относительно точки В. Следовательно, он перпендикулярен звену ВС. Вектор характеризует поступательное движение ползуна 3, он параллелен направляющей СA.
Систему уравнений (1.8) решим графически, для чего из конца вектора скорости точки b на плане проведем линию, перпендикулярную звену СВ, а из точки с0 (все неподвижные точки расположены в полюсе плана) — линию, параллельную направляющей СA. Точка пересечения этих двух прямых определяет конец вектора Рс, который в масштабе характеризует скорость точки С.
Рассмотрим порядок пользования планом для определения линейных и угловых скоростей.
Скорость точки С равна:
(1.9)
Отрезок Рс измерим непосредственно на чертеже. Величину угловых скоростей шатунов определим по формуле
(1.10)
где cb — отрезок на плане скоростей, lBC - длина звена ВС.
Для определения направления угловoй скорости мысленно перенесем вектор относительной скорости в точку С механизма; его направление укажет направление вращения шатунов.
В курсовом проекте строится 12 планов скоростей для каждого положения механизма. Они располагаются на свободном поле листа. Вычислим линейную скорость точки Си угловую скорость . Результаты занесем в таблицу 1.2.
Таблица 1.2
Линейные и угловые скорости точек и звеньев механизма
Параметры | ||||||||||||
Pc, мм | ||||||||||||
м/с | 2,6 | 4,1 | 4,1 | 3,0 | 1,5 | 1,5 | 3,0 | 4,1 | 4,1 | 2,6 | ||
bc,мм | ||||||||||||
4,1 | 3,5 | 2,0 | 2,2 | 3,65 | 4,1 | 3,65 | 2,2 | 2,0 | 3,5 |
1.2.3. Построение плана ускорений для 9-го положения механизма
План ускорений строится для одного из положений механизма (в данном случае 4-го), для которого проводится силовой расчет. Предварительно составим уравнения в векторном виде и определим ускорение точки В:
(1.11)
где — тангенциальное ускорение точки В, характеризующее изменение скорости по величине, которая определяется как (учитывая, что звено АВ вращается с постоянной угловой скоростью, угловое ускорение кривошипа ); — нормальное ускорение точки В, характеризующее изменение скорости по направлению.
Оно вычисляется так:
(1.12)
где - угловая скорость звена АВ, -его длина.
Зададимся масштабом построения:
(1.13)
Из произвольно выбранного полюса проведем вектор длиной 100 мм параллельно звену АВ по направлению к центру вращения кривошипа — точке А.
Как и при построении плана скоростей, для определения ускорения точки С составим два векторных уравнения:
(1.14)
где — нормальное ускорение точки С относительно В, определяющееся как:
(1.15)
где - угловая скорость звена ВС, - его длина.
Значение возьмем из табл. 1.2. Ускорение параллельно звену ВС и направлено к точке В. На плане это ускорение определяется вектором длиной
(1.16)
Тангенциальное ускорение точки С относительно В вычисляется как и имеет направление, перпендикулярное шатуну СВ); — ускорение точки С относительно неподвижной точки С0 параллельно направляющей СА..
Решим систему уравнений (1.14) графически. Из точки b плана ускорений проведем вектор длиной 6,48 мм, параллельный ВС и направленный к точке С. Из конца вектора проведем линию, перпендикулярную звену ВС, а из точки с0 (она лежит в полюсе плана) — линию, параллельную стойке СA. Их пересечение определит точку с. Отрезок в масштабе выражает абсолютное ускорение ползуна. Отрезок, соединяющий точки и плана, представляет собой вектор .
Найдем на плане ускорений центр тяжести шатуна . Для этого соединим прямой линией точку с точкой , определим центр линии . Отрезок, соединяющие точку с полюсом , выразим в определенном масштабе ускорения центра тяжести 2-го звена.
Пользуясь планом, вычислим линейные ускорения точек и угловые ускорения звеньев. Линейные ускорения точек С, :
(1.17)
(1.18)
Отрезки , измерим на плане ускорений в миллиметрах. Угловое ускорение 2-го звена:
(1.19)
где - тангенциальное ускорение точки С относительно точки В, - масштаб построения, - длина звена ВС.
Длина вектора измеряется также на плане. Для определения направления ускорения мысленно перенесем в точку С механизма вектор, который укажет направление углового ускорения.
1.2.4. Построение кинематических диаграмм
Кинематическими диаграммами называют графики зависимости перемещения S, скорости и ускорения а одной из точек механизма от угла поворота кривошипа или времени t. В проекте эти диаграммы строятся для точки С и ползуна 3.
Построение начнем с диаграммы перемещения и системы координат. На оси абсцисс отложим 12 равных отрезков произвольной величины (1 – 2, 2 – 3, ..., 12 – 13), которые в масштабе означают время поворота кривошипа на угол . Для рассматриваемого варианта длина отрезка 1 – 13, выражающего время одного оборота кривошипа, равна 120 мм. Время определим как
, (1.20)
где = 3,14, - угловая скорость звена АВ. Масштаб времени
(1.21)
По оси ординат отложим перемещения ползуна С в масштабе . Для этого в каждом положении механизма измерим отрезки и отложим их на соответствующих ординатах: 1 - 1', 2 - 2', ..., 13 - 13'диаграммы . Соединив точки 1', 2',..., 13' плавной кривой, получим кинематическую диаграмму перемещения ползуна.
Графически продифференцировав эту кривую в определенной последовательности методом хорд, получим диаграмму изменения скорости .
1. Под диаграммой построим оси координат и , влево от начала оси абсцисс отложим отрезок произвольной длины.
2. Из точки K1 проведем лучи параллельно хордам 1' - 2', 2' - 3', ..., 12' — 13' кривой . Эти лучи отсекут на оси ординат отрезки, пропорциональные средней скорости .
3. Из точек пересечения лучей с осью ординат проведем лучи, параллельные оси , до их пересечения со средними ординатами соответствующих участков диаграммы. Получим точки 1', 2', 3' и т. д. Соединив их плавной кривой, получим диаграмму скоростей .
Аналогично продифференцировав диаграмму , построим диаграмму ускорений ползуна . Масштабы полученных диаграмм и рассчитаем по формулам
; (1.22)
. (1.23)
Пользуясь диаграммами, определим скорость и ускорение точки С в 5-м положении, а результаты сравним со значениями, рассчитанными по методу планов.
Метод диаграмм:
, (1.24)
, (1.25)
где Y/5и Y//5– длины ординат из диаграммы скорости и ускорения соответственно, мм.
Метод планов:
; .
Разница расчетов составляет:
; (1.26)
. (1.27)
Ошибки при решении инженерных задач графоаналитическими методами не должны превышать ±5 %. Таким образом, достигнута необходимая точность кинематического анализа.
Отдельно взятый план скоростей (ускорений) позволяет определить скорости (ускорения) всех точек и звеньев механизма в заданном его положении. Кинематические диаграммы дают возможность проследить изменение параметров за один оборот кривошипа, но только для одной точки механизма. Эти два метода дополняют друг друга.