Эффективный метод внимательного повторения святого имени
Варшана дас
ЛУЧШИЕ КРУГИ
Эффективный метод внимательного повторения святого имени
Это пособие составлено на основе трудов ачарьев-вайшнавов, описывающих путь бхакти, преданного служения Кришне. Каждый, кто хочет научиться повторению святого имени на четках, найдет в нем практические рекомендации по улучшению джапа-медитации. И уже быстро ощутит на себе эффект внимательного повторения святого имени.
бхакти-йога бхакти-йога бхакти-йога дхана
бхакти эи кршна нама смарана крандана
"Бхакти-йога - это сокровище.
Бхакти - это помнить о Кришне и плакать".
(Шри Чайтанья-бхагавата. 24.72)
ПРЕДИСЛОВИЕ
У каждого из нас есть опыт повторения лучших кругов джапы. Иногда преданные вспоминают о таких мгновениях долгие годы. Возможно, этот опыт оставляет их в движении сознания Кришны и по сей день. Но как прийти к тому, чтобы каждый день повторять лучшие круги? Многое зависит от милости святого имени. Если мы вспомним этот уникальный опыт повторения, то наверняка заметим, что условия, в которых мы повторяли святые имена, способствовали нисхождению этой милости.
Безусловно, милость Кришны не имеет причин. Она подобна дождю, который проливается и на земли, и на моря. Но почему же одни преданные, повторяя святые имена, получают эту милость, тогда как другие - нет? Йе йатха мам прападйанте, тамс татхайва бхаджами ахам - "как преданный предается Мне, так Я и вознаграждаю его", - говорит Шри Кришна. Так же и тучи, гонимые ветром, проливают дожди на одни земли, тогда как другие земли месяцами могут быть лишены живительной влаги. Землевладельцы знают, что нужно делать, чтобы их земли получали достаточно жидкости. Они совершают ягьи, которые призывают дожди. Точно так же и преданный совершает нама-ягью, призывая милость Кришны. Повторение святого имени на четках - это ежедневная ягья, которая способна привлечь непрерывные потоки милости и погрузить нас в океан блаженства служения Шримати Радхарани и Кришне. Без этой живительной милости наша практика становится так же суха, как земля, которая не получает воды долгие годы. Можем ли мы жить без воды? Можем. И живем. И наши воспоминания об опыте лучших кругов джапы похожи на воспоминания человека, который уже многие дни живет без воды: "Было время, когда я пил..." Как долго еще мы сможем прожить без этой воды? Нам каждый день нужна эта милость!
Однажды в Джаганнатха Пури я встретил одного святого санньяси. Он рассказал мне, что встречался со Шрилой Прабхупадой, когда тот путешествовал со своими учениками по Индии, проводя проповеднические программы. Этот санньяси пришел на даршан к Шриле Прабхупаде и попросил у него наставления."Повторяй внимательно Харе Кришна!", - ответил Шрила Прабхупада. Как много раз мы слышали об этом наставлении Шрилы Прабхупады? Находятся люди, которые утверждают, что того, что говорил Шрила Прабхупада, мало и нужно что-то еще. Но этот санньяси принял это наставление в свою жизнь. Уже на протяжении более чем пятидесяти лет он повторяет по 64 круга мантры ежедневно. И знаете, что он говорит? "Я стараюсь повторять внимательно. Но иногда все же я отвлекаюсь, а это одно-два оскорбления и нет милости. Я плачу о милости, но снова одно-два оскорбления. Они не позволяют снизойти этой милости". Когда я пересказывал преданным эту беседу, многие из них откровенно признавали, что им удается всего лишь несколько раз быть внимательными во время джапы. О какой же милости идет речь? Это чистое имя, шуддха-нама, которое спускается с Голоки Вриндавана и начинает свой танец на устах преданного. Это имя проявляет форму Кришны, Его качества и игры и погружает преданного в океан духовных эмоций. Преданные искренне радуются, когда им хотя бы один круг джапы удается прочитать внимательно. Но пока все наши круги не будут лишены оскорблений, на нас не прольется дождь милости. Как же сделать так, чтобы каждый день повторять мантру без оскорблений и всегда помнить о Кришне? Для этого нам необходимы не просто круги джапы, а лучшие круги. Именно они приведут нас к непрерывной молитве о милости, результатом которой станет вечное любовное служение Радха-Кришне.
ВВЕДЕНИЕ
Повторение святого имени на четках - это ежедневная практика Гаудия-вайшнавов, Господь Шри Чайтанья Махапрабху по Своей беспричинной милости даровал нам этот простой метод поклонения Верховной Личности Бога, Шри Кришне. Повторяя святые имена на четках, каждый может обрести подлинный духовный опыт и восстановить утраченные взаимоотношения с Кришной. С одной стороны, повторение святого имени - это самый легкий способ обретения чистой любви к Богу. С другой стороны, материальное сознание, сформированное миллионами жизней, очень сложное. Повторяя святое имя, мы проявляем свою вечную природу слуги в отношениях с Кришной. Однако повторяя святое имя неправильно, мы закрываем для себя доступ к этим вечным взаимоотношениям. Шрила Прабхупада, видя нашу неспособность посвящать много времени духовной практике и учитывая обусловленность людей Кали-юги, установил в нашем обществе минимальный стандарт повторения святого имени- 16 кругов по 108 маха-мантр. Конечно, это не означает, что каждый, кто присоединяется к Движению Господа Чайтаньи, должен начать повторять 16 кругов. Это постепенный процесс.
Необходимо начать с одного круга маха-мантры. Когда получится повторять каждый день и внимательно, то можно увеличить до двух кругов джапы. Далее до четырех, потом до восьми. Так преданный постепенно приходит к внимательному повторению всех шестнадцати кругов.
Когда он научился этому, то можно увеличивать и повторять больше. Идеалом является то, что преданный должен практиковать непрерывное и постоянное повторение. Вначале он повторяет один круг, не прерываясь, потом 4, далее 16, со временем он приходит к 64 кругам, что насчитывает сто тысяч святых имен. И так вплоть до трехсот тысяч святых имен, подобно Шриле Харидасу Тхакуру, повторяя святые имена сутки напролет.
Очень важным условием в этой практике повторения святого имени является внимательность. Невнимательность - корень всех оскорблений. Поэтому чему следует уделять особенное внимание - так это нашей сосредоточенности и поглощенности этим служением. Общение с Кришной и служение Ему - это редчайший дар, который стал доступен для каждого из нас по милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Теперь все зависит от того, примем ли мы эту милость.
Для того чтобы эта ежедневная практика приводила нас к совершенству, она должна совершаться правильно. Это означает, что все 16 кругов джапы мы должны повторять так, чтобы становиться все ближе к Богу. В идеале, все 27 648 святых имен, которые мы повторяем каждый день, должны произноситься внимательно и с любовью. Тогда наша практика будет близка к совершенству. В этом небольшом пособии будут представлены легкие и эффективные методы, которые помогут нам повторять лучшие круги изо дня в день. Следуя этим простым рекомендациям, повторение святого имени из кажущейся однообразной механичной деятельности превратится в трансцендентное путешествие в наш вечный дом на Голоке Вриндавана.
Прежде всего, мы должны избегать десяти оскорблений святого имени. Это очень просто, когда мы действуем правильным образом.
Следующие действия помогут нам избегать оскорбления святого имени:
1.Прославлять вайшнавов, посвятивших себя проповеди славы святого имени.
2.Понимать, что имя, форма, качества и игры Господа не отличны от Него Самого. Осознавать зависимость полубогов от Господа Вишну.
3.Выполнять наставления духовного учителя и принимать его как представителя Господа.
4.Верить в истинность ведической литературы и прославлять то, что говорится в ней.
5.Верить в могущество и абсолютную природу святого имени.
6.Объяснять смысл святого имени согласно мнению ачарьев - вайшнавов.
7.Не совершать грехов в надежде на искупительную силу святого имени.
8.Отличать практику повторения святого имени от всевозможных видов благочестивой деятельности, таких как следование дхарме, аскеза, отречение или жертвоприношения.
9.Обсуждать сокровенную славу святого имени только в обществе преданных. Не давать наставлений о святом имени тем, у кого нет веры и желания слушать.
10.Расставаться с материальными привязанностями ради обретения привязанности к святому имени.
При этом всегда следует быть внимательным во время повторения святого имени. Невнимательность произрастает из наших желаний чего-то отличного от желания чистого преданного служения Кришне. Если святое имя произносится с материальными желаниями, то это может привести нас к оскорблениям. Поэтому необходимо повторять святые имена в духе чистого преданного служения, избегая повторения с желаниями обретения плодов наслаждения, избавления от страданий, освобождения или мистических совершенств. Такая практика повторения святого имени приведет нас на уровень намабхасы, очистительной стадии повторения, которая, в конце концов, увенчается нисхождением чистого святого имени, обладающего формой Кришны, Его качествами и играми. Тогда мы достигнем стадии совершенства и восстановятся наши вечные взаимоотношения с Кришной. Чистое святое имя одарит безграничным блаженным служением в духовном мире. Этот необыкновенный опыт описывает Шрила Бхактивинода Тхакур в своей книге "Шаранагати".
Смогу ль я могущество имени Кришны измерить?
Сердце мое горит, огнем желаний палимо,
как в пустыне пески, корчащиеся от жары.
Имя Твое святое, в уши мои проникнув,
проливает на сердце чистую влагу любви.
Имя рвется из сердца, чтобы уста украсить.
Звук его пляшет и пляшет на языке моем.
Дыханье в груди прервалось, тело затрепетало,
И ноги сами собою пляшут с именем в такт.
Слезы рекой струятся, восторг заливает сердце,
волосы встали дыбом, градом катится пот,
кровь отлила от кожи, я выдержать это не в силах -
вот-вот потеряю сознание от счастья и от любви.
Виновником этой бури имя Твое святое.
Чистые волны восторга омыли сознанье мое,
а сам я тону блаженно в океане безбрежном премы.
любви хмельной и бездонной, лишившей рассудка меня.
Так ведет себя имя - мой приют и защита,
Что со мною творится, нет сил описать.
Имя всесильное Кришны самовластно, как время,
и все, чем довольно имя, приносит блаженство мне.
Имя твое святое - как бутон нераскрытый.
Благоухание расы дивное скрыто в нем.
Цветок тот зовется премой, и стоит ему чуть раскрыться -
он сердце мое похитит, повергнув к Твоим стопам.
Когда же совсем расцветет он, во Врадж меня унесет он.
Пред взором моим предстанут волшебные игры любви.
Имя Твое святое дарует мне вечное тело, место в обители Кришны
и от оков смертельных душу мою разрешит.
Имя - камень волшебный, исполнит желанье любое,
свободное, как свобода, и чистое, как любовь.
Имя - сокровище расы. Пусть же рухнут преграды,
и чистое имя Кришны счастье подарит мне.
Когда мы берем четки в свои руки и начинаем внимательно повторять одно имя за другим, одну мантру за другой, круг за кругом, мы становимся все ближе и ближе к миру обретения этого опыта. У кого-то могут уйти на это многие жизни, кто-то достигнет этого за несколько лет, а кому-то посчастливится уже сейчас повторять чистое святое имя Кришны. Многое зависит от степени предания. Йе йатха мам прападйанте, тамс татхайва бхаджамй ахам - " как преданный предается Мне, так Я и вознаграждаю его" - говорит Шри Кришна. Данное практическое руководство поможет на этом пути предания Кришне. Это не книга для чтения, которая просто воодушевляет нас. Это инструмент, который поможет нам совершенствоваться в повторении святого имени. Поэтому его необходимо использовать, а не просто хранить на полке в библиотеке. Более того, я рекомендую открывать его только тогда, когда Вы собираетесь повторять святые имена.
В первой части будет рассказано об условиях, в которых лучше всего повторять святые имена и о способах концентрации. Во второй части содержатся молитвы, которые помогут настроить наше сознание на внимательное повторение. И далее будут представлены молитвы для каждого круга. Этот метод очень прост. Перед кругом джапы нужно читать молитву. Повторяя святое имя в этом сознании, сохраняйте настроение этой молитвы и следуйте рекомендациям, данным для каждого круга. Так в течение всей джапы мы будем развивать только духовные желания, которые однажды приведут нас к чистому повторению святого имени. Не расстраивайтесь, если поначалу будет непросто в течение всего круга пребывать в одном настроении и сохранять только одно желание. С практикой приходит совершенство. Желаю Вам лучших кругов джапы каждый день!
ЧАСТЬ 1
Где лучше повторять джапу?
Самое лучшее место для повторения святого имени - это дхама, священная обитель Кришны. Если мы не можем физически отправиться туда, то можно в своем уме отправиться в дхаму и повторять мантру там. Сядьте под деревом на берегу Ямуны, Ганги или в другом дорогом Вам месте. Также посольствами дхамы являются храмы, поэтому если есть возможность, то лучше повторять святое имя в храме. Можно выбирать благостные места. Например, отправиться в лес, на берег реки или моря. Главное создать наилучшие из возможных условий для внимательного повторения святых имен.
Место для повторения имеет большое значение. Поэтому каждый может определить место молитвы, где ежедневно будет повторять святые имена. Это поможет лучше концентрироваться во время повторения. Для того чтобы выделить его, можно положить подстилку или коврик, на которых Вы будете сидеть во время джапы. Это место должно быть чистым и по возможности использоваться только для молитвы.
Ачарьи рекомендуют повторять мантру в обществе преданных, рядом с Туласи и перед Божествами. Это самые благоприятные условия для повторения.
Как сидеть во время джапы?
Прежде чем сесть, можно сделать разминку. Помните, что дискомфорт в теле будет отвлекать ум. Поэтому тело должно быть подготовлено к тому, чтобы находиться в одном положении долгое время. Если сразу не получается сидеть на протяжении всей джапы, то можно периодически вставать или делать несколько шагов. После этого можно сесть снова. Конечно, все это не касается тех, кто болен. Главный принцип- это максимум удобств, способствующих внимательному повторению святых имен. Однако, предпочтительнее делать это сидя в йога-асане.
Иногда преданные ходят во время джапы - это может быть обусловлено усталостью или другими причинами. Кому-то то помогает лучше концентрироваться,но в основном ум в этот момент отвлекается на разные мелочи, такие как постоянная смена декораций, проходящие мимо преданные и так далее. Если не получается сидеть, то можно ходить, но главное чтобы это не превратилось в бег, что будет свидетельством влияния гуны страсти.
Очень важно сидеть ровно. Спина должна быть прямая. Плечи должны быть расслаблены и опущены на позвоночник так, чтобы грудная клетка была раскрыта полностью. Седалищные кости должны касаться пола. Шея должна быть расслаблена так, чтобы голова находилась на одной оси с позвоночником. Тело также должно быть расслаблено, но сознание включено.
Левую руку можно положить на левое колено ладонью вверх. Четки должны быть в правой руке выше поясницы. Желательно в области сердца. Следите за тем, чтобы четки не касались пола или Ваших ног.
Когда мы приняли правильную позу, можно прикрыть глаза. Глаза можно закрыть полностью или держать открытыми. Если закрытые глаза приводят к тому, что мы засыпаем, а открытые - к тому, что окружающие объекты отвлекают ум, то лучше полуприкрыть глаза и сосредоточить свой взор между бровями или в сердце, где находитесь Вы, вечная душа.
Как дышать во время джапы?
Во время джапа-медитации необходимо дышать размерено. Лучше всего повторять одну или больше мантр на выдохе. Но так, чтобы не было напряжения. Иначе Ваше тело будет сопротивляться и это приведет к беспокойству в уме.
После круга джапы делайте несколько глубоких вдохов. Не забывайте о прямой спине.
СПОСОБЫ КОНЦЕНТРАЦИИ
Тратака - один из эффективных способов концентрации сознания. Поставьте перед собой изображение начертанных 16 святых имен. Когда повторяете "харе", смотрите на надпись ХАРЕ. Когда повторяете "кришна", смотрите на надпись КРИШНА. И так по очереди все 16 имен маха-мантры.
ХАРЕ КРИШНА
ХАРЕ КРИШНА
КРИШНА КРИШНА
ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ РАМА
ХАРЕ РАМА
РАМА РАМА
ХАРЕ ХАРЕ
Также сосредоточить внимание помогает медитация на Божества. Для этого сядьте перед Божествами или изображением Божеств. Сосредоточьтесь на Их обликах и повторяйте мантру, не отвлекаясь от Их созерцания. Божества можно проявить в уме и быть сосредоточенным на Них в своем сознании.
Часть 2
НАСТРОЙКА
Теперь возьмите в руки четки. Примите правильное умонастроение:
нахам випро на ча нара-патир напи вайшйо на шудро
нахам варни на ча грха-патир но ванастхо йатир ва
кинту продйан-никхила-парамананда-пурнамртабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
"Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я отождествляю себя только со слугой слуги слуги лотосных стоп Господа Шри Кришны, повелителя гопи. Он - океан нектара и источник всеобъемлющего трансцендентного блаженства. Его вечное бытие исполнено великолепия".
Помолитесь духовному учителю, прочитав пранама-мантру и следующую молитву:
шри-гуро парамананда премананда пхала-прада
враджананда-прадананда-севайам манийоджайа
"Мой дорогой духовный учитель, Вы тот, кто дает плод высочайшего блаженства - любовь к Верховному Господу. Пожалуйста, займите меня в этом блаженном служении Шри Кришне, проливающим потоки милости на землю Враджа"
Помолитесь четкам:
авиджнам куру мале твам харинама-джапешу ча
шри радха-кршнайор дасйам дехи мале ту прартхайе
"О мала, пожалуйста, устрани все неблагоприятное в моем повторении святых имен Господа Хари и даруй мне служение Радхе и Кришне. Это все, о чем я молю, о мала!"
Вспомните о том, для чего вы будете повторять святые имена:
нама-йаджна махайаджна калау калмаша-нашанам
кришна-чайтанйа-притйартхе нама-йаджна-самарпанам
"Нама-ягья - высочайшая форма жертвоприношения, уничтожающая загрязнения века Кали. С целью удовлетворить Господа Шри Кришну Чайтанью Махапрабху я совершаю эту нама-ягью".
Произнесите молитву Господу Чайтанье и Его спутникам, моля их о милости повторять святое имя чисто и без оскорблений:
джайа шри-кршна-чайтанйа прабху нитйананда
шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда
"Слава Господу Шри Чайтанье Махапрабху, Господу Нитьянанде, Шри Адвайте Ачарье, Гададхару Пандиту, Шривасу Тхакуру и всем преданным!"
ПЕРВЫЙ КРУГ
Концентрируйтесь на звуке. Слушайте не всю мантру целиком, а каждое имя по отдельности. Когда произносите "харе", концентрируйтесь на "харе". Когда произносите "кришна", концентрируйтесь на "кришна". Возможно, для этого придется повторять немного медленнее. Важно сосредоточиться сразу на первом имени. Больше нет ничего, кроме этих сладостных шестнадцати имен. Святое имя - это Сам Кришна.
нама чинтаманих кршнаш
чайтанйа-раса-виграхах
пурнах-шуддхо нитйа-мукто
бхиннатван нама-наминох
"Святое имя Кришны исполнено трансцендентного блаженства. Оно способно даровать любые благословения, ибо святое имя - Сам Кришна, источник вечного наслаждения. Имя Кришны совершенно. Оно воплощает в себе все трансцендентные расы. Оно не имеет ничего общего с материальными именами и материальными качествами и обладает таким же могуществом, как и Сам Кришна. Имя Кришны вечно свободно и всецело духовно. Оно никогда не подпадает под власть законов материальной природы, потому что имя Кришны не отлично от Самого Кришны"
"Падма Пурана", цитируется в "Шри Чайтанья-чаритамрите", Мадхья 17.133
ВТОРОЙ КРУГ
Один ученик задал вопрос Шриле Прабхупаде:
- Гуру Махарадж, мне очень сложно повторять святое имя внимательно.
- Просто постарайся слушать свое искреннее повторение, - ответил Шрила Прабхупада.
В этот раз повторяйте очень искреннее и сосредоточьтесь на слушании святого имени.
Вспомните, что Вы являетесь вечной душой. Сосредоточьте свое сознание в области сердца. Именно там находитесь Вы. Теперь повторяете Вы - вечная душа.
никхила-шрути-маули-ратна-мала
дйюти-нйраджита-пада-панкаджанта
айи мукта-кулаир упасйаманам
паритас-твам хари-нама самшрайами
"О Харинама! Жемчужное ожерелье из Упанишад, венчающих корону всего ведического знания, неизменно поклоняется кончикам пальцев на Твоих лотосных стопах, озаряя их своим сиянием. Тобой всегда восторгаются Нарада, Шукадева и другие вечно освобожденные души. О Харинама! Я полностью принимаю Твое покровительство".
Рупа Госвами, "Намаштака", 1
ТРЕТИЙ КРУГ
Уйдите в своем сознании от всех материальных отождествлений. Помните о себе как о душе и о своих взаимоотношениях с Кришной. Все остальные взаимоотношения временны.
"Я частичка Кришны, но с незапамятных времен я утратил связь с Ним. Теперь по неизъяснимой удаче я повстречался с духовным учителем, который был послан мне на помощь. Сейчас, повторяя святые имена, я могу восстановить утраченные взаимоотношения. Я посвящаю эту джапу восстановлению взаимоотношений с Кришной и Шримати Радхарани".
дурад апасйа сваджанан сукхам-артха-котим
сарвешу садхана-верешу чирам нирашах
варшантам эва сахаджадбхута-саукхйа-дхарам
шри радхика чарана ренум ахам бхаджами
"Отвергнув привязанность к семье и друзьям, материальным наслаждениям и богатству, а также к другим духовным путям, находя их непривлекательными, я помещаю на свою голову лотосные стопы Шримати Радхарани и поклоняюсь им, ибо эти стопы источник удивительного духовного блаженства".
Прабодхананда Сарасвати, "Радха-раса-судха-нидхи", 33
ЧЕТВЕРТЫЙ КРУГ
Вспомните облик Кришны, который больше всего привлекает Вас. Представьте себе, что сейчас Он стоит перед Вами. Повторяйте святые имена, мысленно обращаясь к Нему. Если сложно сделать это в уме, то можно смотреть на алтарь или изображение Божества.
"Пожалуйста, займи меня служением Тебе. Пожалуйста, прими меня в Свои слуги".
кршна, томара хана йади бале эка-бара
майа-бандха хайте кршна таре каре пара
"Мой дорогой Господь Кришна, в забвении о Тебе я провел долгие годы в материальном мире. Сегодня я предаюсь Тебе. Я твой искренний и серьезный слуга. Пожалуйста, займи меня в служении Тебе"
Кришнадас Кавирадж Госвами. "Шри Чайтанья-чаритамрита", Мадхья 22.33
ПЯТЫЙ КРУГ
Со смирением произнесите : "Мой духовный учитель даровал мне служение Тебе. Я полностью полагаюсь на Твою волю. Прими же меня".
хари хе!
прапанче подийа агати хоийа,
на декхи упайа ар
агатира гати чаране шарана,
томайа корину сар
карама гейана, кичху нахи мора,
садхана бхаджана наи
туми крпа-мойа, , ами то кангала,
ахаитуки крпа чаи
"О Господь Хари! Безнадежно погрязнув в иллюзии этого мира, я не вижу иного спасенья помимо Тебя. Прибежище Твоих лотосных стоп - моя высшая цель. У меня нет ни знаний, ни благочестия, нет и заслуг в преданном служении. Но Ты исполнен сострадания. Я, словно нищий, молю Тебя о милости".
Бхактивинода Тхакур, "Шаранагати", 7.1.1-2
ШЕСТОЙ КРУГ
С желанием достичь цели произнесите: "Я заблудился и только Ты можешь вывести меня из этого лабиринта. Пожалуйста, укажи мне верный путь любви к Тебе".
на дхарма-ништхо сми на чатма-веди
на бхактимамс твач-чаранаравинде
акинчано нанйа-гатих шаранйа
тват-пада-мулам шаранам прападйе
"О Хари! Я не верю в религиозные принципы и ничего не знаю о душе. У меня нет преданности Твоим лотосным стопам. Я крайне жалок и у меня нет никакой цели в жизни. Я - мошенник, обманывающий сам себя. Однако Ты - спаситель падших, а я крошечная падшая душа. Поэтому Ты единственная цель моей жизни. Я принимаю прибежище Твоих лотосных стоп, ибо Ты - мой вечный Господин, а я - Твой вечный слуга"
Шри Ямуначарья, "Стотра-ратна", 19
СЕДЬМОЙ КРУГ
У нас нет никаких шансов, если мы не обретем милости. Молитесь искреннее, всем сердцем: "Я молю о милости. Без нее вся моя жизнь пуста".
нимаджджато нанта бхаварнаванташ
чирайа ме кулам иваси лабдхах
твайапи лабдхам бхагаванн иданим
ануттамам патрам идам дайайах
"О мой Господь! С незапамятных времен я тону в океане материального существования. Я плыву, однако совсем не вижу берегов этого невообразимо громадного океана. Утопая, я закричал: "Помогите! Спасите!" И тогда появился Ты, о Господь. Когда я понял, что Твои лотосные стопы - это берег океана, в моем сердце затеплилась надежда. О Хари, Ты - само сострадание! Несомненно, я самый подходящий кандидат в обретение Твоей милости".
Шри Ямуначарья, "Стотра-ратна", 21
ВОСЬМОЙ КРУГ
С твердой верой и решимостью продолжайте: "Я очень греховный и падший человек". Но я знаю, что привязавшись к Тебе, я с легкостью оставлю греховные желания".
агхадамана-йашодананданау нандасуно
камаланайана-гопичандра-врндаванендрах
пранатакаруна-кршнав-итй анека-сварупе
твайи мама ратир уччаир вардхатам намадхейа
"О убийца демона Агхи! О сын Яшоды! О сын Нанды! О лотосоокий! О луна гопи! О владыка Вриндавана! О Кришна! Ты милостиво проявляешь Себя в различных формах. Так пусть же моя привязанность к Тебе возрастает все больше и больше".
Рупа Госвами, "Намаштака", 5
ДЕВЯТЫЙ КРУГ
"О мой Господь Кришна, пожалуйста, сделай мое сердце чистым, чтобы я мог постоянно помнить о Тебе. Источником всех анартх в моем сердце является пратиштха, желание почестей и славы. Вожделение, гнев, жадность и лицемерие - ничто по сравнению с ней. Я молю о том, чтобы навсегда оставить это низменное желание и тогда я смогу обрести прему".
пратиштхаша дхршта швапача-рамани ме хрди натет
катхам садхух-према спршати шучир этан нану манах
сада твам севасва прабху-дайита самантам атулам
йатха там нишкашйа тваритам иха там вешайати сах
"Как смогу я обрести чистую любовь к Богу, если бесстыдная низкорожденная проститутка, питающаяся мясом собак, в форме желания славы пляшет в моем сердце? О ум, тебе следует просто служить чистым преданным Господа, которые являются Его близкими спутниками. Они вышвырнут вон эту неприкасаемую и возведут на престол моего сердца чистую любовь".
Рагхунатха Дас Госвами, "Манах-шикша", 7
ДЕСЯТЫЙ КРУГ
"Я желаю только удовлетворить Тебя. У меня нет никаких других желаний. Прошу, пролей на меня свою милость".
майи прасадам мадхураих катакшаир
вамши-нинаданучараир-видхехи
твайи прасанне ким иха параир нас
твайапрасанне ким иха параир нах
"О Господь, пожалуйста, пролей на меня Свою милость в форме искоса брошенного взгляда, сопровождаемого звуками Твоей флейты. Если Ты доволен мной, не имеет значения, что думают другие. А если Ты недоволен, то, даже если другие довольны, что в этом толку?"
Балвамангала Тхакур, "Кришна-карнамрита", 29
ОДИННАДЦАТЫЙ КРУГ
"О Господь, что бы со мной ни произошло, я желаю оставаться Твоим преданным".
мад асту ме натха са бхури-бхаго
бхаве тра ванйатра ту ва тирашчам
йенахам эко пи бхавадж-джананам
бхутва нишеве тава пада-паллавам
"Мой дорогой Господь, я молю, чтобы как в этой жизни, так и в последующих, кем бы я ни родился, меня считали одним из Твоих преданных. Я молю в возможности заниматься преданным служением Твоим лотосным стопам, даже если получу тело животного".
Господь Брахма, "Шримад-Бхагаватам", 10.14.30
ДВЕНАДЦАТЫЙ КРУГ
" Я желаю обрести миллионы ушей, чтобы слушать о Тебе, миллионы уст, чтобы прославлять Тебя и миллионы остальных чувств, чтобы всегда быть занятым в служении Тебе"
на камайе натха тад апй ахам квачин
на йатра йушмач-чаранамуджасавах
махаттамантар-хрдайан мукха-чйуто
видхатсва карнайутам эша ме варах
"Поэтому дорогой Господь, я не прошу у Тебя разрешения слиться с Твоим бытием, ибо, слившись с Тобой, я лишусь нектарного напитка Твоих лотосных стоп. Я хочу от Тебя другого благословения. Награди меня по меньшей мере миллионом ушей, чтобы я мог слушать хвалу о Тебе, льющуюся из уст Твоих чистых преданных"
Махараджа Притху, "Шримад-Бхагаватам", 4.20.24
ТРИНАДЦАТЫЙ КРУГ
"Я желаю обрести вкус к служению Тебе"
дурдаива амара, се наме адара,
на хоило, дойамойа!
даша апарадха, амара дурдаива,
кемоне хоибе кшойа
анудина джено, тава нама гаи,
крамете крпайа тава
апарадха джабе, наме ручи хабе
асвадиба намасаба
"О Господь! Есть ли кто-то несчастней меня? У меня нет веры в Твое святое имя и поэтому я обречен совершать десять оскорблений. Но я снова и снова повторяю Твое святое имя в надежде, что однажды обрету вкус и все оскорбления уйдут без следа".
Бхактивинода Тхакур, "Шаранагати" 7.8.3-4
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ КРУГ
"Я хочу привязаться к служению Твоим слугам".
ахам харе тава падаика-мула-
дасанудасо бхавитасми бхуйах
манах смаретасу-патер гунамс те
грнита вак карма кароту кайах
"О мой Господь! О Верховная Личность Бога, смогу ли я вновь стать слугой Твоих вечных слуг, избравших Твои лотосные стопы единственным прибежищем? О повелитель моей жизни, позволь мне снова служить так, чтобы ум мой всегда думал о Твоих трансцендентных качествах, уста прославляли Твои качества, а тело постоянно служило Твоей Милости!"
Вритрасура, "Шримад-Бхагаватам", 6.11.24
ПЯТНАДЦАТЫЙ КРУГ
"Я молю о том, чтобы в моем сердце проснулась жажда служения Тебе".
аджата-пакша ива матарам кхагах
станйам йатха ватсатарах кшудх-артах
прийам прийэва вйушитам вишанна
мано равиндакша дидркшате твам
"О лотосоокий Господь, как неоперившиеся птенцы ждут, когда их мать прилетит к ним с кормом, как телята нетерпеливо ждут, когда их наконец отвяжут и позволят напиться материнского молока, или как истосковавшаяся жена, чей муж находится вдали от дома, ждет, когда он вернется и обласкает ее, так и я томлюсь, ожидая возможности лично служить Тебе".
Вритрасура, "Шримад-Бхагаватам", 6.11.26
ШЕСТНАДЦАТЫЙ КРУГ
"Я молю о даре любви к Вам, о Шри Шри Радха и Кришна!"
асам ахо чарана-рену-джушам ахам сйам,
врндаване ким апи гулма-латаушадхинам
йа дустйаджам сва-джанам арйа-патхам ча хитва,
бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вимргйам
"Гопи Вриндавана отказались от всего, что так трудно оставить - общество своих мужей, детей и других членов семьи, а также ушли с пути целомудрия ради прибежища лотосных стоп Мукунды, Кришны, который является целью всего ведического знания. О, если бы мне посчастливилось стать травинкой, кустом или лианой во Вриндаване, чтобы гопи наступали на меня и благословляли пылью со своих лотосных стоп!"
Шри Уддхава, "Шримад-Бхагаватам", 10.47.61
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
В этом руководстве подобраны молитвы для шестнадцати кругов джапы. Если Вы повторяете больше, то можете выбрать дополнительно молитвы, которые будут воодушевлять Вас и помогать оставаться сосредоточенными во время джапы. В следующий раз, когда Вы снова будете повторять святое имя, начните сначала. Создайте условия, которые будут максимально способствовать внимательному повторению. Помолитесь духовному учителю, святому имени, Господу Шри Чайтанье Махапрабху и Его спутникам. И снова, круг за кругом, будьте вместе с именем Кришны и не отвлекайтесь ни на что другое. Тогда каждый день Вам гарантированы лучшие круги. Главное, не останавливайтесь на достигнутом.
Харе Кришна!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
"Бхагавад-гита как она есть",А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
"Шримад-Бхагаватам"
"Шри Чайтанья-чаритамрита", Кришнадас Кавирадж Госвами
"Шри Чайтанья-бхагавата", Вриндаван Дас Тхакур
"Падма Пурана"
"Намаштака", Рупа Госвами
"Радха-раса-судха-нидхи",Прабодхананда Сарасвати
"Шаранагати", Бхактивинода Тхакур
"Стотра-ранта", Шри Ямуначарья
"Манах-шикша", Рагхунатха Дас Госвами
"Кришна-карнамрита", Билвамангала Тхакур
"Бхаджана-рахасйа",Бхактивинода Тхакур
Варшана дас
ЛУЧШИЕ КРУГИ
Эффективный метод внимательного повторения святого имени
Это пособие составлено на основе трудов ачарьев-вайшнавов, описывающих путь бхакти, преданного служения Кришне. Каждый, кто хочет научиться повторению святого имени на четках, найдет в нем практические рекомендации по улучшению джапа-медитации. И уже быстро ощутит на себе эффект внимательного повторения святого имени.
бхакти-йога бхакти-йога бхакти-йога дхана
бхакти эи кршна нама смарана крандана
"Бхакти-йога - это сокровище.
Бхакти - это помнить о Кришне и плакать".
(Шри Чайтанья-бхагавата. 24.72)
ПРЕДИСЛОВИЕ
У каждого из нас есть опыт повторения лучших кругов джапы. Иногда преданные вспоминают о таких мгновениях долгие годы. Возможно, этот опыт оставляет их в движении сознания Кришны и по сей день. Но как прийти к тому, чтобы каждый день повторять лучшие круги? Многое зависит от милости святого имени. Если мы вспомним этот уникальный опыт повторения, то наверняка заметим, что условия, в которых мы повторяли святые имена, способствовали нисхождению этой милости.
Безусловно, милость Кришны не имеет причин. Она подобна дождю, который проливается и на земли, и на моря. Но почему же одни преданные, повторяя святые имена, получают эту милость, тогда как другие - нет? Йе йатха мам прападйанте, тамс татхайва бхаджами ахам - "как преданный предается Мне, так Я и вознаграждаю его", - говорит Шри Кришна. Так же и тучи, гонимые ветром, проливают дожди на одни земли, тогда как другие земли месяцами могут быть лишены живительной влаги. Землевладельцы знают, что нужно делать, чтобы их земли получали достаточно жидкости. Они совершают ягьи, которые призывают дожди. Точно так же и преданный совершает нама-ягью, призывая милость Кришны. Повторение святого имени на четках - это ежедневная ягья, которая способна привлечь непрерывные потоки милости и погрузить нас в океан блаженства служения Шримати Радхарани и Кришне. Без этой живительной милости наша практика становится так же суха, как земля, которая не получает воды долгие годы. Можем ли мы жить без воды? Можем. И живем. И наши воспоминания об опыте лучших кругов джапы похожи на воспоминания человека, который уже многие дни живет без воды: "Было время, когда я пил..." Как долго еще мы сможем прожить без этой воды? Нам каждый день нужна эта милость!
Однажды в Джаганнатха Пури я встретил одного святого санньяси. Он рассказал мне, что встречался со Шрилой Прабхупадой, когда тот путеше<