Причины возникновения пожаров

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Требования и правила пожарной безопасности

· Федеральный Закон РФ «О пожарной безопасности».

· Пожарный надзор его организация и задачи.

· Общие меры по предупреждению пожаров в производственных и складских помещениях, подвижном составе, служебных зданиях, на мостах при перевозке грузов и пассажиров.

· Требования по обеспечению пожарной безопасности к вагонам в процессе их эксплуатации.

Причины возникновения пожаров

· Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

· Причины возникновения пожаров: нарушение правил эксплуатации электрического оборудования, систем отопления, загорание от посторонних источников.

· Анализ причин возгорания.

Средства предупреждения пожаров и пожаротушения

· Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, лом-багор, топор).

· Система противопожарной сигнализации. Устройство, принцип действия. Техника безопасности при эксплуатации систем противопожарной сигнализации.

· Типы огнетушителей (ОВП-5, ОП-5, ОУ-5, ОСП); их устройство, назначение, правила применения, сроки освидетельствования, техника безопасности при использовании, места расположения в вагоне.

· Установки пожаротушения.

· Места быстрого набора воды в вагоне.

· Противопожарные машины и поезда, их назначение и оснащение.

· ***Противопожарная заслонка.

Действия поездной бригады при пожаре

· Обязанности обслуживающего персонала при обнаружении пожара.

· Эвакуация пассажиров.

· Отцепка горящего вагона.

· Организация тушения пожара.

· Спасение людей и материальных ценностей.

· Действия проводника вагона при звуковом сигнале “Пожарная тревога”.

Рекомендуемая литература к теме № 6

1. Действующие приказы и указания ОАО РЖД и его подразделений.

2. Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов № ЦЛ – ЦУО/448, 1997г.

3. Правила пожарной безопасности на ж.д. транспорте ЦУО/112.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Проводники вагонов обязаны контролировать выполнение правил пожарной безопасности пассажирами.

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ. УСТРОЙСТВО, ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ.

Системы противопожарной сигнализации предназначены для раннего автоматического обнаружения признаков пожара в помещениях пассажирских вагонов и оповещения служебного персонала с указанием адреса, где произошло тревожное событие.

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации проводник вагона должен убедиться в достоверности её показания и при обнаружении очага возгорания принять необходимые меры, а в случае ложного срабатывания вызвать поездного электромеханика.

Причины возникновения пожаров - student2.ru

Проверка работоспособности установки

При необходимости контроля исправности и работоспособности индикации установки нажмите кнопку отключения звука и удерживайте её в нажатом состоянии до перехода пожарного приёмно-контрольного прибора в режим контроля индикации. Пожарный приёмно-контрольный прибор в течение 16 секунд последовательно выполнит следующие этапы:

1) свечение всех индикаторов на дисплее и подачи двух тональных сигналов;

2) свечение зеленым цветом на мнемонической схеме индикаторов подключенных шлейфов сигнализации, а на табло – числа «01»;

3) свечение зеленым цветом на мнемонической схеме индикаторов подключенных пультов управления, а на табло – числа «02»;

4) свечение на табло буквы «П», номера модификации и исполнения установки, разделённых запятой.

Проверка работоспособности

Состояние покоя (эксплуатация) установки характеризуется свечением светодиода «Эксплуатация», передняя крышка прибора закрыта.

При проверке работоспособности установки необходимо открыть переднюю крышку прибора и нажать кнопку «Тест». При этом загораются светодиоды «Тест», «Пожар» и «Место пожара», все светодиоды загораются одновременно и светятся в течение 20 секунд, после чего сами гаснут; звуковая сигнализация звучит прерывисто, отключается кнопкой отключения звука. После проверки установки необходимо нажать кнопку «Тест» (светодиод «Тест» гаснет) и закрыть переднюю крышку прибора.

ТИПЫ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ.

УСТАНОВКИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ.

Устройство установки.

Установка состоит из четырёх генераторов, размещённых в нижней части пульта управления вагоном. Необходимая для тушения пожара концентрация аэрозольной смеси обеспечивается двумя генераторами, работающими одновременно. Два других генератора являются резервом и запускаются в случае необходимости при повторном возгорании. Основные генераторы составляют первую очередь пожаротушения, резервные - вторую. Блок управления пожаротушением представляет собой электронный блок в металлическом корпусе, устанавливаемый в пульт управления вагоном или на любую вертикальную поверхность.

Для обеспечения возможности дистанционного пуска генератора в составе установки имеется пульт дистанционного пуска, представляющий собой кнопки ПУСК ПОЖАРОТУШЕНИЯ 1 И 2 ОЧЕРЕДИ.

Кнопки ПУСК ПОЖАРОТУШЕНИЯ расположены под крышкой с пломбой, что обеспечивает защиту от случайного нажатия.

Кнопки пульта дистанционного пуска установлены внутри корпуса, закрывающегося крышкой. Нажать на кнопку можно, только сорвав пломбу и открыв крышку пульта дистанционного пуска.

Режимы работы установки.

Дежурный режим обеспечивает состояние готовности к пуску огнегасящей смеси. В дежурном режиме на блоке управления пожаротушением должны гореть следующие светодиоды: ДЕЖУРСТВО; ГОТОВНОСТЬ 1 И 2 ОЧЕРЕДИ.

Рабочий режим установки представляет собой режим пуска генераторов.

Автоматический пуск установки происходит при поступлении сигнала о пожаре, при этом на блоке управления пожаротушением загорается светодиод ПОЖАР, а через 5- 10 секунд загорается светодиод ПУСК 1 ОЧЕРЕДИ, срабатывание генераторов первой очереди фиксируется по загоранию светодиодов НЕТ ЦЕПИ 1, 2. Гаснет светодиод ГОТОВНОСТЬ 1 ОЧЕРЕДИ, звенит звонок, который можно отключить нажатием кнопки ОТКЛ ЗВОНКА.

Ручной запуск первой очереди осуществляется нажатием кнопки ПУСК ПОЖАРОТУШЕНИЯ 1 ОЧЕРЕДИ на блоке управления пожаротушением или на пульте дистанционного пуска, для чего срывается пломба и открывается крышка, закрывающая кнопки.

После нажатия кнопки загораются светодиоды ПУСК 1 ОЧЕРЕДИ; НЕТ ЦЕПИ 1,2. Гаснет светодиод ГОТОВНОСТЬ 1 ОЧЕРЕДИ, звенит звонок.

Если после первой очереди пожар не ликвидирован, производится пуск второй очереди нажатием соответствующей кнопки на блоке управления пожаротушением или на пульте дистанционного пуска. При этом срабатывает звуковая сигнализация, загораются светодиоды ПУСК 2 ОЧЕРЕДИ; НЕТ ЦЕПИ 3, 4, гаснет светодиод ГОТОВНОСТЬ 2 ОЧЕРЕДИ.

После ликвидации пожара необходимо в течение 30 минут провентилировать купе и убедиться в отсутствии дыма в месте установки пожарных извещателей (надпультовое пространство).

ОТЦЕПКА ГОРЯЩЕГО ВАГОНА.

Во всех случаях при возникновении пожара начальник поезда обязан через локомотивную бригаду или дежурного по станции и поездного диспетчера вызвать территориальное пожарное подразделение или пожарный поезд. Одновременно принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (но не менее 10 м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить удобный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.

После расцепки состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения в контактной сети.

Расцепку состава производят электромеханик и начальник поезда в следующей последовательности:

1) Взять у машиниста локомотива или его помощника ключ отопления поезда и разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники);

2) Отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, привести в действие автотормоза хвостовой (оставляемой на месте) части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, выдвинуть головную часть поезда вместе с горящим вагоном на расстояние не менее 10 м;

Причины возникновения пожаров - student2.ru 3) Отцепить загоревшийся вагон от головной части поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положение расцепа. Головную часть вагона подвинуть на расстояние 15-20 м.

В случае невозможности удержать вагоны на автотормозах, привести в действие ручные тормоза; помощник машиниста в данной ситуации должен уложить под колёса вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки. Тормозные башмаки укладываются с учётом уклона пути.

При отцепке хвостовой части состава и горящего вагона, а также ограждении поезда на перегоне подавать машинисту локомотива сигналы, установленные Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации № ЦРБ-757.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принимать все зависящие от нее меры по спасению пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты, а после прибытия командного состава на место происшествия руководствоваться их указаниями.

Порядок эвакуации из вагона

В первую очередь эвакуации подлежат пассажиры, находящиеся в купе, расположенных максимально близко к очагу возгорания, либо в зоне интенсивного задымления. Особое внимание уделяется эвакуации престарелых, инвалидов, детей, пострадавших лиц (травмы, угар, сердечные приступы, приступы астмы и т.д.). Необходимо учитывать, что огонь как правило распространяется в вагоне в сторону обратную движению поезда.

Критическое время

Важно помнить, что с момента возгорания и до нарастания задымленности не совместимой (смертельно опасной) с пребыванием людей проходит зачастую всего несколько минут!

На ходу поезда пассажирский вагон сгорает в среднем за 15 минут!

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Требования и правила пожарной безопасности

· Федеральный Закон РФ «О пожарной безопасности».

· Пожарный надзор его организация и задачи.

· Общие меры по предупреждению пожаров в производственных и складских помещениях, подвижном составе, служебных зданиях, на мостах при перевозке грузов и пассажиров.

· Требования по обеспечению пожарной безопасности к вагонам в процессе их эксплуатации.

Причины возникновения пожаров

· Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

· Причины возникновения пожаров: нарушение правил эксплуатации электрического оборудования, систем отопления, загорание от посторонних источников.

· Анализ причин возгорания.

Наши рекомендации