Комплексная и тематическая диагностика
Вопросы для подготовки
1. Диагностика уровня предматематической подготовленности дошкольников как одно из направлений педагогической диагностики. Значение, цель и задачи диагностики.
2. Виды и типы педагогической диагностики.
3. Содержание показателей. Критерии оценки.
4. Средства диагностики. Требования к средствам и методам диагностики.
5. Методика диагностики уровня предматематической подготовленности дошкольников разных возрастных групп.
6. Методика диагностики проявления каждого показателя.
7. Комплексная и тематическая диагностика.
Задания
1. Рассмотреть имеющийся дидактический материал для составления примерных заданий по диагностике. Разработать содержание заданий по диагностике (выбор возрастной группы по согласованию с преподавателем).
2. Организовать пары по 2 человека и провести задания друг с другом экспресс-диагностики познавательного развития и уровня сформированности математических представлений (см. учебник Белошистая, А.В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. - М., 2004.)
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ
Младший дошкольный возраст
1. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком в форме игры (тематические представления и умения определяются в трех направлениях: умение находить в окружающем пространстве группы предметы, которых много, и по одному (игра «Расскажи медвежонку (кукле) о группе»);
2. Умение сравнивать множества по количеству входящих в них элементов практическим путем (наложения или приложения), при помощи счета (до 3-х), (игра «К нам гости пришли»), графически (в пределах 5-ти);
3. Умение определять и воспроизводить множества на слух (в пределах 3-х элементов), (игра «Путешествие в лес»).
Игра «Расскажи медвежонку (кукле) о группе»
Воспитатель показывает новую игрушку. Это может быть медвежонок или кукла. Рассказывает, что это новая игрушка будет жить теперь с детьми в группе, но она немного боится, потому что мало знает про группу. Предлагает ребенку помочь медвежонку (кукле) и рассказать, каких предметов в группе много, а каких по одному.
Когда ребенок затрудняется с ответом, можно помочь ему с определением тех мест, где можно найти эти предметы. Таким образом определяется средний и низкий уровни сформированности.
Во время игры необходимо спрашивать у детей – «Сколько предметов?»
Игра «К нам пришли гости»
Материал: прямоугольная карта («стол»), изображения тарелок (7), яблок (7), ложек (7) и матрешек (5). Возможно использование не только карточек и изображений, а настоящих предметов.
1. Воспитатель рассказывает, что в гости к детям пришли матрешки. Ставит их вдоль стола. Необходимо их угостить. Предлагает разложить на столе столько тарелок, сколько матрешек к ним пришло. На тарелки положить яблоки – столько, сколько тарелок. Рядом с тарелками поставить чашки – столько, сколько тарелок, то же сделать с ложками. Спрашивает у ребенка: «Сколько ты положил ложек? Поставил тарелок? Чего больше? Меньше? Почему ты так думаешь?»
2. Аналогично с карточками с изображениями матрешек и яблок (на одной карточке 5 матрешек и 5 яблок).
3. В гости «приходят» 3 матрешки. Предлагаются 3 тарелки, 3 яблока, 3 чашки, 3 ложки. При «угощении» воспитатель спрашивает: «Сколько матрешек? Сколько тарелок (яблок, ложек, чашек)? Чего больше? Чего меньше? Поровну, по сколько?»
Игра «Путешествие в лес»
Ребенок вместе с воспитателем «идет в лес». По дороге ему надо сделать столько шагов, сколько раз кукушка скажет «ку-ку»; «сорвать» столько ромашек, сколько раз зайчик хлопнет в ладоши; дать белочке столько грибов, сколько раз белочка стукнет в барабан и т.д. необходимо дать детям не менее 5 заданий. При этом уточнять: «сколько?».
Деятельность детей в процессе игры соотносится с соответствующими показателями разных уровней сформированности тех или иных математических представлений, умений и навыков. Имя ребенка записывается в диагностическую таблицу (Таблица № 1) напротив описания определенного уровня.
Таблица № 1
Область знаний и критерии оценки | Уровень | Показатели сформированности | Имя ребенка |
1. Нахождение в окружающем пространстве предметов, которых много и по одному. Критерий оценки: степень проявления самостоятельности | Высокий Средний Низкий | Самостоятельно находят и называют предметы, которых в группе много и по одному. Называют предметы, которых в группе много и по одному с помощью взрослого, который указывает места в групповой комнате, где можно найти эти предметы. Самостоятельно не находят и не называют, когда воспитатель указывает на предметы, которых много и по одному, отвечает на вопрос «сколько предметов?» правильно. | |
2.Сравнение множеств по количеству находящихся в них элементов практическим путем (наложения и приложения, графическое соотношение). Критерий: степень проявления самостоятельности, адекватность использований выражений «больше», «меньше», «столько-сколько». | Высокий Средний Низкий | Знает способы сравнения (наложение, приложение, графическое соотнесение), самостоятельно действует. При описании результатов сравнения отвечает на вопросы «чего больше? чего меньше?». Использует слова «больше», «меньше», «столько», «сколько». Знает способы сравнения, допускает при наложении, графическом соотнесении, приложении ошибки в действиях. В связи с этим иногда делает ошибочные заключения. С помощью взрослого справляется с определением чего больше, чего меньше. При описании результатов сравнения использует слова «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько». Затрудняется в определении способов сравнения. Делает ошибки при выполнении действий. Не использует в своей речи выражений «поровну», «столько», «сколько». | |
3.Определение мощности множества при помощи счета. Критерий: степень интериоризации счетной деятельности. | Высокий Средний Низкий | Правильно определяет количество всех пяти элементов множества, считает про себя. Может допускать ошибки при счете про себя, исправляет их, считая вслух. При счете вслух и при счете про себя допускает ошибки. | |
4.Определение мощности множества на слух (в пределах 3). Критерий: степень проявления самостоятельности; адекватность использования выражений «больше», «меньше», «столько-сколько». | Высокий Средний Низкий | Выполняет указанные действия самостоятельно. При определении количества использует слова «1», «2», «3» при определении результатов сравнения – выражение «столько», «сколько»… Допускает ошибки в воспроизведении множества. Выполняет задание с помощью взрослого. Сравнение делает только с помощью вопросов взрослого. Речевые показатели такие же, как и у детей с высоким уровнем. Множество восстанавливает без соотнесения со звуковым образцом. Не делает количественного сравнения. Отвечает неправильно на вопросы о количественной характеристике множества, о результатах сравнения. |