Семиотическая дидактика: суть идеи.
Изучение и анализ имеющегося опыта позволили нам выдвинуть следующую конструктивную гипотезу -
эффективность дидактической модели, созданной на основе теории множественного интеллекта, зависит от семиотической вариативности, если она комплексно представлена в трех компонентах «текст», «читатель» и «социум». На языке педагогики: в отборе содержания, организации деятельности, системе оценивания.
а. Отбор содержания, раскрывает ту или иную тему в разных культурных кодах (язык фактов, художественные образы, математические символы и т.д. ) – «семиотический контекст»;
б. Организация деятельности включает чтение, письмо, аудирование, рисование, двигательную активность, ручной труд, исследование, коммуникацию, ассоциацию, рефлексию и пр. - «семиотическая деятельность»;
в. Система оценивания строится с учетом самооценки, процессуальной аутентичной оценки и внешней экспертной оценки на основе взаимодополняющих критериев - «семиотический результат».
В целом это правомерно рассматривать как целостную семиотическую дидактику, определяющую культурные основы образовательного развития на современном этапе.
При этом семиотика (семиология) понимается как – наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и знаковой – вербальной и невербальной коммуникации, в основе которой лежит постулат о том, что ни одна культура не сможет существовать при наличии менее одного семиотического канала.
Следовательно, задача педагога заключается в том, чтобы учесть разнообразие индивидуальных профилей интеллекта, существующее в пределах одной образовательной системы класса. А сделать это помогает использование семиотического подхода в образовании, переведенного на язык конкретных педагогических технологий, логично назвать их «семиотическими технологиями» преподавания. Схематически это может быть представлено через педагогически направляемое системное взаимодействие множественного интеллекта с одной стороны и разнообразия культурных сфер семиотики – с другой.
В качестве методических уточнений, представляется целесообразным усилить художественно-образную составляющую визуально-пространственного интеллекта, расширить музыкальный интеллект до аудиально-музыкального, укрупнить естественно-научный до исследовательского и межличностный рассматривать как социальный. Подобные преобразования считаем оправданными для более универсального использования предлагаемого подхода в различных предметных областях и на разных возрастных ступенях обучения.
Рассмотрим технологический инструментарий семиотической дидактики на примере произвольной темы «Времена года».
«Семиотический контекст»: отбор содержания.
Целевое назначение первого этапа семиотической дидактики заключается в определении смысловых рамок темы и подготовки материалов, ориентированных на разные типы интеллекта учащихся. Учитель выражает свой замысел в определенных семиотических системах, условных символах, создавая «открытый учебный текст» по той или иной теме. На основе соответствующим образом подобранного и представленного учебного материала ученик - адресат вовлекается в образовательный процесс, в котором происходит выборочное взаимодействия семиотических стимулов и его собственных ответных реакций, обусловленных типом его интеллекта. При этом ученик неизбежно привносит в этот процесс свой жизненный опыт, свою культуру, ценности и мотивы. Таким образом, открытость текста превращается в инструмент семиотической дидактики.
Технологической формой подобного текста может служить «тематический портфолио». При подготовке материалов по теме «Времена года» нами был собран «тематический портфолио», т.е. совокупности текстов разной природы, содержание которого формировалось по следующим разделам на основе различных культурных кодов и в соответствии с разными видами интеллекта.
Тип интеллекта ученика-адресата | Характер текста | Источники и носители текста |
Вербально-лингвистический интеллект | Вербальный | теоретические материалы, публицистические источники, произведения художественной литературы |
Логико-математический интеллект | Математические высказывания | статистические данные, графики, диаграммы формулы и т.д. |
Визуально-пространственный интеллект | Образно-графический | произведения живописи, фотографии |
Аудио-музыкальный интеллект | Аудио-текст Музыкальный текст | Музыкальные произведения |
Телесно-кинестетический интеллект | Предметы, которые ассоциируются с тем или иным временем года | Лыжи, зонтик, корзинка и пр. |
Исследовательский | Тексты с описанием различных опытов | Испарение воды, проращивание семян и т.д. |
Внутриличностный интеллект | Аутентичные тексты | обращение к личному опыту ученика |
Межличностный интеллект | Фольклорный текст (как вариант) - повод для диалога | обращение к народному опыту: пословицы, поговорки о временах года . |
Экзистоциональный | Тексты нравственно-этического характера | Стихи о природе и временах года |
Представленные форматы, источники создают своеобразную интертекстуальную поддержку содержания выбранной нами темы, выстраиваются связи, метафоры, аналогии. Предлагаемое семиотическое решение предполагает, что в процессе освоения учебного материала у учащегося происходит формирование собственного фрейма. В данном контексте под фреймом мы понимаем определенный формат представления знаний о мире, который дает нам возможность совершать такие базовые когнитивные акты, такие как восприятие, понимание и осмысление с помощью доминирующего типа интеллекта.
Очевидно, что ученик на основе общего содержательного представления темы, создает свой более ограниченный семиотический фрейм, который становится его личным путем освоения данной темы.
Можно предположить, что отсутствие того или иного семиотического формата представления темы может отрицательно сказаться на качестве ее усвоения конкретным учеником. С другой стороны, актуализированный тип интеллекта, позволит учащемуся выстроить собственную стратегию и более уверенно чувствовать себя при освоении темы на разных семиотических уровнях.
По сути дела текст-тема приобретает тем больший педагогический потенциал и образовательную ценность, чем больше представлено различных ракурсов зрения, с которых она может быть воспринята, чем больше семиотических фреймов задействовано учителем при подготовке материалов. Учитель создает своеобразный интеллектуальный конструктор, игру, состоящую из набора деталей, где каждый играющий может выбрать и сложить свои решения.
Семиотическая деятельность: виды заданий для самостоятельной работы.
Вторым компонентом семиотической дидактики становится организация самостоятельной работы учащихся в логике семиотической деятельности.
Предлагаемые виды самостоятельной работы при изучении темы становятся своеобразными «мобиле», усиливая динамичность контента и давая широкий простор для каждого вида интеллекта.
Итак, семиотическая дидактика предполагает такую организацию учебного процесса, при которой вариативность учебных заданий априори обеспечивает «поле возможностей» и свободу выбора в соответствии с доминирующим типом интеллекта. Можно договориться о вариативных и инвариантных заданиях, делать опору на принцип дополнительности, однако очевидно, что именно такая интеллектуальная атмосфера позволяет не только максимально использовать педагогический потенциал текста, но и гарантирует ситуацию успеха учащихся с разными интеллектуальными профилями.
Материальным аналогом «поля возможностей» является «Технологическая карта темы»,в которой на каждый вид интеллекта представлена подборка заданий. В идеале эти задания должны быть разного уровня сложности (а,б,в), и соответственно разной «ценовой категории» в виде баллов: 1, 2, 3. Нижней «зачетной» планкой является 10 баллов (максимальное количество – 27 баллов). Технологическая карта выполняет функции навигатора и контролера одновременно. Как навигатор по теме она предлагает анонс предстоящих заданий, как контролер позволяет учащемуся самостоятельно фиксировать их выполнение.
В ситуации нашего примера с изучением темы «Времена года», школьникам были предложены следующие задания для самостоятельной работы.
Задания блока 1. Вербально-лингвистический А. Чтение и пересказ текста рассказа о природе Б………………………………………….. В………………………………………….. | Задания блока 2. Логико-математический А. Сравнительный анализ имеющихся статистических данных по температуре воздуха Б………………………………………….. В………………………………………….. | Задания блока 3. Визуально-пространственный А.Тематическая подборка картинок (фотографий) по теме «Времена года» Б………………………………………….. В………………………………………….. |
Задания блока 4. Аудиально-музыкальный А. Прослушивание и комментарии к музыкальным пьесам П.И.Чайковского «Времена года» Б………………………………………….. В………………………………………….. | Задания блока 5. Телесно- кинестетический А. Подготовка и представление поделок из природного материала. Б………………………………………….. В………………………………………….. | Задания блока 6. Исследовательский А. Проведение наблюдения об изменениях в природе. Б………………………………………….. В………………………………………….. |
Задания блока 7. Внутриличностный А.Подготовка по личному опыту рекомендаций как правильно одеваться в разное время года Б………………………………………….. В………………………………………….. | Задания блока 8. Межличностный (социальный) А.Провести и записать интервью с родителями про их любимое время года Б………………………………………….. В………………………………………….. | Задания блока 9. Экзистенциональный А. Выучить стихотворение о любом времени года и объяснить его смысл Б………………………………………….. В………………………………………….. |
За учениками остается право выбора. Предпочтения школьников практически полностью отражали доминирующие типы их интеллекта. Было выявлено, что чувство уверенности, полученное в одном из видов деятельности, позволяло смелее пробовать себя в других, способствуя тем самым развитию всех видов интеллекта. Полученное «поле возможностей» рассматривалось как возможность многочисленных и многообразных личных инициатив и принималось, как шанс самому сориентироваться в многообразии темы.