Наука, вера, знание в условиях средневековья
В отличие от античности средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она не ограничилась только пассивным усвоением достижений античной науки.
В средневековую эпоху основным доминирующим мировоззрением было теологическое мировоззрение. Наука становилась средством решения чисто практических задач.
Наиболее представительными текстами, освященными божественным авторитетом, были тексты Священного Писания, истолкование текстов выступало основным в научной деятельности. Но христианское мировоззрение тем не менее посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и перейти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.
В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной, опытной науки.
Развитие астрономии, математики, физики требовало точных измерений – именно в лоне данных наук появляется экспериментирование. Рационализировалось и теологическое знание, пытавшееся в отличие от раннесредневековых представлений о Боге как непознаваемом феномене логически доказать существование Бога, понять совершенную красоту его творений.
В развитии рациональности большое значение имели университеты, прививавшие логико-дискурсивное мышление и искусство аргументации. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие интеллектуальных средств научного познания.
Ф. Бэконвыступил с идеей математического естествознания. В представлении Ф. Бэконаматематика – «врата и ключ всех наук» – объединяет в себе комплекс теоретических и практических дисциплин.
У. Оккамвыдвинул идею радикального эмпиризма
9. Сущность и особенности научного познания; его структура.
родиной науки считается Древняя Греция. Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, суждения, откровения , они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого, тем самым предавая ему систематичность, упорядоченность и согласованность. Античная культура за очень короткий срок создала замечательные математические теории (Евклид), космологические модели, сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук Но самое важное – был апробирован первый образец подлинно научного знания, интуитивно понятны основные его особенности, резко отличающие его от донаучного и вненаучного знания. Особенности:
1. Научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других.
2. Объектами научного познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги.
3. Важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания.
4. Научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий.
5. Научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин.
6. Наука изучает только те явления, которые повторяются, и поэтому ее главная задача – искать законы их существования.
Основными элементами научного знания являются:
1) Твердо установленные факты (фундамент науки);
2) закономерности, обобщающие группы фактов;
3) теории, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;
4) научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.
10. Основные научные методыМетод — система мыслительных и практических правил и приемов, позволяющихдостичь желаемого результата, которым может быть как знание одействительности, так и изменение положения дел в ней. Основными методамиэмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение —совокупность преднамеренных действий человека, предпринимаемых с цельювыявления существенных свойств и отношений объекта. Эксперимент — это метод исследования, с помощью которого заранее запланированным образом производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и необходимых свойств. Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает более активную роль человека, осуществляется в точно заданных условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью проверки полученных результатов. Эксперимент в отличие от наблюденияпозволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественныхусловиях остаются скрытыми.В результате наблюдения и эксперимента получаютсяданные, подвергающиеся затем описанию. Описание — дополнительный методэмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверными полным. На основе описаний эмпирических данных осуществляется дальнейшаясистематизация знания.