Выбор способа бурения, типа привода долота и бурового насоса.
На предприятии используется буровая установка БУ2900/175 ДЭП-15 с дизель-электрическим приводом постоянного тока, с тиристорным электроприводом основных механизмов. Она предназначена для бурения скважин турбинным, роторным способом и винтовыми забойными двигателями.
При турбинном способе бурения выбранный расход промывочной жидкости, кроме очистки забоя и выноса шлама, должен обеспечить работу забойного двигателя с заданном для разрушения породы моментом.
Поэтому необходимо подобрать такой тип забойного двигателя, который удовлетворяет следующим условиям:
1. Диаметр корпуса меньше диаметра долота более чем на 10 мм;
2. Расход жидкости при номинальном режиме работы близок к принятой подаче насоса;
3. Крутящий момент не менее чем на 20 % больше заданного, необходимого для разрушения породы;
Mтзд=Mт ;
Mд=G·Mу;
Mу=bDд2 ;
Mтзд≥1,2Mд;
4.2.1 Направление I 0-15:
Бурение под направление I осуществляется вращательным способом с использованием турбобура типа 2ТСШ-240:
Dт=240 мм;
Qнт =32 л/с;
ΔРнт =3,3 МПа;
l=16 м;
Мтт =3,3 кНм;
n=500 об/мин;
Рассчитаем фактическое значение момента на валу двигателя при заданном расходе Qн:
Mт=3,3· =26,1 кН·м;
Mу=0,1·492 ;
Mд=27,16·27,92=758,31 Нм;
26,1≥1,2·0,75831 кН;
26,1≥0,91 кН;
Выбранный забойный двигатель подходит для проводки скважины под направление I.
4.2.2 Направление II 15-60:
Бурение под направление II осуществляется вращательным способом с использованием турбобура типа 2ТСШ-240:
Dт=240 мм;
Qнт =32 л/с;
ΔРнт =3,3 МПа;
l=16 м;
Мтт =3,3 кНм;
n=500 об/мин;
Рассчитаем фактическое значение момента на валу двигателя при заданном расходе Qн:
Mтзд=3,3· =25,622 кН·м;
Mу=0,12·39,372 ;
Mд=80,7·21,63=1745,5 Нм;
25,622≥1,2·1,7455 кН;
25,622≥2,095 кН;
Выбранный забойный двигатель подходит для проводки скважины под направление II.
4.2.3 Кондуктор 60-530:
Бурение под Кондуктор осуществляется вращательным способом с использованием турбобура типа 2ТСШ-240:
Dт=240 мм;
Qнт =32 л/с;
ΔРнт =3,3 МПа;
l=16 м;
Мтт =3,3 кНм;
n=500 об/мин;
Рассчитаем фактическое значение момента на валу двигателя при заданном расходе Qн:
Mтзд=3,3· =6,99 кН·м;
Mу=0,16·29,532 кН·м;
Mд=225,8·14,35=3240 Нм;
6,99≥1,2·3,24 кНм;
6,99≥3,89 кНм;
Выбранный забойный двигатель подходит для проводки скважины под кондуктор.
4.2.4 Эксплуатационная колонна 530-2357:
Для проводки скважины под эксплуатационную колонну выбираем забойный двигатель типа Д2-195:
Dзд=195 мм;
Qнт =25-35 л/с;
ΔРнт =4,3-6,7 МПа;
l=6535 мм;
Мтт =5,2 кНм;
nзд=100 об/мин;
Mтзд=5,2· =4,4526 кНм;
Mу=0,28·21,592 ;
Mд=180·15,425=2776,5 Нм;
4,4526 ≥1,2·2,7765 кНм;
4,4526 ≥3,3318 кНм;
Выбранный забойный двигатель подходит для проводки скважины под эксплуатационную колонну.
4.3 Расчет перепадов давления в кольцевом пространстве скважины и определение критической плотности бурового раствора, расчет перепадов давления в бурильной колонне и определения давления на выкиде насоса.
;
Для расчета потерь давления на трение при движении промывочной жидкости в трубах и кольцевом канале необходимо определить режим течения, в зависимости от которого выбираются те или иные расчетные формулы. Для этого вычисляется значение критического числа Рейнольдса течения промывочной жидкости, при котором происходит переход от структурного режима к турбулентному.
Если число Рейнольдса движения жидкости в трубах или кольцевом пространстве больше вычисленного критического значения, то режим турбулентный. В противном случае движение происходит при структурном режиме.
Reкр=2100+7,3Не0,58;
;
dг=Dc-DнарБК;
Reкп= ;
;
При турбулентном режиме течения потери давления по длине канала определяются по формуле Дарси-Вейсбаха:
внутри труб
;
в кольцевом пространстве
;
коэффициенты гидравлического сопротивления
;
;
где k – шероховатость;
k=3·10-4 м – для стенок трубного и обсаженных участков затрубного пространства;
k=3·10-3 м – для не обсаженных участков затрубного пространства;
В случае структурного режима течений формулы для определения потерь давления по длине канала имеют вид:
;
;
- коэффициенты, значения которых можно определить предварительно вычислив число Сен-Венана;
;
;
Местные потери давления от замков в кольцевом пространстве определяются по формуле:
;
Потери давления в наземной обвязке находится по формуле:
;
Перепад давления в турбобуре вычисляется исходя из кинематического подобия по формуле:
Ртзд=ΔРт ;
В случае если для промывки скважины используется техническая вода:
;
или
;
λ=64/Re при Re≤2320;
λ=96/Re при Re≥2320;
;
или
;
Критическая плотность бурового раствора:
;
;
= ΔРКПЗД+ ΔРКПУБТ+ ΔРКПБТ - потери давления при движении промывочной жидкости в затрубном пространстве.
Расчет перепадов давления в кольцевом пространстве скважины и определение критической плотности бурового раствора:
4.4.1 Направление I 0-15 м.
За утяжеленными бурильными трубами:
dг=519,4 -203=316,4 мм;
;
Reкр=2100+7,3 ·(3243530,304)0,58=45722,78;
За утяжеленными бурильными трубами:
;
Место | Reкр | Reкп | Режим точения |
За утяжеленными бурильными трубами | 45722,78 | 16340,5 | Структурный |
За утяжеленными бурильными трубами:
βкп = 0,8;
Направление II 15-60 м.
За утяжеленными бурильными трубами:
dг = 417.322 - 203 =214,322 мм.
Reкр=2100+7,3 ·(1488259)0,58=29864.
За бурильными трубами в необсаженной части:
dг = 417,322 - 127 =290,322 мм.
Reкр=2100+7,3 ·(2730894)0,58=41580.
За бурильными трубами в обсаженной части:
dг = 416 - 127 =289 мм.
Reкр=2100+7,3 ·(2706080)0,58=41372.
За утяжеленными бурильными трубами:
За бурильными трубами в необсаженной части:
За бурильными трубами в обсаженной части:
Место | Reкр | Reкп | Режим течения |
За УТБ | Структурный | ||
За ТБПК в необсаженной части | Структурный | ||
За ТБПК в обсаженной части | Структурный | ||
За ВЗД | Структурный |
За УБТ:
βкп =0,8;
За ТБПК в необсаженной части:
βкп =0,8;
За ТБПК в обсаженной части:
βкп =0,8;
Местные потери давления в ТБПК в обсаженной части:
1,08 < 2,6 – условие выполняется.
За ВЗД:
dг = 177,322 мм.
Reкр=2100+7,3 ·(1018756)0,58=24385;
βкп =0,74;
4.4.2 Кондуктор 60-530
За забойным двигателем:
dг=304,2 - 240=64,2 мм;
Reкр=2100+7,3 ·(133541)0,58=8958.
За УТБ:
dг=304,2 - 203=101,2 мм;
Reкр=2100+7,3 ·(331823)0,58=13726.
За ТБПК в необсаженной части:
dг=304,2 - 127=177,2 мм;
Reкр=2100+7,3 ·(1017355)0,58=24367.
За ТБПК в обсаженной части:
dг=314,5 - 127=187,5 мм;
Reкр=2100+7,3 ·(1139063)0,58=25875.
За забойным двигателем:
За УТБ:
За ТБПК в необсаженной части:
За ТБПК в обсаженной части:
Место | Reкр | Reкп | Режим течения |
За ЗД | Турбулентный | ||
За УТБ | Структурный | ||
За ТБПК в необсаженной части | Структурный | ||
За ТБПК в обсаженной части | Структурный |
За ЗД:
За УТБ:
βкп =0,6;
За ТБПК в необсаженной части:
βкп =0,7;
За ТБПК в обсаженной части:
βкп =0,7;
Местные потери давления от замков в кольцевом пространстве в необсаженной части:
Местные потери давления от замков в кольцевом пространстве в обсаженной части:
ΣΔPМ=31,85+280,22=312,07 Па;
ΣΔPкп=2578,35 + 49,40 +41212,5121 + 5485,7 + 312,07 =54529,3421 Па;
1080 < 2589 - гидроразрыва пласта не будет.
Эксплуатационная колонна 530 – 2357 м.
За ВЗД:
dг=222,4-195=27,4 мм;
Reкр=2100+7,3 ·246490,58=4674;
За УТБ:
dг=222,4-178=44,4 мм;
Reкр=2100+7,3 ·647240,58=6605.
За ТБПК:
dг=222,4-127=95,4 мм;
Reкр=2100+7,3 ·2988090,58=13041.
За ЛБТ в необсаженной части:
dг=222,4-129=93,4 мм;
Reкр=2100+7,3 ·2864120,58=12775.
За ЛБТ в обсаженной части:
dг=237,1-129=108,1 мм;
Reкр=2100+7,3 ·3836620,58=14748.
За ВЗД:
За УТБ:
За ТБПК:
За ЛБТ в необсаженной колонне:
За ЛБТ в обсаженной части:
Место | Reкр | Reкп | Режим течения |
За ВЗД | Структурный | ||
За УТБ | Структурный | ||
За ЛБТ в необсаженной части | Структурный | ||
За ТБПК | 4302,9 | Структурный | |
За ЛБТ в обсаженной части | Структурный |
За ВЗД:
βкп =0,3;
За УТБ:
βкп =0,5;
За ТБПК:
βкп =0,7;
За ЛБТ в необсаженной части:
βкп =0,7;
За ЛБТ в обсаженной части:
βкп =0,75;
Местные потери давления от замков в кольцевом пространстве в необсаженной части:
Местные потери давления от замков в кольцевом пространстве в необсаженной части:
Местные потери давления от замков в кольцевом пространстве в обсаженной части:
ΣΔPМ=12591,23+1986 + 1398,3=15975,53Па;
ΣΔPкп=57241 + 81081,08 +1101254,206 + 854987 + 462125,3406 + 15975,53=2568986,431 Па;
- гидроразрыва пласта не будет.
Определение потерь давления внутри бурильной колонны
Направление II 15 – 60 м.
УБТ:
dг=151,5 мм;
Reкр=2100+7,3 ·7436530,58=20666;
- турбулентный режим течения.
ТБПК:
dг=117,8 мм;
Reкр=2100+7,3 ·4496100,58=15967;
- турбулентный режим течения.
Определение потери давления в устьевой обвязке:
ΔPОБ = (1,1·105 + 0,3·105 +0,3·105 +0,4·105) · 1080 · 0,08582 = 1,67МПа;
ΔPГ =2208МПа;
Кондуктор 60 – 530 м.
УБТ:
dг=151,5 мм;
Reкр=20666;
- турбулентный режим течения.
ТБПК:
dг=117,8 мм;
Reкр=15967;
- турбулентный режим течения.
ΔPОБ = 455196,672Па;
ΔPГ =(1-0,9956)(2,6-1,08) ·10·500 = 38000Па.
Эксплуатационная колонна 530 – 2357 м.
УБТ:
dг=129 мм;
Reкр=2100+7,3 ·5463570,58=17626;
- структурный режим течения.
βт =0,7;
ЛБТ:
dг=118 мм;
Reкр=2100+7,3 ·4571530,58=16101;
- структурный режим течения.
βт =0,7;
ТБПК:
dг=117,8 мм;
Reкр=15967;
- структурный режим течения.
βт =0,7;
ΔPОБ = 161834,4Па;
ΔPГ =(1-0,9987)(2,6-1,14) ·10·2290 =43464,2Па.
Направление II 15-60 м.
ΔP = 4044,4+241757,0102+1,07+0+1670000+25622000+2208 = 27540010,48Па ≈ 27,54МПа ≈ 27,6МПа.
Кондуктор 60 – 530 м.
ΔP = 54217,2721+1047329,34+312,07+0+455196,672+6985440+38000 = 8580495,354Па ≈ 8,58МПа ≈ 8,6МПа.
Эксплуатационная колонна 530 -2357 м.
ΔP = 2553010,901+2046782,525+15975,53+34200+161834,4+5300000+43464,2 = 10155267,56Па ≈ 10,2МПа.
+
Сумма потерь давления во всех элементах циркулярной системы за исключением потерь давления в долоте.
Резерв давлений, который может быть реализован в долоте:
ΔPД = 0,75ּ18,6 – 10,2 = 3,75МПа.
При υД < 80 м/с нельзя использовать долото с гидромониторным эффектом для бурения данного интервала.
Рабочее давление в насосах:
P = 10,2ּ106+6,897ּ106 = 17,097МПа ≈ 17,1МПа.
Вывод: выбранный насос подходит, т.к. давление расчётное =17,1 МПа меньше давления насоса НБТ-600 18,6 МПа (с диаметром втулок 140мм).
Список используемой литературы
1. Отчетные материалы производственно-технического и геологического отделав бурового предприятия.
2. Леонов Е.Г. Гидроаэромеханика в бурении/ Е.Г. Леонов, И.И. Исаев// - М.: Недра, 1987.-304 с.
3. Маковей Н. Гидравлика бурения/ Н. Маковей// - М.: Недра, 1986.-536 с.
4. Ганджумян Р.А. Инженерные расчеты при бурении глубоких скважин: Справочное пособие/ Р.А. Ганджумян, А.Г. Калинин, Б.А. Никитин// - М.: Недра, 2000.- 489 с.
5. Графическое приложение
Зависимость давления от длины канала циркуляции:
1 – турбобур с долотом;
2 - утяжеленные бурильные трубы;
3 - бурильные трубы;
4 – обсадная колонна.
Определим дополнительные данные, необходимые для построения графика давлений.
Гидростатическое давление раствора без шлама:
Р с= ρпж·g·H;
Р с=1140·10·2290=26100000≈26,1 МПа;
Гидростатическое давление с учетом шлама:
Р`с=φ·ρ пж·g·H+(1-φ) ρш·g·H;
Р`с=0,9987·1140·10·2290+(1-0,9987) ·2600·10·2290=26150000≈26,15 МПа.
0 – a`- b` - d`` - график изменения гидродинамического давления в затрубном пространстве при циркуляции;
e – k` - m` - s` - Pн – график изменения давления от забоя скважины до насоса.