Запоминание изолированных слов

• Слуховая память (по методике заучивания 10 слов А.Р.Лурия).

Ребенку 5 раз подряд предъявляется 10 простых (1-2-3 слога) слов, состоящих из 1-3 слогов с условием, что он должен каждый раз стараться воспроизвести весь список.

Оценка производится следующим образом:

5. Кратковременная - больше 6, долговременная - 5 и больше.

4. Кратковременная 4-5, долговременная 3-4.

3. Кратковременная 3-4, долговременная 2.

2. Кратковременная - 2 слова, долговременная -0.

1. Кратковременная -1 слово, долговременная -0.

После проведения исследования выстраивается кривая запоминания с целью определения динамики заучивания. Долговременная память проверяется через 1-1,5 часа.

• Запоминание речевых конструкций

(по методике А.П.Нечаева).

Уровни соответствуют средней возрастной норме:

5. 7 лет. 16-19 слогов.

4. 6 лет. 13-16 слогов.

3. 5 лет. 11-12 слогов.

2. 4 года. 8-10 слогов.

1. 3 года. Меньше 8.

ВНИМАНИЕ

• Устойчивость

5. Отсутствие отвлечений, сформирована произвольность познавательной активности.

4. Эпизодические отвлечения непроизвольного характера.

3. Регулярные отвлечения, эпизодическая заторможенность или расторможенность.

2.Выраженная заторможенность или гиперактивность.

1. Не концентрирует внимания

• Объем

вычисляется по формуле: V=[(3-n)/3] 100%

5. 100-80% 4. 80-65% 3. 65-40% 2. 40-20% 1.>20% N - все просмотренные знаки 3 - правильно вычеркнутые знаки n - ошибки t - затраченное время

• Переключаемость

вычисляется по формуле: P=[(N-n)/t] 100%

• Работоспособность

вычисляется по формуле:R=N [3/(3+n)]

5. N-7/8 N

4.7/8N-1 5/8N

3. 5/8N-1 3/8N

2.3/8N-1 1/8N

Речь

Оценка понимания обращенной речи

5. Понимает речь в полном объеме вне ситуации наглядного выбора. Понимает тексты без опоры на наглядность; понимает сложноподчиненные предложения и инверсии. Без ошибок понимает соотношение между членами предложения в предложно-падежных конструкциях (может ответить на падежные вопросы с предлогами и умеет их задавать).

4. Понимает речь практически в полном объеме. Понимает распространенные предложения без наглядности; понимает простые короткие тексты с опорой на картинки, понимает вопросы косвенных падежей.

3. Понимание речи ситуативно. Понимает простые предложения (3, 4, 5 слов) с опорой на наглядность. Отвечает на вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Сколько? (по содержанию предложений и картинок).

2. Понимает речь узкоситуативно. Понимает простые предложения (из 2 слов) с опорой на наглядность. Выполняет простые инструкции: «дай...», «принеси...», «покажи...».

1. Обращенную речь понимает только в ситуации с опорой на естественные или специальные жесты, понимает отдельные слова.

Качественная оценка экспрессивной речи

5. Речь четкая, выразительная, без искажений слов, в хорошем темпе, адекватно интонационно окрашенная.

4. Незначительные нарушения четкости речи, редко встречающиеся искажения слов, темп речи замедлен или несколько ускорен, недостаточна автоматизация отдельных звуков.

3. Речь недостаточно внятная, с часто встречающимися искажениями слов, темп заметно замедлен или ускорен, нарушена плавность речи. Отмечаются ошибки в употреблении ударений, речь мало интонирована (ребенок использует только повествовательную интонацию).

2. Речь невнятная, искаженная, значительно замедленная или ускоренная, может быть скандированная, невыразительная.

1. Речь малопонятная, значительно выражено расстройство звуковой стороны речи.

• Оценка связной речь

5. Речь развернутая, без аграмматизмов, с использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Словарь в норме.

4. В речи преобладают короткие описательные фразы с редкими аграмматизмами. Словарь в норме.

3. В речи присутствует короткая искаженная фраза со стойкими аграмматизмами. Словарь ниже нормы.

2 В речи появилась фраза из двух слов. Словарь значительно ниже нормы.

1 В речи отдельные слова, фразы нет. Словарь значительно ниже нормы.

Мышление

• Операция сравнения

5. Находит сходства и различия 2-х сюжетных картинок; устанавливает сходства и различия 2-х похожих предметов (например, тигр - лев, река - озеро).

4. То же что п. 5, но с помощью (картинки, наводящие вопросы).

3. Определяет различия простых сюжетных картинок (по Вицлаку):

а) есть - нет предмета;

б) большой - маленький;

в) цвет предметов;

г) направление движения (различия в пространственном расположении);

д) симультантное сравнение (зима - лето).

2. Определяет различия простых сюжетных картинок (по Вицлаку):

а) есть - нет предмета;

б) большой - маленький;

в) цвет предметов;

1 .Может выбрать одинаковые из 4-5 похожих предметов.

Наши рекомендации