Прославление Ямуны-деви (Вишакхи-деви)

Шрила Баладева Видьябхушана пишет: «Господь Вишну с огромным наслаждением ежедневно купается в водах Ямуны, зная, что Ямуна – это жидкая форма Шримати Вишакхи-деви. Я возношу молитвы Ямуне-деви, дочери бога солнца, Сурьи».

Баладева говорит, что, поскольку Шримати Вишакха есть Ямуна-деви, прославляя одну, мы автоматически поклоняемся и другой.

Шрила Рупа Госвами сочинил восемь стихов, прославляющих реку Ямуну, известных как «Шри Ямуна-аштакам» [из «Става-малы»]: «Ямуна-деви – это дочь Сурья-девы, бога солнца, и сестра Ямараджи, повелителя смерти. Просто коснувшись ее, можно спастись от ада, а созерцание ее вод снимает с величайшего грешника бремя бесчисленных грехов. Ее восхитительные танцующие волны и быстрый поток пленяют сердце каждого. Пусть эта Ямуна-деви всегда очищает меня.

Живительные воды Ямуна-деви окружает Кхандаву, огромный лес Господа Индры. Приветливые белые лотосы украшают ее извилистое течение, а на ее берегах весело танцуют милые птички-трясогузки. Даже последние негодяи, если они думают о Ямуне, освобождаются от всех грехов. Что же говорить о тех, кто регулярно совершает омовение в ее прозрачных водах. Пусть эта Ямуна-деви, дочь Сурьядевы, всегда продолжает очищать меня.

Ямуна-деви так милостива, что каждому, кто окропит себя лишь одной каплей ее воды, простится самое ужасное преступление. Она увеличивает поток спонтанной любви к Шри Кришне в сердце, и дарует свои благословения тем, кто просто хочет жить на ее берегах. Пусть эта дочь бога солнца будет всегда очищать мое сердце.

Ямуна-деви так могущественна, что протекает через семь океанов, окружающих семь гигантских островов земли, связывая их, и, несмотря на это, никогда не растворяется в них, подобно другим рекам. Она свидетель чудных игр Кришны, а ее блистательная красота затмевает и заставляет устыдиться ослепительное сияние голубого сапфира. Пусть эта Ямуна-деви, дочь бога солнца, всегда очищает мое сознание.

Ямуна-деви венчает трансцендентную землю Матхуры и Вриндавана, вселяя спонтанную преданность и привязанность к Кришне в сердца вайшнавов, которые совершают омовение в ее водах. Пусть эта Ямуна-деви, дочь бога солнца, всегда очищает меня.

Очарование Ямуны-деви усиливает мычания коров сурабхи, пасущихся на ее прекрасных берегах. Деревья кадамба, что теснятся на ее берегах, веселят ее своим пьянящим благоуханием, и она испытывает величайший экстаз, когда к ней приходят преданные Кришны. Пусть эта Ямуна-деви, дочь бога солнца, всегда очищает меня.

Сотни и тысячи изящных белых лебедей скользят по водам Ямуны-деви, их пронзительные крики отдаются эхом по ее изогнутым берегам, так наполняя атмосферу ликованием. Ямуне-деви с любовью поклоняются полубоги, гандхарвы и люди, преданные Господу Хари. Каждый, кого коснулся нежный бриз с Ямуны, освобождается из круговорота рождения и смерти. Пусть эта дочь Сурьи, Ямуна-деви, навсегда очистит меня.

Протекая через всю вселенную, Ямуна-деви наделяет три мира трансцендентным знанием о священных играх Всевышнего Господа Кришны и Его вечной супруги, Радхики. Кто бы ни прославлял ее, будь он даже последним грешником, тут же очищается от всех грехов. Ямуна пропитана ароматом сандаловой пасты и киновари с тела Кришны, растворившихся в ее водах. Пусть эта божественная повелительница, Ямуна-деви, навсегда очистит мое сердце».

Слава Шри Радха-кунды

Шрила Рагхунатха даса Госвами сочинил удивительную молитву, прославляющую Шри Радха-кунду. Она называется «Вилапа-кушума-аньджали».

«О Радха-кунда, море высшей радости, божественные игры моей госпожи, Шримати Радхики, и Ее возлюбленного Шри Кришны всегда проходят на твоих берегах. Твоя любовь к Божественной Чете не имеет себе равных. Пожалуйста, будь милостива ко мне и позволь хоть на мгновение увидеть объект моего величайшего обожания, Шримати Радхарани».

У Шрилы Рагхунатхи Госвами есть молитва Шримати Вишакхе-деви [«Вилапа-кушума-аньджали»]: «О Вишакха-деви, о прекрасная дева вечноцветущего очарования, вы одногодки с моей госпожой Радхикой, поэтому ты стала Ее наперсницей, и Она ни на мгновение не оставляет твоего общества. Я ослаб от стрел разлуки с моей возлюбленной госпожой Радхой, будь же добра, устрой так, чтобы я хотя бы мимолетно увидел Ее, и так спаси мою жизнь».

Молитвы холму Говардхану

В своей молитве холму Говардхану Шрила Рагхунатха выражает сильное желание жить возле священной горы [«Говардхана-анивеша-аштакам»]: «О Гирираджа Говардхан, когда Шримати Радхарани Своими устами, подобными лепесткам лотоса, произнесла: “Мои дорогие друзья, эта гора – лучшая среди всех преданных Хари”, – то по мнению всех Вед и других писаний ты достиг непревзойденного положения, став знаком тилаки на лбу Враджа-дхамы. Поэтому я молюсь о том, чтобы ты дал мне убежище у своего подножья».

СТИХ ДЕСЯТЫЙ

ратим-гаурИ-лИле апи тапати саундарйа-кираНаиХ

ЩачИ-лакшмИ-сатйАХ парибхавати саубхАгйа-баланайХ

ваЩИ-кАраис чандрАвалИ-мукха-навИна-враджа-сатИХ

кшипатй АрАд йА там-хари-дайита-рАдхАм-бхаджа манаХ

ратим – Рати; гаурИ – Гаури; лИле – и Лилу; апи – также; тапати – сгорать (от зависти); саундарйа – красоты; кираНаиХ – великолепием; ЩачИ – Шачи; лакшмИ – Лакшми; сатйАХ – и Сатьябхаму; парибхавати – побеждает; саубхАгйа – счастливой судьбы; баланайХ – силой; ваЩИ-кАраиХ – подчиняя; чандрАвалИ-мукха – возглавляемых Чандравали; навИна-враджа-сатИХ – благочестивых девушек Враджа; кшипати – отбрасывает; АрАт – приближаться; йА – кто; там – ей; хари-дайита-рАдхАм – Радхе, возлюбленной Господа Хари; бхаджа – поклоняйся; манаХ – о ум.

Перевод

О ум, поклоняйся Шримати Радхарани, ибо Она затмила Рати, жену Купидона, Гаури, жену Шивы, и Лилу, личную энергию Господа Нараяны, своей изысканной красотой. Ее счастливая судьба сделала Ее великолепнее Индрани, жены царя Индры, Лакшми, вечной супруги Господа Нараяны, и даже Сатьябхамы, царицы Двараки и жены Кришны. Она околдовала и подчинила Господа Кришну, мешая всем другим соперницам, включая Чандравали, даже подойти к Нему. Она – самая любимая подруга Господа Хари.

Бхаджан десятый

соундарджакираНамАлА, джине рати гоурИ лИлА

анАйАсе сварУпавайбхаве

ЩачИ лАкшмИ сатйабхАмА, йата бхАгйа ватИ рАмА,

соубхАгйАбалане парА бхаве

бхаджа мана чараНа тАхАра

чандрАвАлИ мукха йата, навИНА нАгарИЩата

ваЩИкАре коре тирАшкАра

се дже кРшНапрАНеЩварИ, кРшНа прАНахлАДакорИ,

хлАдинИ сварУпа ЩактИ сатИ

тАхАра чараНа тйаджи’, йАдИ кРшНа чандра бхаджи,

котИйуге кРшНа гехе гати

сакхИ кРпА бхелА дхори, премасиндху мАджхе кари,

вРшабхАнунандинИ чараНе

кале вА паДийА рава, ИЩварИра кРпА пАва,

гаНита хаива ниджа джане

Перевод

Рати, жена Купидона, и Гаури, супруга Господа Шивы, кусают от зависти губы, увидев Ее ослепительную красоту.

Ей уступают в великолепии даже Шачи, жена царя Индры, даже Лакшми и Сатьябхама, царица Двараки, превосходящие своей красотой и удачей саму богиню Раму. Такова великая удача Радхи.

(О ум, поклоняйся Ее стопам.)

Благодаря способности Радхи подчинять себе Кришну, даже главная из ста гопи, всегда юная Чандравали не может сравниться с Ней.

Владелица жизни Шри Кришны, Она усиливает Его счастье. Ее прекрасная форма – это воплощение энергии блаженства.

На миллионы столетий уходит цель Кришна-бхакти из того места, где не поклоняются Ее лотосным стопам под предлогом “поклонения” луноподобному Кришне.

В этом случае ты не попадешь в милостивую лодку Сакхи, счастливо качающуюся на волнах океана премы.

Когда упадет на меня луч солнца милости? Когда я обрету милость царицы Шри Радхи и стану Ее приближенным?

Шри Бхаджана-дарпана

Никто не сможет достичь лотосных стоп Всевышнего Господа Шри Кришны, который является принципом и источником всех энергий, без милости Его внутренней энергии.

Описание Шримати Радхарани

В связи с этим Шрила Рупа Госвами пишет [“Уджджвала-ниламани”]: “Отличительные черты Шримати Радхарани, царицы Вриндавана, это Ее очарование, вечная юность, непоседливые глаза, вечно сверкающая улыбка и отмеченное всеми благоприятными знаками тело, аромат которого, сводит Кришну с ума от желания. Никто не может сравниться с Ней в игре на музыкальных инструментах и остроте ума. Она способна, застенчива, почтительна, терпелива, серьезна и, вместе с тем, игрива. Она проявляет высочайший экстаз маха-бхавы, Она – главный источник высшей духовной любви. Старшие жители Враджа и бесчисленные подруги не чают в Ней души. Она покорила Господа Кришну, и всегда держит Его под Своим контролем”.

Слава Шримати Радхарани

Священные писания изобилуют описаниями Шримати Радхарани. Вот выдержка из “Гопалоттара-тапани”: “Она есть воплощение маха-бхавы, или высочайшего трансцендентного экстаза, и никто из гопи, девушек-пастушек Вриндавана, не обладает такими превосходными качествами. Поэтому Радхарани зовут Гандхарвикой”.

В “Рик-парисиштхе”» сказано: “Шримати Радхарани всегда рядом со Шри Кришной, а Мадхаву [Кришну] всегда можно видеть в обществе Радхики. Они всегда вместе”.

Нарада Муни описывает Шримати Радхарани в “Падма-пуране” следующим образом: “Господь Кришна любит Радха-кунду не меньше, чем Саму Шримати Радхику. Среди всех гопи Шримати Радхика дороже всего Кришне”.

Наши рекомендации