Классическая, неклассическая, постнеклассическая рациональность
Рациональное мышление представляет собой тип мышления, который следует четкой логической связи и ведет к конкретной цели. Иррациональное и рациональное мышление – это противоположные понятия, где иррациональный вариант предполагает отсутствие и логики, и связанности, и целей.
Особая роль в возникновении классической и современной науки отводится Г. Галилею (1564-1642). В центре его научных интересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции, исследование им свободного падения тел имели большое значение для становления механики как науки. Галилей заложил основы математической физики, обосновал положение объективности познания природы посредством количественных методов. Он считал, что ученым необходимо учитывать только поддающиеся точному измерению свойства: размер, форму, количество, вес, движение. Галилей впервые сформулировал требования к научному эксперименту, состоящие в устранении побочных обстоятельств, в умении видеть главное отвлечься от несущественного.
Ньютон завершил построение классической научной картины природы, сформулировав основные идеи, принципы, законы, категории, составлявшие классическую картину мира. Доминирующую роль в данной картине мира имел механицизм — представление о мире как о машине, состоящей из элементов различной сложности. Такую природу-машину можно полностью описать законами механики.
Формирование неклассической науки.
В конце XVIII — первой половине XIX вв. в науке произошли изменения, когда механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, несводимые к механической.
В XIX в. стало очевидным, что законы ньютоновской механики уже не могли играть роли универсальных законов природы. В эту эпоху совершаются революционные открытия в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики).
Результат познавательной деятельности в неклассической науке стал зависеть от средств и условий исследования объекта. Возникает деятельностный подход экспериментального исследования, когда специфика приборов, условий и исследователя влияет на проводимый эксперимент.
Постнеклассическая
Постнеклассическая наука. Во второй половине XX в. формируется новый образ науки — постнеклассическая наука. Во многом картина процесса формирования этой науки еще мозаична, но определенные тенденции все же наметились. Наряду с дисциплинарными исследованиями на первый план выдвигаются междисциплинарные формы исследовательской деятельности, ориентированные на решение крупнейших проблем. В этом В.И. Вернадский видел отличительную особенность науки XX в. Если задача классической и неклассической науки состояла в постижении определенного фрагмента действительности и выявлении специфики предмета исследования, то содержание постнеклассичеекой науки определяется комплексными исследовательскими программами. В связи с этим возникают новые формы синтеза наук, новые классы наук.
У истоков тенденции, ведущей к образованию новых классов наук, стояли В.В. Докучаев и его выдающийся ученик В.И. Вернадский, заложивший основы биосферного класса наук, биосферного естествознания в целом. Эта тенденция привела к формированию биогеоценологии, основы которой были определены В.Н. Сукачевым. Биосферную и биогеоценотическую эстафету развития наук подхватил Н.В. Тимофеев-Ресовский, сформулировавший проблему «биосфера и человечество».
В формировании научного мировоззрения был сделан существенный прорыв, на который не решались классическая и неклассическая наука, — человек был введен в научную картину мира. Вселенная в ее эволюционном развитии получила антропологическую направленность. Антропный принцип выражает идею о том, что структура Вселенной и ее фундаментальные характеристики имеют антропологическое выражение
Логика и язык науки
Понятие логика возникло от греческого слова logos, что означает разум. Обычно, в повседневных языковых структурах мы используем слово «логика» для обозначения некой последовательности и связи вещей, понятий, действий. Логика выступает в качестве науки, имеет структуру, объект и предмет своего исследования.
Объектом логики является мышление
Задачи логики:
1. выявить наиболее общие понятия, необходимые для мышления;
2. вскрыть природу этих понятий;
3. показать их функционирование в процессе мышления.
Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Методы можно подразделить на три группы:
1. универсальные методы познания основаны на общих принципах и закономерностях мышления.
2. общенаучные методы применяются всеми науками. Эксперимент, наблюдение, гипотетико-дедуктивный метод.
3. методы частных наук – это специальные законы и теории. Методы спектрального анализа в физике и химии.
Теоретические методы.
Понятие теория происходит от греческого слова «созерцание».
1. Анализ - (греч. analysis — разложение, расчленение) — мысленное структурирование исследуемого объекта на составные части, экстрагирование (выделение) их отдельных свойств, отношений с целью их изучения. Специфика анализа зависит от природы исследуемого объекта
2. Идеализация – предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета и введение признаков нереализуемых в действительности. В результате идеализации образуется идеальный объект. Мысленный эксперимент над И.О. и их системами позволяет зафиксировать закономерности, недоступные при изучении реальных объектов в многообразии их эмпирических свойств. Например, математическая точка или отсутствие трения.
3. Абстрагирование – процесс мысленного выделения отдельных, интересующих исследователя признаков, свойств и отношений.
Виды абстрагирования: абстракция отождествления (выделение общих свойств), изолирующая абстракция.
4. Индукция – движение знания от частного к общему. Существует неполная и полная индукция. Первым проблему индукции поставил Аристотель, который считал, что путем простого накопления фактов, можно прийти к целостной теории. Однако в 17 веке Ф.Бэкон выдвинул идею «черного лебедя» и указал, что индукция Аристотеля является неполной. По Бэкону индукция состоит из: таблиц присутствия, таблиц отсутствия, таблиц качеств и таблиц сравнений.
5. Дедукция – движение знания от общего к частному, метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики.
Все люди смертны.
Сократ – человек.
Следовательно, Сократ смертен.
6. Моделирование – метод исследования, при котором интересующий исследователя объект заменяется другим объектом (моделью), подобный первому. При изучении модели знания переносятся на оригинал.
В процессе моделирования вычленяются три составляющих: объект, субъект, модель. Этот метод осуществляется в несколько этапов: 1) сбор знаний об объекте; 2)формирование модели; 3) изучение модели; 4) перенос знаний с модели на оригинал; 5) эмпирическая проверка знаний.
7. Формализация