Гиперчувствительность к зрительным сигналам (повышенная чувствительность)
– чувствителен к яркому свету, косит глазами, закрывает глаза рукой, плачет и/или испытывает неудобство от света;
– с трудом удерживает фокусировку взгляда на задаче/действии, над которой работает, в течение необходимого срока;
– легко отвлекается на другие зрительные стимулы в помещении – движение, мебель, игрушки, окна, двери и т.д.;
– с трудом находится в ярких красочных комнатах или в полутёмных помещениях;
– трёт глаза, глаза слезятся, болит голова после чтения или просмотра телепередач;
– избегает контакта с чужим взглядом;
– любит играть в темноте.
2. Пониженная чувствительность к зрительным сигналам (сниженная чувствительность или трудность с отслеживанием, различением или восприятием):
– с трудом различает похожие напечатанные буквы или цифры, например, Л и П, С и О, квадрат и четырёхугольник;
– с трудом видит «полную картинку», т.е. фокусируется на деталях или узорах;
– с трудом находит нужные предметы среди других, т.е. бумаги на столе, вещи в ящике шкафа, продукты на полке магазина, игрушки в корзине;
– часто теряет место, на котором закончил переписывать текст из книги или с доски;
– с трудом контролирует движения глаз при отслеживании движущихся объектов;
– с трудом различает цвета, формы и размеры;
– часто теряет место, на котором закончил чтение или решение математических задач;
– при переписывании меняет местами буквы в словах или читает слова задом наперед, например, «нос» вместо «сон», «он» вместо «но» после первого класса;
– жалуется на «двоение в глазах»;
– с трудом находит различия на картинках, в словах, символах или объектах;
– не выдерживает постоянных интервалов между словами и размер букв при письме и/или выстраивании в ряд цифр при решении математических задач;
– испытывает трудности при решении картинок-загадок, копировании форм и/или вырезании/отслеживании по линии;
– имеет склонность косо располагать текст на странице (строки вниз или вверх);
– путает право и лево;
– легко устаёт от учёбы;
– испытывает трудности с пространственными связями, может натыкаться на объекты/людей или ступать мимо ступенек.
Нарушение функции слуха – обработки языковой информации:
– не может распознать источник звука;
– с трудом узнаёт голоса людей;
– с трудом различает звуки/слова (например, «пол» и «кол»);
– с трудом абстрагируется от других звуков, прислушиваясь к говорящему;
– раздражается громкими внезапными металлическими или высокими звуками;
– с трудом слушает, понимает и вспоминает, что говорится или читается, часто просит повторить указания и может понять или следовать не более чем двум последовательным указаниям одновременно;
– обращается к другим за подтверждением, прежде чем дать ответ;
– с трудом формулирует мысли (устно или на письме);
– часто говорит не вовремя или «не по теме»;
– если бывает не понят, с трудом может переформулировать мысль, при этом может расстроиться, рассердиться или прекратить попытки;
– имеет трудности с чтением, особенно вслух (может также страдать дислексией);
– имеет трудности с артикуляцией и чёткостью произношения;
– зачастую улучшает способность говорить после интенсивной двигательной активности.
Социальные, эмоциональные, игровые нарушения и дисфункция саморегуляции:
I. 1.Социальные трудности:
– испытывает трудности при общении со сверстниками;
– играм с другими людьми предпочитает игры в одиночку с игрушками или предметами;
– трудно взаимодействует со взрослыми, трудно ведёт «осмысленный» диалог;
– испытывает самоагрессию или агрессию по отношению к другим;
– доставляет трудности другим в интерпретации своих сигналов, потребностей и эмоций;
– не стремится к контакту со знакомыми людьми.
I. 2.Эмоциональные трудности:
– с трудом воспринимает изменение сложившегося порядка (вплоть до вспышек гнева);
– легко расстраивается;
– часто действует импульсивно;
– лучше всего ведёт себя в мини-группе или при индивидуальном общении;
– переживает изменчивое настроение, частые истерики и вспышки гнева;
– предпочитает играть в стороне, подальше от группы или просто наблюдать за играми;
– избегает зрительного контакта;
– испытывает трудности с озвучиванием собственных потребностей.
Игровые:
– испытывает трудности с имитирующими играми (после возраста 10 месяцев);
– бесцельно бродит, не занимаясь целенаправленной игрой и не исследуя пространство (старше 15 месяцев);
– испытывает потребность в помощи взрослого для игры. С трудом играет в одиночку (старше 18 месяцев);
– часами занимается одним и тем же делом (например, выстраивает в ряд машинки, кубики, смотрит один и тот же мультфильм много раз и т.д.)
I. 3.Проблемы с саморегуляцией:
– чрезмерная раздражительность, нервозность или колики в младенческом возрасте;
– не успокаивается при помощи соски, успокаивающего объекта или на руках у мамы;
– всё время просыпается в плохом настроении;
– требует много усилий со стороны мамы (или иного лица, осуществляющего уход) для того, чтобы уснуть (например, поглаживание по спине, по голове, укачивание, длинные прогулки, поездки в машине).
Внутренняя регуляция (интероцептивные ощущения):
– ощущает жар или холод быстрее, чем другие в аналогичной обстановке, никогда не жалуется на жару или холод;
– испытывает трудности при экстремальных температурных условиях или при переходе от одной крайности к другой (например, зимой, летом, выход из прохладного помещения на жару, из отапливаемого – на холод);
– слишком быстро или слишком медленно дышит, не может переключиться с одного типа дыхания на другой в случаях, когда это требуется организму;
– слишком быстрое или слишком медленное сердцебиение относительно фактических нагрузок;
– дыхание и сердцебиение успокаиваются во время или после физической нагрузки или испуге медленнее, чем ожидалось;
– резкие/частые перепады настроения (от рассерженного до довольного) в течение дня без видимой причины;
– непредсказуемое состояние возбуждения или неспособность контролировать степень возбуждения (быстрый перепад от чрезмерной возбужденности к вялости, неустойчивость состояния между обоими состояниями, переход от гиперстимуляции к гипостимуляции за несколько часов или дней, в зависимости от вида действий, обстановки и т.д.);
– частые запоры или диарея, смешанный стул в течение одного или нескольких дней;
– трудности при привыкании к горшку, непонимание того, когда хочет в туалет (т.е. не чувствует наполнения мочевого пузыря или позывов к дефекации);
– неспособность регулировать жажду: всегда хочет пить, никогда не хочет пить, ощущения меняются то в одну, то в другую сторону;
– неспособность регулировать голод: всё время ест, никогда не хочет есть, не чувствует насыщения/голода;
– неспособность регулировать аппетит и/или постоянное чувство голода. Но, сделав «два укуса», чувствует, что наелся, а потом опять чувствует голод (склонность к нарушениям питания и /или плохому росту).