Три типа счастья. высший вкус жизни
Смысл жизни – в наслаждении. Смысл Человеческой жизни – развить вкус к наслаждениям высшего уровня.
Священные писания, провозглашающие любовь к Богу высшей целью человеческой жизни, отмечают, что человек может испытывать 3 вида счастья:
• Счастье от обладания материальными вещами;
• Счастье любовного общения с другими людьми;
• Счастье общения с Богом.
Все виды религий, духовных учений говорят только о:
1. Боге,
2. Душе,
3. Материи.
Чуть-чуть поразмыслив, можно прийти к пониманию, что помимо этих трех категорий не существует ничего вообще. Бог – источник всех душ и материи, которые являются Его проявлениями. Душа называется в Ведах «пограничной энергией Бога», потому что имеет свободу выбирать между любовью и эгоизмом, между общением с Абсолютом и манипуля-циями мертвой материей. В зависимости от того, в чем она ищет счастье, то есть на какой из этих объектов она направляет свою энергию, или – внимание, душа (человек) развивает три вида «вкусов», определяющих ее представления о счастье. В этой главе мы будем условно их называть разными видами «счастья».
Когда душа направляет свое внимание на материю, она развивает вкус, который назы-вается «партхива раса» (санскр.) – вкус обладания мертвой материей. Э. Фромм называет его некрофилией – любовью ко всему мертвому. Это – то «счастье», которое мы получаем от обладания счетом в банке, домом, машиной, престижным положением в обществе и дру-гими вещами – всем тем, что можно купить за деньги, особенно с целью вызывать у других зависть. Сюда же относится удовольствие, которое мы получаем во время еды (от соприкос-новения языка с вкусной пищей) и сексуальное удовольствие в его чистом виде. Секс без любви тоже относится к низшему вкусу, так как является удовольствием от «овладевания» чьим-либо телом, в том числе и насильно, против желания души, находящейся в нем.
Это – те удовольствия, или – то «счастье», которое мы испытываем от соприкосно-вения чувств материального тела, а так же ума, с их объектами. Существует пять познаю-щих чувств грубого тела: зрение, вкус, осязание, обоняние, слух. Ум обладает тонкой мате-риальной природой, поэтому его относят к отдельной категории и чаще всего называют «шестым чувством». Развивая чувствительность ума к тонким материальным явлениям, человек может обрести необыкновенные экстрасенсорные или мистические способности, обладание которыми также относится к «партхива расе» – «низшему вкусу» (о тех, кто соблазнился такими способностями, христианские старцы говорят: «он впал в прелесть»).
К этому вкусу относится также наслаждение от обладания телами других: количеством принадлежащих нам рабов, подданных, слуг, крепостных крестьян, животных и т. д.
Вкус, который мы развиваем, направляя энергию нашего сознания, то есть наше вни-мание на развитие возвышенных отношений с другими, мирская любовь называется «свар-гияраса» — «райский вкус».В отличие от неодушевленной материи живое существо можетответить нам на наше тепло, поэтому отношения с ним называются взаимоотношениями. Ответных чувств от автомобиля, сколько бы мы в него ни вложили, как бы его ни лелеяли, мы не дождемся. Каждый в душе понимает, что без возвышенных отношений с близкими –
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»
родителями или детьми, с друзьями, коллегами или возлюбленными, без проявления высо-ких благородных эмоций наша жизнь будет пресной, бессмысленной или «пустой».
Именно поэтому в наиболее развитых экономически странах, в том числе Швеции, так высок уровень самоубийств: будучи хорошо материально обеспеченными, но не имея здо-ровых возвышенных отношений, люди сходят с ума и теряют весь вкус, интерес к жизни. Почему? Потому что мы не материальны, мы созданы только для общения, и никакие мерт-вые материальные вещи, приносящие наслаждение телу, не удовлетворят нас – духовных существ, настроенных на духовные вкусы – живое общение. Поэтому Счастье, которое полу-чает душа от взаимоотношений с другими живыми существами, называется «сваргия раса»
– «райское счастье». Представления каждого человека о счастье связаны с дружбой, с любо-вью. Никакие богатства не принесут радость тому, у кого нет друзей, близких, которые его любят, у кого нет того, о ком он может или хотел бы заботиться. Всё, что мы делаем, обретает смысл, ценность лишь только тогда, когда есть кто-то, кто может уделить нам внимание, с кем мы можем установить отношения. Поскольку все мы – живые, частички Всевышнего, – общение бескорыстного плана мы ценим превыше всего.
Мы не можем жить совсем без общения, нам необходимо общаться хотя бы с каким-нибудь живым существом (кошкой, птицей, собакой). Мертвая материя – категория более низкого качества, чем живая душа. Поэтому в обществе всегда осуждалось, когда ради мате-риальных вещей человек предавал, изменял, нарушал обещания, лгал, то есть разрушал более высокое, ценное ради эгоистического, низменного. Что такое предательство – могут понять даже животные. В южных странах есть много историй о том, как слоны сбегали от новых хозяев и убивали того, кого они считали своим близким другом и который потом их продал: друзей не продают! Дельфины, как мы уже говорили, просто уходят из жизни, если человек предал их дружбу. Потому что отношения с теми, кто чувствует, – выше, чем
деньги, чем обладание мертвой материей!
Счастье, которое душа обретает в общении с Богом и с другими живыми существами на духовном уровне, любовь в чистом, высшем ее проявлении называется «ваикунтха раса», – высший вкус жизни,вкус духовного мира;это безоблачное,вечное,бесконечноесчастье.
Разница между райскими и духовными отношениями заключается в разных концеп-циях жизни. Райские отношения – это отношения, протекающие в рамках материальной кон-цепции («я – это тело»). Проявление заботы друг о друге в этом случае происходит на уровне материальных представлений о жизни. Отношения же духовного уровня появляются, когда человек понимает, что все мы бессмертны (душа – это я!), и воспринимает всех как частиц Всевышнего.
Во взаимоотношениях материального уровня, даже очень возвышенных, страдания все равно неизбежны – хотя бы потому, что эти отношения не вечны и если мы по какой-то причине (из-за своего эгоизма или в силу обстоятельств) не расстанемся сами, то в конце концов смерть нас неизбежно разлучит. Материальное (в отрыве от Бога) восприятие мира, материальные отношения – несовершенны, и в них никогда нет полного и глубокого счастья
– ведь человек, с которым мы их строим, может неправильно нас понимать, не оценить то, что мы сделали, хотя это и стоило нам серьезных усилий; он может не оправдать наших надежд, ранить случайным и необдуманным словом; он может не знать, что мы в данный момент от него ожидаем…
В противовес этому отношения, которые возникают на платформе осознания нашей вечной природы, лишены недостатков. Это тот уровень отношений, на котором не суще-ствует страданий: вай (нет), кунтха (страданий) – санскрит. Словом «ваикунтха» называют духовный мир в целом. «Материальный» или «духовный» мир – это сферы с разными уров-нями отношений.
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»
Взаимоотношения со всем и всеми в творении Бога лишены недостатков, если мы дей-ствуем, чтобы принести Ему радость. Даже когда мы делаем только один (и, может быть, не всегда правильный) шаг в Его сторону, Он тут же проявляет Себя: отвечает нам так, чтобы мы поняли и смогли ощутить, что Он есть! Он отвечает нам и снаружи, и изнутри – так, чтобы вдохновлять нас углублять отношения с Ним еще больше. «С тех пор, как я начал с любо-вью и бескорыстно служить Господу наших сердец, лучшему другу всех живых существ во Вселенной, я испытываю непрерывно увеличивающееся духовное счастье, по сравнению с которым стыдливо меркнут все удовольствия этого мира!» – Эти слова принадлежат одному из наиболее известных индийских святых Ямуначарье, которого за духовность и мудрость сделали царем в возрасте одиннадцати с половиной лет.
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»