Проверка соответствия посылаемых в рельсы кодовых сигналов показаниям светофора
Соответствие кодовых сигналов, подаваемых в рельсы смежной рельсовой цепи, показаниям светофора проверяют одновременно с проверкой чередования полярности напряжений в смежных рельсовых цепях и работы схем защиты при замыкании изолирующих стыков.
Соответствие посылаемых в рельсы смежной рельсовой цепи кодовых сигналов показаниям светофоров проверяют, используя цифровой прибор ИВП-АЛСН или комбинированный прибор Ц4380 или ЭК-2346. Вид числового кодового сигнала (3, Ж и КЖ) определяют, подключив прибор к рельсам. При определении кодовых сигналов в рельсовой цепи обращают внимание на сигнальные показания светофора.
Соответствие посылаемых в рельсы смежной рельсовой цепи кодовых сигналов показаниям светофора при изъятии ламп желтого и зеленого огней, например при кодовой числовой автоблокировке, рассмотрено ниже.
В схеме числовой кодовой автоблокировки с реле Ж и 3 (четырехзначная сигнализация) (рис. 1) существует контроль состояния соответственно первого и второго блок-участков до светофора и дополнительного реле ЗС для контроля состояния третьего блок-участка от светофора.
У светофора 3, воспринимая код КЖ, работает импульсное путевое реле ЗИР. Через дешифраторную ячейку возбуждается реле ЗЖ и за ним реле ЗЖРП и т.д. На светофоре 3 включается желтый огонь, контролируемый реле ЗО.
В случае перегорания лампы желтого огня (или изъятия ее для проверки) светофор 3 остается погасшим, кодирование рельсовой цепи 2П кодами Ж продолжается.
Рис. 1. Схема числовой кодовой автоблокировки 50 Гц с четырехзначной сигнализацией
Воспринимая код Ж, у светофора 2 работает импульсное путевое реле 2ПР, и через дешифраторную ячейку возбуждается реле 2Ж, 23, а за ними реле 2ЖП, 23П и т.д. Через фронтовые контакты сигнальных реле на светофоре 2 одновременно включаются лампы желтого и зеленого огней.
В случае перегорания (или изъятия для проверки) лампы желтого огня и размыкания контакта реле 2О (контроль действительного горения огня) выключается зеленый огонь, и светофор 2 остается погашенным.
При горении желтого и зеленого огней реле 2Т включается через контакт 31 кодового трансмиттера и передается в рельсовую цепь 1П код 3 (зеленого огня). В цепи трансмиттерного реле фронтовыми контактами реле 20 и 23О контролируется действительное горение желтого и зеленого огней на светофоре 2.
В случае перегорания лампы желтого огня и переключения контакта 2О реле 2Т остается включенным через контакт 31 трансмиттера и передает в рельсовую цепь 1Пкод зеленого огня. При перегорании лампы зеленого огня и переключении контакта 23О трансмиттерное реле включается через контакт Ж1 трансмиттера, и в рельсовую цепь 1Ппередается код желтого огня.
При правильной сигнализации светофора 2 фронтовыми контактами реле 23П и 23О замыкается линейная цепь возбуждения реле 13С у светофора 1. Принимая код 3, у светофора 1 работает реле 1И, и через дешифраторную ячейку включаются реле 1Ж и 13, а также 1ЖП и 13П. Фронтовым контактом реле 1ЖП полностью замыкается линейная цепь срабатывания реле 13С. Через фронтовые контакты реле 1Ж, 13С и 13П на светофоре 1 включается зеленый огонь.
В случаях перегорания (изъятия) на светофоре 2 ламп желтого или зеленого огня размыкается линейная цепь и выключается реле 13С, которое переключая контакты, включает желтый и зеленый огни на светофоре 1.
Фронтовыми контактами реле 1Ж, 13, 13С подготавливается цепь работы реле 1Т черезконтакт 3 трансмиттера, и в рельсовую цепь П посылается код зеленого огня. Одновременно замыкается линейная цепь возбуждения реле ЗС у следующего светофора. При перегорании лампы зеленого огня светофор 1 остается погасшим, кодирование участка П не изменяется, линейная цепь остается замкнутой, и на следующем светофоре продолжает гореть зеленый огонь.
Проверка соответствия посылаемых в рельсы смежной рельсовой цепи кодовых сигналов показаниям светофора по вышеизложенной методике должна быть выполнена для каждого светофора. Кроме того, следует проверить случай перегорания на светофоре лампы красного огня, когда цепь реле Т размыкается фронтовым контактом реле О, чем прекращается подача кодов в рельсовую цепь. После этого происходит "перенос" красного огня на сзади стоящий светофор. По окончании проверки светофора лампы устанавливают на место.
При оборудовании участков железных дорог другими системами автоблокировки соответствие посылаемых в рельсы смежной рельс вой цепи кодовых сигналов показаниям светофоров проверяют в соответствии с технической документацией проекта, исходя из местных условий.
Особое внимание при проверке соответствия кодовых сигналов показаниям светофора должно уделяться кодированию блок-участков от предупредительных (предвходных) светофоров, находящихся перед входными светофорами, и от входных светофоров при сигнальных показаниях: красном, желтом мигающем, двух желтых огнях и т.д. Кодирование рельсовых цепей и сигнальные показания светофоров должны соответствовать технической документации проекта.
В системах автоблокировки с рельсовыми цепями непрерывного типа с наложением автоматической локомотивной сигнализации кодирование для проверки включают методом наложения шунта ШУ-01м на рельсовую цепь перед светофором. Эту работу выполняют в свободное от движения поездов время. Время начала проверки в этом случае старший электромеханик (электромеханик) согласовывает с ДСП близлежащей станции или поездным диспетчером. Недостатки, выявленные при проверке соответствия кодовых сигналов в рельсовой цепи сигнальным показаниям светофора, должны быть устранены.
Оформление результатов проверки
Проверку правильности сигнализации проходных светофоров автоблокировки оформляют в ведомости формы ШУ-79.
Проверку соответствия кодовых сигналов в рельсовой цепи сигнальным показаниям светофора записывают в Журнал ШУ-2.
Проведение работы
2.1 Ознакомиться с технологической картой № 2. При отсутствии литературы воспользуйтесь приведенными в методичке теоретическими сведениями.
2.2 Составить алгоритм проверки правильности сигнализации светофоров на перегоне.
2.3 Составить алгоритм проверки соответствия кодовых сигналов подаваемых в р.ц. сигналам светофоров.
2.4 Выполнить проверку правильности и соответствия на полигоне.
Оформление отчета
Составьте отчет о проделанной работе, оформленного в соответствии с ГОСТом.
Содержание отчета:
1) название работы,
2) цель работы,
3) алгоритм проведения работы,
4) запись в журнале ШУ-2, ШУ-79
5) вывод о проделанной работе, список обнаруженных отклонений от норм.
Литература и технические средства обучения
1. Устройства СЦБ. Технология обслуживания. –М.: Транспорт. 1999. -427 с., стр. 9-14.
2. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки. ЦШ-720. М.: Трансиздат, 2000.
3. Типовая инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера сигнализации, централизации, блокировки и связи. ТОИ Р-32-ЦШ-796-00. М.: Трансиздат, 2001.
Практическая работа №41
по дисциплине Организация обслуживания, монтаж и наладка систем автоматики и телемеханики
«Проверка светофоров на невозможность открытия»
Цель работы: закрепить и систематизировать знания по технологии проверки зависимостей на станции.
Приборы и инструменты: носимые радиостанции или другие средства связи с дежурным по станции, необходимая техническая документация (принципиальные схемы), перечень мест отключения путевых реле, бланк акта проверки зависимостей, шунт ШУ-01 м сопротивлением 0,06 Ом, гаечные торцовые ключи с изолирующими рукоятками 7x140; 8x140; 9x140; 10x140; 11x140 мм.
Порядок работы:
1. Ознакомление со списком предстоящих работ
2. Проведение работы.
3. Оформление отчета.
Теоретические сведения
Зависимость устройств СЦБ проверяют в свободное от движения поездов время или технологическое "окно" с согласия дежурного по станции, сделав запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов устройств СЦБ и связи и контактной сети формы ДУ-46 (в дальнейшем Журнал осмотра).
При выполнении работы, требующей имитации проследования поезда, занятость изолированных участков (рельсовых цепей) осуществляют методом отключения путевого реле:
в устройствах СЦБ с кроссовым исполнением монтажа — изъятием дужек на релейном конце рельсовой цепи кроссового статива; в рельсовых цепях, оборудованных блоками РЗФШ, — изъятием этих блоков;
в рельсовых цепях, оборудованных аппаратурой не штепсельного типа, а также и в других рельсовых цепях, не указанных выше, — отключением провода с контакта обмотки путевого реле или отключением кабельной жилы релейного конца.
Отключения выполняют согласно перечню мест отключения путевых реле, утвержденному руководством дистанции сигнализации и связи.
На железнодорожных станциях, где путевые реле расположены в релейных шкафах горловин станций, занятость изолированных участков имитируют наложением на них шунта ШУ-01м сопротивлением 0,06 Ом.
Изъятые дужки, блоки РЗФШ, а также отключенные монтажные провода и кабельные жилы после окончания проверки устанавливают на свои места.