Резервный объем выдоха - максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после спокойного выдоха - обычно равен 1000-1500 мл.
Практическая работа № 4.
"Определение уровня физического развития ребенка
по состоянию дыхательной системы"
Цель.Познакомиться с основными методами определения уровня физического развития ребенка по состоянию дыхательной системы и научиться ими пользоваться.
Материалы и оборудование. Спирометры, секундомеры (или часы с секундной стрелкой).
Ход работы.
Задание 1. Дыхательные движения.
Подсчитайте дыхательные движения у испытуемого стоя в покое и после приседаний в среднем темпе (20 приседаний за 30 с). После приседаний частоту дыхательных движений определите сразу после приседаний и через 1, 3 и 5 мин после физической нагрузки. Для этого положите руку с широко расставленными пальцами на грудь испытуемого и подсчитайте количество вдохов в минуту. Используя нижеприведенные данные сделайте вывод о соответствии частоты дыхания в покое среднестатистическим данным; тренированности организма и скорости восстановления дыхания после нагрузки.
У людей с 15 лет частота дыхания в покое устанавливается на отметке примерно 15 дыхательных движений в минуту. У спортсменов она может снижаться до 10 движений в минуту. При хорошей тренированности частота дыхательных движений непосредственно после приседаний не превышает 30 дыхательных движений в минуту, а восстановление исходной величины частоты дыхания происходит не позднее чем через 7-9 мин.
Ответьте на вопросы:
1. Как изменяется частота дыхания с возрастом?
2. Почему когда плотно поешь, становиться трудно дышать?
3. Какое дыхательное движение физиологическое более оправдано при сгибании туловища?
Задание 2. Спирометрия.
2.1. Измерьте дыхательный объем легких у испытуемого. Для этого попросите сделать его в спирометр спокойный выдох. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение. Сделайте вывод о соответствии дыхательного объема испытуемого среднестатистическим данным.
Дыхательный объем – количество воздуха, который человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании – в норме равен 300-500 мл.
2.2. Измерьте резервный объем выдоха. Для этого спокойно выдохнув, испытуемый берет в рот мундштук спирометра и производит в него глубокий выдох. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение. Сделайте вывод о соответствии резервного объема выдоха испытуемого среднестатистическим данным.
Резервный объем выдоха - максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после спокойного выдоха - обычно равен 1000-1500 мл.
2.3. Измерьте жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Для этого испытуемый делает максимально глубокий вдох без спирометра и максимальный выдох в спирометр. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение.
Рассчитайте должную (нормативную) ЖЕЛ по формулам и сравните ее с полученной в эксперименте.
ДЖЕЛ для детей от 8 до 16 лет рассчитывается по формулам:
для девочек
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,041] - [возраст (лет) × 0,018] – 3,7
для мальчиков
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,052] - [возраст (лет) × 0,022] – 4,2
ДЖЕЛ для людей старше 16 лет рассчитывается по формулам:
Для женщин
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,041] - [возраст (лет) × 0,018] – 2,68
ДЖЕЛ (мл) = [рост (см) × 40] + [масса (кг) × 10] – 3800
для мужчин
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,052] - [возраст (лет) × 0,022] – 3,6
ДЖЕЛ (мл) = [рост (см) × 40] + [масса (кг) × 30] – 4400
Рассчитайте отклонение ЖЕЛ от нормативной (разделите ЖЕЛ, полученную в эксперименте, на ДЖЕЛ, рассчитанную по формуле и умножьте на 100%). Сделайте вывод о достаточности или недостаточности ЖЕЛ у испытуемого.
В норме у здоровых людей отклонение ЖЕЛ не превышает 15%.
ЖЕЛ увеличивается с возрастом. Она зависит от пола, роста, величины грудной клетки и дыхательных мышц. У спортсменов ЖЕЛ больше, чем у нетренированных людей (например у пловцов и гребцов она увеличивается до 5000-5500 мл).
2.4. Рассчитайте резервный объем вдоха
резервный объем вдоха = ЖЕЛ – дыхательный объем – резервный объем выдоха
Сделайте вывод о соответствии резервного объема вдоха испытуемого среднестатистическим данным.
Резервный объем вдоха – максимальное количество воздуха, которое можно вдохнуть после спокойного вдоха – составляет обычно 1500-2000 мл.
2.5. Рассчитайте свой жизненный индекс, для этого ЖЕЛ (мл) разделите на массу своего тела (кг). Сделайте вывод о соответствии жизненного индекса испытуемого среднестатистическим данным.
В норме у здоровых людей, начиная с 7 лет жизненный индекс для мужчин равен 60-65 мл/кг, для женщин – 50-55 мл/кг. Если при расчете получается меньшая величина, то это может свидетельствовать о недостаточности ЖЕЛ или об избыточной массе.
Задание 3. Задержка дыхания.
Внимание!!! Лицам, страдающим головокружением, заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем, выполнять пробы с задержкой дыхания не следует! Всем студентам после каждой задержки дыхания нужно отдыхать в течение 3-5 мин.
3.1. Проба Штанге.
Определите время задержки дыхания после глубокого вдоха. Для этого испытуемый делает глубокий вдох, зажимает нос пальцами и задерживает дыхание на максимально возможное время. Экспериментатор засекает время от момента задержки дыхания до его возобновления. Задержку дыхания повторите три раза и возьмите для анализа среднее арифметическое.
Сделайте вывод о соответствии времени задержки дыхания испытуемого среднестатистическим данным, приведенным в таблице 1.
Таблица 1.
Таблица 2
Задание 4. Вопросы олимпиадного уровня.
Практическое занятие № 4
Практическая работа № 4.
"Определение уровня физического развития ребенка
по состоянию дыхательной системы"
Цель.Познакомиться с основными методами определения уровня физического развития ребенка по состоянию дыхательной системы и научиться ими пользоваться.
Материалы и оборудование. Спирометры, секундомеры (или часы с секундной стрелкой).
Ход работы.
Задание 1. Дыхательные движения.
Подсчитайте дыхательные движения у испытуемого стоя в покое и после приседаний в среднем темпе (20 приседаний за 30 с). После приседаний частоту дыхательных движений определите сразу после приседаний и через 1, 3 и 5 мин после физической нагрузки. Для этого положите руку с широко расставленными пальцами на грудь испытуемого и подсчитайте количество вдохов в минуту. Используя нижеприведенные данные сделайте вывод о соответствии частоты дыхания в покое среднестатистическим данным; тренированности организма и скорости восстановления дыхания после нагрузки.
У людей с 15 лет частота дыхания в покое устанавливается на отметке примерно 15 дыхательных движений в минуту. У спортсменов она может снижаться до 10 движений в минуту. При хорошей тренированности частота дыхательных движений непосредственно после приседаний не превышает 30 дыхательных движений в минуту, а восстановление исходной величины частоты дыхания происходит не позднее чем через 7-9 мин.
Ответьте на вопросы:
1. Как изменяется частота дыхания с возрастом?
2. Почему когда плотно поешь, становиться трудно дышать?
3. Какое дыхательное движение физиологическое более оправдано при сгибании туловища?
Задание 2. Спирометрия.
2.1. Измерьте дыхательный объем легких у испытуемого. Для этого попросите сделать его в спирометр спокойный выдох. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение. Сделайте вывод о соответствии дыхательного объема испытуемого среднестатистическим данным.
Дыхательный объем – количество воздуха, который человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании – в норме равен 300-500 мл.
2.2. Измерьте резервный объем выдоха. Для этого спокойно выдохнув, испытуемый берет в рот мундштук спирометра и производит в него глубокий выдох. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение. Сделайте вывод о соответствии резервного объема выдоха испытуемого среднестатистическим данным.
Резервный объем выдоха - максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после спокойного выдоха - обычно равен 1000-1500 мл.
2.3. Измерьте жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Для этого испытуемый делает максимально глубокий вдох без спирометра и максимальный выдох в спирометр. Опыт повторите 3-5 раз и вычислите среднее значение.
Рассчитайте должную (нормативную) ЖЕЛ по формулам и сравните ее с полученной в эксперименте.
ДЖЕЛ для детей от 8 до 16 лет рассчитывается по формулам:
для девочек
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,041] - [возраст (лет) × 0,018] – 3,7
для мальчиков
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,052] - [возраст (лет) × 0,022] – 4,2
ДЖЕЛ для людей старше 16 лет рассчитывается по формулам:
Для женщин
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,041] - [возраст (лет) × 0,018] – 2,68
ДЖЕЛ (мл) = [рост (см) × 40] + [масса (кг) × 10] – 3800
для мужчин
ДЖЕЛ (л) = [рост (см) × 0,052] - [возраст (лет) × 0,022] – 3,6
ДЖЕЛ (мл) = [рост (см) × 40] + [масса (кг) × 30] – 4400
Рассчитайте отклонение ЖЕЛ от нормативной (разделите ЖЕЛ, полученную в эксперименте, на ДЖЕЛ, рассчитанную по формуле и умножьте на 100%). Сделайте вывод о достаточности или недостаточности ЖЕЛ у испытуемого.
В норме у здоровых людей отклонение ЖЕЛ не превышает 15%.
ЖЕЛ увеличивается с возрастом. Она зависит от пола, роста, величины грудной клетки и дыхательных мышц. У спортсменов ЖЕЛ больше, чем у нетренированных людей (например у пловцов и гребцов она увеличивается до 5000-5500 мл).
2.4. Рассчитайте резервный объем вдоха
резервный объем вдоха = ЖЕЛ – дыхательный объем – резервный объем выдоха
Сделайте вывод о соответствии резервного объема вдоха испытуемого среднестатистическим данным.
Резервный объем вдоха – максимальное количество воздуха, которое можно вдохнуть после спокойного вдоха – составляет обычно 1500-2000 мл.
2.5. Рассчитайте свой жизненный индекс, для этого ЖЕЛ (мл) разделите на массу своего тела (кг). Сделайте вывод о соответствии жизненного индекса испытуемого среднестатистическим данным.
В норме у здоровых людей, начиная с 7 лет жизненный индекс для мужчин равен 60-65 мл/кг, для женщин – 50-55 мл/кг. Если при расчете получается меньшая величина, то это может свидетельствовать о недостаточности ЖЕЛ или об избыточной массе.
Задание 3. Задержка дыхания.
Внимание!!! Лицам, страдающим головокружением, заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем, выполнять пробы с задержкой дыхания не следует! Всем студентам после каждой задержки дыхания нужно отдыхать в течение 3-5 мин.
3.1. Проба Штанге.
Определите время задержки дыхания после глубокого вдоха. Для этого испытуемый делает глубокий вдох, зажимает нос пальцами и задерживает дыхание на максимально возможное время. Экспериментатор засекает время от момента задержки дыхания до его возобновления. Задержку дыхания повторите три раза и возьмите для анализа среднее арифметическое.
Сделайте вывод о соответствии времени задержки дыхания испытуемого среднестатистическим данным, приведенным в таблице 1.
Таблица 1.