Структура научного метода познания
Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого - познание сущности явлений, их внутренних связей. Основными элементами научного знания являются: - твердо установленные факты; - закономерности, обобщающие группы фактов; - теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности; - методы как специфические приемы и способы исследования реальности, исходящие из особенностей и закономерностей изучаемых объектов; - научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.
В наше время стандартная модель строения научного знаниявыглядит примерно так. Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некая регулярность, повторяемость, то в принципе можно утверждать, что найден эмпирический закон, первичное эмпирическое обобщение. И все бы хорошо, но, как правило, рано или поздно отыскиваются такие факты, которые никак не встраиваются в обнаруженную регулярность. Тут на помощь призывается творческий интеллект ученого, его умение мысленно перестроить известную реальность так, чтобы выпадающие из общего ряда факты вписались, наконец, в некую единую схему и перестали противоречить найденной эмпирической закономерности.
Натурфилософия Древней Греции. Геоцентрическая модель мира.
При анализе греческой философии выделяют три периода: первый — от Фалеса до Аристотеля; второй — греческую философию в римском мире; третий — неоплатоновскую философию.
Фалес - согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду.
Анаксимандр – в качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.
Анаксимен - придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды.
Гераклит – в основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела
Пифагор, Платон -установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании. Высказал мысль о шарообразности Земли. При всем значении первых двух снов особое значение и сам Пифагор и его многочисленные последователи придавали знанию. Аристотель - материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей.
Демокрит, Эпикур - принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое – атом. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей - есть соединение атомов . Возникновение живого – результат природных сил, естественный процесс, а не « акта творения» внешних сил.
Геоцентрическая система мира - существовавшее в древности представление, согласно которому Земля неподвижно покоится в центре мира, а все небесные светила движутся вокруг неё. Впервые возникла в Др. Греции, являлась основой античной и средневековой астрономии и космологии. 5. Революционные взгляды Н. Коперника на модель Вселенной. Гелиоцентрическая модель мира.
Догма о неподвижности и исключительности Земли была разрушена положением Николая Коперника о том, что большинство видимых небесных движений есть лишь следствие движения Земли как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Поменяв местами Землю и Солнце, Коперник стал рассматривать Солнце как абсолютный центр Вселенной. Победа гелиоцентризма означала торжество материалистической науки, стремившейся познать и объяснить мир из него самого.
Гелиоцентрическая модель мира - представление о том, что солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентризму. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.