Кинематический анализ механизма

При кинематическом исследовании решаются следующие задачи: определение траекторий движения точек и звеньев механизма, вычисление линейных скоростей и ускорений звеньев. При этом действие нагрузок не учитывается. Используются следующие методы: графический, аналитический, графоаналитический, экспериментальный.

1.2.1. Построение 12 планов положений механизма

Для выполнения этого пункта необходимо знать размеры звеньев: lAB=0,30 м; lBC=1,00 м. Примем на плане AB=60мм. Тогда масштабный коэффициент длин:

μl = кинематический анализ механизма - student2.ru м / мм, (1.3)

где кинематический анализ механизма - student2.ru - отрезок на чертеже, которым изображается кривошип.

Определим масштабную длину других звеньев:

кинематический анализ механизма - student2.ru мм (1.4)

где BC - отрезок на чертеже; lBC – заданная длина шатунов.

В курсовом проекте рекомендуется принимать длину отрезка кинематический анализ механизма - student2.ru 40-60 мм.

В принятом масштабе выполним схему механизма в 12 положениях. Для этого из произвольно выбранной точки А, которая является центром, строим окружность радиусом АВ и делим её на 12 равных частей. При этом произвольно выбираем то, что кривошип AB находится в вертикальном положении. Откладываем отрезок AD и находим точку D. В этой точке проводим окружность радиусом AD. Из точек деления В1, В2, …, В12 радиусом ВС проводим дуги, пересекая окружность CD, точки пересечения дуг с окружностью будут являться точками траекториии движения точки С. Точки пересечения C1, С2, …, C12 соединяем прямыми линиями с соответствующими им точками В1, В2, …, В12. Приняв центры тяжести шатуна расположенными посередине звеньев, обозначив их точками S1, S2, …, S12 и соединив плавной кривой, получим траектории движения.

По построенным планам положений можно определить траектории движения точек механизма: точка В - окружность радиуса АВ; S – замкнутая кривая; точка C – прямая CА. Ход ползунов

Одно из положений (в данном случае 4-е) обводится основной линией, остальные – тонкими (вспомогательными).

1.2.2. Построение 12 планов скоростей механизма

План скоростей — такое графическое изображение, при котором векторы абсолютных скоростей выходят из одной точки, называемой полюсом. Построение плана рассмотрим на примере 4-го положения механизма.

Определим скорость точки В. Поскольку она совершает вращательное движение относительно центра А с постоянной угловой скоростью ω1 = 14 рад/с, то

кинематический анализ механизма - student2.ru , (1.6)

где кинематический анализ механизма - student2.ru - длина звена АВ.

Выберем масштаб построения:

кинематический анализ механизма - student2.ru . (1.7)

В проекте рекомендуемая длина вектора не менее 50 мм. Из произ­вольно выбранного полюса Р проведем вектор Рb длиной 50 мм пер­пендикулярно звену АВ по направлению вращения кривошипа.

Для определения скорости точки С составим два векторных урав­нения:

кинематический анализ механизма - student2.ru , (1.8)

где кинематический анализ механизма - student2.ru — вектор скорости неподвижной точки С0, принадлежащей стойке СА; кинематический анализ механизма - student2.ru и кинематический анализ механизма - student2.ru — векторы скоростей точки С относительно точек В и С0. Вектор кинематический анализ механизма - student2.ru является линейной скоростью вращатель­ного движения шатуна относительно точки В. Следовательно, он пер­пендикулярен звену ВС. Вектор кинематический анализ механизма - student2.ru характеризует поступательное движение ползуна 3, он параллелен направляющей СA.

Систему уравнений (1.8) решим графически, для чего из конца вектора скорости точки b на плане проведем линию, перпендикулярную звену СВ, а из точки с0 (все неподвижные точки расположены в полюсе плана) — линию, параллельную направляю­щей СA. Точка пересечения этих двух прямых определяет конец век­тора Рс, который в масштабе кинематический анализ механизма - student2.ru характеризует скорость точки С.

Рассмотрим порядок пользования планом для определения ли­нейных и угловых скоростей.

Скорость точки С равна:

кинематический анализ механизма - student2.ru (1.9)

Отрезок Рс измерим непосредственно на чертеже. Величину угловых скоростей шатунов определим по формуле

кинематический анализ механизма - student2.ru (1.10)

где cb — отрезок на плане скоростей, lBC - длина звена ВС.

Для определения направления угловoй скорости кинематический анализ механизма - student2.ru мысленно перенесем вектор относительной скорости кинематический анализ механизма - student2.ru в точ­ку С механизма; его направление укажет направление вращения шатунов.

В курсовом проекте строится 12 планов скоростей для каждого положения механизма. Они располагаются на свободном поле листа. Вычислим линейную скорость точки Си угловую скорость кинематический анализ механизма - student2.ru . Результаты занесем в таблицу 1.2.

Таблица 1.2

Линейные и угловые скорости точек и звеньев механизма

Параметры
Pc, мм
кинематический анализ механизма - student2.ru м/с 2,6 4,1 4,1 3,0 1,5 1,5 3,0 4,1 4,1 2,6
bc,мм
кинематический анализ механизма - student2.ru кинематический анализ механизма - student2.ru 4,1 3,5 2,0 2,2 3,65 4,1 3,65 2,2 2,0 3,5

1.2.3. Построение плана ускорений для 9-го положения механизма

План ускорений строится для одного из положений механиз­ма (в данном случае 4-го), для которого проводится силовой расчет. Предварительно составим уравнения в векторном виде и определим ускорение точки В:

кинематический анализ механизма - student2.ru (1.11)

где кинематический анализ механизма - student2.ru — тангенциальное ускорение точки В, характеризующее из­менение скорости по величине, которая определяется как кинематический анализ механизма - student2.ru (учитывая, что звено АВ вращается с постоянной угловой скоростью, угловое ускорение кривошипа кинематический анализ механизма - student2.ru кинематический анализ механизма - student2.ru ); кинематический анализ механизма - student2.ru — нормальное ус­корение точки В, характеризующее изменение скорости по направле­нию.

кинематический анализ механизма - student2.ru Оно вычисляется так:

(1.12)

где кинематический анализ механизма - student2.ru - угловая скорость звена АВ, кинематический анализ механизма - student2.ru -его длина.

Зададимся масштабом построения:

кинематический анализ механизма - student2.ru кинематический анализ механизма - student2.ru (1.13)

Из произвольно выбранного полюса кинематический анализ механизма - student2.ru проведем вектор кинематический анализ механизма - student2.ru дли­ной 100 мм параллельно звену АВ по направлению к центру вращения кривошипа — точке А.

Как и при построении плана скоростей, для определения ускорения точки С составим два векторных уравнения:

кинематический анализ механизма - student2.ru (1.14)

где кинематический анализ механизма - student2.ru — нормальное ускорение точки С относительно В, оп­ределяющееся как:

кинематический анализ механизма - student2.ru кинематический анализ механизма - student2.ru (1.15)

где кинематический анализ механизма - student2.ru - угловая скорость звена ВС, кинематический анализ механизма - student2.ru - его длина.

Значение кинематический анализ механизма - student2.ru возьмем из табл. 1.2. Ускорение кинематический анализ механизма - student2.ru параллельно звену ВС и направлено к точке В. На плане это ускорение определяется вектором длиной

кинематический анализ механизма - student2.ru (1.16)

Тангенциальное ускорение точки С кинематический анализ механизма - student2.ru кинематический анализ механизма - student2.ru кинематический анализ механизма - student2.ru относительно В вычисляется как кинематический анализ механизма - student2.ru и имеет направление, перпендикулярное шатуну СВ); кинематический анализ механизма - student2.ru — ускорение точки С относительно неподвижной точки С0 параллельно направляющей СА..

Решим систему уравнений (1.14) графически. Из точки b плана ускорений проведем вектор кинематический анализ механизма - student2.ru длиной 6,48 мм, параллельный ВС и направленный к точке С. Из конца вектора кинематический анализ механизма - student2.ru проведем линию, перпендикулярную звену ВС, а из точки с0 (она лежит в полюсе пла­на) — линию, параллельную стойке СA. Их пересечение определит точку с. Отрезок кинематический анализ механизма - student2.ru в масштабе кинематический анализ механизма - student2.ru выражает абсолютное ускорение ползуна. Отрезок, соединяющий точки кинематический анализ механизма - student2.ru и кинематический анализ механизма - student2.ru плана, представляет собой вектор кинематический анализ механизма - student2.ru .

Найдем на плане ускорений центр тяжести шатуна кинематический анализ механизма - student2.ru . Для этого соединим прямой линией точку кинематический анализ механизма - student2.ru с точкой кинематический анализ механизма - student2.ru , определим центр линии кинематический анализ механизма - student2.ru . Отрезок, соединяющие точку кинематический анализ механизма - student2.ru с полюсом кинематический анализ механизма - student2.ru , выразим в определенном масштабе ускорения центра тяжести 2-го звена.

Пользуясь планом, вычислим линейные ускорения точек и угловые ускорения звеньев. Линейные ускорения точек С, кинематический анализ механизма - student2.ru :

кинематический анализ механизма - student2.ru (1.17)

кинематический анализ механизма - student2.ru (1.18)

Отрезки кинематический анализ механизма - student2.ru , кинематический анализ механизма - student2.ru измерим на плане ускорений в милли­метрах. Угловое ускорение 2-го звена:

кинематический анализ механизма - student2.ru (1.19)

где кинематический анализ механизма - student2.ru - тангенциальное ускорение точки С относительно точки В, кинематический анализ механизма - student2.ru - масштаб построения, кинематический анализ механизма - student2.ru - длина звена ВС.

Длина вектора кинематический анализ механизма - student2.ru измеряется также на плане. Для определения направления ускорения кинематический анализ механизма - student2.ru мысленно перенесем в точку С механизма вектор, кинематический анализ механизма - student2.ru который укажет направление углового ускорения.

1.2.4. Построение кинематических диаграмм

Кинематическими диаграммами называют графики зависимости перемещения S, скорости кинематический анализ механизма - student2.ru и ускорения а одной из точек механизма от угла поворота кривошипа кинематический анализ механизма - student2.ru или времени t. В проекте эти диаграммы строятся для точки С и ползуна 3.

Построение начнем с диаграммы перемещения и системы координат. На оси абсцисс отложим 12 равных отрезков произволь­ной величины (1 – 2, 2 – 3, ..., 12 – 13), которые в масштабе кинематический анализ механизма - student2.ru означают время поворота кривошипа на угол кинематический анализ механизма - student2.ru . Для рассматриваемого варианта длина кинематический анализ механизма - student2.ru отрезка 1 – 13, выражающего время кинематический анализ механизма - student2.ru одного оборота кривошипа, равна 120 мм. Время кинематический анализ механизма - student2.ru определим как

кинематический анализ механизма - student2.ru , (1.20)

где кинематический анализ механизма - student2.ru = 3,14, кинематический анализ механизма - student2.ru - угловая скорость звена АВ. Масштаб времени

кинематический анализ механизма - student2.ru (1.21)

По оси ординат отложим перемещения ползуна С в масштабе кинематический анализ механизма - student2.ru . Для этого в каждом положении механизма измерим отрезки кинематический анализ механизма - student2.ru и отложим их на соответствующих ординатах: 1 - 1', 2 - 2', ..., 13 - 13'диаграммы кинематический анализ механизма - student2.ru . Соединив точки 1', 2',..., 13' плавной кривой, получим кинематическую диаграмму перемещения ползуна.

Графически продифференцировав эту кривую в определенной последовательности методом хорд, получим диаграмму изменения скорости кинематический анализ механизма - student2.ru .

1. Под диаграммой кинематический анализ механизма - student2.ru построим оси координат кинематический анализ механизма - student2.ru и кинематический анализ механизма - student2.ru , влево от начала оси абсцисс отложим отрезок кинематический анализ механизма - student2.ru произвольной длины.

2. Из точки K1 проведем лучи параллельно хордам 1' - 2', 2' - 3', ..., 12' — 13' кривой кинематический анализ механизма - student2.ru . Эти лучи отсекут на оси ординат отрезки, пропорциональные средней скорости кинематический анализ механизма - student2.ru .

3. Из точек пересечения лучей с осью ординат проведем лучи, параллельные оси кинематический анализ механизма - student2.ru , до их пересечения со средними ординатами со­ответствующих участков диаграммы. Получим точки 1', 2', 3' и т. д. Соединив их плавной кривой, получим диаграмму скоростей кинематический анализ механизма - student2.ru .

Аналогично продифференцировав диаграмму кинематический анализ механизма - student2.ru , построим ди­аграмму ускорений ползуна кинематический анализ механизма - student2.ru . Масштабы полученных диаграмм кинематический анализ механизма - student2.ru и кинематический анализ механизма - student2.ru рассчитаем по формулам

кинематический анализ механизма - student2.ru ; (1.22)

кинематический анализ механизма - student2.ru . (1.23)

Пользуясь диаграммами, определим скорость и ускорение точ­ки С в 5-м положении, а результаты сравним со значениями, рассчи­танными по методу планов.

Метод диаграмм:

кинематический анализ механизма - student2.ru , (1.24)

кинематический анализ механизма - student2.ru , (1.25)

где Y/5и Y//5– длины ординат из диаграммы скорости и ускорения соответственно, мм.

Метод планов:

кинематический анализ механизма - student2.ru ; кинематический анализ механизма - student2.ru .

Разница расчетов составляет:

кинематический анализ механизма - student2.ru ; (1.26)

кинематический анализ механизма - student2.ru . (1.27)

Ошибки при решении инженерных задач графоаналитическими методами не должны превышать ±5 %. Таким образом, достигнута необходимая точность кинематического анализа.

Отдельно взятый план скоростей (ускорений) позволяет определить скорости (ускорения) всех точек и звеньев механизма в заданном его положении. Кинематические диаграммы дают возможность просле­дить изменение параметров за один оборот кривошипа, но только для одной точки механизма. Эти два метода дополняют друг друга.

Наши рекомендации