А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Не все звенья этой цепи связаны между собой дикшей, есть связь и через шикшу. Например, Бхактивинода Тхакур, дикша-гуру которого был Випинавихари Госвами. Или Гауракишор дас Бабаджи, который дал веша-посвящение Бхактивиноде Тхакуру, хотя он и находится в парампаре после него. Гауракишор дас Бабаджи сам получил посвящение в бабаджи от ученика Джаганнатха даса Бабаджи Шрилы Бхагаваты даса Бабаджи. Есть также особенности в связи между Баладевой Видьябхушаной и Вишванатхой Чакраварти Тхакуром. Джива Госвами с Шринивасом-ачарьей, Шьяманандой и Нароттамом дасом Тхакуром связаны только шикшей. Есть также особенности в связи между Джаганнатхой дасом Бабаджи и Шрилой Баладевой Видьябхушаной. Не у всех 6-ти Госвами Господь Чайтанья является дикша-гуру. Поэтому мы можем видеть, что в нашей парампаре большая важность уделяется шикше.

Среди наших ачарьев были и проповедники (гоштхинанди) и бабаджи, полностью погруженные в бхаджан (бхаджанананди). Хотя классически уттама-адхикари не проповедует, т.е. занятый своими взаимоотношениями с Кришной, служением Ему, он не способен различать внешнюю действительность, а, следовательно, и проповедовать, тем не менее, он может спускаться на уровень мадхьяма-адхикари, чтобы проповедовать. Такой уттама-адхикари не теряет своей высшей (уттама) квалификации, но его проповедь обладает колоссальной силой. Это гоштхипапди. Будучи на высшем духовном уровне, наши ачарьи знали свою роль в планах Кришны: они могли либо погрузиться в бхаджан, либо развернуть широкую проповедь.

С биографиями ачарьев можно ознакомиться в книге «Жизнь святых гаудия-вайшнавской традиции. /Серия Вайшнавизм. Традиция святости. – Вайшнавский Университет/

· Шрила Мадхавендра Пури

· Шри Ишвара Пури

· Шри Харидас Тхакур

· Шри Санатана Госвами

· Шри Рупа Госвами

· Шри Рагхунатха дас Госвами

· Шри Рагхунатха Бхатта Госвами

· Шри Гопала Бхатта Госвами

· Шри Джива Госвами

· Шринивас Ачарья

· Шри Нароттама дас Тхакур

· Шри Шьямананда прабху

· Шри Кришна дас Кавирадж Госвами

· Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур

· Шри Баладева Видьябхушана

· Шри Джаганнатха дас Бабаджи

· Шри Гаура Кишора дас Бабаджи Махарадж

· Шри Бхактивинода Тхакур

· Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

Тема 3. Шрила Прабхупада как проповедник – его жизнь и пример

Шрила Прабхупада родился 01.09.1896 г. в Калькутте и был наречен именем Абхай Чаран Де. Его отец, Гоур Мохан Де, был чистым преданным Господа. Он принадлежал к аристократической касте суварна-ваник и состоял в родстве с богатой семьей Малликов, которые на протяжении нескольких столетий торговали с англичанами золотом и солью. Гоур Мохан Де поддерживал свою семью, занимаясь торговлей тканями. Мать, Раджани, целомудренная набожная женщина, происходила из семьи Гаудия-вайшнавов.

Согласно бенгальской традиции родители пригласили в дом астролога, чтобы тот составил гороскоп ребенка, и очень обрадовались, услышав среди прочих предсказаний о том, что, когда Абхаю исполнится 70 лет, он пересечет океан, станет великим проповедником религии и откроет 108 храмов. Гоур Мохан Де хотел, чтобы его сын вырос вайшнавом и поэтому, когда Абхай был еще совсем маленьким, отец пригласил в дом профессионального учителя игры на мриданге, чтобы тот научил Абхая классическим ритмам киртана. Часто принимая в своем доме различных садху, Гоур Мохан Де просил их каждый раз: «Благословите, пожалуйста, моего сына, чтобы Шримати Радхарани послала ему Свои благословения». Отец также не позволил Абхаю отправиться в Лондон учиться на адвоката, беспокоясь о том, чтобы западная культура не развратила его любимого сына.

С раннего детства Абхай вместе с отцом, матерью или слугой приходил в храм Радха-Говинды, находящийся напротив дома, в котором жила их семья.

Еще в детстве маленький Абхай начал проводить детскую Ратха-ятру. А в 6 лет Абхай попросил отца, чтобы тот дал ему мурти, которому он бы мог поклоняться самостоятельно.
Еще когда Абхай учился в колледже, отец устроил его женитьбу на Радхарани Датта, дочери торговца.

В 1920 г., сдав экзамены за 4-й курс колледжа, Абхай отказался от диплома в знак поддержки освободительного движения Мохандаса Ганди и Субхаша Чандра Боуза. Отец устроил сына с помощью влиятельного друга семьи в «Лабораторию Боуза» начальником отдела. Впоследствии Абхай Чаран создаст собственное фармакологическое предприятие.

Однажды в 1922 г. друг Абхая настоял на том, чтобы тот встретился с настоящим садху. Абхай отказывался, так как с детства у него сложилось неблагоприятное мнение о различных садху, которые приходили в дом его отца.

Это была его первая встреча с духовным учителем Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, во время которой Абхай сразу же получил первое наставление: проповедовать учение Господа Шри Чайтаньи всему миру. Однако официальное посвящение Абхай получил лишь спустя 11 лет, в 1933 г.

Будучи главой семьи, Абхай не мог активно участвовать в деятельности Гаудия-матха, духовной организации, созданной его духовным учителем незадолго до своего ухода. Поэтому в 1936 году Абхай спросил Бхакти-сиддханту Сарасвати о том, как он может ему служить. Ответом было: «Я совершенно убежден в том, что ты сможешь разъяснять на английском языке наши убеждения и аргументы людям, которые не понимают языка других членов нашего общества. Это принесет много пользы и тебе самому и твоей аудитории. Я очень надеюсь, что ты сможешь стать замечательным проповедником на английском языке». Это указание Абхай получил уже в третий раз: при первой встрече, на Радха-кунде во Вриндаване, в ноябре 1935 г. и теперь в конце 1936 г.
Абхай всегда старался помогать проповеднической деятельности Гаудия-Матха, а с 1944 г. он начал издавать журнал «Назад к Богу», который выходил дважды в месяц.

В 1952 г. Абхай Чаран попытался создать «Лигу преданных» в Джанси. Именно тогда были изложены «7 целей», являющиеся целями ИСККОН.

В возрасте 58 лет Абхай решился оставить жену, так и не ставшую ему помощником в проповеднической деятельности, и детей. В 1956 г., как ванапрастха, Абхай Чаран поселился во Вриндаване в храме Вамши Гопала. Он изучал писания и издавал журнал.

Абхаю неоднократно снился его духовный учитель, который призывал его принять санньясу и вскоре, получив подтверждение от своего духовного брата, он принял санньясу 17 сентября 1959 г. в Матхуре от Кешавы Махараджа. После этого Бхактиведанта Свами поселился в храме Радха-Дамодара и, вдохновляемый Рупой Госвами и Дживой Госвами, чьи самадхи находятся во дворе этого храма (также там находятся самадхи Кришнадаса Кавираджа и пушпа-самадхи Бхактисидцханты Сарасвати), он принялся за написание на английском языке комментариев к «Шримад-Бхагаватам». Издав первые два тома Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» в январе 1965 г., Бхактиведанта Свами решил поехать в Нью-Йорк. Итак, 3 августа 1965 г., получив билет на бесплатный проезд в компании «Синдия Корпорейшен», он отправляется в сорокадневное путешествие к берегам Америки на грузовом судне «Джаладута».

Дважды перенеся сердечные приступы и морскую болезнь и, наконец, прибыв в Бостон (17.09), он написал молитву, в которой просил Господа направлять его при выполнении проповеднической миссии подобно тому, как кукловод управляет марионеткой, танцующей в соответствии с его желаниями.

Проведя холодную зиму в Нью-Йорке, Бхактиведанта Свами собирает вокруг себя нескольких молодых людей, занимающихся духовными поисками. В июле 1966 г. он зарегистрировал Международное общество сознания Кришны – ИСККОН.

Это великое событие предваряет почти год тяжелой борьбы в одиночку, без помощи и поддержки его духовных братьев из Индии. Несколько раз Бхактиведанта Свами приходил в порт и смотрел расписание судов компании «Синдия Корпорейшен», от которой у него оставался обратный билет в Индию. Однако желание удовлетворить своего духовного учителя и вера в незримое присутствие Кришны и всей парампары, вера в наставления гуру не позволяли ему уехать. Кроме того, Шрилу Прабхупаду, как величайшего преданного, переполняло сострадание ко всем тем, кто лишен духовного знания и кого безжалостно уводят еще дальше от истины лже-гуру майявади. С помощью своих последователей Шрила Прабхупада открыл в Нью-Йорке на 2-ой Авеню, в доме 26 небольшой проповеднический центр, где проводил лекции и киртаны.

Когда никто не приходил получить его общение, Бхактиведанта Свами, как и велел ему гуру, «проповедовал четырем стенам».

В 1966 г. на Джанмаштами он дал первую инициацию 11-ти юношам и девушкам, а на Радхаштами еще 4-м.

В 1967 г. Шрила Прабхупада приехал в Сан-Франциско, где его уже встречали примерно 50 хиппи с Хейт-Эшбери, которым проповедовали его ученики Мукунда и Джанаки, Равиндра Сварупа и Рая-Рама.

Однако, в мае Свамиджи (так звали его первые ученики) неожиданно ощутил упадок сил, левая сторона его тела оказалась парализованной. Шрила Прабхупада сам поставил себе диагноз: сердечный приступ, сопровождающийся кровоизлиянием в мозг, которое и вызвало левосторонний паралич. Опасаясь за его жизнь, ученики отвезли Прабхупаду в больницу.

В июле была проведена первая Ратха-ятра в Сан-Франциско, Свамиджи приехал на нее. Но состояние его здоровья все еще вызывало опасения, поэтому 25 июля 1967 г. Свамиджи уехал в Индию.

На Джанмаштами он впервые дал санньясу Киртанананде во Вриндаване, в храме Радха-Дамодара. В Индии здоровье Свамиджи быстро пошло на поправку, и в октябре он начал готовиться к возвращению в Америку.

В последующие годы, без устали проповедуя по всему миру, Шрила Прабхупада открывает все новые и новые храмы, (в числе которых: Лондон – сентябрь 1969г., Нью-Вриндаван в Западной Вирджинии, первая ведическая сельхозобщина – 1968 г.) и переводит и издает книги: «Бхагавад-гита» – 1968 г., «Учение Шри Чайтаньи» – 1968 г., «Источник вечного наслаждения» и «Нектар преданности» – 1970 г. В конце 1970 г. делает свои первые шаги массовое распространение книг, достигшее размаха в 1974-76 г.г.

В июле 1970 г. Шрила Прабхупада подписывает документ об учреждении Международного управляющего совета (ДЖИ-БИ-СИ), состоящего из 12-ти человек. Таким образом, он начал готовить лидеров ИСККОН к самостоятельному управлению разрастающейся организацией. Однако во всех трудных ситуациях Прабхупада сам подключался к их деятельности.

Шрила Прабхупада старается оставлять себе больше времени для перевода «Шримад-Бхагаватам» и комментариев к нему, опасаясь, что не успеет закончить свой труд.
В июле 1970 г. Прабхупада также учреждает совет попечителей издательства Бхактиведанта Бук Траст, печатающего его книги (ББТ).

Некоторые из его учеников, оставленных в Индии для продолжения проповеди, начатой в 1967 г., начали близко общаться с представителями Гаудия-Матха и с бабаджи, живущими на Радха-Кунде, которые не оценивали должным образом усилия и полномочия Шрилы Прабхупады, критикуя его или просто приравнивая к обычным садху. В ИСККОН начинает проникать их влияние. Шрила Прабхупада, почувствовав опасность разложения ИСККОН изнутри, в августе 1970 г. отправляется проповедовать в Индию, проехав через Гавайи и Токио.

20 июня 1971 г. Шрила Прабхупада приехал в Москву и провел там 5 дней. За это время ему удалось найти одного человека, заинтересовавшегося сознанием Кришны, который впоследствии начал проповедь в России. Благодаря этому, сознание Кришны распространилось по всему бывшему Советскому Союзу.

За время своей проповеднической деятельности Шрила Прабхупада построил крупные духовные центры в Майяпуре, Вриндаване и Бомбее, открыл более 100 храмов по всему миру, написал 60 томов книг и инициировал более 4 тысяч учеников. Шрила Прабхупада покинул этот мир 14 ноября 1977 г. во Вриндаване в окружении множества учеников, скорбящих о разлуке со своим духовным учителем.

Влияние Шрилы Прабхупады на многие стороны жизни мира сильно и до сих пор. Книги Шрилы Прабхупады, которые он называл «Брихад-Мриданга», вдохновляют людей становиться преданными Господа и сейчас, когда он уже зримо не присутствует на планете. Многие люди, встречавшиеся со Шрилой Прабхупадой при его жизни, с великой благодарностью вспоминают о нем, как о личности, оставившей значительный след в их жизни.

За 12 лет Прабхупада 14 раз объехал вокруг света. Ни слабое здоровье, ни преклонный возраст (он интенсивно путешествовал до 81 года), ни какие другие беспокойства или разочарования не могли сломить его непреклонную решимость до конца исполнить миссию своего гуру Махараджа: проповедовать послание Господа Чайтаньи Махапрабху.

Книги Прабхупады повлияли на мировоззрение многих людей во всем мире. В частности, по всему миру широко распространились концепции закона кармы и вегетарианства. ИСККОН признан во всем мире как авторитетная ветвь древней духовной традиции вайшнавизма. В Майяпуре ежегодно собираются тысячи преданных со всего мира, чтобы вместе воспевать Святые Имена, как и пророчествовал Бхактивинода Тхакур. Как говорил сам Шрила Прабхупада, его книги в течение еще 10 тысяч лет будут основой для развития общества.


Наши рекомендации